Дискуссионные вопросы экономического содержания бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2012 в 08:38, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – выявить роль бюджета России в национальной экономической системе.
В связи с поставленной целью необходимо решить следующие задачи: рассмотреть сущность бюджета, изучить бюджетные классификации, их виды и назначение; проанализировать особенности бюджета, и его роль в макроэкономической системе России; исследовать бюджетную политику государства.

Файлы: 1 файл

Финансы в52+.doc

— 214.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение

 

Одним из важнейших институтов государства является бюджетная система. На протяжении тысячелетий существования государств финансовые ресурсы, мобилизуемые в бюджетную систему, обеспечивают государственным и территориальным органам власти выполнение возложенных на них функций. Бюджетная система позволяет осуществлять регулирование экономических и социальных процессов в интересах членов общества.

Бюджет, денежное обращение  — это зеркало государства, барометр его экономического и социального состояния и политического положения. И как бы ни доказывали сторонники первенства духовности и нравственности общества над экономикой в целом и финансами в частности, многотысячелетняя история государств на нашей планете свидетельствует об обратном. С разрушением экономики, крахом финансов, отсутствием средств в бюджетной системе падают духовность, нравственность и культура в обществе.

В рыночной экономике, в  условиях сузившихся возможностей государства оказывать влияние на экономические процессы в стране, значительно возрастает роль бюджетной системы как одного из важнейших инструментов государственного регулирования экономики. Это предопределяет место, занимаемое бюджетной системой в экономике страны. В свою очередь это обусловливает актуальность данного исследования.

Объект исследования данной курсовой работы – бюджет.

Предмет исследования – роль бюджета в национальной экономической системе.

Цель исследования –  выявить роль бюджета России в  национальной экономической системе.

В связи с поставленной целью необходимо решить следующие  задачи:

  • рассмотреть сущность бюджета,
  • изучить бюджетные классификации, их виды и назначение;
  • проанализировать особенности бюджета, и его роль в макроэкономической системе России;
  • исследовать бюджетную политику государства.

Теоретической и методологической основой исследования послужили  труды отечественных и зарубежных экономистов в области бюджетной системы, раскрывающие общие закономерности развития региональных финансов; результаты научных исследований российских и зарубежных ученых в области бюджетных отношений, реформирования региональных финансов. Методологической базой исследования явились общенаучные методы познания, системный анализ и синтез, аналогия, структурный, сравнительный, экономико-статистический методы анализа.

Информационная база исследования включает методические и  статистические материалы Министерства финансов РФ, Федеральной службы государственной статистики; информационные ресурсы Internet.

 

1 Дискуссионные вопросы сущности Государственного бюджета

1.1 Сущность государственного бюджета

 

Финансовая система  Российской Федерации включает в себя различные подсистемы и звенья. К основной подсистеме в соответствии с экономической сущностью и функциями финансов относятся государственные и муниципальные финансы. Главным же звеном этой подсистемы является бюджетная система, которая состоит из совокупности бюджетов, бюджетных и государственных внебюджетных фондов, государственных предприятий, других организаций и институтов [3, 16].

Понятийная запутанность сущности данного звена сводится к тому, что под бюджетом понимается: только какой-либо из видов бюджетов, вся совокупность бюджетной системы, формы проявления бюджета в реальной экономической жизни в виде документального оформления, совокупность денежных средств и т. д. Кроме того, сложность вызывается различными толкованиями финансовых отношений как таковых и спецификой их проявления в бюджетной сфере.

Действительно, с одной  стороны, бюджет является основным звеном системы финансов как экономическая категория. С другой стороны, бюджет является конкретным проявлением управленческой деятельности звеном финансовой системы в формах: консолидированного бюджета, государственного бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. Таким образом, бюджет представляет собой особую сферу финансовых отношений, и одновременно - форму практического использования финансовых отношений в форме законодательного оформления соответствующих финансовых документов. Поэтому бюджет - это одновременно и экономическая категория, и совокупность денежных фондов, входящих в единый денежный (бюджетный) фонд.

Тесная взаимообусловленность  бюджета и государства предопределяет специфику финансовых отношений, выражаемых бюджетом в общей совокупности финансовых отношений, и ограничивает их использование. Поэтому их называют бюджетными отношениями и этим они специфичны.

Бюджетные отношения  тесно связаны с обособлением части стоимости совокупного общественного продукта и концентрацией ее в распоряжении общегосударственного органа управления. Качественная определенность бюджетных отношений характеризуется выполнением ими наиболее важных экономических, социальных, политических и внешнеэкономических потребностей государства:

  • используя бюджетные отношения, устанавливаются взаимосвязи государства со всеми хозяйствующими субъектами и в процессе пере 
    распределения формируется централизованный денежный фонд, пред 
    назначенный для удовлетворения этих общегосударственных 
    потребностей;
  • при помощи бюджетных отношений осуществляется процесс пере 
    распределения денежных средств, сконцентрированных в централизованном денежном фонде общегосударственного органа управления, 
    между участниками воспроизводственного процесса, сферами общественной деятельности и т. п.;
  • посредством бюджета проводится большинство мероприятий по государственному регулированию экономики, и он является инструментом осуществления государственной финансовой политики;
  • так как в бюджете отражаются все экономические процессы и находят свое конкретное выражение все основные финансовые инструменты (налоги, расходы, займы и т. д.), его можно назвать основным 
    финансовым планом государства (росписью доходов и расходов государства) [22, 186].

Бюджету, таким образом, присущи следующие отличительные признаки финансовой категории:

  • это система экономических денежных отношений;
  • объект перераспределения является финансовым;
  • он имеет специфическое общественное значение;

отношения материализуются  в централизованном фонде денежных 
средств;

предназначение и движение денежных потоков осуществляет общегосударственный орган управления;

это основной финансовый план государства (роспись доходов и расходов);

это составная часть проведения государственной финансовой политики и управления ею;

— проявление отношений - императивное.

Бюджетные отношения  выражают отношения по распределению  совокупного общественного продукта и перераспределения, главным образом, национального дохода. Они формируют основной централизованный общегосударственный фонд денежных средств и его структуру. Средства сформированного фонда через бюджетные отношения направляются на решение важнейших общегосударственных задач.

В бюджетных отношениях признак императивности проявляется  наиболее полно в обязательности их исполнения всеми участниками и в правах государства по формированию этих отношений.

Бюджет как экономическая категория  представляет собой систему экономических денежных отношений (имеющих императивную форму образования) по поводу перераспределения совокупного общественного продукта (главным образом, национального дохода), выражающую процессы формирования и использования основного общегосударственного фонда денежных средств для удовлетворения наиболее важных задач и функций государства, принимающая законодательно закрепленный характер использования.

В широком смысле слова бюджет - это система отношений, формируемых общегосударственным органом управления и обязательных к исполнению, по поводу формирования и использования средств общегосударственного фонда денежных средств в соответствии с функциями категории и государства.

Внешняя форма проявления бюджета  находит свое выражение в обособлении у органов власти различных уровней части стоимости совокупного общественного продукта. В этом проявляется субъективная сторона бюджета как явления общественной жизни. Использование органами управления различных форм и методов формирования и использования средств бюджетного фонда, определение структуры и объемов предопределяет наличие соответствующего документа, отражающего законодательно закрепленное движение денежных средств.

Сущность бюджета как финансовой категории проявляется в его  функциях и заключается в:

формировании денежных средств основного общегосударственного фонда (в ходе реализации этой функции  обеспечиваются структура, формы и методы аккумулирования и направления концентрации части совокупного общественного продукта (национального дохода) и движения денежных потоков в бюджетной системе);

использовании денежных средств основного общегосударственного фонда (в соответствии с этой функцией реализуется процесс целевого использования денежных средств бюджета, движения денежных потоков в бюджетной системе - структура расходов, порядок и последовательность);

организации и осуществлении  контроля за формированием, движением и использованием средств бюджетного фонда (использование денежных показателей позволяет анализировать, систематизировать, выявлять тенденции и осуществлять наблюдение за соблюдением правил и норм, установленных законодательством) [9, 13].

Бюджет играет важную роль в воспроизводственном процессе экономики страны, влияя на экономическую, социальную и политическую стороны. Используя денежные средства бюджета на финансирование наиболее приоритетных сфер деятельности, важных нерентабельных производств, бюджет играет большую роль в перераспределении национального дохода между отраслями. Содержание и финансирование развития бюджетных учреждений и организаций непроизводственной сферы является также приоритетным и оказывает важную роль в воспроизводстве рабочей силы. Кроме того, через бюджет (при помощи формирования и функционирования структуры бюджетной системы) перераспределяются доходы и расходы между субъектами Федерации и местными бюджетами, что способствует выравниванию уровней их экономического и социального развития. Используя систему бюджетных отношений, осуществляют помощь хозяйствующим субъектам негосударственного сектора экономики.

В настоящее время  через бюджет перераспределяется до 30-40% национального дохода общества.

1.2 Доходы бюджета

 

Доходы бюджета создают  не только материальную основу существования  самого государства, но и базу покрытия потребностей в средствах для выполнения основной части возложенных на государство функций. Доходы бюджета необходимо рассматривать, прежде всего, как фактор, влияющий на совокупное потребление путем оказания влияния на уровень доходности социальных групп и виды деятельности. Взимание доходов позволяет оказывать определенное воздействие на выбор направлений использования накоплений, образующихся в ходе хозяйственной деятельности, регулировать спрос и структуру конечного потребления. Доходы бюджета способны воздействовать на хозяйственную активность, на объемы выпускаемой продукции и техническое оснащение производства, на равновесие цен, на отраслевое и территориальное размещение инвестиций.

Регулирующие возможности  бюджетных доходов, однако, имеют  определенные пределы. Высокий уровень изъятия денежных средств у предприятий и населения ведет к падению хозяйственной активности, уменьшению потребительских расходов, снижению совокупного спроса на рынке, что, соответственно, способствует падению объемов выпускаемой продукции, повышению цен, уменьшению реально произведенного валового национального продукта.

Доходы бюджета выражают экономические отношения, возникающие  в процессе формирования основного 

о бщегосударственного фонда денежных средств между государством, предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами и имеют специфическое общественное назначение, связанное с мобилизацией денежных сре дств в р аспоряжение государства. Формой проявления этих отношений выступают различные виды платежей предприятий, организаций и населения в бюджет, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с действующим в стране бюджетным и налоговым законодательством, в распоряжение органов государственной власти и служат для обеспечения их функций. Бюджетные    доходы,    с    одной    стороны,    являются    результатом распределения стоимости общественного продукта, а с другой – выступают объектом дальнейшего перераспределения.

Состав бюджетных доходов, их структура органически связаны  с объемами общественного производства и национального дохода и определяются финансовой политикой государства.

В доходах бюджетов могут  быть частично централизованы доходы, зачисляемые в бюджеты других уровней бюджетной системы РФ для целевого финансирования предприятий, а также безвозмездные перечисления.

Информация о работе Дискуссионные вопросы экономического содержания бюджета