Дифицит Бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2013 в 17:28, реферат

Описание работы

Бюджетный дефицит - превышение расходов бюджета над его доходами; как правило, дефицит государственного бюджета отражает неустойчивое положение в хозяйственной, финансовой деятельности, покрывается за счет изыскания внутренних источников финансирования, государственных займов, иногда - за счет эмиссии бумажных денег, не подкрепленных товарной массой. Как правило, бюджетный дефицит связан с инфляцией. Внешним источником финансирования бюджетного дефицита служат кредиты международных финансовых организаций, главным образом МВФ.

Содержание работы

1. Теоретические основы дефицита бюджета
1.1 Сущность бюджетного дефицита
1.2 Виды бюджетного дефицита
1.3 Основные причины возникновения бюджетного дефицита
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

бюд.сист реферат.docx

— 23.67 Кб (Скачать файл)

Дагестанский  государственный институт народного  хозяйства.

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

 

На тему:

Дифицит Бюджета

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                 Выполнил сту-т 3к 4гр ФЭФ

 

Хасболатов  У.А.

 

 

 

 

 

Содержание

1. Теоретические основы дефицита  бюджета

1.1 Сущность бюджетного дефицита

1.2 Виды бюджетного дефицита

1.3 Основные причины возникновения бюджетного дефицита

Заключение

Список  использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Теоретические  основы дефицита бюджета

1.1 Сущность бюджетного дефицита

Бюджетный дефицит - превышение расходов бюджета  над его доходами; как правило, дефицит государственного бюджета  отражает неустойчивое положение в  хозяйственной, финансовой деятельности, покрывается за счет изыскания внутренних источников финансирования, государственных  займов, иногда - за счет эмиссии бумажных денег, не подкрепленных товарной массой. Как правило, бюджетный дефицит  связан с инфляцией. Внешним источником финансирования бюджетного дефицита служат кредиты международных финансовых организаций, главным образом МВФ.

Бюджетный дефицит - это финансовое явление, не обязательно относящееся к разряду  чрезвычайных, исключительных событий. В современном мире нет государства, которое в те или иные периоды  своей истории не сталкивалось бы с бюджетным дефицитом. Следует  отметить, что государственные бюджеты  западных стран с развитой рыночной экономикой так же хронически дефицитны. Однако в условиях относительно устойчивого  экономического положения бюджетные  дефициты не рассматриваются как  катастрофически отрицательные  экономические показатели. Известный  английский экономист Дж.М. Кейнс в целях «взбадривания» экономического роста и обеспечения полной занятости рекомендовал проводить политику дефицитного финансирования. И в этом, безусловно, есть рациональное звено.

Однако  причины, вызванные бюджетный дефицит  могут быть различными. Дефицит может  быть связан с необходимостью осуществления  крупных государственных вложений в развитие экономики. В этом случае он отражает не кризисное течение  общественных процессов, а государственное  регулирование экономической конъюнктуры, стремление обеспечить прогрессивные  сдвиги в структуре общественного  производства. Еще Дж.М. Кейнс обосновал возможность допущения опережающего роста государственных расходов над доходами на определенных этапах развития общества.

Дефициты  возникают в результате чрезвычайных обстоятельств: войны, крупных стихийных  бедствий и т.п., когда обычно резервов становится недостаточно и приходиться  прибегать к источникам особого  рода. Дефицит может отражать кризисные  явления в экономике, ее развал, неэффективность  финансово-кредитных связей, неспособность  правительства держать под контролем  финансовую ситуацию в стране. В  этом случае он - явление чрезвычайно  тревожное, требующее принятие не только срочных и действенных экономических  мер, но и соответствующих политических решений. Отсюда ясно, что в условиях динамично развивающейся экономики  с устойчивыми, а главное эффективными международными связями, бюджетный  дефицит (конечно, в количественно  допустимых границах) не страшен. Его  не следует излишне драматизировать, ибо в долг в долг жили и продолжают жить многие экономически развитые страны. Правда, при этом количество не должно переходить в отрицательное качество, т.е. сумма, полученных государством в  долг финансовых ресурсов, не должна ложиться тяжким грузом на экономику страны, на плечи налогоплательщиков, сопровождаться сокращением социальных программ. Положение  считается контролируемым при государственном  долге, не превышающем половины выпуска  валового национального продукта, и  бюджетном дефиците не свыше 2-3%.

 

 

1.2 Виды бюджетного дефицита

При анализе взаимозависимости между  стабилизирующей политикой государства  и состоянием его бюджета различают  две составляющие бюджетного дефицита: структурный и циклический.

Структурный дефицит - здесь подразумевается  разность между текущими государственными расходами и теми доходами государственного бюджета, которые поступили бы в  него в условиях полной занятости  при существующей системе налогообложении.

Циклический дефицит - разность между фактическим  дефицитом и структурным.

Во  время кризиса к структурному дефициту добавляется циклический, во время процветания структурный  дефицит уменьшается на абсолютную величину циклического. Фактический  дефицит во время кризиса больше, а во время бума получается меньше структурного дефицита.

Так как выплаты процентов по государственному долгу являются первоочередной статьей  расходов государственного бюджета, существует еще один вид бюджетного дефицита: первичный. Это общий дефицит  государственного бюджета, уменьшенный  на сумму выплат процентов по государственному долгу. В странах, имеющих большой  государственный долг, при отсутствии первичного дефицита, нередко существует общий дефицит государственного бюджета.

1.3 Основные причины возникновения бюджетного дефицита

Кейнсианская  теория нестабильности прямо предполагает необходимость проведения государственной  экономической политики. С точки  зрения кейнсианства недостаточность  валовых расходов приводит к увеличению безработицы, избыточность же валовых  расходов порождает инфляцию. Таким  образом, правительству необходимо уменьшать совокупные расходы в  экономике, когда они слишком  велики и наоборот, увеличивать эти  расходы, когда они слишком низки.

Итак, фискальная политика базируется на двух основных выводах экономической  науки.

Во-первых, рост государственных расходов увеличивает  совокупный спрос и, следовательно, ведет к расширению объема выпуска  продукции и уровня занятости.

Во-вторых, увеличение суммы налогов сокращает  личный располагаемый доход домашних хозяйств и, следовательно, приводит к  сокращению расходов, объема выпуска  продукции и занятости.

Фискальная  политика может как благотворно, так и достаточно болезненно воздействовать на стабильность национальной экономики. Если правительство использует меры фискальной и / или денежной политики, пытаясь приблизить объем выпуска продукции к его потенциальному уровню и поддержать стабильность цен, это называется политикой стабилизации.

Политика  стабилизации представляет собой действия правительства по контролю над экономической  ситуацией с целью максимально  приблизить объем ВНП к его  потенциальному уровню и поддержать низкие и стабильные темпы инфляции.

Целью политики экономического роста является увеличение фактических объемов  ВНП. Политика ограничения деловой  активности, напротив, направлена на уменьшение реального объема ВНП по сравнению  с его потенциальным уровнем. Бюджет - это подробное описание расходов, а также финансовых планов отдельных людей, компаний или правительства. Бюджетный дефицит - это превышение размера государственных расходов над величиной бюджетных поступлений. Когда правительство имеет дефицит  бюджета, то его расходы больше его  доходов. Немаловажен вопрос о влиянии  величины и динамики бюджетного дефицита на развитие всей экономики в целом  и отдельных ее показателей в  частности. Для начала следует отметить, что бюджетный дефицит нуждается  в финансировании, и, как правило, это финансирование проводится при  помощи заимствований, как на внутреннем, так и на внешнем рынках. Несомненно, иногда правительства прибегают  и к прочим методам финансирования, среди которых наиболее губительным  для экономики в целом является инфляционное финансирование.

Государственный долг - общая сумма всех положительных  сальдо бюджетов федерального правительства, за вычетом всех дефицитов, которые  имели место в стране.

Иными словами, государственный долг - сумма  задолженности по обязательствам государства, проценты по ней и неисполненные  финансовые обязательства государства  перед субъектами экономики (т.е. неоплаченный государственный заказ, задолженность  по заработной плате перед бюджетниками и т.д.).

Задолженность правительственных органов накапливается  и превращается в государственный  долг. Говорят, что сегодняшние государственные  займы - это завтрашние налоги. Некоторые  налогоплательщики являются владельцами  государственных бумаг. Они получают проценты по этим бумагам и одновременно платят налоги, которые частично идут на выплату государственного долга.

Как правило, из текущих бюджетных дефицитов  не удается полностью выплачивать  проценты и в срок погашать государственные  займы. Постоянно нуждаясь в средствах, правительства прибегают все  к новым займам; покрывая старые долги, они делают все больше новые.

Государственный долг растет в разных странах разными  темпами. Превышение государственного долга над выпуском валового продукта более чем в 2,5 раза считается  опасным для стабильности экономики, особенно для устойчивого денежного  обращения.

Государственный долг подразделяется на внутренний и  внешний, а так же на краткосрочный (до 1 года), среднесрочный (от 1 года до 5 лет), долгосрочный (свыше 5 лет).

Наиболее  тяжелыми считаются краткосрочные  долги. По ним приходиться выплачивать  основную сумму с высокими процентами. Такую задолженность можно пролонгировать, но это связано с выплатой процентов  на проценты. Государственные органы стараются консолидировать краткосрочную  и среднесрочную задолженности, т.е. превратить их в долгосрочные долги, отложив на длительный срок выплату  основных сумм, ограничиваясь ежегодной  выплатой процентов.

В ряде стран существуют специальные управления государственного долга при Министерстве Финансов, которые осуществляют погашение  и консолидацию старых долгов и привлечение  новых заемных средств.

Предметом особого внимания является внешний  государственный долг. Если платежи  по нему составляют значительную часть  поступлений от внешнеэкономической  деятельности страны, например 20-30%, то привлекать новые займы из-за рубежа становится труднее. Их предоставляют  неохотно и под более высокие  проценты, требуя залогов и особых поручительств.

Обычно  правительства стран-должников принимают  всевозможные меры, чтобы не попасть  в положение безнадежных должников, так как это ограничивает доступ к зарубежным финансовым ресурсам. Для этого возможно несколько  путей:

1). Традиционный  путь - выплата долгов за счет  золотовалютных резервов. Для закоренелых  должников этот путь, как правило,  исключен, так как у них эти  резервы исчерпаны или очень  ограничены.

2). Консолидация  внешнего государственного долга,  которая возможна только с  согласия кредиторов. Кредиторы  создают специальные организации  - клубы, где вырабатывают общую  политику по отношению к странам,  которые не в состоянии выполнять  свои обязательства. Наиболее  известные - Лондонский клуб, в  который входят банки-кредиторы,  и Парижский клуб, объединяющий  страны-кредиторы. Оба названных  клуба не раз шли навстречу  просьбам стран-должников (в том  числе и России) об отсрочке  выплат, а в ряде случаев частично  списывали долги.

3).Сокращение  внешнего государственного долга  путем конверсии, т.е. превращение  его в долгосрочные иностранные  инвестиции. В счет долга иностранным  кредиторам предлагают приобрести  в стране-должнике недвижимость, ценные бумаги, участие в капитале. Одним из вариантов является  участие хозяйственных субъектов  страны-кредитора в приватизации  государственной собственности  в стране-должнике. В таком случае  заинтересованные фирмы страны-кредитора  выкупают у своего государства  или банка обязательства страны-должника  и с обоюдного согласия используют  их для приобретения собственности.  Такая операция ведет к увеличению  доли иностранного капитала в  национальной экономике без поступления  в страну из-за рубежа финансовых  ресурсов, вещественных носителей  капитала, новых технологий, но она  облегчает бремя внешнего государственного  долга, делает возможным получение  новых кредитов из-за рубежа.

4). Обращение  страны-должника, попавшей в тяжелое  положение, к международным региональным  банкам, Всемирному банку. Такие  банки, как правило, предоставляют  льготные кредиты, но обуславливают  свои кредиты жесткими требованиями  к государственной экономической  политике, в частности к эмиссионной,  кредитной политике, к сведению  до минимума дефицита государственного  бюджета. К таким кредитам в  90-х годах часто обращались  постсоциалистические страны.

Некоторые развивающиеся страны, чтобы смягчить кредиторов, предоставляют им право  пользования своей морской хозяйственной  зоной, строительства военных баз, станций слежения за спутниками.

 

 

 

Заключение

По  мнению аналитиков, главной задачей  бюджетной политики в России в  среднесрочном аспекте должно стать  содействие структурным и институциональным  реформам, создание «точек роста».

Бюджетная политика в период радикальных реформ в России являлась составным элементом  политики финансовой стабилизации. Поэтому  ее главной, отличительной чертой все  эти годы было стремление любой ценой  сократить размер бюджетного дефицита и относительные размеры инфляционных источников его финансирования.

Информация о работе Дифицит Бюджета