Дефицит бюджета: причины и последствия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2012 в 15:26, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы это дефицит бюджета: причины и его последствия. В своей работе я рассмотрю проблемы бюджетного дефицита и теоретические аспекты, и практическое проявление их в российской экономике в настоящее время.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Теоретические аспекты бюджетного дефицита……………………………….5
1.1. Сущность бюджетного дефицита…………………………………………..5
1.2. Виды бюджетного дефицита………………………………………………11
2. Экономические и социальные последствия бюджетного дефицита………..14
3. Программа мер по управлению бюджетным дефицитом в РФ……………..19
3.1. Характерные черты проекта бюджетного дефицита……………..……...19
3.2. Основные факторы, определяющие характер и направление долговой политики РФ на 2012-2014 гг…………………………………………………...21
3.3. Наиболее вероятные риски исполнения Федерального бюджета 2012-2014гг…………………………………………………………………………….23
Заключение………………………………………………………………………25
Список используемой литературы……………………………………………..27

Файлы: 1 файл

дефицит бюджета.doc

— 361.50 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

 

 

 

 

 

                      

                                             КУРСОВАЯ РАБОТА

 

             на тему: «Дефицит бюджета: причины и последствия»

 

 

 

 

 

 

 

 

            Выполнила студентка гр. МЭ-10-1

Деревяго Дарья

Проверила

Гузик Е.П.

 

                                          

 

Содержание

 

 

  Введение…………………………………………………………………………...3

1. Теоретические аспекты бюджетного  дефицита……………………………….5

   1.1. Сущность бюджетного  дефицита…………………………………………..5

   1.2. Виды бюджетного дефицита………………………………………………11

2. Экономические и социальные  последствия бюджетного дефицита………..14

3. Программа мер по управлению бюджетным дефицитом в РФ……………..19

   3.1. Характерные черты проекта бюджетного дефицита……………..……...19

   3.2. Основные факторы, определяющие характер и направление долговой политики  РФ на 2012-2014 гг…………………………………………………...21

   3.3. Наиболее вероятные риски исполнения Федерального бюджета 2012-2014гг…………………………………………………………………………….23

Заключение………………………………………………………………………25

Список используемой литературы……………………………………………..27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая  система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.

Однако данная системы зачастую  сталкивается с проблемами, выраженными в форме бюджетной задолженности или бюджетного дефицита. Его возникновение обусловливается многими причинами, среди которых можно выделить следующие: спад общественного производства, завышенные расходы на реализации принятых социальных программ, возросшие затраты на оборону, рост теневого сектора экономики, рост предельных издержек общественного производства, массовый выпуск “пустых” денег.                                            

  Цель данной работы это дефицит бюджета: причины и его последствия. В своей работе я рассмотрю проблемы бюджетного дефицита и теоретические аспекты, и практическое проявление их в российской экономике в настоящее время.

Данная цель решается с помощью раскрытия следующих основных задач:

1. раскрыть содержание, понятие и виды бюджетного  дефицита;

2. выявить основные  источники финансирования бюджетного  дефицита;

3. описать процесс  развития дефицита бюджета в  России;

 4. обозначить основные проблемы дефицита государственного бюджета.

 
         Дефицитность государственного и местных бюджетов и высокий государственный долг характерны на современном этапе для большинства промышленно развитых государств. В результате кредитной экспансии государства прочие заемщики вытесняются с финансового рынка, сохраняются высокие ставки на кредит.

    Огромные расходы по обслуживанию государственного долга поглощают все большую долю налоговых поступлений. Поэтому сокращение бюджетных дефицитов и государственного долга - одна из наиболее актуальных задач экономической политики не только России, но и других стран.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ БЮДЖЕТНОГО ДЕФИЦИТА

 

1.1Сущность  бюджетного дефицита

       

В различных экономических  трудах можно встретить несколько отличающиеся друг от друга подходов к проблеме дисбаланса бюджета. Однако в последнее время большинство экономистов согласились с точкой зрения Дж. М. Кейнса, великого экономиста 20-го века. Так как благодаря Кейнсу с середины тридцатых годов дефицит государственного бюджета стал применяться в качестве источника возможностей государственного регулирования экономики, в конце двадцатого века не осталось практически ни одной страны, которая может похвастаться отсутствием бюджетного дефицита. 
Итак, с точки зрения кейнсианцев, бюджетный дефицит является обычным последствием проведения фискальной политики, и ничем более.

Обоснованность каждого  данного дефицита зависит от необходимости  регулирования величины государственных  вливаний в величину валовых расходов экономики. С точки зрения кейнсианцев, сбалансированный бюджет имеет право на существование лишь тогда, когда экономика находится в равновесии, в состоянии полной занятости, причем величина слагаемых, увеличивающих валовые расходы экономики полной занятости, равна величине слагаемых, уменьшающих валовые расходы экономики полной занятости. Если же хотя бы одно из вышеуказанных условий не выполнено, несбалансированность бюджета будет обоснована [1].

Казалось бы, что может  быть проще – сократить расходную  часть бюджета, если доходная недостаточна, и дело с концом. Однако в реальной жизни расходную часть сокращать не только достаточно сложно, но и иногда нельзя. Например, нельзя с экономической точки зрения сокращать расходы на страхование, капитальную амортизацию; с политической точки зрения – на социальные нужды, на вооружения и т.п. Лишь малая часть расходов бюджета зависит от решений, принятых именно в этом году. Большая же их часть необходима для выполнения утвержденных ранее программ, как-то помощь инвалидам, участникам войн, разнообразных федеральных программ.

         Однако  чаще  всего  дефицит   отражает  кризисные  явления   в  экономике,  ухудшение   показателей  финансово-хозяйственной   деятельности  субъектов  хозяйствования,  нарушение  экономических  связей,  неэффективность  налоговой  системы и т.д.  в  этом  случае  требуется  принятие  срочных  мер  со  стороны  правительства по  стабилизации  экономики,  реформированию  кредитно-финансовой  системы,  корректировке  бюджетной  политики.

        В исключительных  случаях превышение  расходов  над доходами  становиться результатом чрезвычайных  обстоятельств (войн, стихийных бедствий и прочее), когда средств и резервов бюджетного  фонда недостаточно и приходиться изыскивать дополнительные  источники  финансирования чрезвычайных  расходов.

          Таким  образом,  в  конечном   итоге  дефицит  бюджета   является  следствием:

  • чрезмерных  государственных  расходов;
  • ограниченности  финансовых возможностей государства  мобилизовать необходимые  доходы (сознательное   сокращение  налогов в  целях  стимулирования  деятельности  субъектов  хозяйствования  или из-за  низкой  собираемости  доходов);
  • циклических  спадов  в  экономике.[2] Возникновение чрезвычайных обстоятельств (войны, стихийные бедствия).
  • низкой эффективности общественного производства; высокий удельный вес сбытовых предприятий, в их общем количестве.
  • нерациональной структуры бюджетных расходов.
  • несовершенства налоговой системы.
  • некомпетентности руководства государства, его неумение держать под контролем финансовую ситуацию в стране.
  • больших затрат на удержание силовых структур.
  • предоставления бесплатной помощи другим государствам.
  • невозможности получения долгов от других государств.
  • перехода от командно-административной экономике к рыночной.
  • неудовлетворительной работы государственных служб, в компетенцию которых входит сбор налогов и других отчислений.
  • кражи денег госбюджета.
  • необходимости совершения в особо больших размерах государственных вкладов (инвестиций) в экономику.
  • кризиса политической системы государства.
  • низкой покупательной способности населения [2].

 

        Вряд  ли  можно  однозначно  назвать основную  причину   бюджетного дефицита.    Для   разных  стран  и  в   разные  периоды  развития  каждая  из  них могла  быть  основной,  но  чаще  всего  они  воздействовали  одновременно.  Но  всякий  рост  государственных  расходов,  не  подкрепленный  увеличением  доходов,  нарушает  бюджетное  равновесие,  создает  отрицательное  бюджетное  сальдо,  с  одной  стороны,   но   с другой—причиной бюджетного дефицита  могут явиться недостаточные доходы  государства.  Принимая  во  внимание, что основным  источником дохода  бюджета являются  налоги,   следует признать  тот факт,  что состояние доходной  базы бюджета определяется  состоянием  субъектов  хозяйствования  в  частности  и экономики  в  целом.

         В  ситуации  спада  производства, других  негативных  явлений бюджетные   поступления уменьшаются. Если  при этом  не  обеспечено  адекватное  сокращение   расходов,  возникает отрицательное бюджетное сальдо.

         Конечно, к  важнейшим факторам,  влияющим  на  бюджетный  дефицит  и  определяющим  его  размер,  относится  колебание  объема  ВВП  в  течение бюджетного  периода. Практика  показала,  что  в  периоды  депрессии,  когда ВВП низок,  бюджет, как правило,  сводится  с дефицитом,  в то  время как в периоды подъема наблюдается положительное бюджетное сальдо. Причиной  таких изменений являются  метаморфозы,  происходящие  как в доходной, так и в расходной частях  бюджета. Здесь имеется в виду, что во  время спадов  резко сокращаются поступления прямых налогов (подоходного налога, налога  на  прибыль и др.) в связи с уменьшением базы  налогообложения.  В то  же  время возрастают  отдельные  виды  государственных  расходов,  что  заставляет  их  находиться в  противофазе  с  циклом.  Как  правило,  в  периоды  спада  правительства  принимают  меры  по  увеличению  расходов  по  социальной  защите  населения,  что  вызывает  рост  выплат  трансфертов отраслям, производящим товары  и  оказывающим  услуги  населению,   но   также  пособий  по  безработице  и  других  социальных расходов. Принято  считать, что  в  условиях  динамично  развивающейся  экономики  бюджетный  дефицит  в  количественно  допустимых размерах не  страшен.  В  долг жили  и  живут  многие  экономически  развитые  государства. Однако  сумма  полученных  государством  в  долг  финансовых  ресурсов  не должна  обременять  экономику  страны,  налогоплательщиков, сопровождаться  значительным  увеличением расходов  по  обслуживанию   долга,  сокращением социальных  программ.

С  начала  XX в. общие государственные расходы по  отношению к ВВП во  всем  мире  значительно увеличились.  Правительства государств  в этих  условиях  принимают различные бюджетные решения, направленные  на  сокращение  отрицательного  сальдо  бюджета.  Это может выразиться   в ужесточении налоговых режимов,  замораживании финансирования,  сокращении  трансфертных  платежей и т.д.

 Отношение  экономистов  к  вопросу бюджетного  дефицита  неоднозначно.  Существует  столько  позиций, сколько  вариантов  составления  бюджета:  с  отрицательным  сальдо (дефицитом),  положительным  сальдо (профицитом)  либо  сбалансированным. Уже  давно возникло  мнение,  новую жизнь которому  дал Д. Кейнс,  снабдив его научной базой, что бюджетный дефицит—это совершенно  нормальное  и даже  желательное для растущей  экономики явление,  которое способствует  ее росту, снижению  безработицы.

 Часто  дефицит  оправдывается  тем,   что  заимствованные  для  его  финансирования  средства  вкладываются  в  производство,  доходы  от  которого  позволят  через  некоторый  промежуток  времени расплатиться  по  долгам.  Теоретически  это  даже  очень логично,  однако  практика  не подтверждает  правильность  такой концепции,  особенно  в  странах  с  переходной  экономикой.

Существует  много  факторов,  которые  в  разной  степени влияют  на  состояние  доходной  и  расходной  частей  бюджетного фонда:

  • Увеличение  государственных  расходов  на  социальное  обеспечение  и  здравоохранение  (например,  в  странах,  где  возрастает  доля  пожилого  населения,  или  в  связи  с  неблагоприятной  экологической  обстановкой);
  • Увеличение  государственных расходов  на  образование  и  создание  новых  рабочих  мест  (в  странах, где  возрастает  доля  молодого  населения, или  в  связи  с  проведением  мероприятий  по  сокращению  безработицы);
  • Увеличение  государственных  расходов  в  военное  время  или  в связи с социальными конфликтами;
  • Увеличение  расходов, связанных  с  развитием  рыночной  инфраструктуры  в  условиях трансформационной  экономики;
  • Увеличение  расходов  на  приоритетное развитие  отраслей  хозяйства, реструктуризацию  экономики;
  • Сокращение  налогов  в  целях  стимулирования экономического  развития;
  • Уменьшение  доходов  в  связи  с  ухудшением  показателей финансово-хозяйственной  деятельности экономических  агентов;
  • Сокращение  доходов  из-за  низкой  собираемости  и др.

Информация о работе Дефицит бюджета: причины и последствия