Бюджетная система Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2014 в 11:21, лекция

Описание работы

1. Национальная экономика;
2. Функции государства в национальной экономике, государственном регулировании экономики;
3. Экономические функции правительства, экономическая политика, финансовая политика;
4. Бюджетная политика;
5. Государственные и муниципальные финансы.

Файлы: 1 файл

Бюджетная система тема 1, 2.docx

— 160.31 Кб (Скачать файл)

Тема №1. Введение  в дисциплину. Бюджетная система РФ.

 

    1. Национальная экономика;
    2. Функции государства в национальной экономике, государственном регулировании экономики;
    3. Экономические функции  правительства, экономическая политика, финансовая политика;
    4. Бюджетная политика;
    5. Государственные и муниципальные финансы.

 

Введение

 

Проблема справедливого и рационального распределения ограниченных ресурсов государства всегда являлась актуальной темой для исследований. Экономическая наука еще с момента своего зарождения уделяла значительное внимание тематике финансов государства. Наиболее важные шаги в понимании и переосмыслении теории финансов государства были сделаны XVIII в. такими известными исследователями, как Уильям Петти (William Petty), Адам Смит (Adam Smith), Иоганн Юсти (Justi, JohannesHeinrich Gottlob), Ф. Кенэ. Труды И. Юсти «Системы государственных финансов» (1766) и А. Смита «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776) можно по праву назвать фундаментом современной теории государственных финансов.

В России значительный вклад в развитие системы государственных финансов внес в XIX в. видный государственный деятель М. М. Сперанский. В своей работе «План финансов» (1810) он изложил основы построения государственной бюджетной системы. Принципы построения бюджетной системы современной России во многом схожи с «Планом финансов» Сперанского.

Особое место среди российских реформаторов государственных финансов занимает Сергей Юльевич Витте. С его именем связана проведенная в 1895—1897 гг. денежная реформа, в результате которой в России появилась стабильная денежная система, основанная на конвертируемом курсе рубля по отношению к золоту.  Принятие указанных мер открывало возможности для привлечения в Россию иностранного капитала, а также позволило сконцентрировать значительные бюджетные средства на развитие приоритетных для государства отраслей промышленности, в первую очередь развитие инфраструктуры и железнодорожного строительства. Похожие цели преследуются в настоящее время Министерством финансов Российской Федерации при проведении реформы государственных финансов России.

В настоящее время назрела необходимость в принципиально новых знаниях о принципах построения современной бюджетной системы, которые основаны как на передовом международном опыте в области бюджетной реформы, так и на российской практике последнего десятилетия. Важно понимание как основ бюджетной системы, заложенных еще в 1998 г. в Бюджетном кодексе Российской Федерации, так и последних принципиальных изменений бюджетного законодательства, инициированных Минфином России. Фактически в 2007 г. в бюджетный процесс были заложены самые последние инновационные идеи управления бюджетом, и в настоящее время мы имеем принципиально новую бюджетную систему, основанную на среднесрочном планировании доходов и расходов. Постепенно внедряются в бюджетный процесс методы бюджетирования, ориентированного на результат. В настоящее время бюджетная реформа продолжается.

 

    1. Национальная экономика

 

Современный   экономический   словарь  трактует ( определяет ) слово « экономика » как, во-первых, хозяйство,  совокупность   средств ,  объектов ,  процессов ,  используемых   людьми   для   обеспечения жизни, удовлетворения потребностей путем создания необходимых  человеку  благ, условий и  средств существования с применением труда.

 

Национальная экономика – народное хозяйство страны, совокупность всех отраслей и регионов, соединенных в единую систему с помощью экономических связей. Национальная экономика характеризуется следующими признаками:

  • общее экономическое пространство с единым законодательством, единой денежной единицей, общей кредитно-денежной и финансовой системой;
  • наличие тесных экономических связей между хозяйственными субъектами с общим воспроизводственным контуром;
  • территориальная определенность с общим экономическим центром, который выполняет регулирующую и координационную роль.

 

Национальная экономика стремится к поступательному развитию за счет

  • стабильного роста национального объема производства;,
  • высокого и стабильного уровня занятости;
  • стабильного уровня цен;
  • поддержание равновесного внешнего баланса.

 

Названные цели достигаются через применение определенных инструментов макроэкономического регулирования:

  • фискальная политика (оперирование государственным бюджетом через налоговую систему и расходы государства);
  • денежно-кредитная политика (контроль за денежным предложением через ставку процента, резервную норму и другие инструменты);
  • политика регулирования доходов (от свободного установления заработной платы и цен до декретного контроля);
  • внешнеэкономическая политика (торговая политика, регулирование обменного курса).

 

Вывод 1.1: Общим и конечным результатом функционирования национальной экономики является приращение национального богатства, а также наиболее эффективного использования людских и материальных ресурсов.

 

    1. Функции государства в национальной экономике, государственном регулировании экономики.

 

Современный этап развития рыночной экономики в различных странах характеризуется активным вмешательством государства в экономические и социальные процессы. Наиболее часто используемым экономическим инструментом выступают финансы. Следовательно, основным субъектом финансового регулирования выступает государство.

Финансовое регулирование происходит, с одной стороны, через стимулирование одних сегментов экономической системы путем концентрации в них финансовых ресурсов и, с другой стороны, через сдерживание иных сегментов на основе ограничения объема поступающих в них финансовых ресурсов.

 

Таким образом, финансовое регулирование — это воздействие на экономические и социальные процессы, направленное на предотвращение возможных или устранение имеющихся диспропорций, обеспечение развития передовых технологий и социальной стабильности, путем концентрации финансовых ресурсов в одних сегментах рынка и ограничения роста объема финансовых ресурсов в других. Основными объектами государственного финансового регулирования выступают отраслевая структура экономики, ее территориальные пропорции, а также социальная структура общества.

 

Формы финансового регулирования:

  • прямое финансовое регулирование предполагает непосредственное воздействие на конкретный объект регулирования. Например, предоставление налоговых льгот малым предприятиям и ИП в рамках программы поддержки малого бизнеса или государственные и муниципальные заказы некоммерческим организациям и др.
  • косвенное финансовое регулирование действует опосредованно через другие объекты. 

Среди финансовых методов воздействия на экономику и социальные процессы наиболее распространены бюджетные (различные формы бюджетных расходов, государственные и муниципальные гарантии и т.п.) и налоговые. Каждому объекту финансового регулирования соответствуют определенные методы.

 

Методами государственного финансового регулирования отраслевых пропорций являются:

  • налоговое регулирование (изменение состава налогов, налоговых ставок, налогооблагаемой базы, состава налогоплательщиков и др.);
  • амортизационная политика (тесно связана с налоговым регулированием, влияет на налогообложение прибыли и имущества);
  • различные формы государственной поддержки организаций, ИП (субсидии, субвенции, бюджетные кредиты, инвестиции, государственный и муниципальный заказ);
  • бюджетные расходы (льготное кредитование и страхование).

 

Методы финансового регулирования территориальных пропорций. Финансовое регулирование территориальных пропорций осуществляется главным образом через механизм межбюджетного регулирования (межбюджетных трансфертов, регулирующие доходы; дотации, субсидии, субвенции бюджетам других уровней бюджетной системы), финансирование целевых программ поддержки и развития отдельных регионов и муниципальных образований, изменение состава налога.

Основные методы финансового регулирования социальной структуры общества:

  • шкала подоходного налога;
  • социальные выплаты;
  • трансферты;
  • льготы.

 

Уровни финансового регулирования. Регулирование отраслевых и социальных пропорций происходит не только на общегосударственном уровне, но и на уровне регионов. Тем не менее нельзя забывать о том, что существуют объективные границы государственного вмешательства в экономические и социальные процессы, связанные с тем, что излишняя «государственная опека» отдельных организаций и социальных групп может лишить их мотивации к развитию, порождать иждивенчество, в то время как важнейшими принципами рыночной экономики являются индивидуальный риск и ответственность.

 

Финансовая деятельность государства. Финансовая деятельность в любом обществе представляет особый процесс планового собирания распределения (перераспределения) и использования денежных средств с целью практического выполнения задач и функций государства и муниципальных образований.

Схема 1. Понятие финансовой деятельности государства



 

 

 

 

 

 

 

 

Классические функции государства:

    • формирование и поддержание в актуальном состоянии нормативно-правовой базы, регламентирующую деятельность хозяйствующих субъектов;
    • формирование условий устойчивого роста национальной экономики;
    • распределение и перераспределение ресурсов;
    • создание системы минимальных социальных гарантий.

Данные функции государства трансформируются под влиянием различных условий.

 

    1. Экономические функции правительства, экономическая политика, финансовая политика

 

Экономические функции государства:

    • обеспечение правовой базы и создание общественных институтов, способствующих эффективному функционированию рыночной системы;
    • защита конкуренции;
    • перераспределение национального дохода;
    • стабилизация экономики;
    • обеспечение социальных гарантий населению.

 

Экономическая политика – это проводимая государством, правительством страны генеральная линия экономических действий, система мер в области управления экономикой, придание определенной желаемой направленности экономическим процессам в соответствии с целями, задачами, интересами страны. Она включает в себя налоговые политики:

  • структурная
  • социальная
  • финансово-кредитная;
  • внешнеэкономическая;
  • налоговая;
  • бюджетная;
  • социально-техническая;
  • инвестиционная.

 

Успешное функционирование и развитие экономики любого государства во многом определяется возможностью реализации государственными и муниципальными органами власти возложенных на них функций по обеспечению экономической стабильности, обороноспособности государства, развитию социальной сферы, повышению уровня жизни населения. Осуществление указанных функций невозможно без формирования финансовой базы деятельности органов власти, регулирования финансовых отношений в обществе. Государство вырабатывает соответствующую финансовую политику, представляющую собой совокупность целенаправленных мер государства в области управления финансами с целью определения наиболее эффективных, отвечающих современным условиям мероприятий для создания финансовой основы реализации экономической политики государства.

 

Составляющие финансовой политики


 


 

 

 

 

Основные типы финансовой политики государства


 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Классификация видов финансовой политики:

  • по территориальному критерию:

Информация о работе Бюджетная система Российской Федерации