Бюджетная система Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2014 в 13:37, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является раскрытие темы – бюджетная система Российской Федерации.
Задачи работы: раскрыть экономическое содержание бюджетной системы государства и её структуры в Российской Федерации, дать понятие бюджетной системы её типов и структуры; охарактеризовать принципы бюджетной системы Российской Федерации, межбюджетные отношения в России и проблемы их развития; рассмотреть перспективы развития межбюджетных отношений в Российской Федерации.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….3
1. Экономическое содержание бюджетной системы государства и ее структура в Российской Федерации
1.1. Понятие бюджетной системы…………………………………...5
1.2. Типы бюджетной системы………………………………………9
1.3. Структура бюджетной системы Российской Федерации……13
2. Принципы бюджетной системы Российской Федерации
2.1. Принципы бюджетной системы Российской Федерации………………………………………………………19
2.2. Межбюджетные отношения в России и проблемы их развития…………………………………………………………26
3. Перспективы развития межбюджетных отношений в Российской Федерации…………………………………………………………….31
Заключение……………………………………………………………….37
Список используемой литературы……………………………………...39

Файлы: 1 файл

Гос.финансы курсовая 15 вар..doc

— 943.50 Кб (Скачать файл)

Принцип самостоятельности бюджетов означает:

 1) право законодательных органов государственной власти и органов местного самоуправления на каждом уровне бюджетной системы самостоятельно осуществлять бюджетный процесс;

2) наличие собственных  источников доходов бюджета каждого  уровня;

3) право органов государственной власти и органов местного

самоуправления самостоятельно в соответствии с законодательством определять направления расходования средств соответствующих бюджетов и источники финансирования дефицитов соответствующих бюджетов;

 4) законодательное закрепление регулирующих доходов бюджетов, полномочий по формированию доходов соответствующих бюджетов;

5) недопустимость изъятия доходов, дополнительно полученных при исполнении законов (решений) о бюджете, сумм превышения доходов над расходами бюджетов и сумм экономии по расходам бюджетов;

6) недопустимость компенсации  за счет бюджетов других уровней  потерь в доходах и дополнительных расходов, возникших в ходе исполнения законов (решений) о бюджете, за исключением установленных законом случаев.

Принцип равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, муниципальных образований означает определение бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, установление и исполнение расходных обязательств, формирование налоговых и неналоговых доходов бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, определение объема, форм и порядка предоставления межбюджетных трансфертов в соответствии с едиными принципами и требованиями, установленными настоящим Кодексом.

Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений источников финансирования его дефицита, уменьшенных на суммы выплат из бюджета, связанных с источниками финансирования дефицита бюджета и изменением остатков на счетах по учету средств бюджетов

Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов означает, что все доходы и расходы бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов и иные обязательные поступления, определенные налоговым и бюджетным законодательством Российской Федерации, законами о государственных внебюджетных фондах, подлежат отражению в бюджетах, бюджетах государственных внебюджетных фондов в обязательном порядке и в полном объеме [14].

Данный принцип реализуется так, что расходы любого бюджета должны совпадать с доходами бюджета, то есть формируются по средствам. Возможна реализация сбалансированности бюджета по трем схемам:

  1. доходы равны расходам. Если в процессе исполнения бюджета доходная и расходная части не совпадут по объему, вносятся изменения закона о бюджете. Возможны ситуации, когда в законе о бюджете заранее оговаривается порядок распределения дополнительных доходов, а если доходов поступает меньше, вводится режим сокращения расходов вплоть до секвестра.
  2. расходы превышают доходы, образуется дефицит бюджет, для покрытия которого необходимо изыскивать дополнительные средства (прежде всего это займы). Как правило, значительный объем дефицита характерен для бюджетов в кризисных ситуациях.
  3. расходы сознательно устанавливаются ниже доходов, формируется профицит (наглядным примером профицитного бюджета можно назвать бюджеты с 2000 по 2006 гг.) [15].

Принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.

Принцип общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов означает, что расходы бюджета не могут быть увязаны с определенными доходами бюджета и источниками финансирования дефицита бюджета, если иное не предусмотрено законом (решением) о бюджете в части, касающейся: - субвенций и субсидий, полученных из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации; - средств целевых иностранных кредитов (заимствований);  - добровольных взносов, пожертвований, средств самообложения граждан; - расходов бюджета, осуществляемых в соответствии с международными договорами (соглашениями) с участием Российской Федерации; - расходов бюджета, осуществляемых за пределами территории Российской Федерации;  - отдельных видов неналоговых доходов, предлагаемых к введению (отражению в бюджете) начиная с очередного финансового года; - расходов бюджета, осуществляемых в случаях и в пределах поступления отдельных видов неналоговых доходов.

Принцип прозрачности (открытости) означает:

- обязательное опубликование  в средствах массовой информации  утвержденных бюджетов и отчетов  об их исполнении, полноту представления  информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений о бюджетах по решению законодательных (представительных) органов государственной власти, представительных органов муниципальных образований;

- обязательную открытость  для общества и средств массовой информации проектов бюджетов, внесенных в законодательные (представительные) органы государственной власти (представительные органы муниципальных образований), процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия либо внутри законодательного (представительного) органа государственной власти (представительного органа муниципального образования), либо между законодательным (представительным) органом государственной власти (представительным органом муниципального образования) и исполнительным органом государственной власти (местной администрацией);

- стабильность и (или) преемственность  бюджетной классификации Российской  Федерации, а также обеспечение  сопоставимости показателей бюджета  отчетного, текущего и очередного финансового года (очередного финансового года и планового периода).

Принцип достоверности бюджета означает надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.

Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

Принцип подведомственности расходов бюджетов означает, что получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого они находятся.

Принцип единства кассы означает зачисление всех кассовых поступлений и осуществление всех кассовых выплат с единого счета бюджета, за исключением операций по исполнению бюджетов, осуществляемых в соответствии с нормативными правовыми актами органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления за пределами территории соответственно Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования, а также операций, осуществляемых в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации [14].

Обобщая содержание принципов построения бюджетной системы можно сказать, что их реализация должна определяться необходимостью выполнения общегосударственных экономических и социальных программ, а также перераспределением финансовых ресурсов для выравнивания развития регионов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 
 

 

    1. Межбюджетные отношения в России и проблемы их развития

В условиях федеративного государства при сложном построении бюджетной системы ее устойчивость, как и всего государства в целом, во многом зависит от характера межбюджетных отношений. Проблема оптимального построения модели межбюджетных отношений относится к числу самых актуальных. В настоящее время идет поиск динамичного равновесия между федеральными органами власти и органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления применительно к бюджетной сфере [15].

Межбюджетные отношения - финансовые отношения между органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления по поводу перераспределения между уровнями бюджетной системы доходных источников, расходных полномочий и объемов финансовой помощи для сбалансированности бюджетной системы.

Они строятся на базе экономических связей в рамках единой страны и заложенных в Конституции РФ принципов, на основе которых ставится задача достижения оптимального взаимодействия всех бюджетов и придания этому взаимодействию характера системности.

Межбюджетные отношения организуются в любом государстве, имеющем административно-территориальное деление, но строиться они могут на разных основах (принципах). Условно принято различать унитарные и федеративные бюджетные системы. Унитарным бюджетным системам соответствует высокий уровень централизации бюджетных средств, отсутствие или незначительный объем бюджетных прав нижестоящих органов власти. Федеративные бюджетные системы строятся на прямо противоположных основах. Им присуща высокая степень самостоятельности территориальных бюджетов при соблюдении единства общегосударственных интересов. Принципы, на основе которых функционируют федеративные бюджетные системы, называют принципами бюджетного федерализма.

Среди принципов, на которых основываются межбюджетные отношения можно выделить:

  • распределения и закрепления расходов бюджетов по определенным уровням бюджетной системы Российской Федерации;
  • разграничения (закрепления на постоянной основе и распределения по временным нормативам) регулирующих доходов по уровням бюджетной системы Российской Федерации;
  • равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, равенства бюджетных прав муниципальных образований;
  • выравнивания уровней минимальной бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, муниципальных образований;
  • равенства всех бюджетов Российской Федерации во взаимоотношениях с федеральным бюджетом, равенства местных бюджетов во взаимоотношениях с бюджетами субъектов Российской Федерации [4].

Важное значение в построении межбюджетных отношений уделяется межбюджетным трансфертам, которые представляют собой средства одного бюджета, перечисляемые другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации. При этом передача средств может осуществляться на безвозмездной основе (в форме дотаций, субвенций, или субсидий) или на возвратной основе (в форме бюджетных кредитов). В Бюджетном кодексе установлены следующие определения видов межбюджетных трансфертов:

      дотация  — бюджетные средства, предоставляемые  бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации на безвозмездной и безвозвратной основах;

      субвенция  — бюджетные средства, предоставляемые  бюджету другого уровня бюджетной  системы Российской Федерации  или юридическому лицу на безвозмездной  и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов;

      субсидия  — бюджетные средства, предоставляемые  бюджету другого уровня бюджетной  системы Российской Федерации, физическому  или юридическому лицу на условиях  долевого финансирования целевых  расходов;

      бюджетный кредит — форма финансирования бюджетных расходов, которая предусматривает предоставление средств юридическим лицам или другому бюджету на возвратной и возмездной основах.

Основными функциями межбюджетных отношений являются:

- выравнивание бюджетной обеспеченности тех территориальных образований, где она меньше минимального необходимого уровня (обеспечивающего соблюдение конституционных и других государственных социальных гарантий на всей территории страны);

- стимулирование наращивания налогового потенциала, своевременного и полного сбора платежей в бюджет на подведомственной территории, а также рационального и эффективного их расходования [2].

В ходе проведения различных реформ в сфере межбюджетных отношений, проблемы их развития все же остаются актуальными.

Положительные изменения в межбюджетных отношениях, все-таки сохраняют существенные диспропорции доходных поступлений и расходов бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Объем принятых на этих уровнях бюджетной системы расходных обязательств зачастую существенно превосходит объем располагаемых доходов. В условиях снижения доходов и сохранения практически на прежнем уровне расходных обязательств проблема несбалансированности бюджетов усугубляется.

Действующая система разграничения расходных обязательств между уровнями власти в ряде случаев не обеспечивает эффективного предоставления бюджетных услуг.

Информация о работе Бюджетная система Российской Федерации