Бюджетная система РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 12:49, курс лекций

Описание работы

Причины существования бюджета:
Наличие государства (власти)
Наличие товарно-денежных отношений
В докапиталистических формациях не было единого финансового документа (бюджет), объединяющего государственные расходы и доходы, и для каждого расхода изыскивался и закреплялся соответствующий доход.

Файлы: 1 файл

Byudzhetnaya_sistema_RF (1).docx

— 53.69 Кб (Скачать файл)

Весь бюджетный процесс распределяется следующим образом:

  1. Составление и исполнение относится в исполнительной власти;
  2. Рассмотрение и утверждение – к законодательной.

Составление бюджетов.

Составление – более широкое понятие, планирование включается в составление бюджета. Составление федерального бюджета  осуществляется в соответствии со статьей 169 БК РФ. Проект федерального бюджета  составляется на 3 года + на очередной  год. Составление бюджета начинается с бюджетного послания Президента Федеральному собранию. НЕ позднее марта.

В бюджетном  послании определяется бюджетная политика на очередной год и плановый период. Непосредственное составление проекта бюджета осуществляет Минфин РФ.

Основа для  составления проекта – бюджетное  послание, прогноз социально-экономического развития.

Проект бюджета  Минфин составляет примерно с марта  до августа.

В конце августа  Правительство РФ  рассматривает  проект бюджета, вносит в него поправки, дорабатывается, а затем начинается вторая стадия бюджетного процесса – рассмотрение бюджета.

Правительство РФ вносит на рассмотрение и затем  на утверждение в Госдуму проект Федерального бюджета на очередной  год не позднее 26 августа текущего года.

Проект бюджета  – следующие документы:

  • Направление бюджетной и налоговой политики на следующий год.
  • Итоги соц.-экономического развития.
  • Прогноз соц.-экономичекого развития.
  • Прогноз основных параметров всей бюджетной системы (консолидированный бюджет РФ).
  • Пояснительная записка к проекту Федерального бюджета.
  • Расчет по статьям классификации доходов и расходов Федерального бюджета.

Государственная дума рассматривает проект в трех чтениях.

В первом чтении проект рассматривается в течение 30 дней, рассматривается концепция  Федерального бюджета, общий объем, общая сумма доходов в выделением нефтегазовых доходов, рассматривается общая сумма расходов, предел государственного внутреннего и внешнего долга, нормативы распределения доходов между бюджетами бюджетной системы РФ, величина резервного фонда, дефицит/профицит бюджета.

Рассмотрение  бюджета во втором чтении проходит 35 дней. Предмет второго чтения –  перечень главных администраторов  доходов, бюджетные ассигнования по разделам, подразделам, целевым статьям  и видам расходов, межбюджетные трансферты субъектам РФ, программа внутренних заимствований, программа государственных  гарантий.

Третье чтение продолжается 15 дней. Предмет – распределение  бюджетных ассигнований по разделам, подразделам, целевым статьям, видам расходов. Законопроект выносится на голосование в целом. Затем проект бюджета направляется в Совет федерации, где рассматривается в течение 14 дней, затем проект одобрен Советом федерации и предается на подпись Президенту РФ. Приобретает силу закона. До 1 января планового года.

 

 

Бюджетный процесс на уровне субъекта РФ

Первая стадия бюджетного процесса  - составление областного бюджета. Правительство Самарской области подготовило постановление от 14 мая 2008 года № 141 «Об утверждении положения о составлении проекта областного бюджета ….. на очередной финансовый год и плановый период».

База для  составления областного бюджета:

  • Бюджетное послание Президента РФ
  • Бюджетное послание Губернатора Самарской области
  • Прогноз социально-экономического развития Самарской области

Составляет  проект областного бюджета, координирует действия участников бюджетного процесса Министерство управления финансами  Самарской области. Министерство управления финансами получает от Министерства экономического развития в срок до 8 июня следующие данные:

  • Прогнозные показатели на очередной финансовый год и на плановый период по Самарской области,
  • Индекс потребительских цен на товары и услуги,
  • Объем регионального ВП,
  • Объем отгруженных товаров собственного производства,
  • Объем добычи полезных ископаемых,
  • Объем энергии, газа, воды,
  • Объем производства подакцизных товаров,
  • Объем платных услуг населению,
  • Фонд оплаты труда,
  • Реальные доходы населения,
  • Средняя численность занятых в экономике,
  • Прибыль организаций,
  • Износ основных фондов,
  • Курс доллара,
  • Цена на нефть

 

 

Субъекты  бюджетного планирования в июне представляют в Министерство управления финансами  в разрезе расходных обязательств суммы расходов.  
В министерство представляются реестры расходных обязательств с приложением расчетов бюджетных ассигнований.

Главные администраторы доходов представляют в министерство прогноз поступления доходов  в областной бюджет. Министрество управления финансами работает с Пенсионным фондом, с фондом обязательного медицинского страхования, с управлением федеральной налоговой службы, с территориальным органом федеральной службы гос. статистики, с главным управлением ЦБ по Самарской области, с управлением Федерального казначейства, управлением Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Самарской области.

В срок до 25 июня министерство управления финансами  разрабатывает основные параметры проекта областного бюджета и представляет этот проект Губернатору.

До конца  июня министерство рассматривает детально реестры расходных обязательств и объемы получаемых доходов. До 20 августа  проект областного бюджета должен быть готов и выносится на рассмотрение Правительство Самарской области.

Рассмотрение и утверждение  областного бюджета осуществляется в соответствии с законом Самарской области о бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Самарской области.

Проект областного бюджета губернская Дума должна получить не позднее 15 октября текущего  года.

Самарская губернская дума рассматривает проект областного бюджета на плановый период в двух чтениях.

Дума рассматривает  бюджет в первом чтении в течение 20 дней. Рассматриваются доходы областного бюджета в разрезе классификации  доходов на очередной год и  плановый период, величина дефицита областного бюджета и источники его финансирования, предельный размер государственного долга, общий объем расходов областного бюджета на очередной финансовый год и планируемый период.

Во втором чтении проект рассматривается в  течение 40 дней детально в соответствии с бюджетной классификацией и  утверждается законопроект в целом. После подписания Губернатором проекта  областного бюджета, проект принимает  силу закона.

Как правило, утверждение бюджета Губернатором проходит в начале декабря текущего года. С 1 января по 31 декабря начинается исполнение бюджета.

Исполнение бюджета. Финансовые органы – Министерство – исполняют бюджеты по доходам и расходам. Исполнение по доходам возложено на налоговые службы и органы Федерального казначейства, расходам – на министерство.

 В связи  с этим, министерство управления  финансами подготовило документ 13.12.2007 года «Об утверждении порядка  исполнения областного бюджета  по расходам». 

Сам порядок  исполнения бюджета разработан в  соответствии со статьей №219 БК РФ:

  1. Принятие бюджетных обязательств; получатель средств областного бюджета (существует их перечень) принимает бюджетные обязательства;
    • Представляет бюджетную смету в министерство;
    • Получатель принимает бюджетные обязательства путем заключения государственных контрактов, договоров с ФЛ/ЮЛ и ИП;
  1. Подтверждение денежных обязательств. Оплата за счет средств бюджета денежные обязательства в соответствии с платежными документами.
    • В бюджет поступают оригиналы контрактов, договоров;
    • Санкционирование оплаты денежных обязательств. Министерство не позднее рабочего дня следующего за представлением получателями платежных документов отклоняет или санкционирует оплату этих документов;
    • Подтверждение исполнения денежных обязательств, платежные документы, прошедшие контроль, включаются в реестр на оплату расходов, затем это попадет в УФК, где платежные документы принимаются.

 

ТЕМА №8

Результативность и эффективность  бюджетной системы.

Бюджетная реформа

 

  1. Достижение эффективности и  результативности расходов
  2. Существующие типы бюджетных учреждений

Результативность  можно определить как соотношение  результатов и затрат на достижении этих результатов, эффективность –  польза или выгода от результатов  деятельности.

Исходя из этого, показатели результативности бюджетных  расходов отражают соответствие результатов  поставленным целям или изменение  результата за определенный период.

Принцип результативности и эффективности использования  бюджетных средств означает, что  при составлении и исполнении бюджетов уполномоченные органы и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего  объема использования средств или  достижения наилучшего результата с  использованием определенного бюджета  объема средств. Т.о. достижение результативности и эффективности бюджетных расходов может производиться 2 путями:

  • Снижение или экономия расходов
  • Увеличение количества и качества результатов от использования запланированной суммы денежных средств

В 1 случае наиболее результативным может быть признан  такой вариант расходования, при  котором минимизируются затраты  на достижение заранее определенного  результата.

На этой модели строится, например, конкурсная система государственных закупок, т.е. наиболее результативным признается тот вариант, при котором необходимый объем товара для гос. нужд закупается по наименьшей цене.

2 вариант  повышения результативности предусматривает  достижение максимального результата  при заданном объеме бюджетных  средств, например, наиболее результативным  может считаться финансирование  такого метода лечения больных,  который гарантирует не минимум  расходов, а максимум вылеченных  пациентов при плановом объеме  финансирования.

В СССР устойчивость бюджетной системы обеспечивалась жесткой вертикалью исполнительной власти с согласованной бюджетной  политикой и монопольно государственным  представительством во всех сферах экономики.

Процесс развития управления расходами бюджета в  современной России можно разделить  на следующие этапы:

  1. С 1990 по 2001 – этап «управления затратами». Бюджет формировался путем индексации сложившихся расходов с детальной разбивкой их по статьям бюджетной классификации РФ.
  2. Переходный период – 2001 – 2008 гг. Основные направления – совершенствование бюджетной системы того периода – заключается в следующем: переход на казначейскую систему исполнения бюджета, реформа бюджетного учета и изменение бюджетной классификации, реформа межбюджетных отношений.
  3. С 2008 года по настоящий момент  - этап управления результатами. Этот этап развития бюджетной системы характеризуется продолжением реформирования межбюджетных отношений, в частности с 2010 года основной задачей стала реструктуризация государственного сектора экономики, а также реформа бюджетной сети и установление показателей бюджетной эффективности деятельности учреждения. Суть реформирования заключается в смещении акцентов бюджетного планирования от управления бюджетными затратами на управление результатами. Бюджет планируется исходя из целей и планируемых результатов бюджетной политики. Бюджетные ассигнования имеют четкую привязку к функции. При их планировании основное внимание уделяется обоснованию конечных результатов в рамках бюджетных программ, а также расширяется самостоятельность и ответственность администраторов бюджетных средств.

Ядром новой  организации бюджетного процесса является концепция бюджетирования, ориентированного на результаты БОР, в рамках среднесрочного финансового планирования.

Суть этой концепции – распределение бюджетных  ресурсов между администраторами бюджетных  средств и реализуемыми ими программами  с учетом достижения конкретных результатов  в соответствии со среднесрочными приоритетами соц.-эк. политики и в пределах прогнозируемых на долгосрочную перспективу объемов бюджетных ресурсов.  

Бюджетные учреждения нового типа начали появляться в России с осени 2007 года в результате принятия закона об автономных учреждения от 2.11.2006 года.

Автономные  учреждения, как и бюджетные учреждения, сохраняют для себя гарантию бюджетного финансирования, т.е. учредитель не может  не дать автономному учреждению задания  на оказание услуг и субсидию на выполнение этого задания, т.е. не может  оставить учреждение без финансирования.

Информация о работе Бюджетная система РФ