Бюджетная система РФ - Бюджетный дефицит, виды и методы регулирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 21:46, реферат

Описание работы

Экономическая наука выделяет три основных состояния бюджета: дефицитное, профицитное и сбалансированное. Дефицит бюджета – это превышение расходов над доходами (отрицательное сальдо бюджета). Профицит бюджета – это превышение доходов над расходами (положительное сальдо бюджета). Сбалансированный бюджет – это когда расходы полностью обеспечиваются доходами. В экономической теории принято считать бюджет сбалансированным, если его дефицит или профицит не превышает 1% от общего объема расходов.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Общая характеристика бюджетного дефицита………………………………4
1.1 Сущность и виды бюджетного дефицита……………………………………4
1.2 Причины возникновения и способы покрытия бюджетного дефицита.....10
1.3 Методы регулирования бюджетного дефицита……………………………18
2. Оценка и прогноз дефицита бюджета РФ…………………………………...21
Заключение……………………………………………………………………….23
Список литературы…………………………………………….………………...24

Файлы: 1 файл

Бюджетная система РФ - Бюджетный дефицит, виды и методы регулирования..docx

— 59.71 Кб (Скачать файл)

-возможности внутреннего  долгового финансирования практически  исчерпаны;

-валютные резервы ЦБ  истощены, следовательно, регулирование  платежного баланса – главная  задача;

-экономика способна выдержать  высокую инфляцию и население  уже привыкло к постоянному  росту цен.

2. Финансирование дефицита госбюджета за счет внутреннего ссуды заключается в том, что государство выпускает ценные бумаги (гос. облигации и казначейские векселя) и продает их населению (домохозяйствам и фирмам), используя полученные средства для финансирования превышения государственных затрат над выгодами.

Облигация - наиболее распространенный вид ценных бумаг. Она символизируется  государственным долговым обязательством и дает право ее владельцу по истечении  срока получить определенную сумму  долга и проценты.

Государство устанавливает нарицательную  стоимость (номинальную цену) облигаций. Она обозначается на облигации и  выражается денежной суммой, предоставленной  держателем облигации государству  во временное пользование. Эта сумма  выплачивается владельцу облигации  в момент погашения и на нее  начисляется процент. Однако реальная доходность облигации для их держателей может быть больше или меньше установленного номинального процента. Это обусловлено  тем, что облигации продаются  по курсовой цене, отклоненной от нарицательной  стоимости.

Основное отличие казначейские обязательства от облигаций заключается в целях выпуска, форме выплаты дохода и свободе обращения. Средства, поступающие от продажи облигаций, направляются на пополнение бюджетного фонда, внебюджетных фондов или специально оговоренные цели. Средства от реализации казначейских обязательств государство направляет только на пополнение бюджета. По облигациям государственных кредитов доход может быть выплачен в виде процентов, выигрышей или не выплачивается вовсе (по целевым кредитам). Условиями выполнения казначейских обязательств предусмотрена оплата выгод только в процентах.

Облигации могут быть свободно обращающимися  и с ограниченным кругом обращения, казначейские обязательства подлежат реализации только среди населения.

Достоинства этого способа:

-он не ведет к инфляции, так  как денежная масса не изменяется (часть сбережений домохозяйств  в виде платы за купленные  облигации займа перемещается  к правительству, т.е. Деньги  лишь переходят от одного экономического  агента к другому), поэтому в  краткосрочном периоде это не  инфляционный способ финансирования;

-это достаточно оперативный  способ, поскольку выпуск и размещение (продажу) государственных ценных  бумаг можно обеспечить быстро. Население в развитых странах  с удовольствием покупает государственные  ценные бумаги, поскольку они  высоколиквидные (их легко и быстро можно продать - это "почти деньги"), высоконадежны (гарантированы государством, которое пользуется доверием), практически нерискованные и достаточно доходны (по ним платится процент).

Недостатки этого способа:

-по долгам надо платить.

Очевидно, что население не будет  покупать облигации Федерального Займа, если они не будут приносить дохода, т.е. если по ним не будет выплачиваться процент. Выплата процентов по гос. облигациям называется обслуживанием государственного долга. Чем больше государственный долг (чем больше выпущено облигаций Федерального Займа), тем большие суммы должны идти на обслуживание долга. А выплата процентов по облигациям займа является частью издержек госбюджета, и чем они больше, тем больше дефицит бюджета. Получается порочный круг: государство выпускает облигации для финансирования дефицита своего бюджета, выплата процентов по которым провоцирует еще больший дефицит.

Более того, два американских экономиста, лауреат Нобелевской премии Томас  Сарджент и Нейл Уоллес доказали, что  долговое финансирование дефицита госбюджета может привести к еще более  высокой инфляции, чем эмиссионное. Эта идея получила в экономической  литературе название теоремы Сарджента - Уоллеса. Дело в том, что государство, финансируя дефицит бюджета за счет внутреннего кредита (выпуска гос. облигаций), как правило, строит финансовую пирамиду, расплачиваясь с прошлыми долгами кредитом в настоящем, который нужно будет возвращать в будущем, причем возврат долга включает как саму сумму долга, так и проценты по долгу. Государство, таким образом рефинансирует долг.

Если государство будет использовать только этот метод финансирования дефицита госбюджета, то может наступить момент, когда дефицит окажется столь  велик (т.е. будет выпущено такое  количество гос. облигаций, и расходы  по обслуживанию государственного долга  будут столь значительны), что  его финансирование долговым способом станет невозможным, и придется использовать эмиссионное финансирование. Но при  этом величина эмиссии будет гораздо  больше, чем если проводить ее в  разумных размерах (небольшими порциями) каждый год. Это может привести к  всплеску инфляции в будущем. С этим связан второй недостаток финансирования дефицита госбюджета за счет внутреннего  ссуды:

 -данный способ является неинфляционным только в краткосрочном периоде, а в долгосрочном периоде он может обусловить достаточно высокую инфляцию.

Парадоксально, но чтобы избежать высокой инфляции, разумнее не отказываться от эмиссионного способа финансирования, а использовать его в сочетании  с долговым;

-существенным недостатком долгового  способа финансирования является  эффект вытеснения частных инвестиций.

Экономический смысл эффекта вытеснения заключается в следующем: увеличение количества облигаций займа на рынке  ценных бумаг приводит к тому, что  часть сбережений домохозяйств расходуется  на покупку государственных ценных бумаг, а не на покупку ценных бумаг  частных фирм, что могло бы обеспечить расширение производства и способствовать экономическому росту. Это сокращает  инвестиционные ресурсы и поэтому  инвестиционные расходы частных  фирм. Кроме того, борьба за кредитные  средства ведет к росту их цены - ставки %, т.е. к удорожанию займов, в результате инвестиционные расходы фирм уменьшаются.

3. Финансирование дефицита госбюджета за счет внешнего кредита Специфическим методом финансирования является внешний кредит, который основан на получении необходимых средств у правительств развитых стран или международных финансовых организаций (Международного валютного фонда - МВФ, Мирового банка, Лондонского клуба, Парижского клуба и др.). Как правило, кредит происходит путем продажи частных и государственных ценных бумаг, т.е. финансовых активов, хотя некоторые развивающиеся страны и страны с переходной экономикой иногда используют прямые кредиты. Достоинство этого метода состоит в возможности получения крупных сумм в условиях, если внутренний кредит по каким-то причинам невозможен или нецелесообразен, а финансирование дефицита госбюджета эмиссионным способом создает угрозу высокой инфляции.

Недостатки этого способа:

-необходимость возврата долга и обслуживания долга (выплаты как самой суммы долга, так и процентов по долгу);

-невозможность построения финансовой  пирамиды для выплаты внешнего  долга;

-необходимость отвлечения средств  из экономики страны для выплаты  внешнего долга и его обслуживания, что ведет к сокращению внутреннего  объема производства и экономическому  спаду в экономике;

-при дефиците платежного баланса  возможность истощения резервов  золота и валюты страны.

Итак, все три способа финансирования дефицита госбюджета имеют свои достоинства  и недостатки. А в результате использования  второго и третьего способов финансирования дефицита госбюджета образуется государственный  долг.

Кроме того, мировая практика регулирования  бюджетного дефицита в качестве одного из методов решения данной проблемы предлагает увеличение доходной или  снижение расходной частей бюджета.

Стремление к равновесию бюджетных расходов и доходов  путем сбалансированности государственного бюджета – это сегодня одна из главных задач. При этом следует  учитывать, что способы решения  данной задачи во многом определяются тем, до какого предела (нулевого или  иного) и какими темпами нужно  стремиться к сбалансированию бюджета.

Нефтегазовые  доходы федерального бюджета используются для финансового обеспечения нефтегазового трансферта, а также для формирования Резервного фонда и Фонда будущих поколений. К нефтегазовым доходам федерального бюджета относятся доходы федерального бюджета от уплаты:

  • налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (нефть, газ горючий природный из всех видов месторождений углеводородного сырья, газовый конденсат из всех видов месторождений углеводородного сырья);
  • вывозных таможенных пошлин на нефть сырую;
  • вывозных таможенных пошлин на газ природный;
  • вывозных таможенных пошлин на товары, выработанные из нефти.

Нефтегазовый  трансферт представляет собой часть средств федерального бюджета, используемых для финансирования ненефтегазового дефицита федерального бюджета за счет нефтегазовых доходов федерального бюджета и средств Резервного фонда. Величина нефтегазового трансферта на соответствующий финансовый год утверждается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в абсолютном размере, исчисленном как 3,7 % прогнозируемого на соответствующий год объема валового внутреннего продукта, указанного в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

Резервный фонд представляет собой часть средств федерального бюджета, подлежащих обособленному учету и управлению в целях осуществления нефтегазового трансферта в случае недостаточности нефтегазовых доходов для финансового обеспечения указанного трансферта. Федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период устанавливается нормативная величина Резервного фонда в абсолютном размере, определенном исходя из 10 % прогнозируемого на соответствующий финансовый год объема ВВП, указанного в федеральном законе о федеральном бюджете. Резервный фонд формируется за счет нефтегазовых доходов федерального бюджета в объеме, превышающем утвержденную на соответствующий финансовый год величину нефтегазового трансферта при условии, что накопленный объем Резервного фонда не превышает его нормативной величины; доходов от управления средствами Резервного фонда.

В случае недостаточности  нефтегазовых доходов для формирования нефтегазового трансферта федеральным  законом о федеральном бюджете  утверждается предельный объем использования  средств Резервного фонда для  финансового обеспечения указанного трансферта. Федеральным законом  о федеральном бюджете может быть предусмотрено использование средств Резервного фонда на досрочное погашение государственного внешнего долга Российской Федерации.

Пункт 2 статьи 96.7 о предельном ненефтегазовом дефиците (4,7 процента прогнозируемого в соответствующем  финансовом году валового внутреннего  продукта, указанного в федеральном  законе о федеральном бюджете  на очередной финансовый год и  плановый период) вступает в силу с 1 января 2013 года, а не с 1 января 2011 года.

Статья 96.9. Резервный фонд (действие данных пунктов  приостановлено до 1 января 2014)

Пункт 1. Резервный фонд представляет собой часть средств федерального бюджета, подлежащих обособленному учету и управлению в целях осуществления нефтегазового трансферта в случае недостаточности нефтегазовых доходов для финансового обеспечения указанного трансферта.

Пункт 4. В случае недостаточности нефтегазовых доходов для формирования нефтегазового трансферта в размере, указанном в пункте 2 статьи 96.8 настоящего Кодекса, федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период утверждается предельный объем использования средств Резервного фонда для финансового обеспечения указанного трансферта.

 

 

 

 

 

 

1.3 Методы регулирования бюджетного дефицита

 

Для преодоления бюджетного дефицита необходимо «лечение» самой  экономики, т.к. без обеспечения динамизма  в ее развитии и реально ощутимой эффективности невозможно добиться финансовой устойчивости страны, какие  бы прогрессивные финансовые меры ни применялись при этом.

К настоящему времени определились три основных подхода к регулированию  бюджета.

Первый подход связан с ориентацией на достижение ежегодной сбалансированности бюджета, что означает объявление обеспечения его сбалансированности постоянной самодовлеющей целью государственных финансов. Такое целеполагание фискальной политики, по сути, снижает ее эффективность и низводит на нет анти циклический и стабилизационный ее характер. В условиях депрессии, длительной безработицы имеет место сокращение доходов, которое неизменно вызовет уменьшение налоговых поступлений в государственную казну. В такой ситуации сбалансированность может быть достигнута путем либо увеличения налогов, либо сокращения государственных расходов, либо сочетания того и другого. А это означает сжатие совокупного спроса, свертывание общественного производства. При профиците государственного бюджета в условиях инфляционных процессов и роста денежных доходов, чтобы не допустить предстоящего превышения доходов над расходами, правительство должно либо снизить налоги, либо увеличить государственные расходы, либо задействовать то и другое одновременно. В таком случае сбалансированность бюджета достигается ценой раскручивания инфляционной спирали.

Информация о работе Бюджетная система РФ - Бюджетный дефицит, виды и методы регулирования