Бюджет субъекта РФ – составная часть бюджетной системы РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2015 в 14:42, курсовая работа

Описание работы

Бюджетная система – это совокупность бюджетов различных видов,
организованных в определенную систему. Бюджетный кодекс Российской Федерации определяет бюджетную систему как основанную на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемую нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов .

Содержание работы

Введение
1 Экономическое содержание и значение бюджета субъекта РФ
2 Анализ составления и исполнения бюджета субъекта РФ
3 Совершенствование бюджетного процесса на региональном уровне

Заключение

Файлы: 1 файл

БС РФ_Курсовая.doc

— 147.00 Кб (Скачать файл)

Кроме того, Бюджетный кодекс Российской Федерации определяет ещё

следующие принципы бюджетной системы Российской Федерации: полнота отражения доходов и расходов бюджетов; сбалансированность бюджета;

эффективность и экономность использования бюджетных средств; общее (совокупное) покрытие расходов бюджетов; гласность; достоверность бюджета; адресность и целевой характер бюджетных средств (ст. 28).

Единство бюджетной системы Российской Федерации основывается на применении единой Бюджетной классификации Российской Федерации.

 

2.Анализ составления  и исполнения бюджета субъекта  РФ

В ходе бюджетного года и по окончании его годового цикла финансовые органы постоянно проводят аналитическую работу по результатам составления и исполнения бюджета.

Цели бюджетного анализа:

    • оценка конечных результатов составления и исполнения бюджета;
    • обоснование финансово-бюджетной политики;
    • обоснование параметров показателей при формировании бюджетов;
    • выявление факторов и причин, оказавших влияние на невыполнение плановых показателей бюджета;
    • обоснование принятия и проверка выполнения постановлений и решений органов власти в сфере управления;
    • выявление резервов при составлении и исполнении бюджета;
    • обеспечение полного, своевременного и стабильного выполнения плана мобилизации в бюджет доходов;
    • обеспечение полного и своевременного выполнения плана финансирования мероприятий, предусмотренных в бюджете;
    • выявление недостатков в деятельности получателей бюджетных средств, приводящих к нерациональному, нецелевому и неэффективному использованию бюджетных ассигнований;
    • определение экономической и социальной эффективности бюджетных расходов;
    • выявление недостатков в работе финансовых органов в ходе составления и исполнения бюджета и подготовка предложений по их устранению;
    • совершенствование бюджетного процесса и межбюджетных отношений.

Кроме того, анализ бюджетов позволяет:

    • определить уровень финансовой самодостаточности территории, состояние базы ее собственных доходов;
    • определить уровень устойчивости муниципального бюджета;
    • выявить факторы, воздействующие на финансовое положение муниципального образования, и степень влияния этих факторов на местный бюджет;
    • определить приемлемость и справедливость, с точки зрения населения, проводимой местной администрацией бюджетной политики.

В современной практике работы финансовых органов применяется главным образом анализ исполнения бюджетных показателей. Вопросы, связанные с анализом состояния бюджетов, их устойчивости, еще недостаточно разработаны.

Для проведения анализа бюджета используются определенные методы и инструментарий.

Наиболее простой метод – сравнение, когда бюджетные показатели отчетного периода сравниваются либо с плановыми, либо с показателями за предыдущий период (базисными). При сравнении показателей за предыдущий период необходимо добиться их сопоставимости, т.е. показатели следует пересчитать с учетом однородности составных элементов, инфляционных процессов в экономике, методов оценки и др.

Следующий метод – группировки, когда показатели группируются и сводятся в таблицы. Это позволяет проводить аналитические расчеты, обнаружить тенденции развития отдельных явлений и их взаимосвязи, факторы, влияющие на изменение показателей.

Метод цепных постановок, или элиминирования, заключается в замене отдельного отчетного показателя базисным. При этом все остальные показатели остаются неизменными. Этот метод позволяет определить влияние отдельных факторов на совокупный бюджетный показатель.

В качестве инструментария для бюджетного анализа могут использоваться бюджетные коэффициенты – относительные показатели финансового состояния территории, которые выражают отношения одних абсолютных бюджетных показателей к другим.

Бюджетные коэффициенты могут использоваться для сравнения показателей финансового состояния конкретной территории с аналогичными показателями других территорий, для выявления динамики развития показателей и тенденций изменения финансового состояния территории.

Анализ бюджета должен вестись раздельно по доходам и расходам.

Для бюджетного анализа могут использоваться:

1) горизонтальный анализ, в ходе которого сравниваются  текущие показатели бюджета с  показателями за прошлый период, а также плановые показатели  с фактическими;

2) вертикальный анализ, в  результате которого определяется структура бюджета, доля отдельных бюджетных показателей в итоговом показателе и их влияние на общие результаты;

3) трендовый анализ, который  проводится в целях выявления  тенденций изменения динамики  бюджетных показателей. В ходе  этого анализа сравниваются плановые или отчетные показатели за ряд лет. На основе ретроспективного анализа возможно прогнозирование бюджетных показателей на будущее;

4) факторный анализ, суть  которого заключается в выявлении  влияния отдельных факторов на  бюджетные показатели (например, влияние на величину показателей расходов на социально-культурные мероприятия таких факторов, как численность контингента бюджетных учреждений, период функционирования этих учреждений, уровень цен, индексы инфляции и т.д.).

В ходе аналитической работы могут использоваться абсолютные показатели доходной и расходной частей бюджета, относительные показатели – бюджетные коэффициенты (бюджетной автономии, обеспеченности собственными доходами, соотношения собственных и регулирующих доходов и др.); выявляться тенденции развития бюджетных показателей, количественные и качественные стороны влияния отдельных факторов на процесс формирования и исполнения бюджета.

Уровень устойчивости местного бюджета может определяться объемом средств, необходимых для обеспечения минимальных бюджетных расходов.

Устойчивость бюджета характеризуется четырьмя типами его состояния:

1) абсолютно устойчивым;

2) нормальным;

3) неустойчивым;

4) кризисным.

Предлагаются следующие методы определения степени устойчивости бюджетов:

1. Абсолютно устойчивое  состояние бюджета возможно при  условии, если

Расходы < собственные доходы бюджета

2. Нормальное состояние:

Расходы = собственные доходы бюджета

3. Неустойчивое состояние:

Расходы = собственные доходы +дополнительно привлеченные финансовые ресурсы (свободные остатки бюджетных средств,внебюджетные средства и др.).

4.Кризисное состояние:

Расходы > собственные доходы + дополнительно привлеченные финансовые ресурсы

Для анализа бюджета в качестве инструментария могут использоваться бюджетные коэффициенты. Они позволяют сравнивать характеристики бюджета за различные периоды времени, сравнивать показатели бюджета конкретной территории с аналогичными показателями бюджетов других территорий. Такие коэффициенты могут быть использованы в качестве нормативов (критериев) состояния бюджета. Эти критерии могут разрабатываться на базе наиболее успешно составленных и исполненных бюджетов, на базе групп бюджетов, сформированных по территориальному признаку, и т.д.

 

3. Совершенствование бюджетного процесса на региональном уровне

Проблема укрепления доходной базы субъектов бюджетов должна решаться комплексно, рассматриваться в рамках концепции регионального бюджет и главное место в ней должен занимать поиск собственных источников средств, расширение финансово-экономической базы территории, что положительно отразится на состоянии региональных бюджетов. Снижение одних прямых налогов (прежде всего - налога на прибыль) сопровождается повышением других - земельного налога и налога на имущество организаций. С одной стороны увеличивает доходы региональных бюджетов, с другой стороны, включение части прямых налогов в издержки хозяйствующих субъектов еще больше сокращает налогооблагаемую базу налога на прибыль, что подрывает налоговый потенциал региональных бюджетов, тогда как именно налог на прибыль является регулирующим налогом.

Государственный финансовый контроль над расходами бюджета как функция управления является одним из инструментов повышения эффективности бюджетных расходов. Надо отметить, что именно эта цель - повышение эффективности и результативности бюджетных расходов, являющаяся актуальной практически для всех стран, преследуется в рамках проводимой в настоящее время в Российской Федерации бюджетной реформы. В свою очередь государственный финансовый контроль является элементом бюджетной политики государства, следовательно, совершенствование бюджетной политики в целом должно определенным образом отразиться на системе государственного финансового контроля.

Государственным долгом Российской Федерации является долговые обязательства Российской Федерации перед физическими, юридическими лицами, иностранными государствами, международными государствами, которые полностью и без условий обеспечиваются всеми находящимися в федеральной собственности имуществом, составляющим государственную казну.

Управлением государственным долгом Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации и является составной частью бюджетной политики. Долгом субъекта Федерации управляет орган исполнительной власти.

Основными целями управления государственным долгом являются:

· поддержание объема долга на экономическом безопасном уровне;

· обеспечение исполнения обязательств государства в полном объеме;

· оптимизация стоимости обслуживание долга.

Необходимость и целесообразность внедрения БОР, как правило, объясняется наличием ряда вполне определенных ситуаций:

· ситуация, когда традиционные методы повышения эффективности расходов бюджета практически исчерпали себя и не могут решить проблем несбалансированности бюджета или недостаточно высокого качества бюджетных услуг;

· ситуация бюджетного кризиса, в которой необходимы радикальные меры по сокращению расходов при одновременном удержании прежних позиций в части достигнутого уровня оказания бюджетных услуг;

· положение, при котором бюджет перестает быть полноценным инструментом управления, когда его расходные статьи начинают «жить собственной жизнью», но имеется политическая воля и желание изменить ситуацию, навести порядок в бюджетной сфере, внести ясность в цели и причины осуществления расходов бюджета.

Субъекты управления используют в каждой сфере и в каждом звене финансовых отношений специфические методы целенаправленного воздействия на финансы. Вместе с тем им присущи и единые приемы и способы управления. Конкретными методами и формами управления финансами служат: финансовое планирование; прогнозирование; программирование; финансовое регулирование; оперативное управление; финансовый контроль.

 

 

 

Заключение

Представленная работа позволяет сделать вывод о важности бюджетов субъектов РФ. Бюджет - это важнейший финансовый документ страны, определяющий многие параметры ее развития на предстоящий год и среднесрочную перспективу. Каждое звено бюджетной системы РФ решает свои определенные задачи по социально-экономическому развитию соответствующей территории. Важнейшие базовые направления в новой государственной политике финансируются не с федерального уровня, а с непосредственно с уровня территорий. Поэтому создать эффективную работоспособную систему на этом уровне важно не только для отдельной области или края, а для государства в целом.

Влияние действующих негативных факторов на общеэкономическую ситуацию сохраняется и будет преодолеваться в течение года по мере реализации программы антикризисных мер Правительства РФ в сочетании с соответствующими действиями на региональном и муниципальном уровне. Преодоление негативных тенденций в социально-экономическом развитии области, как главной территории, невозможно без применения здесь особых условий хозяйствования, которые учитывали бы в полной мере особенности функционирования в этом регионе.

 

 

 

Библиографический список

  1. Конституция Российской Федерации // СПС «КонсультантПлюс»
  2. Бюджетный кодекс Российской Федерации : ФЗ от 31.07.1998 № 145 – ФЗ // СПС «КонсультантПлюс».
  3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) : ФЗ от 31.04.1998 № 146 – ФЗ // СПС «КонсультантПлюс».
  4. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) : ФЗ от 05.08.2000  № 117 – ФЗ // СПС «КонсультантПлюс».
  5. О Счетной палате РФ : ФЗ от 11.01.1995 № 4 – ФЗ // СПС «КонсультантПлюс».
  6. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации : ФЗ от 06.10.03 г. № 131 – ФЗ // СПС «Консультант Плюс».
  7. Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации : ФЗ от 6.10.99 г. № 184 – ФЗ // СПС «КонсультантПлюс».
  8. О концепции реформирования межбюджетных отношений в Российской Федерации в 1999 – 2001 гг. : постановление Правительства РФ от 30.07.1998   № 862 // СПС «КонсультантПлюс».
  9. О Программе развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года : постановление Правительства РФ от 15.08.2001 № 584 // СПС «КонсультантПлюс».
  10. Концепция реформирования бюджетного процесса : постановление Правительства РФ от 22.04.2004 № 249 // СПС «КонсультантПлюс».
  11. Концепция повышения эффективности межбюджетных отношений и качества управления государственными и муниципальными финансами в РФ в 2006 – 2008 годах : распоряжение Правительства РФ от 03.04.2006 № 467-р // СПС «КонсультантПлюс».
  12. Положение о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора : постановление Правительства РФ от 15.06.2004 № 278 // СПС «КонсультантПлюс».

Информация о работе Бюджет субъекта РФ – составная часть бюджетной системы РФ