Бюджет, его роль в развитии экономики и социальной сфере

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 18:01, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей работы является анализ федерального бюджета как важнейшего элемента финансовой системы общества, основных черт бюджетной системы и бюджетного процесса и роли бюджета в социально-экономическом развитии государства, выявления наиболее значительных проблем в функционировании бюджетного механизма и рассмотрение возможных путей их решения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд конкретных задач:
исследовать основные черты и принципы бюджетной системы Российской Федерации в условиях рыночных отношений;
изучить возможности оптимизации доходной и расходной частей государственного бюджета;
проанализировать основные показатели федерального бюджета Российской Федерации за 2009-2012 годы;
выявить пути повышения эффективности функционирования федерального бюджета Российской Федерации.

Содержание работы

Введение 3
1 Экономическая сущность и функции государственного бюджета РФ 5
1.1 Сущность бюджета государства 5
1.2 Формирование доходной части федерального бюджета РФ 8
1.3 Характеристика расходной части федерального бюджета РФ 13
1.4 Роль федерального бюджета в развитии экономической и социальной сфер РФ 17
2 Анализ федерального бюджета РФ за 2009-2011 годы 22
2.1 Оценка основных характеристик федерального бюджета РФ 23
2.2 Анализ доходной и расходной частей федерального бюджета РФ за 2009-2012 годы 27
3 Повышение эффективности расходов федерального бюджета РФ 33
Заключение 42
Библиографический список 44

Файлы: 1 файл

Byudzhet_Autosaved_1 (1).docx

— 104.96 Кб (Скачать файл)

Существующая система  регулирования государственных  расходов и институты российской экономики, входящие в неё, не позволяют  эффективно и рационально реализовывать бюджетные ресурсы, направляемые на социально-экономическое развитие нашего государства.

Экономические издержки государства, складывающиеся из нерациональности организации государственных закупок, неэффективности инвестирования федеральных программ, включая небывалый рост масштабов теневой экономики, препятствуют снижению указанных бюджетных потерь и обеспечению эффективного регулирования экономического развития в соответствии с неоклассическими теоретическими принципами. Изменения в структуре системы регулирования государственных расходов при инвестиционном росте вызывают необходимость модернизации единых институционально-информационных направлений указанного регулирования. Поэтому исследование деятельности институтов системы, регулирующей государственные расходы России, их институциональных основ и функциональных особенностей, проблем повышения социально-экономической эффективности их функционирования, представляется нам актуальным и своевременным.

Задача повышения эффективности  расходования бюджетных средств, сегодня  и на перспективу, становится ключевой для бюджетной системы страны в целом.

Переориентация традиционной системы бюджетного планирования на программно-целевое бюджетирование требует разработки нового инструмента бюджетного планирования, обеспечивающего взаимосвязь между выделяемыми бюджетными ресурсами и ожидаемыми результатами их использования, исходя из установленных приоритетов государственной политики. Поэтому в качестве подобного инструмента целесообразно использовать аудит эффективности расходования бюджетных средств. В современных условиях функционирования бюджетной системы аудит эффективности необходимо рассматривать как часть (составной элемент) бюджетного процесса. Такой подход позволяет одновременно проверить порядок расходования бюджетных средств, эффективность их использования и тем самым представить полную картину деятельности органа, использующего государственные средства.

В последние десятилетия  проявляется тенденция к приданию бюджетным расходам свойства прозрачности. Обществу должно быть ясно, на какие  цели расходуются средства, накопленные  с помощью налоговых отчислений. Государственной услуге должна быть свойственна не только экономическая  целесообразность, но также и положительный  социальный эффект. Получили распространение  показатели количественной и качественной оценки бюджетных расходов, включая  общий объем, величину в расчете  на душу населения, динамику, абсолютные показатели по отношению к ВВП, структурные  показатели и др. Необходимо разработать  методы формирования расходной части  бюджетов. Одним из вариантов может  выступать система программ. Однако детальный анализ структуры расходов федерального бюджета в 2012-2014 гг. позволяет  заключить, что использование программно-целевого принципа производится формально, поскольку перечень, содержание и объемы финансирования государственных программ формируются, исходя из ранее сложившейся структуры расходов и неоптимальной системы управления. Так,  в 2011году 45% расходов социального назначения было запланировано направить на развитие пенсионной системы РФ. Соисполнителями данной программы названы 9 органов государственной власти и государственных организаций. Подобная организация управления государственными программами приводит к размыванию ответственности за результаты программы, усложнению ее структуры и затруднению оценки эффективности работы органов власти. Исследователи отмечают, что «сложность системного подхода к формированию программного бюджета заключается в первую очередь в необходимости соблюдения «принципа персональной ответственности», при котором за каждую цель (задачу), а значит, и за каждую государственную программу и подпрограмму, отвечает один ОИВ». Поэтому «управление программами становится возможным только на основе согласования позиций и зачастую превращается в затянутый и непродуктивный процесс»

Бюджетное финансирование социальных услуг можно разделить  на две части - финансирование объема услуг и конкретные целевые программы. В структуре бюджетов субъектов  Российской Федерации выделяются расходные  статьи, связанные с финансированием  социально-культурных мероприятий. За счет выделяемых на эти цели средства администрации муниципальных образований  реализуют региональные программы  социального развития, включающие, в частности, и мероприятия по повышению уровня общефедеральных  гарантий для всех или отдельных  категорий граждан, проживающих  на данной территории.

Одновременно  с проектом федерального закона «О федеральном бюджете на 2012 год  и на плановый период 2013 и 2014 годов» в Государственную Думу будет  представлено аналитическое распределение  расходов федерального бюджета по государственным программам Российской Федерации, основные параметры которого представлены в следующей таблице:

 

Таблица 3.1 - Распределение  бюджетных ассигнований федерального бюджета на 2012-2015 годы по направлениям государственных программ  Российской Федерации, млрд. руб.

 

2012 год

2013 год

2014 год

2015 год

Всего по государственным программам

(41 программа)

10 200,6

11 762,4

12 667,9

13 160,0

в %% к общему объему расходов

92,5

96,4

94,3

92,1

I Новое качество жизни

(13 программ)

4 588,1

5 623,8

5 847,4

5 841,2

II Инновационное развитие и модернизация  экономики (17 программ)

1 781,6

1 837,8

1 832,6

1 844,9

III Обеспечение национальной безопасности

(2 программы)

1 876,0

1 977,3

2 438,5

2 758,4

IV Сбалансированное региональное  развитие

(4 программы)

818,1

744,7

621,4

554,9

V Эффективное государство

(5 программ)

1 136,8

1 578,8

1 927,9

2 160,5


 

При этом в  рамках подготовки к переходу к «программному  бюджету» с 2012 года необходимо ввести новую классификацию видов расходов федерального бюджета, обеспечивающую, при сохранении всей необходимой  бюджетной информации, ее систематизацию в увязке с формируемыми государственными и ведомственными программами.

Для решения  задачи по сокращению дефицита федерального бюджета и, соответственно, подготовке к введению с 2015 года фискальных правил при формировании основных характеристик федерального бюджета на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов предлагается в основном исходить из сохранения сложившегося уровня расходов федерального бюджета в процентах к ВВП (без учета компенсации бюджетам государственных внебюджетных фондов доходов, выпадающих в результате снижения ставки страховых взносов) и его снижения в 2014 году:

 

Таблица 3.2 - Формирование основных характеристик федерального бюджета на 2012-2015 годы, млрд. руб.

Показатель

2012 год

2013 год

2014 год

2015 год

Доходы

10 303,4

10 627,8

11 687,6

12 645,5

%% к ВВП

19,3

18,5

18,4

18,0

Расходы (без учета компенсации  выпадающих доходов бюджетов государственных  внебюджетных фондов РФ)

11 022,5

11 961,9

13 156,3

14 293,9

%% к ВВП

20,7

20,8

20,7

20,3

Компенсация выпадающих доходов государственных  внебюджетных фондов в связи со снижением  тарифов страховых взносов

-

236,4

275,6

-

Расходы (с учетом компенсации выпадающих доходов бюджетов государственных  внебюджетных фондов РФ)

11 022,5

12 198,3

13 431,9

14 293,9

%% к ВВП

20,7

21,2

21,2

20,3

Дефицит

-719,1

-1 570,5

-1 744,3

-1 648,4

%% к ВВП

-1,3

-2,7

-2,7

-2,3


    

Такой подход обеспечит сокращение дефицита федерального бюджета, в том числе – по сравнению  с ранее утвержденными на 2012-2013 годы параметрами, некоторое сокращение ненефтегазового дефицита и сбережение части нефтегазовых доходов в Резервном фонде, однако цена на нефть, обеспечивающая сбалансированность федерального бюджета, будет расти:

Следует отметить, что  несмотря на меры по увеличению доходов федерального бюджета (в том числе по совершенствованию налогообложения газовой отрасли и индексации ставок акцизов на табачную и алкогольную продукцию) объем доходов федерального бюджета в реальном выражении в 2012-2015 годах не достигает уровня доходов докризисного 2008 года, в том время как по расходам он будет существенно выше (таблица 7 ):

 

Таблица 3.3 - Темпы  роста расходов федерального бюджета  в реальном выражении к уровню 2012 года, %

 

2008

2009

2010

2011

2012

2013

2014

Расходы в реальном выражении, в %% к 2008 году

100,0

117,3

112,9

115,5

120,6

125,8

127,5

Расходы в реальном выражении (без  учета компенсации выпадающих доходов  государственных внебюджетных фондов), в %% к 2008 году

100,0

117,3

112,9

115,5

118,2

123,3

127,5


 

Таким образом,  необходима концентрация расходов на приоритетных направлениях, прежде всего,  связанных с улучшением условий жизни человека,  адресном решении социальных проблем, повышении качества государственных и муниципальных услуг, стимулировании инновационного развития страны, в том числе исходя из:

- безусловного  исполнения законодательно установленных  обязательств по выплате социальных  пособий и компенсаций в сфере  социальной защиты населения,  включая пенсионное обеспечение  военнослужащих;

- обеспечения  сбалансированности бюджета Пенсионного  фонда Российской Федерации;

- индексации  в 2013 году фондов оплаты труда  работников федеральных государственных  учреждений, денежного содержания (заработной  платы) судей и прокурорских  работников, федеральных государственных  гражданских служащих, денежного  довольствия военнослужащих и  приравненных к ним лиц, и  выплат, зависящих от размера  денежного довольствия;

- обеспечения  реализации программ модернизации  здравоохранения и образования;

- обеспечения  закупки новых видов вооружения, совершенствования боевой подготовки, реализации социальных гарантий  для военнослужащих, обеспечения  постоянным и служебным жильем  военных;

- обеспечения  реформы денежного довольствия  военнослужащих и сотрудников  правоохранительных органов;

- обеспечения  с 2012 года полиции за счет  средств федерального бюджета;

- поддержке  инновационного и инвестиционного  развития.

При комплексном анализе  выявленных проблем и нарушений, касающихся эффективного функционирования и реализации государственных социальных программ, а также, опираясь на опыт прошлых лет и принцип взаимодействия внутри системы распределения государственных  расходов бюджета, предлагается ряд  перспективных методов и способов улучшения механизма эффективного использования государственной  политики в области социальной сферы. Социальную сферу целесообразно  выделить в самостоятельную статью расходной части бюджета, объединяющую 5 направлений: социальную защиту населения  и поддержку занятости; здравоохранение; образование; науку и инновационную  деятельность; жилищно-коммунальное хозяйство.

 

 

 

Заключение

Государственный бюджет, как основное звено бюджетной  системы является одним из наиболее важных инструментов, позволяющих государству  осуществлять экономическое и социальное регулирование.

Исходя из этого необходими являются системные действия по следующим ключевым направлениям.

    1. Интегрирование бюджетного планирования в процесс формирования и реализации долгосрочной стратегии развития страны.
    2. Начиная с 2015 года правила использования нефтегазовых доходов и ограничения на размер дефицита федерального бюджета. При исполнении федерального бюджета на 2012 год  и формировании на плановый период 2013 и 2014 годов есть  необходимость обеспечить — в рамках переходного периода — создать предпосылки для введения указанных правил, предусмотрев стабилизацию и последующее снижение дефицита федерального бюджета.
    3. На 2012—2013 годы будут снижены ставки страховых взносов в государственные внебюджетные фонды  с 34  до 30 %, а для малого бизнеса и некоммерческих организаций, осуществляющих основную деятельность в области социального обслуживания населения, а также благотворительных организаций и организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения, — до 20 процентов.
    4. Налоговая система должна отвечать современным требованиям в условиях глобализации экономики, обеспечивать справедливое налогообложение.
    5. Бюджетная политика должна быть нацелена на улучшение условий жизни человека, адресное решение социальных проблем, повышение качества государственных и муниципальных услуг, стимулирование инновационного развития страны.
    6. Необходимо повысить отдачу от использования государственных расходов, в том числе за счет формирования рациональной сети государственных учреждений, совершенствования перечня и улучшения качества оказываемых ими услуг.
    7. Требует кардинальной перестройки системы государственных закупок.
    8. Необходимо расширение применения механизмов  государственно-частного партнерства при реализации инвестиционных проектов модернизации производства и внедрения инноваций.
    9. В 2012 году необходимо завершить разработку поправок и внести изменения в Бюджетный кодекс Российской Федерации по вопросам государственного и муниципального финансового контроля, а также применения мер ответственности за нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации.
    10. Требуется обеспечить эффективную децентрализацию полномочий между уровнями публичной власти в пользу субъектов Российской Федерации и местного самоуправления.
    11. Правительство Российской Федерации должно утвердить Концепцию создания и развития интегрированной информационной системы управления общественными финансами (электронный бюджет), направленную на повышение открытости,  прозрачности и подотчетности финансовой деятельности публично-правовых образований, обеспечение доступности и достоверности информации для всех заинтересованных пользователей, повышение качества финансового менеджмента в секторе государственного управления, и начать реализацию этой Концепции.

Информация о работе Бюджет, его роль в развитии экономики и социальной сфере