Автоматизация информационных потоков бюджетных систем

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2013 в 20:48, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – рассмотреть автоматизацию информационных потоков бюджетного системе.
Задачи исследования:
Изучить основы управления бюджетным процессом и необходимость его автоматизации.
Проанализировать структуру системы автоматизации работ бюджетного процесса и структуру АИС управления бюджетом.
Определить особенности и характерные черты АИТ органов государственной власти бюджетного процесса.
Объект исследования – основополагающие характеристики информационной системы. Предмет исследования - определение особенностей автоматизации бюджетной системы.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 5
1 АВТОМАТИЗАЦИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ПОТОКОВ В БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЕ 7
2 АНАЛИЗ АВТОМАТИЗАЦИИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ПОТОКОВ В БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЕ 12
3 ПЕРСПЕКТИВА УЛУЧШЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ПОТОКОВ В БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЕ 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 26

Файлы: 1 файл

АВТОМАТИЗАЦИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ПОТОКОВ В БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЕ.doc

— 156.00 Кб (Скачать файл)


ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ                                                                                                                 5                                                                                                                                                             

1    АВТОМАТИЗАЦИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ПОТОКОВ В БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЕ                                                                                                                    7

2 АНАЛИЗ АВТОМАТИЗАЦИИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ПОТОКОВ В БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЕ                                                                                       12

3   ПЕРСПЕКТИВА УЛУЧШЕНИЯ  ИНФОРМАЦИОННЫХ ПОТОКОВ В БЮДЖЕТНОЙ  СИСТЕМЕ                                                                                       21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                                         24                                                                                                                                                                                                                

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК                                                                      26                                                                                                                                   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Бюджетная система —  центр пересечения информационных потоков, объем которых согласно оценкам экспертов растет экспоненциально. Для успешной организации больших объемов динамической и стратегически важной для страны информации необходимо решить проблемы управления и широкого доступа на всех уровнях организации бюджетной системы.

Понимание социально-экономической  значимости этой проблемы проявляется на уровне правительственных органов России, где в настоящее время подготовлена Концепция формирования и развития единого информационного пространства России и соответствующих государственных информационных ресурсов. Концепция предполагает разработку целевой крупномасштабной общегосударственной комплексной программы дальнейшей информатизации российского общества на основе скоординированного развития его национального информационного потенциала. Решение ключевых проблем развития и эффективного использования информационных и телекоммуникационных технологий предполагает коренной поворот в государственной политике информатизации России, суть которого заключается в переходе от приоритетного развития инструментальных средств информатизации к координации и интеграции информационных ресурсов. Это важный момент, который безусловно не только найдет свое отражение в стратегии эффективного реформирования российской экономики, но и окажет существенное влияние на дальнейшее развитие информатизации в стране.

Актуальность  данной темы обусловлена тем, что в настоящее время государство ведет работу по совершенствованию бюджетного законодательства, направленную на повышение контроля над целевым и эффективным использованием бюджетных средств. С каждым годом возрастают требования к качеству и объему отчетности, сокращаются сроки ее представления.  

Бюджетная реформа поставила задачу перехода к новым формам финансирования бюджетных  услуг (таким, например, как социальный заказ), среднесрочному бюджетированию, ориентированному на результат, расходам бюджета по программам. Для решения этих задач и в целом для эффективного управления общественными финансами органам власти необходима возможность быстрого получения и анализа той или иной информации. Эффективным инструментом решения обозначенных задач являются информационные технологии в сфере бюджетного процесса.

Цель исследования – рассмотреть автоматизацию информационных потоков бюджетного системе.

Задачи исследования:

Изучить основы управления бюджетным процессом и необходимость  его автоматизации.

Проанализировать структуру  системы автоматизации работ  бюджетного процесса и структуру  АИС управления бюджетом.

Определить особенности  и характерные черты АИТ органов  государственной власти бюджетного процесса.

Объект исследования – основополагающие характеристики информационной системы. Предмет исследования - определение особенностей автоматизации бюджетной системы.

Структура работы: работа состоит из введения, 3 глав, заключения и списка использованной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

1 АВТОМАТИЗАЦИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ПОТОКОВ В БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЕ

 

 Автоматизированная информационная система (АИС) представляет собой форму организационного управления бюджетным процессом на базе новых средств и методов обработки данных, использования новых информационных технологий. АИС позволяет расширить круг решаемых задач, повысить аналитичность, обоснованность и своевременность принимаемых решений, снизить трудоемкость и рационализировать управленческую деятельность бюджетных органов путем применения экономико-математических методов, вычислительной техники и средств связи, упорядочения информационных потоков [4].

Цели функционирования автоматизированной информационной системы можно сформулировать следующим образом:

- Повышение эффективности функционирования бюджетной системы за счет оперативности и повышения качества принимаемых решений

- Совершенствование оперативности работы и повышение производительности труда

- Обеспечение бюджетов всех уровней полной и своевременной информацией о бюджетном законодательстве

- Повышение достоверности данных и эффективности контроля за соблюдением бюджетного законодательства

- Улучшение качества и оперативности работы

- Получение данных о поступлении платежей в бюджет

- Сокращение объема бумажного документооборота.

Опыт развитых стран  с рыночной экономикой наглядно подтверждает, что именно потенциал информационных технологий применительно к бюджетному процессу приносит этим странам экономические приоритеты и повышение социальной стабильности.

Что касается России, то в условиях построения правового демократического государства и перехода к рыночной экономике бюджетная информация становится важнейшим фактором развития, значение которого особо проявляется в процессе согласованного функционирования федеральных и региональных органов управления.

Необходимо отметить, что для современного развития управленческих структур российского общества характерно существенное повышение роли региональных и муниципальных органов управления, значительно расширяющих сегодня права и полномочия. Формирование и активное действенное использование региональных бюджетов, разработка и реализация региональных программ и проектов, мероприятий в области социально-экономической политики в регионах — все это требует активности, проблемно ориентированной информационной поддержки и, следовательно, соответствующих вычислительных и программных средств, а также современных информационных технологий. Вполне правомерно утверждение, что в экономике страны существует социальный заказ на развитие информационных средств и технологий для всех уровней бюджетной системы.

Основу современных  прогрессивных информационных технологий применительно к бюджетному процессу составляют персональные вычисления, компьютерные коммуникации, корпоративные стандарты[2].

Актуальность развития и внедрения сетевых информационных технологий применительно к бюджетному процессу России связана с необходимостью создания территориальных информационно-распределенных систем глобального масштаба. Такие системы предназначены для удовлетворения потребностей страны и создания интегрированных региональных информационно-телекоммуникационных систем городского, областного и республиканского масштаба целью которых является обеспечение информационных коммуникаций между абонентами конкретных регионов, а также оказание различного рода информационных услуг путем предоставления удаленного доступа к специализированным базам данных, содержащих экономическую, правовую и социальную информацию.

При этом информационные технологии необходимо рассматривать не только как средство рациональной организации информационной среды бюджетного процесса, но и как катализатор его дальнейшего развития.

Информационные системы, соответствующие бюджетному процессу (ИС БП), относятся к классу современных корпоративных информационных систем с включением пользователей в контур автоматизации. Это многопрофильные, территориально распределенные по уровням бюджетного процесса системы, обладающие необходимыми компонентами жизнеобеспечения и функционирующие на принципах открытых систем и децентрализованного управления. Это означает, что принятие решений оперативного и тактического регулирования должно быть делегировано на места и находится в компетенции подразделений, входящих в состав бюджетной системы.

Должно быть учтено все  из того, что способствует укреплению целостности, повышению устойчивости бюджетного процесса. Это и слаженность взаимодействия субъектов исполнительной вертикали — от федеральных органов власти до органов местного самоуправления, это и конструктивность взаимодействия различных ветвей власти, это и бескризисность развития и сглаживание колебаний производства валового продукта за счет совершенствования финансового управления, повышения устойчивости развития и безопасности банковских структур[8].

Предупреждение конфликтных  и кризисных социально-политических ситуаций, поиск наилучшего выхода из создавшегося положения, оценка возможных последствий принимаемых решений, выявление тенденций и закономерностей развития финансовых ситуаций, содержательный контроль и оценка эффективности исполнения бюджета, построение и «взвешивание» альтернативных социально-экономических сценариев, взаимосвязь крупных корпораций и многое другое — суть проблемные области государственного управления, требующие согласования с бюджетным процессом.

Эти проблемные области характеризуются: информационной открытостью и неопределенностью границ принимаемых решений; необходимостью методической поддержки при постановке задач; уникальностью каждой ситуации и решений по ним; высокими требованиями к оперативности принятия решений при фрагментарности и противоречивости исходной информации; необходимостью выхода за рамки стереотипных решений и рассмотрением маловероятных альтернативных вариантов; хаотичностью внешней среды, требующей применения нетрадиционных методов моделирования и информационных технологий в аналитической деятельности. При этом важно понимание проблемы использования информационно-аналитических технологий для повышения устойчивости и согласованности бюджетной системы.

Для продвижения в  этой области нужны новые подходы и методики, связанные с внедрением информационно-аналитических интеллектуальных технологий. В этой связи 90-е годы ознаменовались возрождением систем проектирования, основанных на регрессионно-статистическом анализе, обработке временных рядов, построении экспертных систем и баз знаний, на нейронных технологиях, генетических алгоритмах, вероятностных расчетах — все эти направления принято собирать под общей тематикой мягких вычислений (Soft Computing).

В российских органах  государственного управления интеллектуальные информационные технологии только еще начинают осваиваться.

Новый взгляд на методологию  проектирования ИС БП определяют следующие отличительные черты:

• переход от автоматизации  отдельных локальных комплексов задач к ориентации на деловые процессы, конечные финансовые результаты в условиях сквозного управления;

• поддержка распределенных вычислений;

• наличие открытых, переносимых  и масштабируемых приложений;

• интеграция вновь разрабатываемых  приложений и действующих баз данных;

• повышение экономической  эффективности обработки информации на основе снижения совокупных затрат на информатизацию;

• предоставление своевременной  и достоверной информации для  центров принятия решений в бюджетной  системы.

Эффективно построенная система корпоративных стандартов является новым системообразующим элементом в организации бюджетной системы. При проектировании ИС БП должны активно использоваться корпоративные стандарты, служащие организационным и технологическим основанием процессов автоматизации, и всегда ей предшествующие. При этом за основу принимаются отраслевые, национальные и международные стандарты.

Таким образом, при разработке ИС БП получает развитие комбинированный  подход, который можно охарактеризовать как встречное движение: компьютерная инфраструктура и системная функциональность должны соотноситься так, чтобы в максимальной степени обеспечить изменчивость и преемственность на уровне прикладной функциональности бюджетного процесса. Комплексное рассмотрение вопросов, составляющих ядро методологии и профессиональной культуры при проектировании ИС БП формируется при условии стандартизации управления информационными потоками в корпоративных сетях.

Поскольку апробированные подходы  к разработке систем такого масштаба в российской практике проектирования отсутствуют, рассмотрим отдельные направления информатизации, реализуемые в финансовой системе РФ[6].

Информация о работе Автоматизация информационных потоков бюджетных систем