Анализ современного состояния и развития накопительной пенсионной системы в Казахстане

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 14:58, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение и анализ развития накопительной пенсионной системы в Республике Казахстан, на основе анализа результатов деятельности пенсионных фондов выявить проблемы пенсионного рынка в целом и предложить пути решения этих проблем, разработка планов и рекомендаций, направленных на дальнейшее динамичное развитие системы.

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 161.22 Кб (Скачать файл)

 

Введение

Современная практика государственного регулирования социально-экономического развития страны обусловливает необходимость  перехода к формированию долгосрочных целевых ориентиров развития пенсионной системы. Пенсионное обеспечение в  Республике Казахстан занимает ведущее  место в системе социальной защиты населения, и затрагивает интересы более 1,6 миллионов пенсионеров и  около восьми миллионов участников накопительной пенсионной системы  страны. Его качественные и количественные характеристики свидетельствуют об уровне социального, экономического, правового  и культурного развития общества. Структура и функционирование пенсионной системы во многом определяют устойчивость и динамику экономического и социального  развития страны. Эффективная система  пенсионного обеспечения, гарантии достаточных размеров пенсий, обеспечивающих достойный уровень жизни пенсионеров, своевременная их выплата поддерживают благоприятный социальный климат общества. Неслучайно Правительство Республики Казахстан выдвигает задачу усиления социальной направленности проводимых реформ путем активизации своей  деятельности по сокращению безработицы  и борьбе с бедностью, созданию условий  для реализации трудового потенциала, своевременной выплате заработной платы, пенсий, пособий и адресной социальной помощи бедным. Эти меры направлены на улучшение социального  климата в стране.

Закон «О пенсионном обеспечении  в Республике Казахстан», который  был принят 20 июня 1997 года. «Настоящий закон определяет правовые и социальные основы пенсионного обеспечения  граждан в Республике Казахстан, регламентирует участие государственных  органов, физических и юридических  лиц, независимо от форм собственности, в реализации конституционного права  граждан на пенсионное обеспечение».

Согласно данному Закону современная пенсионная система  формируется в двух уровнях: распределительная  и накопительная, в связи с  этим появились новые финансово  – экономические институты: накопительные  пенсионные фонды, организации, осуществляющие инвестиционное управление пенсионными  активами, банки – кастодианы, ранее не существовавшие в Казахстане. Основные функции данных организаций закреплены в Законе «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан».

Становление, формирование и управление накопительными пенсионными  фондами в условиях переходной экономики  представляет одну из актуальных и  недостаточно – изученных проблем.

Актуальность темы курсовой работы заключается в необходимости  повышения эффективности управления пенсионными активами, что послужит фактором не только ростов объемов  накоплений населения, но и послужит стимулирующим фактором экономического роста. Тема особенно актуальна в  условиях проблем связанных с  существующим дефицитом эффективных  финансовых инструментов и ограничений  в структуре инвестиционного  портфеля пенсионных фондов.

Целью данной работы является изучение и анализ развития накопительной  пенсионной системы в Республике Казахстан, на основе анализа результатов  деятельности пенсионных фондов выявить  проблемы пенсионного рынка в  целом и предложить пути решения  этих проблем, разработка планов и рекомендаций, направленных на дальнейшее динамичное развитие системы.

Исходя из цели, можно  выделить следующие задачи исследования:

- рассмотрение теоретико – методологических аспектов накопительной пенсионной системы;

- анализ современного  состояния и развития накопительной  пенсионной системы в Казахстане;

- выявление путей совершенствования  накопительной пенсионной системы  и повышения ее социальной  значимости.

Объектом исследования является накопительная пенсионная система  Республики Казахстан.

Информационной базой  исследования послужили статистические данные Министерства труда и социальной защиты РК, Министерства финансов РК, Агентства  РК по регулированию и надзору  финансового рынка и финансовых организаций, Национального банка  РК, Агентства РК по статистике, финансовая отчетность казахстанских НПФ. В  качестве правовой основы использованы законодательные акты и нормативные  документы Правительства РК, официальные  программные документы по развитию пенсионного обеспечения в стране.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Теоретические  аспекты накопительной пенсионной  системы

 

1.1  Экономическая сущность пенсионной системы

Пенсионное обеспечение  Казахстана в настоящее время представляет собой систему из трех уровней (пилларов), сочетающих одновременно механизмы солидарной и накопительной систем.

Функционирующая многоуровневая модель пенсионного обеспечения  рассчитана на все население Казахстана. Сегментация населения по категориям, определяющим источник пенсионных выплат (государственный бюджет и/или пенсионные накопления), была основана на возрастных особенностях казахстанцев, вовлеченных в пенсионную систему.

Первый уровень - это солидарная пенсионная система, унаследованная Казахстаном  от СССР после его распада и основанная на «солидарности поколений», в которой источником пенсионных выплат становится государственный бюджет за счет налоговых отчислений работающей части населения и других поступлений. Размер пенсионных выплат определяется трудовым стажем. В настоящее время в рамках этого уровня формируются пенсионные выплаты для тех, чей трудовой стаж на момент выхода на пенсию по состоянию на 1 января 1998 года составляет не менее шести месяцев.

Отчисление обязательных пенсионных взносов в период трудовой деятельности отвечает условиям второго  уровня пенсионной системы и уже  обязывает молодое поколение  нести самостоятельную ответственность  за уровень своего дохода после выхода на пенсию, так как источником пенсионных выплат станут сформированные ими на индивидуальных пенсионных счетах накопления.

Третий уровень - накопительная  система, основанная на добровольных и добровольных профессиональных пенсионных взносах. Каждому гражданину предлагается возможность за счет добровольных пенсионных взносов увеличить свои накопления и тем самым обеспечить себе более высокий доход после завершения трудовой деятельности.

Накопительная пенсионная система  является одним из важнейших компонентов  социального обеспечения Республики, с одной стороны, и инструментом инвестирования средств в экономику  Казахстана, с другой.

Суть накопительной пенсионной системы - это сохранение и преумножение средств вкладчиков, т.е. инвестиции в реальное создание. Механизм ее функционирования заключается в следующем: работодатели ежемесячно перечисляют в форме обязательных пенсионных взносов 10% от оплаты труда, включая все виды заработной платы, разные премии, доплаты, надбавки. За счет данного источника формируются пенсионные скопления вкладчиков накопительных пенсионных фондов.

Пенсионные взносы направляются в накопительный пенсионный фонд по выбору вкладчика, которому на основании  пенсионного договора открывается  индивидуальный пенсионный счет и личный номер - социальный индивидуальный код. Накапливаемые взносы вкладчиков пенсионные фонды передают через уполномоченный банк-кастодиан компании по инвестиционному управлению пенсионными активами, которая размещает средства в ценные бумаги, депозиты банков и другие финансовые инструменты. Полученный при размещении доход называется инвестиционным доходом, распределяется по индивидуальным счетам вкладчиков в соответствии с суммой накопленных средств. Таким образом, формируется индивидуальные пенсионные накопления вкладчиков, выплачиваемые им при наступлении пенсионного возраста.

Казахстанская модель пенсионной системы основополагается на следующих принципах:

- предоставление вкладчикам и получателям права выбора накопительного пенсионного фонда;

- обязательное участие  в системе всего работающего населения;

- разграничение пенсий  и других форм социального обеспечения;

- персонифицированный учет  пенсионных накоплений вкладчиков;

- присвоение социального индивидуального кода каждому, кто имеет право на пенсионное обеспечение, и дальнейшее перечисление пенсионных взносов согласно присвоенному социальному индивидуальному коду вкладчика;

- начисление пенсионных  взносов и хранение формируемых накоплений на индивидуальных пенсионных счетах;

- гарантии государством  сохранности пенсионных накоплений  в размере фактически внесенных обязательных пенсионных взносов с учетом уровня инфляции на момент выхода вкладчика на пенсию;

- обязательного предоставления  накопительным пенсионным фондом  своему вкладчику либо получателю  информации о состоянии его пенсионных накоплений;

- государственного регулирования деятельности участников накопительной пенсионной системы (накопительных пенсионных фондов (НПФ), банков-кастодианов и организаций, осуществляющих инвестиционное управление пенсионными активами (ООИУПА)), включающего: лицензирование и пруденциальное регулирование НПФ, ООИУПА, банков — кастодианов, мониторинг их деятельности на основе финансовой и статистической отчетности, а также ежегодного аудита годовых финансовых отчетов; введение обязательных для исполнения требований по управлению и диверсификации пенсионных активов;

- хранение денег и ценных бумаг в банке-кастодиане, который не может быть аффилированным с НПФ либо ООУИПА;

- контролирование банком-кастодианом целевого размещения пенсионных активов;

- дифференцированный учет собственных и пенсионных активов в накопительном пенсионом фонде;

- невозможность обращения  взысканий на пенсионные активы по долгам вкладчика, НПФ, банка-кастодиана и ООУИПА, включая случаи ликвидации или банкротства.

Кроме того, в течение всего переходного этапа к накопительной пенсионной системе государство несёт обязательства перед гражданами, имевшими трудовой стаж до начала пенсионной реформы, а также гарантирует состоявшимся пенсионерам право на получение пенсий и сохранение их получаемого размера из Государственного центра по выплатам пенсий с учетом уровня инфляции.

Кроме создания финансово  устойчивой и полностью финансируемой  системы, пенсионные накопления вкладчиков способствуют усилению экономики посредством:

-  увеличения накоплений населения страны в целом;

-  финансирования развития организаций и инфраструктуры;

-  способствования развитию рынка капитала;

-  поддержки развития финансового сектора;

-  стимулирования развития новых финансовых инструментов;

-  поддержки развития страховой индустрии;

-  развития новых правовых концепций, таких, как фидуциарий, траст и т.д.

В казахстанской структуре  накопительной пенсионной системы  действуют три основных элемента: пенсионные фонды, организации, осуществляющие инвестиционное управление пенсионными  активами (ООИУПА), и банки-кастодианы.

Схема взаимодействия этих субъектов при обеспечении накопительной  пенсией будущих пенсионеров  представлена на Рисунке 1.

Рисунок 1 - Взаимодействие участников накопительной пенсионной системы  Республики Казахстан

 

1.2 Этапы становления  накопительной пенсионной системы в Республике Казахстан

Современная пенсионная система  Казахстана начинает свой отсчет с 1997 года, когда Правительство Республики Казахстан одобрило Концепцию реформирования системы пенсионного обеспечения в стране, и был принят Закон Республики Казахстан «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан». Нововведения заключались в создании основ накопительной пенсионной системы при постепенном отказе от солидарной системы.

В конце прошлого столетия проблемы пенсионного обеспечения  приобрели особую остроту. Причиной тому стали с одной стороны переход к механизмам рыночной экономики, с другой — социально-демографические факторы, присущие Казахстану в 90-х годах прошлого столетия. В условиях действовавшей солидарной пенсионной системы высокие темпы роста инфляции и безработицы среди населения, падение объёмов ВВП, острый бюджетный дефицит стали причинами появления и увеличения задолженностей по выплате пенсий и невозможности обеспечить даже минимального уровня социальных гарантий. Таким образом, становилась очевидной неустойчивость распределительной системы пенсионного обеспечения, основанной на солидарности поколений. На проблемы, связанные с недостаточным финансированием необходимых пенсионных расходов, наслаивались демографические. Некоторые из них были связаны с деформированием возрастной структуры населения и ускорением процессов старения населения в результате сокращения рождаемости на фоне увеличения средней продолжительности жизни казахстанцев.

Рост уровня безработицы  и распространение неформальной и неполной занятости привели к негативным сдвигам на рынке труда, следствием которых стал выход части населения из обязательной системы пенсионного обеспечения, чьи взносы были источником для финансовой основы солидарной пенсионной системы. В целях снижения прогнозируемого роста и чрезмерного усиления пенсионной нагрузки на работающее население, предупреждения ухудшения уровня жизни как работающих, так и пенсионеров, обеспечения в будущем бесперебойной выплаты пенсий Правительством Республики Казахстан в качестве альтернативного пути решения данной назревшей проблемы было проведено реформирование пенсионной системы.

Информация о работе Анализ современного состояния и развития накопительной пенсионной системы в Казахстане