Анализ расходов региональных бюджетов РФ в условиях кризиса 2008-2009 годов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 16:33, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является рассмотрение расходов региональных бюджетов в условиях нынешней российской действительности.
Предметом исследования являются расходы региональных бюджетов.
Методами исследования в данной работе являются аналитический, статистический. Информационной базой работы являются: нормативно-правовая база, Бюджетный Кодекс РФ, а также труды отечественных и зарубежных специалистов в данной области.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 2
1.Теоретические аспекты расходов региональных бюджетов 4
1.1 Сущность, виды расходов региональных бюджетов 4
1.2 Необходимость расходов бюджета 8
2.Анализ расходов региональных бюджетов РФ в условиях кризиса 2008-2009 годов 14
2.1 Снижение объемов расходов региональных бюджетов в условиях кризиса 14
2.2 Оптимизация расходов региональных бюджетов РФ 17
2.3 Анализ состава расходов бюджетов субъектов РФ 19
2.4 Анализ структуры расходов регионального бюджета республики Татарстан за 2007-2009 года 21
3.Применение антикризисных государственных мер повышения устойчивости региональных бюджетов 24
3.1 Проблемы финансирования расходов бюджетов субъектов РФ 26
3.2 Пути повышения эффективности расходов бюджетов субъектов РФ 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 35

Файлы: 1 файл

расходы региональных бюджетов.doc

— 271.50 Кб (Скачать файл)

Сокращение государственных инвестиций в отечественную экономику ожидать в нынешних условиях вполне естественно. Кризис обернулся снижением доходов федерального бюджета.

 

2.4 Анализ структуры расходов регионального бюджета республики Татарстан за 2007-2009 года

 

Основные расходы консолидированного бюджета республики в в 2007 году были направлены на содержание и развитие социально-культурной сферы. Общий объем расходов в этой сфере в объеме 51 миллиард рублей или около 60 процентов от общей суммы расходов бюджета. Самой крупной отраслью по объему расходов в социальной сфере является образование. В эту отрасль в консолидированном бюджете направлено 23,3 млрд. рублей, в том числе в бюджете республики - 5 млрд. рублей. В составе расходов выделены средства на развитие физкультурно-спортивной работы среди детей и подростков в сумме 189 миллионов рублей, проведение летней оздоровительной кампании в сумме 201 млн. рублей, проведение мероприятий молодежной политики – 356 млн. рублей.

Расходы на культуру, искусство и средства массовой информации в консолидированном бюджете республики выделены в объеме 3,5 млрд. рублей, на здравоохранение без расходов по дополнительному лекарственному обеспечению и национальному проекту, взносов в ОМС - 13 млрд. рублей.

Кроме того, по разделу "Общегосударственные вопросы» расходы заложены в сумме 8,6 млрд. рублей. В данный раздел бюджета республики входят расходы по обслуживанию госдолга, резервный фонд Правительства, аппарат управления, содержание Академии наук, Архивного управления, аппарата мировых судей. "Национальная безопасность и правоохранительная деятельность" по плану обойдется бюджету в 4 млрд. рублей, бюджету республики в 3,7 млрд.рублей.

Раздел "Национальная экономика" с суммой в 13,2 млрд.рублей включил в себя мероприятия по сельскому хозяйству, дорожное строительство, капитальные вложения, покрытие убытков транспортных организаций и прочие мероприятия по содержанию аппарата управления, расходы в области занятости населения, поддержки малого предпринимательства и воспроизводства минерально-сырьевой базы. Здесь же учтены расходы на развитие сельского хозяйства, куда поступило 3,2 млрд. рублей. Эти средства направлены на содержание сельскохозяйственных и ветеринарных учреждений, на покупку средств химизации, поддержку элитного семеноводства. На охрану окружающей среды расходы поступили в сумме 414 млн. рублей.

В раздел "Жилищно-коммунальное хозяйство" по бюджету республики вошли расходы в сумме 5,9 млрд. рублей по финансированию объектов ЖКХ, программе реформирования ЖКХ, приемке и вводу жилья и объектов социальной сферы, расходы жилищного фонда и включили в эту сумму 945 млн. рублей на ликвидацию недоремонта жилого фонда. Расходы консолидированного бюджета на 2008 год по данному разделу поступили в объеме 9,2 млрд. рублей.

Ничего критического в пересмотре бюджета и снижении его доходов во второй половине 2008 –первой половине 2009 года аналитики не видят. "Бюджет республики при прежних данных был бы невыполним, а это куда большая опасность, чем пересмотр прогнозов. Нефть давно уже не стоит столько, сколько указано в прогнозе.

Нестабильность  ситуации, снижение доходов и невозможность  долгосрочного прогнозирования  заставили Правительство РТ сокращать  расходы уже с января этого  года. Пока расходная часть бюджета  республики исполнена на 17% к годовому плану. Из них, по словам чиновников, больше половины ушло на оплату труда бюджетников. Остальные средства потратили на социальное обеспечение населения, лекарства для льготников и оплату коммунальных услуг.

Уменьшили в  первую очередь расходы на содержание органов государственного управления. Порядка 10% расходов на данную статью удалось сэкономить за счет сокращения штата сотрудников. Только аппарат Исполнительного комитета Казани уменьшился на 15%. Сократили количество служебного автотранспорта, ограничили командировочные расходы, траты на связь, пересмотрели оплаты труда чиновников. Принятые меры позволили городскому бюджету сэкономить в 2009 г. около 300 млн. рублей.

Необходимо и дальше оптимизировать траты и дал задание подготовить предложения. Уже решили сократить или частично приостановить некоторые инвестиционные проекты. Все инвестпроекты с участием бюджета республики перенесены на третий и четвертый кварталы года. По словам министра экономики РТ, эта мера позволит сэкономить порядка 8 млрд. рублей. В целом изменения в бюджете Татарстана на 2009 г. снизят текущие расходы на 20%.

Экономить пришлось не только на запланированных расходах, но и на оперативной поддержке  предприятий. За прошлые полгода  республикой был сформирован  республиканский и муниципальный перечень из 732 предприятий, претендующих на господдержку как компании, значимые для экономики республики и ее муниципальных образований.

Денег бюджета  не хватило не только на поддержку  предприятий, но и коммунальщиков, столкнувшихся  с кризисом неплатежей. Вследствие хронических неплатежей компания в текущем году планирует убытки на 1,6 млрд. рублей. Недостаток бюджетных средств, необходимых для финансирования очередных расходов достиг 800 млн. рублей. Задолженность бюджетных учреждений по оплате коммунальных услуг по состоянию на 1апреля 2009 г. в размере 9,3 млн. рублей.

Скорректированный бюджет РТ с учетом изменения федерального бюджета и финансирования объектов Универсиады в Казани представят в Государственный Совет РТ уже  в мае. Все государственные обязательства перед населением будут выполнены. Также ряда программ экономия не коснется. К ним относятся программы занятости населения, организация летнего отдыха детей, программы поддержки малого и среднего предпринимательства.

 

3.Применение антикризисных государственных мер повышения устойчивости региональных бюджетов

 

3.1 Проблемы  финансирования расходов бюджетов  субъектов РФ

 

С проблемой  финансирования текущих расходов в 2009г. столкнутся 35 регионов, 40 регионов частично профинансируют капитальные вложения, только 8 регионов смогут полностью выполнить принятые обязательства.

Такие прогнозы содержатся в докладе Министерства регионального развития (Минрегионразвития) РФ по итогам мониторинга социально-экономического развития регионов по состоянию на 30 июня 2009г.

Отмечается, что  при сокращении в период с января по май 2009г. доходов бюджетов субъектов  РФ на 6% увеличилось финансирование расходных обязательств на 11% по отношению  к уровню января-мая 2008г. Объемы поступлений  в консолидированные бюджеты РФ в январе-мае 2009г. по сравнению с аналогичным периодом 2008г. снизились в 34 регионах.

Министерство  регионального развития РФ отмечает, что в 8 регионах доходы упали более  чем на 15%. Наибольшее падение доходов  зафиксировано в Тюменской области (на 29%), Красноярском крае (на 27%), г.Москва (на 24%), Ханты-Мансийском автономном округе (на 23%), Кемеровской области (на 22%), Челябинской области (на 20%), Удмуртской Республике (на 19%), Самарской области (на 16%). 12

В мае 2009г. доходы консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации составили 413 млрд руб., что на 11% меньше уровня мая 2008г. В мае 2009г. сокращение бюджетных поступлений произошло в 52 регионах.

В ряде регионов отмечено и снижение налоговых поступлений. Так, по итогам января-мая 2009г. по сравнению с аналогичным периодом 2008г. сокращение налоговых доходов консолидированных бюджетов субъектов РФ составило 17%. В мае 2009г. в сравнении с маем 2008г. налоговые доходы снизились на 20%. Налоговые поступления сократились в 68 регионах, в том числе в 26 - более чем на 20%.

Максимальное  падение налоговых доходов произошло  в Астраханской области (на 46%), Тюменской  области (на 43%), Кемеровской области (на 41%), Республике Коми и Ханты-Мансийском АО (на 35%), Оренбургской и Сахалинской областях (на 34%), отмечается в докладе министерства. Между тем, рост налоговых поступлений наблюдался в 15 регионах: наибольшие темпы показали Республики Адыгея, Башкирия, Калмыкия, Якутия, Камчатский и Приморский края, Тамбовская область и Чукотский АО.

Наибольшее  снижение налоговых поступлений  обозначилось по доходам от налога на прибыль: по итогам января-мая 2009г. - на 43%. Более чем на 50% поступления  сократились в 25 регионах. Рост доходов  по данному виду налога зафиксирован в 6 субъектах РФ. По итогам января-мая 2009г. рост объемов налога на доходы физических лиц (НДФЛ) составил 1%. При этом поступления снизились в 28 регионах. 13

Например, в  мае 2009г. в бюджеты субъектов РФ поступил 121 млрд руб. налога на доходы физических лиц, что на 6% меньше показателя мая 2008г. Доходы выросли в 21 регионе, из них в 3 более чем на 10%. Наибольший прирост поступлений НДФЛ зафиксирован в Республике Саха (Якутия), Камчатском крае и Магаданской области. Существенное снижение доходов от НДФЛ (более 15%) в мае 2009г. произошло в Республике Ингушетия, Чувашской Республике, Пермском крае, Омской, Свердловской, Челябинской, Ярославской областях.

По мнению представителей Минрегиона РФ, тенденция снижения налоговых доходов в регионах, зависящих от собственных доходных источников, в дальнейшем может привести к проблемам исполнения принятых расходных обязательств. С начала года регионы скорректировали в сторону уменьшения плановые показатели расходов на 2009г. на 6%.

Вместе с  тем, по оценке Минрегиона России, для достижения сбалансированности региональных бюджетов сокращение расходов должно составить более 15%. "Задержка с дальнейшим сокращением расходов может привести к росту долговых обязательств и существенному увеличению кредиторской задолженности, в том числе по оплате труда и социальным выплатам населению", - отмечается в докладе.

Также в докладе  отмечается, что по состоянию на 1 июня 2009г. объем кредиторской задолженности  субъектов РФ составил 59,4 млрд руб., увеличившись по сравнению с началом  года на 48%. В первые пять месяцев 2009г. кредиторская задолженность отсутствовала в 15 регионах. Рост задолженности зафиксирован в 42 субъектах РФ. При этом в 29 регионах ее объем вырос более чем на 30%. По состоянию на 1 июня 2009г. объем кредиторской задолженности по оплате труда с начислениями составил 3,7 млрд руб. Значение показателя выросло по сравнению с началом года на 11%.

 

3.2 Пути повышения эффективности расходов бюджетов субъектов РФ

 

Эффективность расходов государственного бюджета  характеризует качество и эффективность государственного управления и является одним из ключевых условий обеспечения социального благополучия, экономического развития государства.

Российский  опыт последних лет свидетельствует, что в сфере управления расходами, как на федеральном, так и на субфедеральном и муниципальном уровнях, существуют определенные сложности. Повышение эффективности расходов до сих пор рассматривалось только с точки зрения экономии бюджетных средств и ужесточения финансового контроля. Бюджеты всех уровней являются инерционными, фактически отражают признанную неэффективной систему финансирования сети государственных учреждений, обеспечения социальных обязательств. Управление расходами остается чрезмерно централизованным, что сказывается на гибкости принятия бюджетных решений. Предметом рассмотрения на всех уровнях принятия решений о направлениях расходования бюджетных средств являются в большинстве случаев экономические статьи затрат, при том, что 177 статьей Бюджетного кодекса устанавливается требование выделения финансирования в разрезе государственных и муниципальных услуг. Стоит заметить, что до сих пор не существует однозначного толкования понятия услуги, оказываемой государством.14

Концепция реформирования бюджетного процесса в России, в основу которой были положены принципы изменения бюджетного планирования, лишь отчасти создала предпосылки повышения эффективности бюджетных расходов. Процедуры обоснования объема запрашиваемых ассигнований с точки зрения достижения целей и социально-экономических результатов

Из крупных регионов сложная ситуация с финансированием бюджетных расходов возникает в Красноярском крае, Пермском крае, а также в Вологодской, Тюменской, Челябинской, Иркутской, Омской, Самарской и Белгородской областях.

Имеется возможность поддержки регионов за счет перераспределения НДС. Оставляя в региональных бюджетах часть этого налога, правительство содействовало бы, в частности, структурным преобразованиям в регионах, которые могут стать «локомотивами роста».

Целесообразно также отменить вывозные пошлины  по сырьевым товарам, ставка по которым  не превышает 5% таможенной стоимости. Более высокие ставки пошлин по другим товарам (за исключением углеводородов) следует пропорционально снизить. Это поможет российским экспортерам сохранить внешние рынки и поддержать внутреннее производство.15

Следует выборочно  снизить и некоторые ввозные  пошлины – на комплектующие и  другие материалы, используемые отечественными производителями.

Кроме того, важным ресурсом для поддержки экономики и занятости в регионах остаются средства и деятельность таких государственных корпораций, как Фонд содействия реформирования ЖКХ и Фонд содействия реформированию жилищного строительства.  

Главные пути у  регионов – экономия расходов. Может  быть, для облегчения участи местного населения – это развитие неорганизованных товарных и продовольственных рынков, облегчение бремени малого бизнеса, борьба с региональными и федеральными монополистами, например, наведение порядка в оптовой торговле, устранение административно-коррупционных барьеров между сельхозпроизводителями и населением.

Другой путь – крепить альянс с местным  крупным бизнесом по лоббированию интересов  региона в Москве. Возможно, органы власти регионов будут более ответственно подходить к назначению сенаторов в Совет Федерации. Во время кризиса и войны за ресурсы значение Совета Федерации должно расти, в том числе в вопросах эффективности антикризисных мер федерального Правительства.  

   Таким, образом, у любого кризиса есть минусы, но есть и плюсы. Безусловно, сокращение субсидий регионам станет для них серьезной проблемой, которая в первую очередь спровоцирует социальную дестабилизацию. Но, поскольку в нашей стране большинство вопросов традиционно решается по принципу "пока гром не грянет...", то можно ожидать, что нынешний кризис "встряхнет" региональные власти и заставит их самостоятельно искать средства на пополнение бюджетов, в том числе за счет развития реального сектора экономики на местах. Конечно, важным условием для этого должно быть наличие федеральной поддержки.

Информация о работе Анализ расходов региональных бюджетов РФ в условиях кризиса 2008-2009 годов