Важнейшим органом,
осуществляющим управление финансами
РФ, являются Министерство Финансов
РФ и его органы на местах.
Министерство финансов России
обеспечивает проведение единой
финансовой, бюджетной, налоговой
и валютной политики в РФ.
Основные задачи Министерства
финансов РФ:
•совершенствование бюджетной
системы РФ, развитие бюджетного
федерализма;
•разработка и реализация
единой финансовой, бюджетной, налоговой
и валютной политики в РФ;
•концентрация финансовых
ресурсов на приоритетных направлениях
социально-экономического развития
РФ;
•разработка проекта
федерального бюджета;
•составление отчета
об исполнении федерального бюджета
и консолидированного бюджета
РФ;
•разработка программ
государственных заимствований
и управление государственным
внутренним и внешним долгом
РФ и др.
Министерство финансов
РФ в соответствии с возложенными
на него задачами выполняет
следующие основные функции:
•подготавливает предложения
и реализует меры по совершенствованию
бюджетной системы РФ, развитию
бюджетного федерализма и механизма
межбюджетных отношений с субъектами
РФ;
•участвует в разработке
прогнозов социально-экономического
развития РФ на долгосрочную,
среднесрочную и краткосрочную
перспективу;
•участвует в разработке
и осуществлении мер по финансовому
оздоровлению и структурной перестройке
экономики, поддержке и защите
интересов отечественных производителей
товаров, исполнителей работ и
услуг;
•участвует в подготовке
предложений по основным направлениям
кредитной, денежной политики
РФ, улучшению состояния расчетов
и платежей в экономике;
•разрабатывает меры,
направленные на формирование
и реализацию активной инвестиционной
политики, участвует в разработке
и финансировании федеральных
инвестиционных программ и бюджета
развития РФ;
•разрабатывает проекты
федерального бюджета и прогноза
консолидированного бюджета РФ;
•исполняет федеральный
бюджет, составляет отчет об исполнении
федерального бюджета и консолидированного
бюджета РФ;
•осуществляет контроль
за целевым использованием средств
федерального бюджета и др.
В настоящее время
в центральном аппарате Министерства
функционируют следующие подразделения:
1) департамент бюджетной
политики, разрабатывающий политику
в области доходов и расходов
бюджетной системы, составляющий
проект федерального бюджета
и организующий его исполнение
и др.;
2)департамент отраслевого
финансирования, созданный на базе
упраздненных департаментов промышленности,
департамента агропромышленного
комплекса, инвестиций и транспортных
систем и связи;
3)департамент межбюджетных
отношений, который регулирует
взаимоотношения с бюджетами
субъектов Федерации и местными
бюджетами;
4)департамент управления
государственным внутренним долгом,
осуществляющим эмиссию внутренних
государственных займов, выплату
процентов по ним и их погашение;
5)департамент управления
государственным внешним долгом,
который производит выпуск внешних
займов - евробонов и их погашение;
6)департамент оборонного
комплекса и правоохранительных
органов и др.
Важное подразделение
Министерства финансов - Главное
управление федерального Казначейства,
отвечающее за кассовое исполнение
бюджета.
3.2 Деятельность специализированного
органа финансового контроля. Государственный
таможенный комитет РФ
Контроль за правильным
исчислением, полнотой и своевременностью
взносов в бюджет всех обязательных
платежей возложен на Министерство
РФ по налогам и сборам и
его органы на местах - налоговые
инспекции.
Налоговые инспекции
обязаны:
•действовать в строгом
соответствии с законодательством;
•осуществлять контроль
за соблюдением налогового законодательства
по вопросам правильного исчисления,
полноты и своевременности внесения
налогов в бюджет и во внебюджетные
фонды;
•вести в установленном
порядке учет налогоплательщиков;
•проводить проверки
налогоплательщиков;
•ежемесячно представлять
финансовым органам и органам
федерального Казначейства сведения
о фактически поступивших суммах
налогов и других платежей
в бюджет;
•информировать Министерство
финансов РФ обо всех случаях
неуплаты предприятиями налогов;
•осуществлять возврат
излишне уплаченных налоговых
сумм и неправильно изъятых
с налогоплательщиков штрафов
и пеней.
С деятельностью Министерства
РФ по налогам и сборам тесно
связана работа Департамента
налоговой полиции РФ, созданного
в июле 1993 г. Сфера Департамента
налоговой полиции - предупреждение,
выявление и пресечение налоговых
преступлений, оперативно-розыскная
деятельность и контроль за
исполнением налогового законодательства,
а также обеспечение безопасной
деятельности налоговых инспекций,
защита их сотрудников от противоправных
посягательств при исполнении
ими служебных обязанностей, предупреждение,
выявление и пресечение коррупции
в налоговых органах. Права
и обязанности налоговых полицейских
определены Законом о федеральных
органах налоговой полиции.
Налоговая полиция
имеет право налагать административный
арест в установленном порядке
на имущество лиц, уклонившихся
от уплаты налогов, и осуществлять
проверки, оформляя их актами.
В конце декабря
1995 г. Департамент налоговой полиции
РФ был переименован в Федеральную
службу налоговой полиции РФ,
которая получила новые полномочия:
право возбуждать уголовное дело,
проводить по нему дознание, предварительное
следствие и передавать материалы
непосредственно в суд. Такие
изменения направлены на уменьшение
числа правонарушений и преступлений
в области налогообложения и
должны повысить собираемость
налогов.
Государственный таможенный
комитет РФ.
За поступление таможенных
пошлин ответственность несет
Государственный таможенный комитет
РФ, который обязан:
•проводить налоговые
проверки по налогам, взимаемым
таможенными органами;
•проверять все документы,
связанныес исчислением и уплатой
налогов, взимаемых таможенными
органами;
•приостанавливать операции
налогоплательщиков по счетам
в банках при неисполнении
или ненадлежащем исполнении
ими налогового законодательства;
•проводить взимание
недоимок по налогам, а также
сумм штрафов, предусмотренных
налоговым законодательством.
В целом таможенные
органы осуществляют контроль
за соблюдением налогового законодательства
при пересечении товаров границы
РФ, правильностью исчисления и
уплатой таможенных пошлин.
Основная задача финансового
менеджмента в условиях перехода
на рыночные отношения - эффективное
управление ресурсами предприятий
различных форм собственности.
В условиях административно-командной
системы, централизованно планируемой
социалистической экономики финансовый
менеджмент не получил должного
развития. При переходе к рыночным
механизмам финансовый менеджмент
приобретает первостепенное значение.
Основными методами
финансового менеджмента являются:
прогнозирование, планирование, налогообложение,
самофинансирование, кредитование, система
расчетов, система амортизационных
отчислений, вопросы стимулирования,
система финансовых санкций.
Заключение
По проведённой курсовой
работе сделаю следующие выводы:
В управлении финансами,
как и в любой другой управляемой
системе, выделяют объекты и
субъекты управления. В качестве
объектов управления выступают
разнообразные виды финансовых
отношений, связанные с формированием
денежных доходов, накоплений
и их использованием субъектами
хозяйствования и государством.
Субъектами управления являются
те организационные структуры,
которые осуществляют управление.
Субъекты управления
используют в каждой сфере
и каждом звене финансовых
отношений специфические методы
целенаправленного воздействия
на финансы. В то же время
им присущи и единые приемы
и способы управления. В управлении
финансами можно выделить такие
важнейшие функциональные элементы,
как планирование, оперативное управление,
контроль.
Управление финансами
на предприятиях и отраслях
народного хозяйства осуществляют
финансовые отделы и службы
предприятий, а также финансовые
подразделения министерств и
ведомств. Сферой страховых отношений
управляют специальные страховые
структуры. Работу по управлению
государственными финансами осуществляют
Министерство финансов РФ и
его органы на местах.
Важнейшим органом,
осуществляющим управление финансами,
выступает Министерство финансов
Российской Федерации и его
органы на местах.
Министерство финансов
РФ выполняет следующие основные
функции:
1. Разрабатывает и представляет
в Правительство РФ проекты
федеральных конституционных законов,
федеральных законов и актов
Президента РФ и Правительства
РФ по вопросам:
• организации и
функционирования бюджетной системы
РФ, определения основ бюджетного
процесса;
• федерального бюджета
на очередной финансовый год,
порядка его исполнения в очередном
финансовом году и отчетность
о его исполнении;
• разграничения бюджетных
полномочий между РФ, субъектами
РФ и органами местного самоуправления
и т.д.
2. Разрабатывает и утверждает:
• порядок составления
и исполнения федерального бюджета,
бюджетов государственных внебюджетных
фондов;
• порядок ведения
бюджетной росписи федерального
бюджета;
• порядок составления
и представления бюджетной отчетности
об исполнении бюджетов бюджетной
системы и т.д.
3. Осуществляет:
• составление проекта
федерального бюджета на очередной
финансовый год, обеспечение его
исполнения;
• прогнозирование
и кассовое планирование исполнения
федерального бюджета;
• ведение учета
операций по исполнению федерального
бюджета, составление и представление
в Правительство РФ отчетов
об исполнении федерального бюджета
и консолидированного бюджета
РФ и т.д.
Финансовое планирование,
как уже отмечалось, выступает
важнейшим элементом управления
финансами. Объектом финансового
планирования является финансовая
деятельность субъектов хозяйствования
и государства, а результатом
его - составление финансовых
планов, начиная от сметы отдельного
учреждения до сводного финансового
баланса государства. В каждом
плане определяются доходы и
расходы на определенный период,
взаимосвязь со всеми звеньями
финансовой и кредитной систем
по платежам и расчетам.
При финансовом планировании
за основу берутся требования
финансовой политики, проводимой
на том или ином этапе экономического
развития. Определяется при этом
объем денежных средств и их
источников, необходимых для выполнения
плановых заданий, выявляются
резервы роста доходов и экономии
расходов, устанавливаются оптимальные
пропорции в распределении средств
между централизованными и децентрализованными
фондами.
Частью общего управления
финансами являются автоматизированные
системы управления (АСУ), базирующиеся
на использовании экономико-математических
методов и электронно-вычислительной
техники. АСУ являются неотъемлемым
элементом структуры финансовых
органов, других структур управления
финансами, способствуют лучшему,
более эффективному функционированию
финансов.
АСУ финансами - это совокупность
экономических и математических
методов, электронно-вычислительной техники,
оргтехники и современных средств
связи. Она выступает в качестве
подсистемы общегосударственной автоматизированной
системы сбора и обработки
информации для учета, планирования
и управления народным хозяйством.
АСУ представляют качественно
новый шаг в совершенствовании
управления экономикой и финансами.
В целях повышения эффективности
их функционирования требуются
меры по техническому оснащению
работников финансовых служб,
постоянное совершенствование системы
управления.
Управление финансами
в зарубежных странах находится
в ведении высших законодательных
органов власти - парламентов: в
США - это Конгресс, в Великобритании
- Парламент, в ФРГ - Бундестаг,
во Франции - Национальное собрание
и т.д. Парламенты имеют две
палаты - нижнюю и верхнюю. Все
основные финансовые законы и,
прежде всего, утверждение государственного
бюджета осуществляются двумя
палатами парламента и подписываются
главой государства.
Важное подразделение
министерства финансов - управление
внутренних займов и государственного
долга. Оно ведает эмиссией
государственных займов, выплатой
по ним процентов и погашением
государственного долга.
Важное значение в
управлении финансами принадлежит
специализированным органам финансового
контроля, которые независимы от
правительства и подотчетны парламенту.
Фактически деятельность
контрольного управления сводится
к ежегодным проверкам состояния
финансов федеральных ведомств
и составлению документов и
рекомендаций президенту и конгрессу
на основе проведения проверок.