Шпаргалка по "Рынку ценных бумаг"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 14:45, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на экзамен по курсу "Рынок ценных бумаг".

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.doc

— 397.50 Кб (Скачать файл)

Классификация облигаций:

  1. по видам выплаты дохода

    - процентные (купонные) облигации – эмитент  регулярно уплачивает процент  от номинальной стоимости;

    - дисконтные  облигации (бескупонные, с нулевым  купоном, зеро-купоны) – процент  выплаты не предусмотрен)

  1. по способу покрытия долговых обязательств

    - облигации,  обеспеченные залогом имущества 

    - облигации  не обеспеченные залогом. 

  1. Облигационные займы. Рынки облигаций  и их основные участники.
 

Облигационный займ - займ, осуществляемый путем выпуска заемщиком облигаций.

     Преимущества  облигационных займов:

    • привлечение значительных объемов денежных средств на длительный срок;
    • маневрирование при определении характеристик выпуска: все параметры облигационного займа (объем эмиссии, процентная ставка, сроки, условия обращения и погашения и т.д.) определяются эмитентом самостоятельно;
    • оперативное управления структурой и объемом задолженности региона, использование своих облигаций в качестве расчетного инструмента, оптимизация взаимозачетов;
    • льготный режим налогообложения;
    • финансовая независимость от одного или нескольких кредиторов за счет аккумулирования денежных средств различных категорий инвесторов;
    • выгодные условия привлечения финансовых средств за счет длительных сроков и учета реальной экономической обстановки и состояния финансового рынка;
    • создание публичной кредитной истории, прямое позитивное влияние на кредитный рейтинг. Полное и своевременное выполнение обязательств по своим облигационным займам позволит субъекту Федерации в будущем привлекать денежные средства (в том числе и по банковским кредитам) на более выгодных условиях.
 

Рынок облигаций является составной частью рынка капиталов (рынка ценных бумаг), на которой обращаются долгосрочные долговые обязательства (облигации, дебентуры  и другие долговые обязательства). Под рынком в данном случае подразумевается совокупность соответствующих ценных бумаг, физических и юридических лиц, вовлеченных в сделки с этими бумагами и механизмов, делающих возможными данные сделки.

На рынке  можно найти как размещенные  в первый раз бумаги так и облигации вторичного размещения, продающиеся на специальных рынках. Можно найти облигации самых разных компаний – обычно они названы с названием эмитента. 

На биржах постоянно появляются новые облигации  – информация о них может быть получена с сайтов банков или предприятий, а также от ФСФР, занимающейся регистрацией облигаций перед их продажей.

Андеррайтер – профессиональный участник рынка ценных бумаг, в основные функции которого входит обеспечение размещения облигаций эмитента, то есть поиск инвесторов. В качестве андеррайтеров как правило выступают банки и инвестиционные компании, то есть организации, имеющие хорошую и состоятельную клиентскую базу. Андеррайтеры от имени, по поручению и за счёт эмитента осуществляют продажу облигаций выпуска, за что получают комиссионные/вознаграждение от общества – эмитента.

Для исполнения обязательств по выпущенным облигациям эмитент может также привлечь платёжного агента (банковскую структуру, которая возложит на себя обязательства по переводу денежных средств, необходимых для выплаты купонного дохода и погашения облигаций, на указанные инвесторами банковские счёта).

Если  андеррайтер не хочет по каким-либо причинам брать на себя все обязанности, связанные с юридической стороной облигационного займа (оформление эмиссионных документов (решения о размещении облигаций, решения о выпуске ценных бумаг, проспекта ценных бумаг и т.п.), сопровождение государственной регистрации данного выпуска в уполномоченном государственном органе и т.п.) эмитенту необходимо привлечь юридического консультанта или финансового консультанта, который возложит на себя эти обязанности.

Ещё одно лицо, как правило, привлекаемое к  организации облигационного займа  – реестродержатель или депозитарий, то есть организация, осуществляющая учёт прав по выпущенным облигациям. Если облигации выпускаются в бездокументарной форме – то реестр владельцев таких облигаций будет вести независимый регистратор, или лицо, ответственное за ведение реестра именных ценных бумаг в обществе (если независимого регистратора нет). Если выпуск оформлен в документарной форме, то эмитент как правило, предпочитает оформлять весь выпуск одним сертификатом и депонировать его у депозитария (очень редко сертификаты выдаются на руки владельцам, чтобы избегать неприятностей с подделкой и чтобы на отчётные даты иметь представление о структуре владельцев облигаций эмитента). 

  1. Стоимостная оценка облигаций. Курс облигаций.
 

Облигации имеют нарицательную цену (номинал) и рыночную цену. Номинальная цена облигации напечатана на самой облигации и обозначает сумму, которая берется взаймы и подлежит возврату по истечении срока облигационного займа. Номинальная цена является базовой величиной для расчета принесенного облигацией дохода. Процент по облигации устанавливается к номиналу, а прирост (уменьшение) стоимости облигации за соответствующий период рассчитывается как разница между номинальной ценой, по которой облигация будет погашена, и ценой покупки облигации.

Как правило, облигации выпускаются с высокой  номинальной ценой. Они ориентированы на богатых инвесторов, как индивидуальных, так и институциональных. Этим они отличаются от акций, номинальную стоимость которых эмитент устанавливает в расчете на приобретение их самыми широкими слоями инвесторов. Следует при этом отметить, что если для акций номинальная стоимость — величина довольно условная, акции и продаются, и покупаются преимущественно по цене, не привязанной к номиналу (акции, как известно, могут выпускаться и без указания номинала), то для облигаций номинальная стоимость является очень важным параметром, значение которого не меняется на протяжении всего срока облигационного займа. Именно по изначально зафиксированной величине номинала облигации будут гаситься по окончании срока их обращения.

Как уже  отмечалось ранее, облигации являются привлекательным для покупателей объектом инвестирования, а значит, товаром, предметом перепродажи. С момента их эмиссии и до погашения они продаются и покупаются по установившимся на рынке ценам. Рыночная цена в момент эмиссии (эмиссионная цена) может быть ниже номинала, равна номиналу и выше номинала. В дальнейшем рыночная цена облигаций определяется исходя из ситуации, сложившейся на рынке облигаций и финансовом рынке в целом к моменту продажи, а также двух главных элементов самого облигационного займа. Этими элементами являются:

  • перспектива получить при погашении номинальную стоимость облигации (чем ближе в момент покупки облигации срок ее погашения, 
    тем выше ее рыночная стоимость);
  • право на регулярный фиксированный доход (чем выше доход, приносимый облигацией, тем ниже ее рыночная стоимость).

Рыночная  цена облигаций зависит и от ряда других условий, важнейшим из которых является надежность (степень риска) вложений.

Поскольку номиналы у разных облигаций могут  существенно различаться между собой, то часто возникает необходимость в сопоставимом измерителе рыночных цен облигаций. Таким показателем является курс.

Курсом  облигации называется значение рыночной цены облигации, выраженное в процентах к ее номиналу:

                                                    

Например, если облигация с номиналом 100 руб. продается за 150 руб., то ее курс 150. 

  1. Доходы  по облигациям, их источники  и порядок выплаты. Доходность облигаций.
 

Облигации, являясь, как и другие ценные бумаги, объектом инвестирования на фондовом рынке, приносят своим держателям определенный доход.

Общий доход от облигации складывается из следующих элементов:

  • периодически выплачиваемых процентов (купонного дохода);
  • изменения стоимости облигации за соответствующий период;
  • дохода от реинвестирования полученных процентов. 
    Рассмотрим каждый из перечисленных элементов дохода в отдельности.

Облигация, в отличие от акции, приносит владельцу  фиксированный текущий доход. Этот доход представляет собой постоянные аннуитеты — годовые фиксированные выплаты в течение ряда лет. Как правило, проценты по облигациям выплачиваются 1—2 раза в год. При этом чем чаще производятся процентные выплаты, тем больший потенциальный доход приносит облигация, ведь полученные процентные выплаты могут быть реинвестированы.

Размер  купонного дохода по облигациям зависит  прежде всего от надежности облигации, иначе говоря, от того, кто является ее эмитентом. Чем устойчивее компания-эмитент и надежнее облигация, тем ниже предлагаемый процент. Кроме того, существует зависимость между процентным доходом и сроком обращения облигации: чем больше отдален срок погашения, тем выше должен быть процент, и наоборот.

Процентные (купонные) выплаты  по облигациям условно  можно разделить  на три группы:

  • фиксированные ежегодные выплаты по ставке, установленной эмитентом при выпуске облигаций;
  • индексируемые ежегодные выплаты. Процентный индекс по облигациям определяется эмитентом чаще всего в соответствии с государственным инфляционным индексом. Индексация позволяет инвесторам получать стабильный доход в реальном выражении, защищенный от инфляционных колебаний цен на основные товары и услуги. 
    Ставка процента по облигациям может также индексироваться на 
    некоторую величину, непосредственно связанную с целевым назначением займа, например на объем выпускаемой продукции или на цену 
    1 кВт-ч для займов под энергетические проекты. В эту же группу 
    купонных выплат можно отнести возрастающие во времени процентные выплаты;
  • выплачиваемые одновременно с основной суммой долга.
 

Облигация может также приносить доход  в результате изменения стоимости  облигации с момента ее покупки  до продажи. Разница между ценой  покупки облигации (Р0) и ценой, по которой инвестор продает облигацию (Р1), представляет собой прирост капитала, вложенного инвестором в конкретную облигацию (К = Р1 – Р0).

Данный  вид дохода приносят прежде всего  облигации, купленные по цене ниже номинала, т.е. с дисконтом. При продаже облигаций  с дисконтом важным моментом для  эмитента является определение цены продажи облигации. Иными словами, по какой цене следует продать облигацию сегодня, если известны сумма, которая будет получена в будущем (номинал), и базовая норма доходности (ставка рефинансирования).

Реинвестирование  — повторное, дополнительное вложение полученных процентов. 

  1. Государственные ценные бумаги: их характеристика, виды, условия выпуска  и обращения.
 

Государственные ценные бумаги (ГЦБ) – это: долговые ценные бумаги эмитентом которых выступает государство; форма существования государственного долга. Эмиссия государственных бумаг – это установленная ФЗ «об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг» (эмиссия на основании «О государственном внутреннем долге РФ»), последовательность действия эмитента по первичному размещению эмиссионных ценных бумаг.

Экономические цели:

1) Эмитента (Минфина):

а) финансирование дефицита государственного бюджета  на не инфляционной основе;

б) финансирование целевых государственных программ;

в) покрытия задолжностей по другим государственным ценным бумагам;

г) осуществление  кредитно-денежной политики.

2) Инвестора  - заставить свои средства работать  и приносить доход, учитывая: самый  высокий относительный уровень  надёжности и соответственно  минимальный риск потери основного  капитала и доходов по нему; наиболее льготное налогообложение по сравнению с другими ценными бумагами.

3) Профессиональных  участников рынка ценных бумаг  - получение прибыли за посреднические  услуги. 

Все долговые обязательства  подразделяются:

Информация о работе Шпаргалка по "Рынку ценных бумаг"