Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2014 в 21:48, дипломная работа
Переход к рыночной экономике сопровождается модернизацией всей финансовой системы Российской Федерации. В наибольшей степени это относится к ее центральному звену - бюджету. Из бюджета постепенно выделились внебюджетные фонды, среди которых основное место заняли социальные фонды.
Пенсионный фонд имеет огромное влияние на экономику страны, так как главной целью его является - обеспечить заработанный человеком уровень жизненных благ путем перераспределения средств во времени и в пространстве - где бы человек ни жил, он своим трудом и прошлыми социальными отчислениями гарантирует себе определенный прожиточный уровень в будущем.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы функционирования
Пенсионного фонда Российской Федерации 6
1.1.История возникновения и развития пенсионного страхования 6
1.2.Роль и функции Пенсионного фонда
в социально-экономической системе Российской Федерации 16
1.3.Нормативно-правовая основа функционирования
Пенсионного фонда РФ 27
Глава 2. Анализ функционирования Пенсионного фонда РФ 36
2.1. Основные характеристики Пенсионного фонда РФ 36
2.2 Анализ бюджета Пенсионного фонда РФ 46
2.3 Роль Пенсионного фонда в реализации пенсионной реформы 53
Глава 3. Проблемы функционирования
и основные направления совершенствования Пенсионного фонда РФ 64
3.1 Основные проблемы функционирования Пенсионного фонда РФ 64
3.2 Пути совершенствования функционирования пенсионной системы 79
Заключение 89
Список использованных источников 93
В 2000 г. также вносился проект закона «Об основах пенсионной системы в Российской Федерации»", согласно которому управление государственным пенсионным страхованием осуществляется Государственной пенсионной службой, создаваемой Правительством РФ и органами исполнительной власти субъектов Федерации.
В качестве объективных предпосылок для объединения всех функций по пенсионному обеспечению можно считать введение Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования и принятие Федерального закона от 16 июля 1999 г. «Об основах обязательного социального страхования». Согласно данному закону, страховщик не только обеспечивает сбор страховых взносов, но и осуществляет своевременную выплату страхового обеспечения.
Однако закон, определяющий правовой статус органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, так и не появился. С 2001 г. был введен единый социальный налог, в состав которого вошли и страховые взносы на обязательное пенсионное страхование. Федеральный закон от 5 августа 2000 г. «О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах»установил, что с 1 января 2001 г. контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения взносов в государственные социальные внебюджетные фонды, уплачиваемых в составе единого социального налога (взноса), а также взыскание сумм задолженности, образовавшейся на 1 января 2001 г., осуществляется налоговыми органами в порядке, установленном Налоговым кодексом РФ.
В связи с этим появились высказывания о необходимости ликвидации Пенсионного фонда РФ как лишнего звена в пенсионном процессе. Формально являясь страховщиком, фонд не осуществлял сбор страховых взносов и не выплачивал страховое обеспечение, основной его функцией осталось ведение персонифицированного учета. Но в сентябре 2000 г. Указом Президента РФ «О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации» функции по назначению и выплате государственных пенсий были закреплены за Пенсионным фондом РФ и его территориальными органами. Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации было рекомендовано заключить с Пенсионным фондом соглашения о передаче территориальным органам ПФР соответствующих полномочий. Необходимо отметить, что положения данного Указа явились предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации. Заявителями утверждалось, что, издав данный Указ и наделив ПФР полномочиями по выплате государственных пенсий в противоречие с Законом Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации», президент нарушил установленные Конституцией РФ разграничение предметов ведения России и ее субъектов . Однако суд с данной позицией не согласился.
Во исполнение Указа Президента РФ в регионах стали заключаться соглашения о передаче новых функций Пенсионному фонду. Соглашение между Пенсионным фондом Российской Федерации и Администрацией Омской области о передаче полномочий по назначению и выплате государственных пенсий Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Омской области было заключено 18 декабря 2000 г. В нем предусматривается, что администрация области передает отделению ПФР от Управления социальной защиты населения и его структурных подразделений и организует передачу от органов местного самоуправления городов и районов Омской области полномочия по назначению и выплате государственных пенсий, материально-техническую базу, обеспечивающую реализацию указанных полномочий, а также осуществляет и организует перевод специалистов, занимающихся вопросами назначения и выплаты государственных пенсий, с их согласия на работу в отделение ПФР.
С 1 января 2003 г. на органы ПФР возложили обязанность осуществлять выплату и организацию доставки (а с октября 2003 г. - назначать и производить перерасчет) пенсий за выслугу лет федеральных государственных служащих, а также ежемесячных доплат к пенсиям лицам, замещавшим государственные должности Российской Федерации, лицам, замещавшим должности в органах государственной власти и управления Союза ССР и РСФСР, гражданам Российской Федерации, замещавшим должности в некоторых международных организациях .
Кроме этого, органами Пенсионного фонда осуществляются выплаты, в соответствии с Федеральным законом «О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией». В связи с принятием 22 августа 2004 г. Федерального закона № 122-ФЗ, на ПФР возложены функции по ведению федерального регистра льготников и выплате ежемесячных денежных выплат (ЕДВ) ветеранам, инвалидам, лицам, подвергшимся воздействию радиации.
Пенсионным фондом принимаются заявления граждан на отказ от набора социальных услуг. Фонд осуществляет выплаты, предусмотренные Федеральным законом «О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы» и Законом РФ «О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы».
Указами Президента РФ от 30 марта 2005 г. «О мерах по улучшению материального положения некоторых категорий граждан Российской Федерации в связи с 60-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» и от 1 августа 2005 г. «О мерах по улучшению материального положения инвалидов вследствие военной травмы» также установлено дополнительное ежемесячное материальное обеспечение, которое выплачивается органами ПФР. Также Пенсионным фондом проводятся программы по укреплению материально-технической базы государственных и муниципальных учреждений социального обслуживания населения, оказывается адресная материальная помощь неработающим пенсионерам в связи со стихийными бедствиями (например, пострадавшим от паводков в 2001 г. в Республике Саха (Якутия), в 2002 г. на территории Южного федерального округа, в 2004 г. в Алтайском крае), финансировалось проведение юбилейных мероприятий в честь 60-летия Победы в Великой Отечественной войне.
Территориальные органы ПФР рассматривают заявления о предоставлении за счет федерального бюджета пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности, компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно.
С 2007 г. введена новая мера государственной поддержки семей, имеющих детей, - выделение материнского (семейного) капитала/ Средства материнского капитала могут быть направлены в полном объеме либо по частям на улучшение жилищных условий, получение детьми образования, формирование накопительной части трудовой пенсии женщин, родивших (усыновивших) второго, третьего ребенка или последующих детей. В связи с этим на органы ПФР возложены обязанности по ведению федерального регистра лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки. Пенсионный фонд принимает решение о выдаче либо об отказе в выдаче сертификата на материнский (семейный) капитал; информирует лиц, получивших сертификат, о размере материнского (семейного) капитала либо, в случае распоряжения им, о размере оставшейся части. Заявления о распоряжении материнским (семейным) капиталом будут также приниматься органами фонда.
Наделению Пенсионного фонда России все новыми и новыми функциями способствуют две главные причины. Во-первых, наличие территориальных органов. Председатель Правления ПФР Г.Н. Батанов отмечает: «ПФР - одна из немногих вертикально интегрированных структур в современной российской власти. Его органы доходят до уровня районов во всех субъектах Российской Федерации, сохраняя отношения субординации. Это дает возможность осуществлять единую стратегию управления пенсионной системой на всем социальном пространстве России и доставать до самых отдаленных ее уголков». Вторая причина - наличие технических возможностей, а также информационной базы данных по персонифицированному учету. Например, страховые номера индивидуального лицевого счета застрахованных лиц (СНИЛС) используются не только при назначении пенсии, но и при выдаче родовых сертификатов, оказании медицинских услуг и т. д.
Пенсионный фонд наделен значительными полномочиями по проведению государственной политики в социальной сфере, хотя в систему федеральных органов исполнительной власти не входит. Указом президента установлено, что Министерство здравоохранения и социального развития РФ осуществляет лишь координацию деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации и других государственных социальных внебюджетных фондов. Однако Пенсионный фонд близок к органам исполнительной власти по своему правовому положению. Например, важным полномочием Пенсионного фонда является принятие нормативных актов по вопросам, отнесенным к его компетенции. В 2001 г. была введена обязательная государственная регистрация и официальное опубликование документов Пенсионного фонда, имеющих нормативный характер и затрагивающих права и обязанности граждан, устанавливающих правовой статус организаций или носящих межведомственный характер. Регистрация осуществляется Минюстом России в порядке, установленном для нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.
Необходимо отметить, что деятельность ПФР финансируется не за счет федерального бюджета, а фактически страхователями и застрахованными лицами, уплачивающими платежи на обязательное пенсионное страхование. Лишь функции, связанные с ведением регистра, изготовлением и выдачей сертификатов, а также с обеспечением реализации права на распоряжение материнским (семейным) капиталом, осуществляются за счет средств федерального бюджета. Учитывая, что удельный вес страхового обеспечения (а в настоящее время фактически это только страховая часть трудовой пенсии и социальное пособие на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти) в общем объеме выплат, осуществляемых органами ПФР, снижается, необходимо разграничить полномочия Пенсионного фонда как страховщика в системе обязательного пенсионного страхования и иные государственные полномочия, возложенные на него законодательством, с тем, чтобы последние финансировались государством.
Глава 2. Анализ функционирования Пенсионного фонда РФ
2.1. Основные характеристики Пенсионного фонда
Важнейшими показателями состояния пенсионной системы государства являются ее финансовая устойчивость и обеспечиваемая ею покупательная способность населения. В условиях роста уровня жизни населения даже увеличение пенсии в соответствии с темпами инфляции не сможет служить показателем эффективности работы пенсионной системы.
Еще до мирового кризиса чрезвычайно остро встала проблема финансового обеспечения пенсионной системы России. Основными источниками доходов ПФР в настоящее время остаются страховые взносы и госбюджетные трансферты (в т.ч. из Фонда национального благосостояния). Система негосударственного пенсионного страхования, а также инвестирования пенсионных накоплений слабо развиты.
Пенсионный фонд РФ подчиняется Правительству РФ, перед которым ежегодно отчитывается о результатах своей деятельности. Бюджет Пенсионного фонда ежегодно утверждается высшим законодательным органом страны. Средства Фонда являются государственной собственностью. Фонд формируется на федеральном уровне и в субъектах РФ, что позволяет осуществлять выплаты всем пенсионерам, независимо от места их прежней работы и места жительства.
К источникам образования Пенсионного фонда относятся:
- страховые взносы работодателей; страховые взносы граждан РФ;
- ассигнования из федерального бюджета, выделяемые на выплату пенсий и различных видов пособий; средства, возмещаемые Пенсионному фонду Фондом занятости населения РФ в связи с назначением досрочных пенсий безработным, добровольные взносы и др.
К основным задачам Пенсионного фонда можно отнести следующие:
1. целевой сбор и аккумуляция средств для выплаты пенсий и пособия для детей, а также организация их финансирования;
2. участие долговременной
основе в финансовых
3. расширенное воспроизводство
средств фонда на основе
В субъектах Российской Федерации действуют отделения ПФР, созданные постановлениями Правления Пенсионного фонда Российской Федерации для осуществления государственного управления средствами обязательного пенсионного страхования и организации пенсионного обеспечения граждан.
В своей деятельности отделения ПФР подчиняются Правлению Пенсионного фонда Российской Федерации.
К основным функциям отделений ПФР относятся:
Информация о работе Проблемы развития государственного пенсионного фонда РФ