Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2012 в 21:17, курсовая работа
Современное общество предлагает много возможностей для улучшения благосостояния граждан. Одна из них - потребительский кредит.
Вместе с тем, тенденции развития кредитования банками населения в последние годы характеризуется не только положительными, но и отрицательными факторами. При достаточно высоком потенциале потребительского кредита многие российские банки пока не имеют возможности расширять это направление кредитования. Этому препятствует наличие ряда нерешенных проблем, связанных с влиянием на банковскую деятельность различных внешних и внутренних факторов.
Введение……………………………………………………………………………...3
1. Историческое развитие потребительского кредитования……………….......…5
2. Особенности организации потребительского кредита в современных условиях………………………………………………………………………………9
3. Анализ состояния рынка потребительского кредитования в Российской Федерации………..…………………………………………………………………16
4. Перспективы развития потребительского кредитования в Российской Федерации ………………………………………………………………………….25
Заключение…………………………………………………………………..……...
У истоков потребительского кредитования в современной России стоит банк "Русский стандарт", в 2001 году предложивший свою программу кредитования частных лиц. В результате реализации программы клиентами банка стали более 800 тыс. человек, а объем предоставленных кредитов превысил 10 млрд. рублей. В свое время банк заключил соглашение на предоставление потребительских кредитов на торговых площадях ведущих розничных сетей в Москве и регионах присутствия банка, сейчас число компаний - партнеров "Русского стандарта" достигло двух тысяч.
Однако со временем появились и
другие банки, дававшие заемщику возможность
предоставления кредитов непосредственно
на месте приобретения клиентом товаров.
Позднее наблюдалась жесткая
конкуренция среди финансово-
Через некоторое время компания Хоум Кредит Финанс, один из лидеров в области потребительского кредитования в Восточной Европе стала одним из его главных конкурентов. Для вхождения на российский рынок компания «Хоум Кредит» приобрела московский банк "Технополис" и переименовала его в ООО "Хоум Кредит энд Финанс Банк". [15, c. 86]
Не все банки осуществляли кредитование
через розничные торговые точки,
становясь партнерами федеральных
и региональных сетей магазинов.
Московский кредитный банк решил
предложить своим клиентам, которые
уже имели положительную
В дальнейшем наблюдалось существенное увеличение доли потребительского кредитования на рынке банковских кредитов. Из-за конкуренции на данном сегменте рынка банки стремились предложить аудитории более выгодные программы, поэтому наблюдалось снижение процентных ставок и изменение условий программ. Пик развития потребительского кредитования пришелся в России на 2005–2008 годы. [8]
При анализе сущности кредита следует различать следующие элементы: субъект, объект, ссудный процент.
Субъекты кредитных отношений – это кредитор и заёмщик
Кредитор – это физическое или юридическое лицо, предоставившее свои временно свободные денежные средства в распоряжение заёмщика на определённый срок.
Заёмщик – это сторона кредитных отношений, получающая денежные средства в пользование и обязанная вернуть их в определённый срок.
Объекты кредитных отношений – это ссуженная стоимость, или ссудный капитал.
Ссудный капитал – это
денежный капитал, который обособился
от промышленного, имеет особую форму
движения и обладает определенной спецификой.
Кроме того, ссудный капитал имеет
специфическую форму
Ссудный процент – это специфическая цена ссуженной стоимости, которая передается кредитором заемщику во временное пользование с целью её производительного потребления.
Таким образом, можно вывести само понятие «кредит».
Кредит – это ссуда в денежной или товарной формах, которая предоставляется на условиях возвратности, платности и срочности.
Существуют различные виды кредитов, перечислим основные из них:
С точки зрения Янина, потребительский кредит – это целевой кредит, предоставляемый физическим лицам в товарной и денежной форме. [5, с. 37]
Но существую и другие трактовки данного понятия. К примеру, Ефимова считает, что потребительский кредит – это относительно самостоятельная экономическая категория с направленностью на инвестирование в человеческий капитал, удовлетворения социальных потребностей граждан. В письме Банка России от 05.05.2008 N 52-Т говорится что, потребительский кредит - это кредит, предоставляемый банком на приобретение товаров (работ, услуг) для личных, бытовых и иных непроизводственных нужд. [2, с. 54]
В таком случае понятие потребительский кредит можно понимать следующим образом.
Потребительский кредит – это кредит, предоставляемый физическим лицам в целях приобретения товаров (работ, услуг) для личных, семейных и иных нужд не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Основные отличительные черты потребительского кредита являются:
Субъектами потребительского кредита, с одной стороны, выступают кредиторы, в данном случае – это коммерческие банки, специальные учреждения потребительского кредита, магазины, и другие предприятия, а с другой стороны – заемщики – люди.
Потребительский кредит существует в двух формах:
Потребительские ссуды можно классифицировать по различным категориям:
Существует также такое
понятие как ссуда с
Следовательно, мы установили,
что сущность потребительского кредита
заключается в предоставлении денег
либо товаров, услуг в долг с рассрочкой
платежа по целевому назначению на
условиях возвратности, срочности, целевого
характера кредита и
В целом представленная выше
классификация отражает многообразие
потребительских ссуд, но не исчерпывает
всех возможных критериев
Современные исследования тенденций развития банковской системы в России подтверждают, что большинство российских банков перешли в такое состояние, когда им приходится решать вопросы не выживания, а развития бизнеса, расширения ассортимента банковских продуктов. Одним перспективных направлений в этом плане является рынок потребительского кредитования. При этом сектор потребительского кредитования в последнее время занимает все более заметное место среди услуг, предоставляемых банками населению. Уже сейчас между банками развернулась жесткая конкурентная борьба, населению предлагаются различные кредитные продукты.
Проведем подробный анализ тенденций развития данного рынка в Российской Федераций и тенденции его развития за последние годы. [13, с. 116]