Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Июля 2013 в 23:02, курсовая работа
Актуальность темы исследования обуславливает тот факт, что доходы населения являются важнейшим фактором благосостояния, так как определяются возможности удовлетворения материальных и духовных потребностей людей. Причем, государство призвано способствовать усилиям человека, по обеспечению своего благосостояния, в основе которого лежит получение стабильно высоких доходов.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. Роль государства в регулировании доходов………………………...5
1.1.	Политика регулирования доходов населения……………………………5
1.2.	Проблема неравенства в распределении доходов. Кривая Лоренца. Коэффициент Джинни……………………………………………………..9
ГЛАВА 2. Анализ основных показателей государственной политики в области формирования и регулирования доходов граждан…………………..14
2.1.Перераспределение доходов населения Республики Беларусь…………..14
2.2. Особенности формирования доходов бюджета на современном этапе…21
2.3. Догонят ли доходы населения цены?...........................................................25
ГЛАВА 3. Направления совершенствования государственной политики в регулировании доходов………………………………………………………….29
Заключение……………………………………………………………………….34
Список использованных источников…………………………………………...
Таблица 2.2 - Изменение среднего размера назначенных пенсий.
| Средний размер назначенных пенсий, тыс. руб. | Средний размер назна- ченных пенсий в % к | Реальный размер назначенных пенсий в % к | |||
| среднему размеру начисленной заработной платы | бюджету прожиточного минимума для пенсионеров | соответст- вующему периоду предыдуще-го года | Предыдуще-му месяцу | ||
| 2011 г. Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь 2012 г. Январь Февраль | 
 584,7 586,5 586,5 586,5 589,3 669,0 669,0 767,1 767,1 767,1 941,0 940,4 
 940,4 1209,8 | 
 41,5 40,8 38,2 37,5 35,7 37,5 36,1 38,5 33,9 33,1 38,6 32,7 
 32,6 | 
 231,8 223,7 223,7 223,7 200,3 227,4 227,4 209,1 209,1 209,1 203,0 202,9 
 202,9 231,2 | 
 112,9 110,7 109,8 105,9 94,6 99,1 96,0 90,0 80,5 75,2 78,1 77,1 
 76,7 99,5 | 
 98,6 97,7 98,1 95,7 88,8 104,5 96,6 105,3 88,0 92,4 113,5 97,7 
 98,1 126,7 | 
Примечание – Источник: [14]
В последние годы в Беларуси осуществлен 
ряд мер по совершенствованию 
пенсионной системы, ее финансовому 
укреплению: введен индивидуальный (персонифицированный) 
учет плательщиков взносов на социальное 
страхование; в систему обязательного 
пенсионного страхования 
Таким образом, переход на рыночные 
отношения сопровождается трансформацией 
структуры денежных доходов населения: 
расширяется круг их источников, наряду 
с оплатой труда появились 
доходы от собственности, продажи недвижимости, 
предпринимательской 
2.2 Особенности формирования 
на современном этапе
Доходы бюджета представляют собой экономические отношения, возникающие в процессе формирования централизованного фонда денежных средств государства. Формой реализации этих отношений являются различные виды платежей - налоговые и неналоговые. Доходы также могут принимать форму безвозмездных поступлений от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств.
Сущностными признаками доходов бюджета 
являются безвозмездность и 
В Республике Беларусь основная доля доходов бюджета формируется за счет налоговых поступлений. [11,с.11] Оценка налоговой системы осуществляется с позиций соответствия общепризнанным характеристикам - стабильности, справедливости и эластичности, определяющих ее эффективность. Имеется в виду, что налоги должны обеспечить необходимый уровень доходов для финансирования общегосударственных расходов, не создавая чрезмерного давления на субъекты хозяйствования и население, сохраняя свою стимулирующую функцию.
При этом налоговые поступления не должны подгоняться под постоянно растущие потребности бюджета, их величина в ВВП должна быть обоснована. Данное обстоятельство требует проведения политики, направленной на определение оптимального уровня налоговой нагрузки, соотношения налогов и ВВП.
Доходная часть 
Таблица 
2.3 - Динамика структуры доходов 
| Показатели | 2009 г. | 2010 г. | 
| 1. Налоговые доходы – всего | 88,4 | 92 | 
| в том числе: | ||
| 
 | 20,6 | 24,2 | 
| В том числе - подоходный налог | 9,2 | 11,0 | 
| 
 | 3,5 | 3,8 | 
| 
 | 42,6 | 47,1 | 
| в том числе - НДС | 25,6 | 33,3 | 
| - акцизы | 7,8 | 8,9 | 
| 
 | 17,1 | 11,8 | 
| 2. Неналоговые доходы | 11,4 | 7,8 | 
| 3. Безвозмездные поступления | 0,2 | 0,2 | 
| Итого доходов | 100,0 | 100,0 | 
Примечание – Источник: [8]
Из таблицы видно, что основными доходными источниками остаются налог на добавленную стоимость, доходы от внешнеэкономической деятельности, налог на прибыль и акцизы, поступления по которым возросли по сравнению с 2009 годом.
Доля НДС, налога на прибыль, акцизов, налоговых доходов от внешнеэкономической деятельности в доходах консолидированного бюджета составила 65,5%. При этом 33,3% всех поступлений в бюджет обеспечено за счет налога на добавленную стоимость, 11,8% - налоговых доходов от внешнеэкономической деятельности.
Поступление доходов в течение года (Приложение Г) имеет неравномерный характер. [8, с.1, рис. 1].
      
Из графика видно, что 
Расходы консолидированного бюджета в 2010 году профинансированы в сумме 52979,8 млрд. рублей. По сравнению с 2009 годом (49200,8 млрд рублей) рост составил 7,7 %, в реальном выражении уменьшились на 0,1%.
Основную долю расходов консолидированного бюджета за 2009 - 2010 гг. (Рис. 2.1) занимают национальная экономика, здравоохранение, общегосударственные расходы. [8, с.3, рис. 2].
Рисунок 2.1 – Структура расходов консолидированного бюджета за 2009-2010 гг.
Примечание – Источник: [8]
Основным источником поступления средств в бюджет являются налоги. Их доля в общей сумме доходов республиканского бюджета составляет около 87%. Следовательно, государственный бюджет пополняется в основном за счет средств предприятий, организаций, объединений и физических лиц. Государство через налоги изымает у собственников часть их дохода в бюджет. Но налоговое законодательство Республики Беларусь, как и бюджетное, нестабильно, и непоследовательна практика его применения, что зачастую делает налоги неразумными и несправедливыми.
Стабилизировать ситуацию можно путем:
- правильного выбора принципов 
и приоритетов формирования и 
использования бюджетных 
- своевременного утверждения 
- совершенствования Налогового 
законодательства Республики 
Без надлежащего формирования доходной и расходной части бюджета невозможно финансирование целевых государственных проектов, поддержание науки, здравоохранения, образования, повышение уровня жизни в государства.
2.3 Догонят ли доходы населения цены?
Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата работников Республики Беларусь в январе–июне 2012 года составила Br 3262,6 тыс., в том числе в июне – Br 3752,1 тыс., и увеличилась по сравнению с маем 2012 года на 5,4%, или на Br 192,5 тыс. Подавляющее большинство населения живет гораздо беднее и не получает таких доходов. Теоретически, это может быть чисто субъективным мнением, но ведь и официальная статистика этот парадокс подтверждает.
Домашние хозяйства Беларуси тратят на питание более 40% потребительских расходов. Наиболее обеспеченные домашние хозяйства из общей суммы потребительских расходов 30% тратят на питание и около 50% – на покупку непродовольственных товаров, а наименее обеспеченные домашние хозяйства 30% потребительских расходов тратят на покупку непродовольственных товаров и около 50% – на питание. Это цифры характерные для очень бедной страны, что тоже подтверждает, что реальные доходы населения очень низкие. В то же время средняя зарплата в Республике Беларусь все же выше, чем в беднейших государствах мира. Почему официальные зарплаты и реальные доходы подавляющего большинства населения не совпадают?
Одна из причин в неравенстве распределения работающих собственно по зарплатам. К примеру, если один «вертикальщик», получает USD 5 000 в месяц, то девяти «простолюдинам» можно и вообще не платить, все равно средняя зарплата будет USD 500. Судя по реальным доходам простых людей, примерно так оно на практике и делается, разве что в несколько иной пропорции. И статистика это подтверждает. Почти 85% работников организаций Беларуси в марте 2012 года получали зарплату ниже Br 3 млн. В январе-апреле 2012 года номинальная начисленная среднемесячная заработная плата работников составила Br 3066,9 тыс. Однако почти 84,9% работников организаций Беларуси в марте 2012 года получали зарплату ниже этой суммы.
Индекс потребительских цен на товары и платные услуги населению за период с 18 по 25 сентября 2012 года, по оценке Национального статистического комитета Республики Беларусь, составил 100,4%, с начала месяца к средним ценам августа 2012 г. – 101,5%. [16]
Наибольший прирост цен с начала месяца отмечен на муку пшеничную (3,9%), масло растительное (3,5%), масло животное (3,3%), яйца куриные (3,2%), сухие молочные смеси для детского и диетического питания (2,7%), молоко и молочные продукты (2,6%), полуфабрикаты из мяса птицы, консервы мясные (2,5%), соль (1,9%), колбасу полукопченую (1,3%), хлеб и хлебобулочные изделия (1,1%), колбасу вареную первого сорта, женскую одежду, обувь (1,7%), ткани (1,4%), электротовары (0,6%), услуги высшего образования (24,8%), услуги по горячему водоснабжению (22,4%), бытовые услуги (2,7%).
Информация о работе Направления совершенствования государственной политики в регулировании доходов