Модели рыночной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 09:58, курсовая работа

Описание работы

В каждой системе существуют свои национальные модели организации хозяйства, так как страны отличаются уровнем экономического развития, социальными и национальными условиями. Рыночная экономика включает в себя несколько различных по содержанию моделей экономики. Они отличаются в зависимости от степени воздействия государства на экономику и от приоритетных задач.

Содержание работы

Введение... …………………………………………………………3
Глава 1. Понятие экономических систем 5
1.1 Сущность экономических систем 5
1.2 Типы экономических систем 10
Глава 2. Модели рыночной экономики 19
2.1 Американская модель рыночной экономики 19
2.2 Германская модель 21
2.3 Шведская модель 22
2.4 Японская модель 24
Заключение. 26
Список использованных источников. 27
Приложение... 30

Файлы: 1 файл

финансы курсовая.docx

— 52.20 Кб (Скачать файл)

Эта система базируется на многоукладной  экономике, широком распространении  ручного труда и отсталой технологии.

Многоукладность экономики означает существование различных форм хозяйствования. В ряде стран сохраняются натурально-общинные формы, основанные на общинном коллективном ведении хозяйства и натуральных формах распределения продукта. Сюда относятся крестьянское и ремесленное хозяйства. [8. С.32] Обычаи определяют начало и конец сельскохозяйственных работ, отсутствует свободный выбор профессии - дети должны наследовать занятие отца.

Высокая рождаемость при данном уровне развития экономики обрекает огромное количество населения на нищенское  существование. В традиционной системе  активную роль играет государство. Подавляющую  часть национального дохода оно  вынуждено направлять на оказание социальной поддержки беднейшим слоям населения  и на развитие инфраструктуры.

В этих странах в условиях относительно слабого развития национального  производства большую роль играет иностранный  капитал.

Наличие специфических ресурсов так  же обуславливает традиционность в  решении экономических задач. Например, если Бразилия в прошлом году выращивала в основном кофе, то и в этом году она будет выращивать кофе, и теми же технологическими приемами, и для тех же потребителей-импортеров. [9. С.37]

Эта система характеризуется устойчивостью  и стабильностью, что является не столько преимуществом данной системы, сколько ее недостатком, так как  она не способна к быстрым изменениям, техническому прогрессу, а следовательно, и не ведет к повышению уровня жизни населения. [10. С. 15]

Также для этих стран характерны: низкий уровень жизни и неравномерное  распределение доходов; политическая и экономическая нестабильность; слабая валюта, инфляция и большой  внешний долг; чрезмерная опора на государственный сектор в развитии экономики; неконкурентные цены на товары; низкий уровень накопления и скудные  инвестиции; малоэффективное использование  природного сырья; неразвитое сельское хозяйство; большой процент неграмотных; недостаток квалифицированных работников и высокий уровень безработицы.

Интересно, что и в наше время  изолированные племена (например, индейцы  бассейна Амазонки), которые соблюдают  традиции, живут успешно и выживают, имея, впрочем, очень низкий уровень  потребления. А народы, нарушившие вековые  традиции, но не перешедшие к иным типам  экономических систем, находятся  в крайне бедственном состоянии. Так, например, произошло со значительной частью африканских племен, утративших под воздействием белых колонизаторов  старинные обычаи, но не сумевших освоить  современные сельскохозяйственные технологии. Их хозяйственная деятельность, в частности, привела к экологической  катастрофе (потере плодородного слоя земли) на больших территориях Африки. [11.С.71]

Командно-административную систему  можно определить как особую форму  организации экономической деятельности, опирающуюся на абсолютное господство государства в экономике, принудительное планирование и уравнительное внеэкономическое распределение материальных благ.

Характерными  чертами системы выступают:

  • прямое управление предприятиями из центра;
  • полный контроль государства за производством и распределением;
  • управление с помощью административно-приказных методов.

Централизованный  план в условиях монополизма государственной

собственности является обязательной директивой, необходимой для выполнения, доводимой до регионов, отраслей, отдельных  производств, включая сельское хозяйство.

Государственный план представляет собой  совокупность обязательных к исполнению распоряжений органов государственного управления, адресованных конкретным предприятиям организациям народного хозяйства и регламентировавших ассортимент и объем производства, цены и другие аспекты их хозяйственной деятельности.

Материальное богатство и социальный статус человека зависят от его положения  в государственной иерархии и  принадлежности к той или иной профессиональной группе. Это воспроизводит принципы феодального устройства общества и есть огромный шаг назад в магистральном движении человеческой цивилизации к свободе и автономности индивида. [12. С.756]

Фактически для командной экономики  характерен натуральный тип производства. В сельском хозяйстве крестьянство закрепляется за определенным хозяйством, весь прибавочный продукт и часть  необходимого продукта изымается государством.. Происходит строгое регламентирование со стороны государственных органов объема и ассортимента продукции (Госплан), цен (Госкомцен), потоков продукции (Госснаб) и т. д., что ведет к отсутствию самостоятельности предприятий. Приоритет принадлежит натуральным показателя, затраты факторов производства, эквивалентность в обмене не играет существенной роли. В основе экономической деятельности лежит затратный механизм

Командная система базируется на государственной  форме собственности, вся экономическая  деятельность планируется и координируется из единого центра, где происходит согласование объемов производства и потребностей через количественные балансы; выполнение единого общегосударственного плана контролируется многочисленными  чиновниками. Частная собственность  ограничивается личным имуществом граждан. Государственный аппарат выступает  в роли работодателя.

Предприятия являются собственностью государства и осуществляют производство на основе государственных директив. Таким же образом осуществляется и распределение потребительских  товаров среди населения. В такой  системе у покупателя отсутствует  свобода выбора и возможность  воздействовать на цены, качество и  др.

Приказное управление оправдано при  чрезвычайных обстоятельствах, вызванных  войной, хозяйственной разрухой, голодом. В этих условиях оно способно быстро сосредоточить материальные и людские  ресурсы на решающих участках, успешно  решать актуальные народнохозяйственные задачи. В экстремальных условиях данный тип может отказаться единственно возможным и по-своему эффективным. [13. С.338]

В XX веке командно-административный тип экономики  был достаточно широко распространен, попытки реализовать его осуществлялись в СССР, Китае, странах Восточной  Европы и др. однако в конце XX века эти попытки потерпели крах и ортодоксальные коммунистические режимы сохранились у власти лишь в КНДР и на Кубе. [14. С.12]

Противоположностью  командной системы является рыночная экономика (чистый капитализм). Это  такая экономическая система, где  координация действий осуществляется на основе взаимодействия производителей и потребителей с минимальным  вмешательством государства. Здесь  все решения отдельными лицами, домашними  хозяйствами, предприятиями, компаниями, государственными учреждениями, странами в процессе их взаимодействия на рынке.

Рыночная  экономическая система функционирует  на принципах саморегуляции. Факторы производства находятся в частной собственности, которая призвана обеспечить личную независимость и возможность развития экономической деятельности каждому человеку.

Инициатива  сосредоточена в руках частного сектора, действия которого координирует рынок. Поведение продавцов и  покупателей осуществляется через  механизм цен, который поддерживает равновесие между производством  и потреблением, спросом и предложением.

Благосостояние  каждого человека в рыночной системе  определяется тем, насколько успешно  он может продать на рынке товар, которым владеет: свою рабочую силу, навыки, собственные изделия, земельный  участок, умение проводить коммерческие операции. Тот, кто предложит покупателям  лучший товар и на более выгодных условиях, открывает себе дорогу к  росту собственного благосостояния.

Рыночной  экономикой управляют, по меткому выражению  великого экономиста Адама Смита, «невидимая рука» рынка, складывающиеся на нем  спрос, предложение, цены, конкуренция. [15. С.53]

Основным регулирующим инструментом в такой системе является закон  стоимости. Поведение каждого ее участника мотивируется его личными, эгоистическими интересами. Каждый субъект  экономических отношений стремиться максимизировать свой доход на основе индивидуального принятия решений. В такой системе существует много  самостоятельно действующих покупателей  и продавцов каждого продукта и ресурса. Экономическая власть здесь широко рассеяна, здесь мала или вовсе отсутствует необходимость  в правильном вмешательстве в  экономический процесс и в правительственном контроле. Роль правительства ограничивается защитой частной собственности и установлением надлежащей правовой структуры, облегчающей функционирование свободных рынков.

Особенности современной рыночной экономики: гибкое адаптивное производство; целевой функцией является не прибыль, а расширение рынка, модификация, повышение  качества, снижение затрат; насыщенность товарами и услугами; изменение форм предпринимательской деятельности в сторону увеличения доли мелкого  бизнеса (производит до 30% ВВП США);государственное регулирование конкуренции; формирование нового типа трудовых отношений через участие в собственности , в управлении производством рабочих. [16. С.83]

В такой системе поведение каждого  ее участника мотивируется его личными, эгоистическими интересами; каждая экономическая  единица стремится максимизировать  свой доход на основе индивидуального  принятия решений. Рыночная система  функционирует в качестве механизма, посредством которого индивидуальные решения и предпочтения предаются  гласности и координируются. Существует много самостоятельно действующих  покупателей и продавцов каждого  продукта и ресурса. В результате экономическая власть широко рассеяна. Роль правительства ограничивается защитой частной собственности и установлением надлежащей правовой структуры, облегчающей функционирование свободных рынков. [17. С.22]

Рынок как эффективный механизм координации деятельности экономических  субъектов характеризуется следующими преимуществами: эффективное распределение  ресурсов; возможность функционирования при ограниченной информации о цене и издержках; гибкая приспособляемость  к изменениям (70-е гг. - рост цен  на энергоносители разработка альтернативных источников, ресурсосбережение); оптимальное  использование результатов НТР; свобода выбора и действий; способность  к удовлетворению разнообразных  потребностей.

Отрицательными сторонами рыночной экономики являются следующие черты: отсутствие стабильности, циклические  колебания, проявление негативных последствий  для развития общества. Практика современной  экономики предполагает использование  гибкой фискальной политики, формирование стратегических переходящих запасов для стабилизации развития национальной экономики в кризисных ситуациях.

Проявление монополистических  тенденций, ведущих к повышению  цен, сокращению производства и ухудшению  качества предполагаемых услуг, предполагает проведение государством взвешенной антимонопольной  политики и стимулирование конкурентной борьбы на товарных рынках.

Значительная дифференциация доходов, их неравномерное распределение. Поэтому одной из функций государства является проявление эффективной налоговой политики и осуществление социальной поддержки наиболее незащищенных слоев населения. [18. С.35]

В сегодняшней реальной жизни уже  нет примеров чисто рыночной, полностью  свободной от государства экономики. Передовые страны (особенно Германия, Франция) ищут наиболее рациональные, гуманные и социально справедливые пути хозяйствования, стремятся органически  и гибко сочетать рыночную эффективность  с государственным регулированием. Подобные попытки соединить все  лучшее и образуют смешанную экономику.

Образование таких систем обусловлено  тем, что конкуренция в эпоху  чистого капитализма неизбежно  порождает могущественные экономические  организации (монополии), которые стремятся  противостоять этой конкуренции  и обеспечить себе экономические  преимущества. Способность этих мощных блоков манипулировать работой рыночной системы и искажать ее нормальное функционирование в своих интересах  объективно требует вмешательство  государства в процесс регулирования  экономических процессов. Причем усложнение механизмов рыночной системы ведет  к расширению этого вмешательства как методами экономического характера, так и административными методами.

В ней с одной стороны, большая  часть хозяйственных ресурсов находится  в частных руках, многочисленные малые и средние бизнесы плодотворно  сотрудничают с крупными корпорациями, эффективно действуют стимулы и  принципы свободного рынка, свобода  частной инициативы гарантирует  право на частную собственность, самостоятельность в хозяйственной  деятельности, свободные цены, конкуренция, свобода торговли.

В то же время, с другой стороны, ряд  важных сфер (оборонный и космический  комплексы, общее образование и  здравоохранение, социальная защита) принадлежит  государству, и правительство активно  воздействует на социально-экономические  процессы. При этом забота иных государств о развитии столь значительна (как  скажем, в Германии, Швеции), что хозяйство  таких стран часто называют социально-рыночной экономикой.

В разных странах и регионам складываются различные модели смешанной экономики. Они отличаются друг от друга своим  специфическим сочетанием разных форм собственности, рынка и государственного регулирования, капитала и социальности, экономической и

Информация о работе Модели рыночной экономики