Контрольная работа по "Теории финансов"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 12:55, контрольная работа

Описание работы

1 Финансовая система Республики Беларусь.
2 Платежи населения в бюджет, их место в доходах бюджета Республики Беларусь.

Файлы: 1 файл

Контрольная (2 вопроса).docx

— 96.76 Кб (Скачать файл)

В соответствии с действующим порядком государственные целевые и внебюджетные фонды имеют целевое назначение, что гарантирует использование  средств в полном объеме.

Следующим важным звеном общегосударственных  финансов является государственный кредит, посредством которого осуществляется формирование дополнительных финансовых ресурсов государства за счет мобилизации временно свободных средств населения, предприятий, организаций и учреждений. Государственный кредит представляет собой совокупность денежных отношений, возникающих между государством как заемщиком (или заимодателем) денежных средств и физическими (юридическими) лицами, иностранными правительствами в процессе формирования и использования общереспубликанского фонда денежных средств. Государственный и муниципальный кредит это механизм объединения свободных денежных средств предприятий, организаций и населения, при помощи таких финансовых инструментов как выпуск облигаций, государственных и муниципальных займов, лотерей. Банковский кредит обеспечивает аккумуляцию банками денежных фондов, за счет свободных денежных средств организаций и населения, которые хранятся на определённых счетах [11, с.105].

Объективная необходимость существования  государственного кредита заключается  в постоянной нехватке средств государственного бюджета на удовлетворение потребностей общества, наличии бюджетного дефицита.

Государственный кредит может быть внутренним и внешним, отличающиеся видами заемных инструментов, условиями размещения, составом кредиторов, валютой займа. Внутренним называется государственный кредит, размещаемый внутри страны, если он размещается в других странах, то это внешний кредит. Кредиторами по внутренним займам выступают юридические и физические лица, являющиеся резидентами данного государства. Займы обычно предоставляются в национальной валюте. Для привлечения средств выпускаются ценные бумаги, пользующиеся спросом на национальном фондовом рынке. Для дополнительного поощрения инвесторов используются различные налоговые льготы. Внешние займы размещаются на иностранных фондовых рынках в валюте других государств. При размещении таких займов учитываются специфические интересы инвесторов страны размещения [11, с. 107].

Специфической сферой финансовой системы  являются органы управления финансами  — финансовый аппарат — третья сфера финансовой системы, называемая иногда институционной системой.

Государство осуществляет руководство  финансами, регулирует и направляет финансовую деятельность через свои законодательные и исполнительные органы, которые наделяются соответствующей  компетенцией.

Центральным органом, проводящим финансовую политику и осуществляющим управление финансами, является Министерство финансов Республики Беларусь. Оно функционирует в соответствии со специальным Положением о Министерстве финансов Республики Беларусь, утвержденным Правительством Республики Беларусь.

Особенность третьей сферы (финансового  аппарата) состоит в том, что он является частью государственного аппарата, его нельзя включать в состав финансовых отношений. Однако финансовый аппарат  оказывает непосредственное воздействие  на финансовые отношения, он организует их так, чтобы они оказывали эффективное  воздействие на все стороны деятельности народного хозяйства [13, с. 32].

Состав финансовой системы страны во многом зависит от того, является государство федеральным или  унитарным. Республика Беларусь является унитарным государством. Поэтому  в отличие, например, от России, являющейся федеральным государством, финансовая система Беларуси имеет некоторые  особенности. Они состоят в том, что в составе финансовой системы  Республики Беларусь отсутствует такое  звено, как финансы федеральных  органов власти. В системе внебюджетных фондов России насчитывается более 30 таких внебюджетных фондов, между  тем как в Беларуси количество внебюджетных фондов составляют единицы. Есть и другие особенности в составе  финансовой системы Беларуси.

Необходимо отметить, что состав и структура финансовой системы  в стране не является неизменной. По мере развития и совершенствования  экономических отношений в обществе, углубления процессов интеграции с  Россией и другими странами в  составе финансовой системы Республики Беларусь происходят определенные изменения. В целом финансовая система представлена на рисунке 1. [13, с.34]

Рисунок 1 - Схема финансовой системы Республики Беларусь

 

Каждое звено  финансовой системы представляет собой  определенную сферу финансовых отношений, а финансовая система в целом  — совокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются фонды денежных средств. Взаимосвязь каждой сферы и звена  финансовой системы заключается  в том, что они все в совокупности оказывают серьезное воздействие  на процессы формирования фондов денежных средств, которые используются затем  на финансирование многочисленных мероприятий.

Финансы предприятий  подразделяются в зависимости от характера деятельности на:

  1. Финансы коммерческих организаций
  2. Финансы некоммерческих организаций.

В зависимости  от отрасли экономики:

  1. Финансы промышленных предприятий.
  2. Финансы агропромышленного комплекса
  3. Финансы строительных организаций
  4. Финансы энергетики и т.д.

В состав финансов некоммерческих организаций, исходя из организационно-правовой формы субъектов, различают:

  1. финансы учреждений.
  2. финансы общественных и религиозных организаций.
  3. финансы благотворительных и др. фондов.

Исходя из хозяйственного кодекса РБ, к субъектам  хозяйствования. Кроме коммерческих и некоммерческих организаций, отнесены также ФЛ и ИП. Таким образом, целесообразно дополнить этим звеном сферу финансовой системы.

Отдельной сферой финансовой системы являются органы управления финансами, которые организуют деятельность всех других сфер. В составе  этой сферы, исходя из структуры органов  управления, различных государств, выделяют звенья:

    1. органы общего управления финансами (высшие органы законодательной и исполнительной власти);
    2. органы оперативного управления: министерство финансов, Министерство по налогам и сборам, государственный таможенный комитет;
    3. органы отраслевого управления: финансовые службы министерств и ведомств; финансовые службы предприятий и организаций.

Подводя итоги  можно сказать, что финансы такая экономическая категория, которая характеризует процесс использования, распределения денежных средств в государстве централизованным или децентрализованным путём. Финансы - это экономический инструмент распределения и перераспределения совокупности общественного продукта и национального дохода. Это своеобразное средство контроля за образованием и использованием фондов денежных средств. Главное назначение их - путем образования денежных доходов и денежных фондов обеспечить не только потребности государства, а также предприятий, организаций, населения в денежных средствах, но и обеспечить контроль за расходом денежных средств. Финансы как общественные отношения, возникающие при создании и использовании определенных фондов денежных средств, отличны друг от друга, но и вместе с тем имеют некоторые общие черты, позволяющие объединить их в отдельные, относительно обособленные подсистемы. В свою очередь каждую подсистему образует совокупность групп экономических (финансовых) отношений, выделенных по определенному признаку. Все подсистемы образуют единую финансовую систему. В самом общем виде финансовая система представляет собой совокупность и взаимодействие всех финансовых институтов определенного государства. Важнейшим звеном финансовой системы является государственный бюджет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Платежи населения в бюджет, их место в доходах бюджета Республики Беларусь

 

1. Подоходный налог

Подоходный налог один из древнейших и классических видов  налогов. Основное распространение  он получил в XIX и XX веках в странах  Западной Европы. Подоходный налог  подобно другим налогам, характеризуют  следующие признаки:

- он, всегда государственный налог. Никто кроме государства не вправе вводить и взимать данный налог;

- этот налог не является продуктом договора или иного соглашения. Это одностороннее установление государства;

- этот налог всегда носит характер денежного платежа;

- он всегда принудительный налог;

- законный, обязательный и безвозвратный платеж;

- всегда идет в доход государства;

- это прямой и личный налог.

Подоходный налог является важной статьей доходной части госбюджета. Это основной инструмент налогового регулирования, поскольку конечной целью любой предпринимательской  деятельности является получение чистой прибыли, т.е. совокупного общественного  продукта за минусом всех вычетов  и налогов в бюджет [7].

Регулирующие начала, заложенные в подоходном налоге, заключаются  в возможности манипулирования  различного рода льготами, скидками и  санкциями к налогоплательщикам для достижения экономического и  социального эффекта.

Функции подоходного налога разнообразны. Он является основным источником доходной части бюджета, регулятором  финансовых пропорций и процессов  накоплений, темпов экономического роста, рычагом экономического стимулирования предпринимательской деятельности, инструментом управления, конкретной формой выравнивания экономических  условий хозяйствования и побудителем  конкуренции.

Подоходный налог следует  рассматривать как средство повышения  или снижения социальной напряженности  в обществе. Ведь он снижая с одной стороны, реальный уровень благосостояния человека и, таким образом, мешая достичь ему желаемого уровня жизни, в то же время с другой стороны, его же повышает, потому что возвращается ему в виде пособий, пенсий, бесплатного лечения и образования, гарантированных государством обеспечения законности и уверенности в завтрашнем дне.

Следовательно может оцениваться как положительно, так и отрицательно - в зависимости от личностных и экономических установок, экономической политики государства и состояния национальной экономики.

Нормативно-правовые акты:

- Налоговый Кодекс Республики Беларусь от 29.12.2009 г. №71-З (в ред. от 26.10.2012 г.) [1];

- Закон Республики Беларусь от 26.10.2012 №432-З О республиканском бюджете на 2013 год [2];

- Постановление Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь 15 ноября 2010 г. N 82 Об установлении форм документов, необходимых для исчисления, уплаты налогов, сборов (пошлин), и о некоторых вопросах порядка их заполнения, представления подтверждения постоянного местонахождения иностранной организации, ведения учета выручки от реализации товаров (работ, услуг), доходов и расходов индивидуальными предпринимателями (частными нотариусами, адвокатами, осуществляющими адвокатскую деятельность индивидуально) [3].

В соответствии с данными  актами плательщиками налога являются физические лица: граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и  лица без гражданства.

Объектом налогообложения  является совокупный доход физических лиц в денежной (денежных единицах РБ и иностранной валюте) и натуральной форме, полученный в течение календарного года:

- гражданами РБ и постоянно находящимися на ее территории иностранными гражданами и лицами без гражданства, т. е. находящимися на территории РБ более 183 дней в календарном году, от источников на территории РБ и за ее пределами;

- иностранными гражданами и лицами без гражданства, которые не относятся к постоянно находящимся на территории РБ, т. е. находящимся на территории РБ 183 дня либо менее, а также не находящимся на территории РБ ни одного дня на протяжении календарного года, от источников в РБ.

Объектом налогообложения, в частности являются:

- заработная плата, премии и другие вознаграждения, связанные с выполнением трудовых обязанностей, в том числе и по совместительству, суммы стипендий, выплачиваемые ординаторам и аспирантам;

- доходы от выполнения работ по гражданско-правовым договорам (независимо от их продолжительности), в т. ч. по авторским договорам;

- суммы, полученные под отчет (например, на командировочные расходы), при условии, что в установленные законодательством сроки источнику их выплаты не были предоставлены документы и отчеты об их расходовании и не сданы неизрасходованные остатки таких сумм, и в пределах тридцатидневного периода со дня истечения указанного срока источником выплаты таких сумм не принято распоряжение об удержании задолженности по ним в бесспорном порядке.

Объектом налогообложения, в частности, не являются суммы представительских  расходов на прием и обслуживание делегаций и отдельных лиц, в  том числе не относящихся к иностранным, расходы на презентации для лиц, на прием и обслуживание которых они израсходованы, при наличии документов, подтверждающих понесенные расходы.

Информация о работе Контрольная работа по "Теории финансов"