Инспекторы Счетной палаты 
при выполнении своих служебных обязанностей 
по проведению БФК имеют право:
  - беспрепятственно 
  посещать государственные органы, предприятия 
  и учреждения и организации независимо 
  от форм собственности, если иное не предусмотрено 
  законодательством РФ;
 
  - опечатывать кассы, 
  склады и архивы, а при обнаружении подделок, 
  подлогов, хищений и злоупотреблений – 
  изымать необходимые документы, оставляя  
  акт изъятия и копию документа.
 
Инспекторы Счетной палаты 
несут ответственность в соответствии 
с законодательством Российской 
Федерации за достоверность результатов 
проводимых ими проверок и ревизий, 
представляемых в государственные 
органы или предаваемые гласности, 
а также за разглашение государственной 
и иной охраняемой законом тайны.
3. Функции и 
полномочия Счетной палаты 
 
В рамках выполнения своих 
задач Счетная палата осуществляет следующие 
функции:
1) осуществление внешнего 
государственного финансового контроля 
в сфере бюджетных правоотношений;
2) экспертиза проектов федеральных законов о федеральном бюджете и бюджетах 
государственных внебюджетных фондов 
Российской Федерации на очередной финансовый 
год и плановый период, проверка и анализ 
обоснованности их показателей, подготовка 
и представление палатам Федерального 
Собрания заключений на проекты федеральных законов о федеральном бюджете и бюджетах 
государственных внебюджетных фондов 
Российской Федерации;
3) экспертиза проектов федеральных законов о внесении изменений в федеральные 
законы о федеральном бюджете и бюджетах 
государственных внебюджетных фондов 
Российской Федерации, подготовка и представление 
палатам Федерального Собрания заключений 
на проекты федеральных законов о внесении 
изменений в федеральные законы о федеральном 
бюджете и бюджетах государственных внебюджетных 
фондов Российской Федерации;
4) внешняя проверка годовой 
бюджетной отчетности главных 
администраторов средств федерального 
бюджета, годовых отчетов об 
исполнении федерального бюджета 
и бюджета субъекта Российской 
Федерации в пределах компетенции, 
установленной Бюджетным кодексом Российской Федерации, бюджетов 
государственных внебюджетных фондов 
Российской Федерации;
5) проведение проверки 
бюджетов субъектов Российской 
Федерации и местных бюджетов 
- получателей межбюджетных трансфертов 
из федерального бюджета;
6) проведение оперативного 
анализа исполнения и контроля 
за организацией исполнения федерального 
бюджета в текущем финансовом году;
7) подготовка предложений 
по формированию системы ключевых 
национальных показателей (индикаторов), 
определяющих уровень и качество 
социально-экономического развития 
Российской Федерации, а также 
выбор критериев и методов 
их оценки;
8) оценка влияния внутренних 
и внешних условий на фактический 
уровень достижения целей социально-экономического 
развития Российской Федерации;
9) оценка эффективности 
формирования, управления и распоряжения 
федеральными ресурсами в целях 
обеспечения безопасности и социально-экономического 
развития Российской Федерации;
10) проведение по месту 
расположения объектов аудита (контроля) 
ревизий и тематических проверок 
по отдельным разделам (подразделам), 
целевым статьям и видам расходов 
федерального бюджета и бюджетов 
государственных внебюджетных фондов;
11) экспертиза проектов 
федеральных законов, иных нормативных 
правовых актов в части, касающейся 
расходных обязательств Российской 
Федерации, а также государственных 
программ Российской Федерации;
12) проведение аудита систем 
финансовых расчетов в целях 
содействия формированию эффективной 
национальной платежной системы;
13) проведение аудита в 
сфере закупок товаров, работ 
и услуг, осуществляемых объектами 
аудита (контроля);
14) подготовка ежеквартальных 
оперативных докладов о ходе 
исполнения федерального бюджета 
в текущем финансовом году, их 
представление палатам Федерального 
Собрания и направление Председателю 
Правительства Российской Федерации аналитической 
записки о ходе исполнения федерального 
бюджета за отчетный период;
15) аудит (контроль) состояния 
государственного внутреннего и 
внешнего долга Российской Федерации, 
долга иностранных государств 
и (или) иностранных юридических 
лиц перед Российской Федерацией, 
бюджетных кредитов, предоставленных 
из федерального бюджета;
16) экспертиза международных 
договоров Российской Федерации, 
документов стратегического планирования 
Российской Федерации, в том 
числе государственных программ 
Российской Федерации, межгосударственных 
целевых программ, в которых участвует 
Российская Федерация, и иных 
документов, затрагивающих вопросы 
формирования, управления и распоряжения 
федеральными и иными ресурсами, 
а также проблемы бюджетно-финансовой 
политики и совершенствования 
бюджетного процесса в Российской 
Федерации в пределах компетенции 
Счетной палаты;
17) по обращению федерального 
государственного органа, органа 
управления государственным внебюджетным 
фондом оказание содействия в 
организации системы внутреннего 
аудита, методологической и методической 
помощи при разработке стандартов 
внутреннего аудита;
18) проверка и анализ 
эффективности внутреннего аудита, 
осуществляемого в объектах внешнего 
государственного аудита (контроля);
19) систематический анализ 
итогов проводимых контрольных 
и экспертно-аналитических мероприятий;
20) взаимодействие с высшими 
органами государственного аудита 
(контроля) иностранных государств 
и их международными объединениями 
на двусторонней и многосторонней 
основе;
21) взаимодействие с государственными 
контрольными, правоохранительными 
и иными органами, заключение 
с ними соглашений о сотрудничестве;
22) взаимодействие с контрольно-счетными 
органами субъектов Российской 
Федерации и муниципальных образований, 
в том числе по вопросам 
внешнего государственного аудита 
(контроля), заключение с ними 
соглашений о сотрудничестве;
23) внесение в Совет 
Федерации и Государственную 
Думу предложений о совершенствовании 
законодательства по вопросам, относящимся 
к компетенции Счетной палаты;
24) регулярное представление 
палатам Федерального Собрания 
информации о результатах проводимых 
контрольных и экспертно-аналитических 
мероприятий;
25) обеспечение развития 
и функционирования информационной 
системы в целях обмена информацией 
с другими контрольными и надзорными 
органами, иными государственными 
органами, объектами аудита (контроля);
26) иные функции в соответствии 
с федеральными законами.
 
Полномочия Счетной палаты
 
Счетная палата обладает следующими полномочиями:
1) осуществляет контрольную, 
экспертно-аналитическую, информационную 
и иные виды деятельности;
2) направляет по результатам 
контрольных и экспертно-аналитических 
мероприятий соответственно представления, 
предписания, уведомления о применении 
бюджетных мер принуждения, информационные 
письма, а также при выявлении 
данных, указывающих на признаки 
составов преступлений, передает 
соответствующие материалы в 
правоохранительные органы;
3) получает в сроки, 
установленные для осуществления 
своих функций, информацию, документы 
и материалы, необходимые для 
осуществления внешнего государственного 
аудита (контроля), включая действующую 
государственную и ведомственную 
статистическую или иную отчетность, 
а также осуществляет формирование 
предложений к плану статистических 
работ и запрос данных государственной 
статистики;
4) получает постоянный 
доступ к федеральным государственным 
информационным системам, необходимый 
для осуществления внешнего государственного 
аудита (контроля);
5) запрашивает сведения 
о составе данных ведомственных 
информационных систем объектов 
аудита (контроля);
6) привлекает к участию 
в проведении контрольных и 
экспертно-аналитических мероприятий 
государственные контрольные, правоохранительные 
и иные органы и их представителей, 
а также на договорной основе 
аудиторские, научно-исследовательские, 
экспертные и иные учреждения 
и организации, отдельных специалистов, 
экспертов, переводчиков;
7) осуществляет по обращениям 
контрольно-счетных органов субъектов 
Российской Федерации и муниципальных 
образований или законодательных 
(представительных) органов государственной 
власти субъектов Российской 
Федерации и органов местного 
самоуправления оценку (анализ) деятельности 
контрольно-счетных органов субъектов 
Российской Федерации и муниципальных 
образований, дает заключения 
о соответствии деятельности 
этих органов законодательству 
о внешнем государственном (муниципальном) 
финансовом контроле и рекомендации 
по повышению ее эффективности;
8) организовывает взаимодействие 
с контрольно-счетными органами 
субъектов Российской Федерации 
и муниципальных образований, 
в том числе по вопросам 
планирования и проведения на 
территориях соответствующих субъектов 
Российской Федерации и муниципальных 
образований совместных и параллельных 
контрольных и экспертно-аналитических 
мероприятий;
9) оказывает контрольно-счетным 
органам субъектов Российской 
Федерации и муниципальных образований 
организационную, правовую, информационную, 
методическую и иную помощь, содействует 
в профессиональной подготовке, 
переподготовке и повышении квалификации 
работников контрольно-счетных органов 
субъектов Российской Федерации 
и муниципальных образований;
10) анализирует и формирует 
предложения по составу макроэкономических 
и других ключевых показателей 
(индикаторов) социально-экономического 
развития Российской Федерации, 
а также критериев и методов 
их оценки;
11) осуществляет иные полномочия 
в соответствии с федеральными законами.
 
Методами 
осуществления контрольной и 
экспертно-аналитической деятельности 
являются проверка, ревизия, анализ, обследование, 
мониторинг.
 
Проверка применяется в целях документального 
исследования отдельных действий (операций) 
или определенного направления финансовой 
деятельности объекта аудита (контроля) 
за определенный период, указанных в решении 
о проведении проверки.
Ревизия применяется в целях комплексной 
проверки деятельности объекта аудита 
(контроля), которая выражается в документальной 
и фактической проверке законности совершенных 
финансовых и хозяйственных операций, 
достоверности и правильности их отражения 
в бухгалтерской (финансовой) и бюджетной 
отчетности.
Результаты проверки, ревизии 
оформляются актом.
Анализ применяется в целях исследования 
отдельных сторон, свойств, составных 
частей предмета и деятельности объекта 
аудита (контроля) и систематизации результатов 
исследования.
Обследование применяется в целях анализа 
и оценки состояния определенной сферы 
предмета и деятельности объекта аудита 
(контроля).
Результаты анализа, обследования 
оформляются заключением.
Мониторинг применяется в целях сбора и 
анализа информации о предмете и деятельности 
объекта аудита (контроля) на системной 
и регулярной основе.
 
Информационная деятельность 
Счетной палаты осуществляется посредством 
направления палатам Федерального 
Собрания отчетов о результатах 
контрольных мероприятий, регулярного 
предоставления информации о своей 
деятельности средствам массовой информации, 
издания бюллетеня Счетной палаты, 
представления Совету Федерации 
и Государственной Думе ежегодного 
отчета о работе Счетной палаты, 
утверждаемого Коллегией Счетной 
палаты и подлежащего обязательному 
опубликованию.
 
4. Контрольно-счетные 
палаты субъектов федерации и их роль  
в системе органов государственного финансового 
контроля
 
В условиях развития 
бюджетного федерализма в России, 
усложнения межбюджетных отношений, интенсивного 
процесса разграничения полномочий 
между федеральной властью, субъектами 
Федерации и органами местного самоуправления, 
дефицитности территориальных бюджетных 
ресурсов многократно возрастает значимость 
бюджетного контроля. В связи с 
разработкой принципиально новой 
стратегии в области территориального 
управления, направленной на децентрализацию 
управления экономикой и повышение 
финансовой самостоятельности регионов, 
возникает необходимость совершенствования 
государственного финансового контроля 
на уровне субъектов РФ.
Для осуществления 
экспертно-аналитической деятельности 
в бюджетной сфере на уровне субъектов 
РФ создаются контрольно-счетные палаты.