Эволюция рынка страховых услуг в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2015 в 09:09, курсовая работа

Описание работы

Социальная нестабильность в обществе и поиск новых идей, способствующих экономическим преобразованиям, подвели к необходимости разработки программ социальной поддержки, ориентированных на проведение социально компенсирующих мероприятий, в ходе которых в одинаковой степени учитывались бы интересы людей, возможности государственного финансирования и реальный уровень инфляции.

Содержание работы

Введение 3
1 Теоретические основы организации рынка страховых услуг 4
1.1 Понятие страховой услуги 4
1.2 Структура рынка страховых услуг 9
2 Современный российский страховой рынок: проблемы и перспективы 14
2.1 Современное состояние страхового рынка России 14
2.2 Перспективы развития российского рынка страховых услуг 19
Заключение 25
Список использованных источников 27

Файлы: 1 файл

курсачччччч.docx

— 149.96 Кб (Скачать файл)

Страховые организации структурируются по принадлежности, характеру выполняемых страховых операций, зоне обслуживания. По принадлежности страховые организации различают на акционерные, частные, публично-правовые и общества взаимного страхования. Акционерная страховая компания - это негосударственная организационная форма, в которой в качестве страховщика выступает частный капитал в виде акционерного общества. Уставный капитал акционерного страховщика формируется из акций и других ценных бумаг, что позволяет при ограниченных средствах значительно увеличить финансовый потенциал страховой организации. Акционерная форма страховщиков доминирует на страховых рынках развитых стран. Частные страховые компании принадлежат одному собственнику или его семье. К уникальной форме частных страховщиков можно отнести английскую корпорацию «Ллойд», которая представляет собой не юридическое лицо, а объединение физических лиц. В государственном страховании в качестве страховщиков выступает государство. В круг интересов государства входит его монополия на проведение любых или отдельных видов страхования, что определяется соответствующим законом о статусе страховой организации. Осуществление государственного страхования представляет собой форму государственного регулирования национального страхового рынка. Правительственные страховые организации относятся к некоммерческим структурам, деятельность которых основана на субсидировании. Правительственные страховые организации специализируются на страховании от безработицы и страховании компенсаций рабочим и служащим. Общество взаимного страхования - это особая негосударственная организационная форма, выражающая договоренность между группой физических или юридических лиц о возмещении друг другу будущих возможных убытков в определенных долях в соответствии с установленными правилами страхования. Взаимное страхование по существу - некоммерческая форма организации страхового фонда, которая обеспечивает страховую защиту имущественных интересов членов своего общества. С юридических позиций каждый член общества взаимного страхования - одновременно и страховщик, и страхователь. При этом документом, удостоверяющим право на владение капитала общества взаимного страхования, его дохода и страховую защиту, является полис.

По характеру выполняемых страховых операций различают специализированные и универсальные страховые организации. Специализированные страховые компании проводят отдельные виды страхования, например страхование жизни, огневое страхование, ядерное страхование и др. К специализированным страховщикам относятся и перестраховочные компании, которые принимают от страховщиков за определенную плату часть застрахованного риска. Цель перестрахования - создание сбалансированного портфеля договоров страхования, обеспечение финансовой устойчивости и рентабельности страховых операций. Универсальные страховые организации предлагают большой перечень страховых услуг.

По зоне обслуживания различают местные, региональные, и международные страховые организации.

Спрос на страховые продукты предъявляет страхователь. Это - юридическое или дееспособное физическое лицо, страхующее имущество или заключающее со страховщиком договор личного страхования или страхования ответственности. Страхователь уплачивает страховые взносы и имеет право на получение страховки при наступлении страхового случая.

Товаром страхового рынка является страховой продукт. Страховой продукт - центральное понятие страхового рынка. Потребительная стоимость страхового продукта состоит в обеспечении страховой защиты. Цена страхового продукта определяется затратами на страховое возмещение или страховое обеспечение, а также расходами на ведение дела и размером прибыли страховщика. Как и всякая цена, она зависит от спроса и предложения.

Продвижение страховых продуктов на страховом рынке и их реализацию преимущественно осуществляют страховые посредники: страховые агенты и страховые брокеры. Страховые агенты - физические или юридические лица, действующие от имени страховщика и по его поручению в соответствии с предоставленными полномочиями. Страховыми брокерами могут быть независимые юридические или физические лица, имеющие лицензию на проведение посреднических операций по страхованию от своего имени на основании поручений страхователя либо страховщика. Страховой брокер не является участником страхового договора. Его обязанность состоит в оказании посреднической услуги и содействие исполнения договора страхования.

Функционирование страхового рынка предполагает наличие профессиональных оценщиков рисков и убытков, в качестве которых выступают сюрвейеры и аджастеры. Сюрвейеры - инспектора или агенты страховой организации, осуществляющие осмотр имущества, принимаемого на страхование. В качестве сюрвейера выступают также специализированные фирмы по противопожарной безопасности, охране труда и т.д., взаимодействие которых со страховщиком строится на договорной основе. По заключению сюрвейера страховая компания принимает решение о заключении договора страхования. Аджастеры - это уполномоченные физические или юридические лица страховщика, занимающиеся установлением причин, характера и размера убытков. По результатам проведенной работы аджастер составляет страховой акт (аварийный сертификат).

Для защиты своих интересов, разработки законодательных актов, подготовки стандартных правил страхования, сбора и публикации страховой статистики и других совместных целей страховые организации создают объединения (ассоциации) страховщиков. Объединения страховщиков создаются как на региональном, так и на национальном уровне. Кроме того, объединяются и специализированные страховые организации. Такие объединения страховщиков не могут заниматься страховой деятельностью.

Между тем страховые компании объединяются для проведения некоторых страховых операций в страховой пул. Такое объединение страховщиков позволяет увеличить финансовые возможности для принятия на страхование крупных рисков. Заключение договора страхования со страховым пулом для страхователя означает, что на стороне страховщика находятся все участники пула. Однако при наступлении страхового случая страхователь вынужден урегулировать претензии с каждым из страховщиков в отдельности. Такая форма организации страховых отношений называется сострахованием.

Важным звеном страхового рынка выступает система государственного регулирования, необходимость которого связана в первую очередь с защитой прав и интересов страхователей, предотвращением их финансовых потерь вследствие неплатежеспособности страховой организации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Состояние страхового рынка в России

2.1 Современное состояние страхового рынка России

В  настоящее  время  в  России  активно  развивается  такой  сектор  экономики,  как  страхование,  выступающий  неотъемлемым  элементом  рыночных  отношений.  Страховой  рынок  представляет  собой  сферу  особых  экономических  отношений,  складывающихся  между  страхователями  (застрахованными  лицами,  выгодоприобретателями),  которые  нуждаются  в  силу  возможного  случайного  наступления  неблагоприятных  для  их  материальных,  нематериальных  ценностей  событий  в  страховой  защите  имущественных  интересов,  и  страховщиками,  которые  обеспечивают  ее  за  счет  использования  ими  в  этих  целях  страховых  фондов,  формируемых  из  уплачиваемых  страхователями  денежных  взносов .

Современный  страховой  рынок  России  за  период  своего  развития  претерпевал существенные изменения по составу и качеству представленных  на нем операторов. Если в  90-х  годах  ХХ  века  страховых  компаний  насчитывалось более  2000, большинство  из  которых  за  все  время  своего  существования  не  заключили  ни  одного  договора  страхования,  то  на  31  декабря  2013  года  зарегистрированы  469  страховщиков,  из  них  458  страховые  организации  и  11  обществ  взаимного  страхования, 7 из которых в течение отчетного периода страховых  операций  не  проводили.

Следует  отметить,  что  наметившаяся  с  начала  2000-х  годов  тенденция  сокращения  числа  действующих  страховых  компаний  (главным  образом  за  счет  ухода  с  рынка  мелких  страховщиков)  продолжилась  в  2013  году.  В  2012  году  было  зарегистрировано  572  компании,  что  на  114  компании  или  19,9  %  больше,  чем  в  2013  году.

В  то  же  время,  сокращение  количества  участников  не  повлияло  на  общие  показатели  страховщиков.  Согласно  данным  ФСФР,  общая  сумма  страховых  премий  и  выплат  по  всем  видам  страхования  за  2013  год  составила  соответственно  809,06  млрд.  руб.  и  369,44  млрд.  руб.  (прирост  в  отношении  показателей  2012  года  около  21 %).  Отметим,  что  темп  роста  страховых  премий  и  выплат  по  обязательным  видам  страхования  за  2013  год  по  сравнению  с  предыдущим  годом  рассчитан  без  учета  обязательного  медицинского  страхования  за  2012  год.

Не  смотря  на  довольно  большое  количество  зарегистрированных  страховых  организаций,  среди  них  явно  выделяется  несколько  крупных,  занимающих  лидирующее  положение  по  объемам  страховых  операций.

В  2013  году  объем  страхового  рынка,  который  пришелся  на  долю  50-ти  крупнейших  страховщиков,  составил  86,84  %  страховых  премий  (или  702,59  млрд.  рублей)  от  общей  суммы  собранных  премий  по  всем  видам  страхования  в  целом  по  РФ,  и  88,95  %  выплат  (или  328,62  млрд.  рублей).  На  10  крупнейших  страховых  компаний  в  2013  году  приходилось  57,09  %  (или  461,87  млрд.  рублей)  собранных  страховых  премий  и  62,83  %  выплат  (или  232,14  млрд.  рублей).  Данные  по  суммам  страховых  премий  и  страховых  выплат  страховщиков  представлены  в  таблице 2.1

Наименование страховой организации

Объем  страховых  премий  в  2013  году,  млн. р.

Объем  страховых  премий  в  2012  году,  млн. р.

Изменения,  (  %)

1

«РОСГОССТРАХ»

97  431,79

84  304,69

15,57

2

«СОГАЗ»

75  994,36

54  921,39

38,37

3

«ИНГОССТРАХ»

67  806,25

52  769,33

28,50

4

ОСАО  «РЕСО-ГАРАНТИЯ»

51  828,07

44  935,38

15,34

5

«АЛЬФАСТРАХОВАНИЕ»

34  159,51

28  233,28

21,00

6

СОАО  «ВСК»

33  579,26

29  676,82

13,15

7

«СОГЛАСИЕ»

33  303,72

25  709,44

29,54

8

«АЛЬЯНС»

25  028,08

21  522,54

16,29

9

ООО  СК  «ВТБ  Страхование»

22  786,63

8  530,85

167,11

10

ОАО  «Страховая группа  МСК»ТОП-10

19  953,43

19  424,71

2,72





Таблица 2.1 – Крупнейшие страховые компании России по объему страховых премий.

Рост  объемов  страховых  премий  отмечается  у  всех  компаний  из  десятки  лидеров,  но  у  отдельных  страховщиков  он  был  не  значительным,  что  негативно  отразилось  на  месте  участника  в  рейтинге.  Так,  объем  страховых  премий  в  2013  году  компании  «ВСК»  вырос  только  на  13,15  %  (до  33,6  млрд.  руб.),  что  определило  ее  позицию  на  шестом  месте,  тогда  как  по  итогам  2012  года  этот  участник  занимал  пятую  строчку.  Одну  позицию  потеряла  и  компания  «Страховая  группа  МСК»,  занявшая  в  обновленном  рейтинге  10  место.  Одновременно,  значительный  прирост  объема  страховых  премий  СК  «ВТБ  Страхование»  (+167,11  %)  привел  эту  компанию  в  десятку  лидеров  2013  года,  где  она  заняла  9  место,  отодвинув  на  10  позицию  «Страховую  группу  МСК»  и  вытеснив  из  списка  Top10  компанию  «Ренессанс  Страхование».

В  2013  году  продолжился  дальнейший  рост  уровня  концентрации  рынка.  Лишь  немногие  средние  и  небольшие  страховщики  смогли  достойно  конкурировать  с  лидерами  рынка.  Главная  причина  заключается  в  перераспределении  спроса  страхователей  в  пользу  надежных  компаний.

Также  важно  отметить,  что  в  2013  году  лидером  российского  перестраховочного  рынка  стала  компания  СОГАЗ  (15,2  %  от  общего  объема  собранных  премий  в  данном  сегменте  страхования),  которая  вытеснила  на  второе  место  Ингосстрах  (11,3  %).

Так,  уровень  концентрации  перестраховочного  рынка  в  2013  году  достиг  уровня  соответствующего  показателя  рынка  прямого  страхования  (57,09  %).

Лидерами  в  добровольном  страховании  ответственности  (3,7  %)  по  итогам  2013  года  выступают  «Ингосстрах»  и  «Росгосстрах»  —  ими  собрано  почти  23  %  от  всего  объема  премий  данного  вида  страхования.

На  рынке  обязательного  страхования  гражданской  ответственности  владельцев  транспортных  средств  (ОСАГО)  (15,0  %  от  всего  объема  страхового  рынка)  по  итогам  2013  года  с  сохраняющимся  большим  отрывом  по  объему  собранных  премий  лидирует  «Росгосстрах»  (40,7  млрд.  собранных  премий),  за  ним  следуют  «Ингосстрах»  (12,9  млрд.  руб.)  и  РЕСО-Гарантия  (10,7  млрд.  руб.).  Первые  10  компаний  этого  сегмента  собрали  78  %  всех  премий.

В  структуре  рынка  медицинского  страхования  в  2013  году  доля  ОМС  составила  86,6  %,  доля  ДМС  по-прежнему  значительно  ниже  —  13,4  %  (14,0  %  за  2012  год).

По  данным  ФСФР  в  2013  году  крупнейшими  каналами  продаж  на  российском  страховом  рынке  были  прямой  канал  (35,26  %)  и  агентский  (28,87  %).  При  этом  самым  динамично  развивающимся  и  самым  дорогим  каналом  продаж  -  банковский.  Его  доля  —  13,12  %  от  всех  продаж,  а  по  объему  собранного  комиссионного  вознаграждения  этот  канал  лидирует  на  рынке  —  38,3  %  от  общей  суммы  вознаграждений  посредникам  в  2013  году.  Несмотря  на  то,  что  комиссия  банкам  значительно  превышает  средний  размер  комиссии  страховым  посредникам,  доля  этого  канала  продаж  будет  только  увеличиваться.

Информация о работе Эволюция рынка страховых услуг в России