Эволюция финансов и финансовой системы России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2012 в 21:29, курсовая работа

Описание работы

Данная работа посвящена общим аспектам функционирования финансовой системы в российской экономике. Финансовая система занимает важное место в макроэкономике, так как экономическая жизнь страны в значительной мере зависит от ее состояния. В связи с этим необходимо осознавать всю важность этой системы, разбираться, каким образом действует ее механизм и как функционирует финансовая система Российской Федерации.

Файлы: 1 файл

Курсовая.эволюция финансов и финансовой системы россии.doc

— 153.50 Кб (Скачать файл)

Полная централизация денежных средств и отсутствие какой-либо самостоятельности предприятий  в решении финансовых вопросов лишало хозяйственных руководителей всякой инициативы и постепенно подводило страну к финансовому кризису, который разразился в конце 80-годов XX столетия и получил название «перестройки» или «рыночных преобразований».

После прихода к власти Горбачева в соответствии с законом СССР 1987 г. «О государственном предприятии (объединении)» был проведен эксперимент по распространению новых методов хозяйствования на предприятии. Суть эксперимента сводилась к тому, что основными принципами деятельности предприятий признавались полный хозрасчет и самофинансирование. Данные принципы означали ограничение и полный отказ от бюджетных ассигнований. При этом предприятия использовали нормативный метод распределения доходов. Устанавливались нормативы платежей в бюджет, в фонд производственного и социального развития, в фонд оплаты труда, в другие централизованные фонды и резервы.

Нормативный метод распределения  доходов стал переходом от остаточного  принципа формирования ресурсов предприятий  из бюджета к системе налогов. Логическим завершением этого перехода стало принятие и ввод в действие с 1.01.1991 г. Закона СССР «О налогах с предприятий, объединений, организаций». После развала Советского Союза и начала кардинальных экономических преобразований с 1.01.1992 г. вступил в силу новый Закон «Об основах налоговой системы Российской Федерации», давший начало современной российской налоговой системе.

Итак, мы видим, что финансовая система  нашего государства начала складываться с момента его образования, и  в течение более тысячи лет изменялась и преобразовывалась, в зависимости от политического строя России. В 1991 г. с образованием независимого государства России, финансовая система страны начала преобразовываться в соответствии с рыночными реформами государства.

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Финансовая система России в 19 веке.

 

Крымская битва расстроила финансовое обращение РФ, и в полосу буржуазных реформ страна вступила с неразменнным бумажноденежным обращением. Курс кредитного рубля в 60-70-х гг. все час стоял  ниже паритета и был подвержен колебаниям (до 1877 г. был на 14 -24% ниже паритета). Во час русско-турецкой войны 1877 - 1878 гг. правительство выпустило в обращение значительное количество кредитных билетов, вследствие чего курс кредитного рубля сильно упал. В 1879 г. он равнялся 63 коп. золотом.

 В дореформенную эпоху сделки  в кредит имели широкое распространение  в оптовой торговле. Но не было  сети учреждений капиталистического  кредита. Казенные банки привлекали  в качестве вкладов очень большие  суммы, но они или употреблялись  на выдачу ссуд помещикам под залог "крестьянских душ", или использовались для кредитования государства. Правда, один из казенных банков - Коммерческий - занимался кредитованием торговли, но он обращал на это лишь небольшую часть собираемых им вкладов, а основную их массу передавал казенному же Заемному банку также для оказания кредита помещикам.

 На всю Россию существовало  лишь несколько городских общественных  банков. Их средства были незначительны,  а район деятельности весьма  ограниченным. Незадолго до реорганизации 1861 г. казенные банки были упразднены и в 1860 г. был основан Государственный банк, производивший весьма крупные кредитные коммерческие действия. В 1864 - 1873 гг. возникло большинство акционерных коммерческих банков. Их правления находились в Петербурге, Москве и некоторых торгово-промышленных губернских центрах. Для операций в других городах банки открывали свои отделения. Число акционерных банков в 1875 г. составляло 39 и потом почти не менялось (в 1900 г. - 43 банка), так как правительство неохотно давало разрешение на открытие новых банков. Ранняя концентрация банков была особенностью РФ и являлась главным образом результатом правительственной политики. На местах быстро росли общества взаимного кредита (в 1875 г. - 84 общества) и очень резко увеличилось число городских общественных банков (235). Таким образом, в 60 - 70 гг. в РФ сложилась система учреждений коммерческого кредита. В тот самый же срок появились частные земельные банки, которые выдавали ссуды под залог помещичьих имений и городской недвижимости.

 Во второй половине 70-х годов  совместные действия местных  учреждений коммерческого кредита  - обществ взаимного кредита и  городских банков - были крупнее  операций акционерных коммерческих  банков.

 Как и в других капиталистических  странах, в РФ с развитием капитализма росла сумма ценных бумаг всякого рода. В 1861 г. общая цена(у) русских ценных бумаг составляла приблизительно 1,6 млрд. руб. Это были почти исключительно облигации государственных займов. Акции составляли менее 5% указанной суммы. Треть общей суммы русских ценных бумаг находилась тогда за рубежом. К 1876 г. сумма русских ценных бумаг возросла почти до 5 млрд. руб. Среди ценных бумаг видимый удельный вес купили бумаги железнодорожные и ипотечные (закладные листы земельных банков).

 Большую часть второго пореформенного  двадцатилетия Россия имела неразменное  бумажноденежное обращение.

 Восстановление размена кредитного  рубля на металлическую монету  потребовало от правительства  длительных усилий и крупных  затрат. Прежде надо было накопить большое количество золота и устранить колебание курса рубля. К середине 80-х годов эти цели были достигнуты. Уже в 70-х годах на мировом рынке стало дешеветь серебро по отношению к золоту. Поэтому крупные капиталистические страны Европы перестроили свои финансовые системы, положив в основу финансовых единиц золото и чеканя из серебра только разменную монету. Денежной единицей в РФ до прекращения размена был серебряный рубль. Восстанавливая размен кредитного рубля на звонкую монету, пришлось в качестве денежной единицы установить золотой рубль. Министр финансов С. Ю. Витте провел в 1897 г. денежную реформу, согласно которой содержание золота в рубле было определено в 66 2/3 прежних металлических копеек, что соответствовало тому курсу кредитного рубля, который установился к этому времени в результате мероприятий правительства. Благодаря этому денежная реформа не отразилась на ценах на товары. Были выпущены в обращение новые золотые монеты, на которые кредитные билеты стали обмениваться рубль за рубль.

 В 80-х годах действия системы учреждений коммерческого кредита, взятой в целом, увеличились незначительно.

 В срок промышленного подъема  90-х годов все учреждения коммерческого  кредита увеличили свои действия, но особенно развили свою дело  акционерные банки. Среди последних все больше возрастала роль петербургских банков. С 80-х годов правительство усиленно расширяет сеть сберегательных касс, которых раньше было очень немного. В кассы начался приток сбережений мелкой буржуазии, до того хранившихся дома "в кубышках". Вклады в сберегательных кассах на первое января 1875 г. составляли менее 2% суммы вкладов и текущих счетов в акционерных коммерческих банках, а на первое января 1900 г. уже превысили ее, несмотря на то, что благодаря подъему 90-х годов банки смогли намного увеличить эту сумму. В целях поддержания государственного кредита правительство помещало вклады сберегательных касс в государственные займы и гарантированные государством ценные бумаги.

 Бурный рост промышленности  в 90-х годах вызвал устремление  акционерных банков, главным образом петербургских, в новую для них область - кредитование и финансирование промышленности. Однако сращивание банков с промышленностью в это час было ещё непрочным.

 Сумма русских ценных бумаг  в 1900 г. превысила 12 млрд. руб. Несколько более четверти этой огромной суммы приходилось на государственные займы, сидельцы правительством на общегосударственные потребности, т. е. прежде всего на военные нужды. Треть составляли государственные займы на строительство железных дорог, а также акции и облигации железнодорожных обществ. На акции и облигации промышленных предприятий падало всего 16%. Ипотечные бумаги (закладные листы земельных банков) составляли 21% общей суммы русских ценных бумаг. 60% ее находилось внутри страны и 40% - за рубежом. Следует подчеркнуть, что большое количество ипотечных ценных бумаг, размещенных почти полностью в РФ, отвлекало средства внутреннего денежного рынка на кредитование главным образом помещичьего землевладения, кредитование, имевшее почти исключительно непроизводительный характер: почва обычно закладывалась помещиками не для получение средств на улучшение хозяйства, а на чисто потребительские нужды.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3 Финансовая система России начала 20 века

 

Крайне тяжёлые условия, в которых  находилась страна во время гражданской войны привели к вынужденному изменению методов хозяйственного руководства (политика военного коммунизма). Изменился порядок финансирования. Все государственные предприятия были переведены на сметно-бюджетное финансирование. Все доходы предприятия обязаны были сдавать государству, а расходы по самому минимуму покрывались из фонда ВСНХ. Военный коммунизм ввёл сметно-бюджетное финансирование. Расходы государственного бюджета быстро возрастали, а доходы сокращались, поэтому и дефицит бюджета быстро увеличивался.

В 18 году бюджетный дефицит составлял 67% от расходов, в 19 году – 78%, а в 20 году около 90%. Этот дефицит покрывался только эмиссией денежных знаков, количество которых неизменно увеличивалось. Начало 18 года – 30 миллиардов рублей, конец этого же года – 61 миллиард рублей, конец 1919 года – 225 миллиардов рублей, конец 1920 года – 1168,6 миллиардов рублей. За три года масса бумажных денег увеличилась почти в 48 раз. При крайне ограниченном количестве товаров - это привело к сильнейшему обесценению денег. К концу 20 года деньги обесценились в 10,000 раз. В 1917-18 годах советское правительство выпускало в обращение деньги старых образцов.

 В 1919 году были выпущены  первые советские государственные  кредитные билеты. В 1919-20 года были выпущены расчетные знаки РСФСР. Все эти знаки получили название – совзнак. Темпы роста цен опережали темпы эмиссии. Это привело к такому явлению, как «денежный голод». Гражданская война шла по территории России и было постоянное перемещение франтов. Снабжение денежными знаками национальных окраин было затруднено. Было разрешено и выпуск местных денежных знаков. Каждое белогвардейское правительство выпускало свои денежные знаки (Колчак).

На оккупированной территории была иностранная валюта и золотые царские деньги. В итоге на рынках обращалось множество видов денежных знаков. Всё это служило основой для спекуляции. Результатом повсеместного и сильного обесценения денег стала натурализация хозяйственных отношений. Оплата труда стала производиться натурой. Доля денежной заработной платы в доходах рабочих в начале 19 года составляла около 40%, а к концу 20ого года чуть больше 10%. Обесценение денег привело к тому, что во второй полови 20огогода была отменена плата продуктов, которые выдавались по карточкам. Бесплатно оказывались услуги: транспортные, коммунальные, почтовые…

Не производились денежные расчеты  между предприятием и государством. Даже на рынках происходил по случайным  меновым пропорциям. Сильнейшее обесценение  денег в годы гражданской войны привело к резкому сокращению денежных отношений в хозяйственном обороте страны.

 

2.4 Современная финансовая система: Прогноз развития банковского сектора России в 2012 году.

 

Финансовая сфера России была первым сектором национальной экономики, попавшим под воздействие глобального экономического кризиса в 2008 г. Прежде всего потрясения коснулись финансовых рынков, после чего банковский сектор столкнулся с кризисом ликвидности, и лишь затем в России случился полномасштабный экономический кризис.

 Два фактора позволили предотвратить коллапс банковского сектора, финансовая помощь государства и прирост сбережений населения. С начала 2009 г. в рамках антикризисных мероприятий наибольшие ресурсы государство направило именно в банковский сектор. Население также стало заметным, хотя и непреднамеренным участником восстановления банковской системы: преобладавший в кризис «мотив осторожности» в поведении населения побудил его не брать кредиты в банках, а, напротив, больше сберегать. За 2010-2011гг. прирост банковских вкладов населения составил 4 трлн руб., что превысило все потребительские кредиты на конец 2010 г.

 В начале 2012 г. все указывало  на то, что банковский сектор  преодолел кризисные явления  и началось его, казалось, поступательное  развитие. Банковский сектор располагал значительными свободными ресурсами для расширения кредитования нефинансового сектора. Банковские сбережения нефинансового сектора превышали кредиты предприятиям и населению на 1,1 трлн руб., а избыточная банковская ликвидность составляла, согласно нашим оценкам, не менее 1 трлн руб. Таким образом, были все основания полагать, что в 2012 г. российская банковская система продолжит сбалансированное развитие, преодолевая структурные проблемы, накопленные еще в предкризисные годы.

 В действительности все произошло иначе, сбалансированного развития не получилось, а состоялся достаточно интенсивный рост в отдельных сегментах банковской сферы, сопровождаемый резкими усилениями структурных диспропорций. Кредитование небанковского сектора экономики значительно возросло при достаточно умеренном росте депозитной базы. В результате в начале 2012 г. банковский сектор столкнулся с кризисом ликвидности. Более того, восстановление приемлемого уровня ликвидности неизбежно будет сопровождаться снижением банковского кредитования нефинансового сектора, вероятно, с усугублением проблемы плохих долгов. Фактически для выхода на среднесрочную траекторию устойчивого развития речь может идти о необходимости полной реструктуризации банковского сектора.

 Прогноз развития банковского сектора России в 2012 г

 Развитие банковского сектора  России в 2012 г. будет определяться  рядом факторов. С одной стороны,  на состояние банков будет  оказывать влияние динамика макропоказателей, отражающая состояние основных  клиентов банков, предприятий и населения. С другой стороны, ситуация будет определяться решением или сохранением и усилением вновь обострившихся структурных проблем внутри банковской системы.

 Согласно официальным прогнозам  подготовленным в Министерстве  экономического развития РФ, в 2012 г. ожидается заметное снижение темпов роста основных макроэкономических показателей реального ВВП с 4,3% в 2011 г. до 3,7%, промышленного производства с 4,7 до 3,6%, оборота розничной торговли с 7,2 до 5,5%. Сохраняется прямая опасность того, что инвестиционная активность окажется на низком уровне, но очевидно, что прирост материальных запасов будет минимальным после резкого роста в 2011 г. Перечисленные факторы будут определять как снижение темпов роста сбережений нефинансового сектора в банковской системе, так и сохранение низкого спроса на банковский кредит со стороны предприятий. Дополнительно ожидается рост реальных располагаемых доходов населения с 0,5 до 4,5%, который будет практически соответствовать росту розничного оборота торговли, что потенциально может снизить спрос на потребительский кредит. В целом ожидаемый макроэкономический фон в 2012 г. никак не способствует ускорению развития банковского сектора.

Информация о работе Эволюция финансов и финансовой системы России