Этапы становления корпоративного законодательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2012 в 00:05, доклад

Описание работы

В настоящее время развитие правового обеспечения частных организаций в экономике и нормативные нововведения можно связывать с формированием, во-первых, корпоративного законодательства, представляющего собой систему нормативных актов о корпорациях, а во-вторых, корпоративного права, как науки и учебной дисциплины.
В нашей стране современное корпоративное законодательство начало зарождаться с конца 80-х гг. XX в., с момента, когда в СССР начался процесс постепенного перехода к рыночным отношениям.

Файлы: 1 файл

Этапы ст ановления корпоративного законодательства.docx

— 36.68 Кб (Скачать файл)

Юридические лица как субъекты права подлежат государственной  регистрации. До 2002 г. регистрация осуществлялась исполнительными органами власти (органами юстиции), при которых создавались различные регистрационные палаты в соответствии со ст. 34 - 35 Закона РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности" 1990 г. В ГК РФ было прямо указано, что основанием отказа в государственной регистрации является нарушение порядка образования юридического лица или несоответствие его учредительных документов закону. С 1 июля 2002 г. вступил в силу Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" 2001 г., согласно которому соответствие учредительных документов закону уже не проверяется. Государственная регистрация осуществляется уполномоченным органом, которым является Федеральная налоговая служба.

Деление юридических лиц  по организационно-правовым формам в  основном воспринято из Основ гражданского законодательства Союза ССР и  республик.

К коммерческим организациям относятся полные товарищества и  товарищества на вере, правовое положение  которых исчерпывающим образом  урегулировано в ГК РФ. На практике, несмотря на очевидную простоту регулирования, эта форма юридических лиц  не получила широкого распространения. Связано это с тем, что участники  товариществ несут неограниченную имущественную ответственность  по долгам товариществ (за исключением  вкладчиков-коммандитистов), обязаны  регистрироваться в качестве индивидуальных предпринимателей, а это требует  при создании товарищества прохождения  двойной государственной регистрации (предпринимателя и товарищества как юридического лица). Кроме того, действующее налоговое законодательство не предоставляет полным товариществам никаких налоговых льгот, в результате чего доходы от предпринимательской деятельности товарищества подлежат налогообложению дважды: как доход (прибыль) товарищества и как доход участников товарищества при распределении дивидендов. Все эти обстоятельства делают создание полных и коммандитных товариществ практически бессмысленным. Не случайно число зарегистрированных товариществ в России ничтожно мало. В этой связи у многих вызывает сомнения целесообразность сохранения в отечественной правовой системе данного вида юридических лиц.

Правовое положение хозяйственных  обществ регулируется как ГК РФ, так и специальными законами, посвященными соответствующим организационно-правовым формам юридических лиц.

Наиболее востребованной организационно-правовой формой коммерческих организаций остается в настоящее  время общество с ограниченной ответственностью, правовое положение которого регулируется ГК РФ, а также специальным Федеральным  законом "Об обществах с ограниченной ответственностью" 1998 г.

Для всех хозяйственных обществ в ГК РФ сформулирована конструкция уставного капитала, который определяет минимальный размер имущества, гарантирующего интересы кредиторов. Размер его не может быть меньше установленного упомянутым выше Законом. В настоящее время он составляет 100-кратную величину минимального размера оплаты труда (МРОТ). Так как МРОТ равен 100 руб.[1] , то минимальный уставный капитал в ООО должен быть равен 10000 руб. Очевидно, что данная сумма в современных условиях никому и ничего не гарантирует, поэтому конструкция уставного капитала подвергается в настоящее время острой критике. Действующее законодательство предусматривает ряд норм, направленных на наполнение уставного капитала реальным имуществом и поддержание его в определенном размере. Однако все эти нормы фактически лишены смысла, учитывая ничтожно малую сумму минимального размера уставного капитала. Кроме того, они реально не работают, так как в законодательстве отсутствует эффективный механизм контроля за их соблюдением. В этой связи звучат разные предложения о совершенствовании норм об уставном капитале - от увеличения его минимального размера до полного отказа от конструкции уставного капитала. Взамен уставного капитала предлагается гарантировать интересы кредиторов раскрытием информации о составе и стоимости активов хозяйственных обществ.

Основные преимущества обществ  с ограниченной ответственностью заключаются  в отсутствии ответственности учредителей по долгам созданной ими организации, необходимости выпускать и регистрировать акции, публичной отчетности. Вместе с тем в законодательстве сохраняется ряд недостатков, требующих скорейшего устранения. В частности, в отличие от акционерных обществ, для обществ с ограниченной ответственностью необоснованно установлено требование наличия сразу двух учредительных документов - устава и учредительного договора. Сохраняется возможность участников общества в любое время заявить о своем выходе из общества и потребовать выдела им части имущества общества (чистых активов), соответствующего размеру его доли в уставном капитале общества.

Общество с дополнительной ответственностью отличается от общества с ограниченной ответственностью лишь тем, что участники такого общества солидарно несут субсидиарную ответственность  по его обязательствам своим имуществом в одинаковом для всех кратном  размере к стоимости их вкладов, определяемом учредительными документами  общества. В этой связи данная организационно-правовая форма подвергается в последнее  время острой критике, так как  указанная особенность может  быть установлена в учредительных  документах обществ с ограниченной ответственностью без создания для  этого специальной разновидности  юридического лица.

Наиболее динамично развивается  законодательство об акционерных обществах, правовое положение которых определяют ГК РФ и Федеральный закон "Об акционерных обществах" 1995 г. Несмотря на постоянные изменения, действующий  Закон подвергается резкой критике  со стороны специалистов и нуждается  в дальнейшем совершенствовании.

В частности, повсеместно  критикуется существование закрытого  акционерного общества (далее - ЗАО) как  особой организационно-правовой формы (типа) акционерного общества. В настоящее  время эта разновидность акционерного общества оправдывается лишь тем, что  его участники (акционеры), в отличие  от участников общества с ограниченной ответственностью (далее - ООО), не могут  выйти из общества и потребовать  выплаты им действительной стоимости  их акций. Право акционеров требовать  у общества выкупа принадлежащих  им акций предусмотрено в строго ограниченных законом случаях. В  остальном по своей сути ЗАО ничем  не отличается от ООО, поэтому в случае, если будет принят закон, исключающий  право участников ООО в любое  время выйти из общества и потребовать  часть имущества общества, существование  ЗАО ничем не будет оправдано. Кроме того, ЗАО обременено необходимостью регистрировать выпуск акций, при этом само существование акций в ЗАО  при действующей системе ведения  реестров повышает риски корпоративных  захватов. Так как реестр ведет  само ЗАО и права акционеров никем  и нигде больше не фиксируются (при  бездокументарной форме выпуска  акций), достаточно сфальсифицировать  содержание реестра, и подлинные  же акционеры в связи с этим лишатся своих прав. Восстановить потом в суде эти права может  оказаться невозможным.

После ГК РФ появлялись также  указы Президента РФ, направленные на регулирование акционерных правоотношений. В частности, был принят Указ Президента РФ от 31 июля 1995 г. N 784 "О дополнительных мерах по обеспечению прав акционеров"; Указ Президента РФ от 18 августа 1996 г. N 1210 "О мерах по защите прав акционеров и обеспечению интересов государства как собственника и акционера" (ныне утратили силу).

Новая редакция Федерального закона "Об акционерных обществах" была дополнена рядом иных законов. Так, Федеральным законом от 7 августа 2001 г. N 120-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об акционерных обществах", вступившим в силу с 1 января 2002 г., крупные сделки и сделки с заинтересованностью были отнесены к оспоримым (ранее они признавались ничтожными). Был введен институт дробных акций. Федеральным законом от 31 октября 2002 г. N 134-ФЗ "О внесении изменений и дополнения в Федеральный закон "Об акционерных обществах" узаконена выплата промежуточных дивидендов. Федеральным законом от 24 февраля 2004 г. N 5-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об акционерных обществах" было введено обязательное кумулятивное голосование при выборе членов совета директоров. Кроме того, исключена возможность досрочного прекращения полномочий любого члена совета директоров, а оставлена возможность досрочно прекращать полномочия всех членов совета директоров одновременно. Федеральным законом от 6 апреля 2004 г. N 17-ФЗ "О внесении изменения в статью 42 Федерального закона "Об акционерных обществах" уточнен источник выплаты дивидендов - чистая прибыль после налогообложения. Федеральным законом от 2 декабря 2004 г. N 153-ФЗ "О внесении изменения в статью 68 Федерального закона "Об акционерных обществах" член совета директоров, не участвовавший в голосовании или голосовавший против решения, принятого советом директоров общества по решению в нарушение порядка, установленного Законом и уставом, получил право обжаловать в суде такое решение в случае, если этим решением нарушены его права и законные интересы.

Также в настоящее время  действует Федеральный закон  от 19 июля 1998 г. N 115-ФЗ "Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)". На практике он не получил применения, так как сама идея о том, что акционеры по своей воле примут решение о преобразовании своего АО в акционерное общество работников, является абсурдной.

Процесс управления в акционерном  обществе урегулирован ГК РФ и Федеральным  законом "Об акционерных обществах". Порядок проведения общих собраний акционеров регулируется также Положением о дополнительных требованиях к  порядку подготовки, созыва и проведения общего собрания акционеров (утв. Постановлением ФКЦБ РФ от 31 мая 2002 г. N 17/пс). В то же время существующих норм недостаточно. Необходимы иные, морально-деловые нормы цивилизованного поведения внутри корпорации. Такие нормы содержатся в Кодексе корпоративного поведения, рекомендованном к применению распоряжением Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 4 апреля 2002 г. N 421/р "О рекомендации к применению Кодекса корпоративного поведения". Целями Кодекса являются совершенствование управления в акционерных обществах, обеспечение прав и законных интересов акционеров, обеспечение раскрытия информации инвесторам. Кодекс корпоративного поведения - своеобразный свод морально-этических правил, связанных с управлением в акционерных обществах. Кодекс базируется на принципах корпоративного управления, разработанных Организацией международного экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), и имеет свое значение не только для акционерных обществ, но и для всех корпораций. Его нормы носят рекомендательный характер.

Следующим видом коммерческих организаций является производственный кооператив (артель), которым признается добровольное объединение граждан  на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной  деятельности, основанной на их личном трудовом и ином участии и объединении  его членами (участниками) имущественных  паевых взносов. Правовое положение  производственных кооперативов регулируется ГК РФ, а также Федеральным законом "О производственных кооперативах" 1996 г. и Федеральным законом "О  сельскохозяйственной кооперации" 1995 г.

Система некоммерческих организаций  в ГК РФ ограничивается небольшим  перечнем видов юридических лиц. Однако в отдельных законах предусмотрено  еще множество видов некоммерческих организаций.

Потребительским кооперативом признается добровольное объединение  граждан и юридических лиц  на основе членства с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения  его членами имущественных паевых взносов. Несмотря на то, что потребительский кооператив считается некоммерческой организацией, по сути он является коммерческой организацией, так как доходы от предпринимательской деятельности кооператива распределяются между его членами. Правовое положение потребительских кооперативов определяется ГК РФ и многочисленными законами о потребительских кооперативах.

Современный период реформ и  тенденции развития корпоративного законодательства (2005 г. - настоящее  время).

К 2005 г. стало очевидно, что  заложенная в ГК РФ система корпоративного законодательства пришла к состоянию  банкротства. Между ГК РФ и специальными законами, а также между самими специальными законами существует множество  противоречий, дублирующих положений, пробелов. Наличие отдельных законов  позволяло и позволяет создавать  совершенно новые организационно-правовые формы в интересах узких групп  лиц (например, некоммерческое партнерство  и др.), что привело к нарушению  имущественных прав участников как  коммерческих, так и некоммерческих организаций.

Произошло осознание того, что корпоративное законодательство надо совершенствовать. На это направлена разработанная Министерством экономического развития и торговли РФ Концепция развития корпоративного законодательства на период до 2008 г. (с учетом вносившихся в нее изменений одобрена Правительством РФ - раздел II Протокола от 18 мая 2006 г. N 16) [4] . Основной целью является создание более благоприятного инвестиционного климата, минимизация корпоративных конфликтов, корпоративных захватов, передела собственности. Еще не будучи официально принятой Правительством РФ, Концепция начала реализовываться уже в 2005 г. Так, были приняты поправки в Федеральный закон "Об акционерных обществах" (в части уточнения понятия сделок с заинтересованностью, установления более детального регулирования поглощения акционерных компаний, совершенствования процедур реорганизации акционерных обществ), в первом чтении приняты поправки в Федеральный закон "Об обществах с ограниченной ответственностью" (в части устранения учредительного договора из числа учредительных документов, а также отмены права выхода участника из общества с ограниченной ответственностью).

Целью Концепции является установление баланса интересов  всех участников корпоративных отношений, обеспечение гибкости корпоративного законодательства, обеспечение возможности  выбора адекватной модели регулирования, развитие законодательства в тех  сферах, где отсутствует правовое регулирование (реорганизации и  корпоративные поглощения).

В Концепции выделено четыре направления совершенствования  корпоративного законодательства:

1) развитие законодательства  в целях предотвращения и урегулирования  корпоративных конфликтов, пресечения  недобросовестных корпоративных  захватов;

2) совершенствование корпоративного  управления: структура органов управления  компании, распределение компетенции  и ответственность;

Информация о работе Этапы становления корпоративного законодательства