Эмиссия ценных бумаг. Классификация эмиссий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 14:04, контрольная работа

Описание работы

Современные исследования посвящены главным образом общим вопросам теории ценных бумаг, проблемам функционирования рынка ценных бумаг, осуществления и защиты прав их владельцев. Наибольшее внимание уделяется правовому регулированию обращения не эмиссионных (товарных) ценных бумаг (вексель, чек, коносамент).
В юридической литературе сложилось разделение эмиссионных ценных бумаг на две группы:
государственные (муниципальные) эмиссионные ценные бумаги;
корпоративные эмиссионные ценные бумагами.

Содержание работы

Ведение…………………………………………………………………………3-4

1. Эмиссия ценных бумаг……………………………………………………..5-20
.
1. 1.Понятие эмиссии ценных бумаг…………………………….…….…......5-8

1.2. Организация и порядок эмиссии ценных бумаг……………………..…8-11

1.3. Процедура эмиссии ценных бумаг ..……………………………….….11-16

1.4. Приостановление эмиссии и признание выпуска ценных бумаг несостоявшимся ……………..………………………..…………………….16-20

2. Классификация эмиссии ценных бумаг …………………………..........20-26

Заключение ……………………………………………………………..........…27

Список использованной литературы ……………………………...…………..28

Файлы: 1 файл

Контрольная работа РЦБ.docx

— 51.70 Кб (Скачать файл)

Окончанием размещения ценной бумаги считается:   
♦ окончание срока размещения, установленного в решении о выпуске; 
♦ истечение одного года с даты утверждения решения о выпуске ценных бумаг; 
♦ дата размещения последней ценной бумагами данного выпуска (т. е. исчерпание свободных к размещению ценных бумаг). 
     В случае распределения акций при учреждении акционерного общества регистрация отчета об итогах выпуска акций по времени совпадает с государственной регистрацией выпуска этих акций. 
    Отчет об итогах выпуска включает следующую информацию: 
♦ даты начала и окончания размещения ценной бумаги; 
♦ фактическую цену размещения; 
♦ количество размещенных ценных бумаг; 
♦ общий объем поступлений за размещенные ценные бумаги по видам поступивших средств (рубли, иностранная валюта, материальные и нематериальные активы). 
      Одновременно с текстом отчета в регистрирующий орган предоставляются и другие необходимые документы, перечень которых устанавливается федеральным органом по рынку ценных бумаг. 
     Регистрирующий орган рассматривает отчет в двухнедельный срок и при отсутствии нарушений регистрирует его. В этом случае эмитенту выдаются уведомление о регистрации итога выпуска и два экземпляра его отчета об итогах выпуска с отметкой (штампом) о государственной регистрации. 
      Решение об отказе в государственной регистрации отчета допускается в следующих случаях: 
♦ нарушения условий размещения, установленных решением о выпуске; 
♦ невыполнение требований по раскрытию информации о выпуске; 
♦ нарушение сроков представления отчета об итогах выпуска; 
♦ несоответствие состава сведений, содержащихся в отчете, установленным нормам, и по иным причинам. 
    В случае, если эмитент предоставил неполные сведения для регистрации отчета или в них имеются иные «формальные» основания для отказа в его регистрации, ему (эмитенту) может быть предоставлена возможность исправить допущенные нарушения. 
     Если имеет место отказ в государственной регистрации отчета об итогах выпуска, то последний признается несостоявшимся и его государственная регистрация аннулируется. В этом случае эмитент обязан возвратить полученные средства инвесторам, а они должны вернуть ему ценные бумаги данного выпуска (или записи о них аннулируются). Все издержки, связанные с выпуском ценных бумаг, признанным несостоявшимся, относятся за счет эмитента и являются его убытком. 
    Отчет об итогах выпуска должен быть представлен общему собранию акционеров или другому органу управления коммерческой организации, на котором он должен быть утвержден. 
     Информация о завершении эмиссии обычно публикуется или доводится другим способом до участников фондового рынка.

 
        1.4. Приостановление эмиссии и признание выпуска ценных бумаг несостоявшимся 
Согласно нормам действующего законодательства, эмиссия ценных бумаг может быть приостановлена, а выпуск ценных бумаг признан несостоявшимся на любом этапе процедуры эмиссии ценных бумаг до даты регистрации отчета об итогах их выпуска. Однако в целях защиты прав владельцев ценных бумаг или для проведения проверки эмитента решению о признании выпуска ценных бумаг несостоявшимся должно предшествовать решение о приостановлении эмиссии. 
      В качестве оснований для приостановления эмиссии выступают: 
 нарушение эмитентом в ходе эмиссии требований законодательства; 
- обнаружение в документах, на основании которых был зарегистрирован выпуск ценных бумаг, недостоверной информации; 
- наличие нарушений порядка ведения реестра владельцев именных ценных бумаг, включая те, которые повлекли приостановление действия или аннулирование лицензии у регистратора, ведущего реестр данного эмитента; 
- иные случаи, предусмотренные законодательством. 
     Субъектами, принимающими решение о приостановлении эмиссии (признании выпуска несостоявшимся или его аннулировании), являются регистрирующие органы, уполномоченные на это законодательством.       Кроме того, данное решение может быть принято самостоятельно ФКЦБ с обязательным уведомлением об этом соответствующего регистрирующего органа. 
    Приняв решение о приостановлении эмиссии, регистрирующий орган (ФКЦБ) уведомляет об этом эмитента, андеррайтера ценных бумаг, эмиссия которых приостановлена, регистратора соответствующего эмитента, организаторов торгов. Предварительное уведомление (по телефону, факсу или электронной почте) дается не позднее следующего дня после даты принятия решения. При этом в срок не позднее трех дней с даты принятия такого решения регистрирующий орган обязательно направляет письменное подтверждение (последующее уведомление) принятого решения. 
     Если решение о приостановлении эмиссии принято регистрирующим органом, то он в течение трех дней направляет копию уведомления в ФКЦБ, если ФКЦБ — то она направляет уведомление регистрирующему органу в тот же срок. 
     В течение пяти дней после принятия решения регистрирующий орган (ФКЦБ) раскрывает информацию о данном факте в средствах массовой информации. Принятие решения о приостановлении эмиссии накладывает ограничения на участников рынка ценных бумаг, а именно с даты предварительного уведомления эмитента, андерайтера, организаторов торгов о приостановлении эмиссии ценных бумаг запрещается совершение сделок по размещению этих ценных бумаг, осуществление рекламы ценных бумаг данного выпуска. Обязанность по уведомлению распространителей рекламы ценных бумаг, эмиссия которых приостановлена, возлагается на эмитент. Кроме того, с момента предварительного уведомления регистратор не вправе принимать передаточные распоряжения в отношении сделок по размещению ценных бумаг, эмиссия которых приостановлена, а также осуществлять иные действия, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами и правовыми актами Российской Федерации, нормативными актами Федеральной комиссии. 
     Орган, принявший решение о приостановлении эмиссии, направляет эмитенту предписание об устранении нарушений законодательства с указанием необходимых мер и сроков. Он также вправе проводить проверки и запрашивать у эмитента необходимые документы и информацию. 
    Эмитент обязан в срок, указанный в предписании (либо в течение срока размещения, установленного решением о выпуске ценных бумаг), устранить нарушения и направить отчет в орган, принявший решение о приостановлении, и в ФКЦБ. Если в течение указанных сроков устранить нарушение невозможно, орган, принявший решение, может разрешить возобновление эмиссии при наличии обязательства со стороны эмитента устранить нарушения после регистрации отчета об итогах выпуска на основании представленного эмитентом протокола об устранении нарушений. В протоколе должны быть указаны сроки и обязанности нарушителя по их устранению. Нарушение положений протокола эмитентом может служить основанием для обращения в суд о признании выпуска недействительным. 
      Отчет эмитента об устранении нарушений рассматривается                   в 10-дневный срок. После этого регистрирующий орган (ФКЦБ) дает письменное разрешение на возобновление эмиссии. Уведомление о возобновлении эмиссии не позднее трех дней направляется в письменной форме эмитенту, андеррайтеру, регистратору и организатору торговли. 
     Признание выпуска ценных бумаг недействительным или несостоявшимся влечет негативные правовые последствия для эмитента. Прежде всего каждое из этих решений сопровождается аннулированием государственной регистрации выпуска, т. е. внесением соответствующей записи в реестр. 
     Аннулирование выпуска производится в срок, не позднее следующего дня с даты принятия решения о признании выпуска несостоявшимся, если решение было принято регистрирующим органом, либо с даты получения уведомления, — если решение принято ФКЦБ.  
     При признании выпуска недействительным аннулирование производится на основании решения суда в срок, не позднее следующего дня с даты получения уведомления эмитента о признании выпуска недействительным, либо с даты получения решения суда, вступившего в законную силу. На следующий день после принятия решения регистрирующий орган предварительно уведомляет об этом эмитента, андеррайтера, регистратора, организаторов торговли, а в течение последующих трех дней направляет им в письменной форме последующее уведомление. В течение пяти дней с момента аннулирования выпуска регистрирующий орган раскрывает информацию об этом в средствах массовой информации. 
    Ценные бумаги несостоявшегося (недействительного) выпуска изымаются из обращения, а эмитент возвращает владельцам денежные средства (имущество), которыми были оплачены ценные бумаги. 
   При аннулировании государственной регистрации ценных бумаг, выпущенных в документарной форме, эмитент проводит погашение сертификатов ценных бумаг. Погашенные сертификаты хранятся в течение трех лет с даты аннулирования, а затем уничтожаются. 
     Уничтожение сертификатов проводится комиссией, формируемой из представителей эмитента и (или) регистратора. По требованию регистрирующего органа (ФКЦБ) в ее состав могут быть включены его представители. Полномочия представителей оформляются в порядке, предусмотренном гражданским законодательством, т. е. посредством доверенности. 

          2. Классификация эмиссии ценных бумаг. 
     Для понимания сущности эмиссии, осуществляемой корпорациями, определения ее целей, порядка проведения и параметров важно четко представлять себе отдельные виды (типы) эмиссии. Для этого проводят классификацию эмиссий, выделяя следующие наиболее значимые классификационные принципы: 
• очередность проведения; 
• форма осуществления; 
• способ размещения ценных бумаг; 
• форма существования выпускаемых ценных бумаг; 
• характер владения; 
• тип ценных бумаг. 
     В зависимости от очередности проведения эмиссию принято делить на первичную и последующие (дополнительные). 
 
Первичная эмиссия имеет место тогда, когда образуется акционерное общество и необходимо сформировать уставный капитал. Порядок проведения первичной эмиссии зависит от того, какой способ учредительства законодательно закреплен в той или иной стране. В мировой практике принято различать единовременное (симультанное) и постепенное (суксессивное) учредительство. 
       Учредительство рассматривается как первоначальное вложение денежного капитала в акции, т. е. покупка акций в соответствии с их номиналом. 
     Более простой формой учредительства считается единовременное. При этой форме акционерное общество считается учрежденным только после того, как все выпущенные им акции полностью оплачены. В этом случае уставный капитал образуется за счет взносов учредителей, переданных в оплату акций общества. Как правило, государственная регистрация общества осуществляется после оплаты его учредителями определенной части уставного капитала, которая как бы служит гарантией организации и функционирования общества. Оставшаяся часть уставного капитала, как правило, должна быть оплачена в течение определенного законодательством срока. 
      Именно такой порядок учредительства принят в России. Согласно Федеральному закону «Об акционерных обществах» акции акционерного общества при его учреждении должны быть полностью оплачены в течение срока, указанного в уставе общества. При этом не менее 50% уставного капитала общества должно быть оплачено к моменту его регистрации, а остальная часть — в течение одного года с момента регистрации. 
      Использование подобного подхода направлено прежде всего на защиту интересов контрагентов общества, поскольку оплаченный уставный капитал в этом случае является гарантией исполнения обществом своих обязательств. 
   Закон устанавливает минимальный уставный капитал для государственной регистрации (100 МРОТ для ЗАО и 1000 МРОТ для ОАО) и обязательное указание в уставе на объем размещенных и объявленных акций . 
      При постепенном учредительстве акционерное общество считается учрежденным сразу же после его государственной регистрации независимо от того, полностью или нет оплачен уставный капитал общества. Учредители общества после его государственной регистрации привлекают инвесторов для оплаты уставного капитала.  
 
Последующие эмиссии преследуют более широкий круг целей, гак как они связаны с финансированием инвестиционной деятельности эмитента и расширением его хозяйственной деятельности. К последующим эмиссиям эмитент прибегает тогда, когда недостаточно внутренних накоплений (собственных средств). 
       В России последующие эмиссии используются пока редко по следующим причинам: 
• отсутствие опыта по эмиссии собственных ценных бумаг; 
• слабое знание конъюнктуры рынка и механизма его функционирования; 
• желание избежать издержек, сопровождающих эмиссию; 
• преувеличение рисков, связанных с эмиссией ценных бумаг; 
• стремление избежать размывания капитала и привлечения к управлению новых акционеров. 
     Если первичная эмиссия связана исключительно с привлечением денег, необходимых для формирования уставного капитала, то последующие эмиссии могут использоваться эмитентом не только для привлечения денежных средств, но и для решения других целей. 
    В зависимости от формы осуществления эмиссию можно разделить на открытую и закрытую. 
Открытую эмиссию чаще называют публичной, так как она предполагает предложение выпускаемых ценных бумаг неограниченному кругу потенциальных инвесторов и публичное объявление о предполагаемой эмиссии, сопровождаемое обязательством о раскрытии информации. 
Закрытая эмиссия считается частной, или приватной, так как выпускаемые ценные бумаги предлагаются заранее определенному кругу инвесторов, поэтому при ней не требуется, как правило, принимать на себя обязательства по раскрытию информации. 
      Независимо от формы акционерного общества (открытого или закрытого) первичная эмиссия может осуществляться только в закрытой форме. 
      Указанные формы эмиссии различаются кругом инвесторов, привлекаемых к приобретению ценных бумаг, а также составом обязательств, принимаемых на себя эмитентом при выпуске ценных бумаг. 
      Выбор той или иной формы эмиссии имеет большое значение для эмитента при привлечении денег под свои финансовые обязательства, поэтому важно определить достоинства и недостатки этих форм эмиссии. 
К достоинствам открытой эмиссии можно отнести: 
    Во-первых, широкие возможности для привлечения дополнительных финансовых ресурсов. Это напрямую зависит от количества возможных потенциальных инвесторов. При открытом размещении их количество не ограничено, а при закрытом оно заранее определено. Особое значение этот фактор приобретает при необходимости финансирования крупномасштабного проекта. 
    Во-вторых, обеспечение ликвидности ценных бумаг. С точки зрения эмитентов одним из факторов привлекательности ценной бумаги является степень ее ликвидности, которая определяет возможность для него быстро и без потерь мобилизовать денежные ресурсы в обмен на выпускаемые ценные бумаги. Естественно, что владелец свободно обращающихся акций находится в более предпочтительном положении, чем учредитель закрытого акционерного общества. Помимо этого эмитенты, сформировавшие ликвидный рынок своих ценных бумаг, имеют возможность более мобильно действовать на фондовом рынке, т.е. в относительно короткие сроки разместить новые выпуски ценных бумаг по приемлемой цене. 
      Несмотря на существенные преимущества, открытое размещение акций имеет и негативные стороны: 
• потеря контроля над управлением компанией путем размывания ее акционерного капитала. На сегодняшний день для многих российских компаний это тот фактор, который во многом тормозит развитие как данных конкретных компаний, так и всего фондового рынка; 
• возрастание издержек по обслуживанию корпоративного капитала и поддержанию компанией курса своих акций на вторичном рынке — проявляется в необходимости нести издержки по составлению ежеквартальных и годовых отчетов о финансово-хозяйственной деятельности. 
 
По способу размещения выделяют четыре вида эмиссии: 
• распределение среди учредителей при первичной эмиссии; 
• распределение среди акционеров при последующих эмиссиях; 
• подписка; 
• конвертация. 
Распределение как вид эмиссии имеет место только для акций. При этом распределение акций среди учредителей при первичной эмиссии производится согласно письменному договору, заключаемому учредителями между собой.  
Распределение акций среди акционеров происходит при последующих эмиссиях, когда выпускаются дополнительные акции. Этот вид эмиссии осуществляется за счет собственных средств, поэтому он не связан с дополнительным привлечением денежных ресурсов. Для акционеров это бесплатное получение акций дополнительно к тем, которыми они уже владеют. Поэтому данный вид эмиссии чаще называют премиальной, или бонусной, эмиссией. Такая эмиссия увеличивает платный капитал, так как эмитент обязан выплачивать одинаковые дивиденды как по акциям, за которые инвестор заплатил деньги, так и по акциям, которые тот получил бесплатно в виде премии. 
      Эмиссия в порядке размещения среди акционеров возможна только за счет: 
• эмиссионного дохода; 
• остатков фондов специального назначения по итогам предыдущего года; 
• нераспределенной прибыли; 
• средств от переоценки основных фондов. 
      Распределение акций среди акционеров должно охватывать всех акционеров, которые получают распределяемые акции пропорционально числу принадлежащих им акций. Поэтому их доля в уставном капитале не меняется, хотя число акций и их номинальная стоимость увеличиваются. 
Подписка как вид эмиссии отличается тем, что она осуществляется на возмездной основе, так как предполагает заключение договоров купли-продажи между инвестором и эмитентом или между инвестором и андеррайтером, реализующим ценные бумаги эмитента по его поручению. Подписка делится на открытую и закрытую, так как зависит от формы осуществления эмиссии. Как правило, при открытой подписке эмитент привлекает к эмиссии андеррайтера. 
Эмиссия в порядке конвертации представляет собой замену ценных бумаг одних видов на другие на предлагаемых эмитентом условиях. Возможны следующие разновидности конвертации: 
• выпуск ценных бумаг, конвертируемых в акции; 
• выпуск ценных бумаг, конвертируемых в облигации; 
• конвертация акций в акции с большим или меньшим номиналом в соответствии е решением акционерного общества; 
• конвертация при консолидации и дроблении; 
• конвертация акций в акции с иными имущественными правами. 
      При эмиссии в порядке конвертации эмитент устанавливает порядок и условия конвертации. При этом определяется, в каком порядке она будет осуществляться: по требованию владельцев или при наступлении срока, определенного конкретной датой или истечением периода. 
     При эмиссии облигаций могут быть использованы только подписка и конвертация, в то время как эмиссия акций может осуществляться любым способом. 
    В России из указанных видов эмиссии наибольшее распространение получили распределение среди учредителей и подписка. В последнее время начинает проявляться интерес к конвертации, особенно к выпуску облигаций, конвертируемых в обыкновенные акции. Распределение среди акционеров проводится пока в том случае, когда происходит переоценка основных фондов. По форме существования выпускаемых ценных бумаг выделяют эмиссию документарных и бездокументарных ценных бумаг. 
     Эмитент имеет право выбора любого вида эмиссии. Эмиссия бездокументарных ценных бумаг находит все большее распространение в связи с развитием самого рынка ценных бумаг, а также особенностей его инфраструктуры. 
     При эмиссии документарных ценных бумаг эмитент обязан в соответствии с нормативными документами выпускать сертификаты ценных бумаг. Однако в пределах одного выпуска эмитент вправе выбрать только одну форму ценных бумаг. 
    По характеру распоряжения эмитент вправе выпускать как именные, так и предъявительские ценные бумаги. При именной форме информация о владельцах должна быть доступна эмитенту в форме реестра владельцев ценных бумаг, переход прав на которые требует идентификации владельца. Если ценная бумага эмитирована на предъявителя, то переход прав на нее и осуществление закрепленных ею прав не требуют идентификации владельца. 
       В зависимости от целей, которые преследует эмитент при эмиссии ценных бумаг, он может выпускать различные типы ценных бумаг: акции обыкновенные или привилегированные, облигации, конвертируемые и производные ценные бумаги. Эмитируемые им ценные бумаги могут обладать разным набором прав и различными инвестиционными характеристиками. Во многом это определит как параметры, так и условия привлечения капитала эмитентом. В этой связи для эмитента становится важным процесс конструирования ценных бумаг и формирования их инвестиционных характеристик.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение 
     Эмиссия ценных бумаг является наряду с самофинансированием и кредитованием одним из основных источников развития хозяйствующего субъекта. Четкая нормативная регламентация этого процесса, реальная защита прав инвесторов являются условием снижения рисков, свойственных рынку эмиссионных ценных бумаг, и как следствие способны значительно снизить цену заимствований для эмитента. В свою очередь это послужит стимулом для расширения практики финансирования за счет эмиссии ценных бумаг, вовлечения временно свободных денежных средств российских юридических лиц и граждан в реальный сектор экономики, повлечет общее развитие экономики России. 
       Участниками процедуры эмиссии наряду с эмитентами и инвесторами являются также государственные регулирующие органы, профессиональные участники рынка ценных бумаг.

    В результате  эмиссии ценных бумаг появляются  эмиссионные ценные бумаги - особые  объекты гражданского права. Их  специфика требует повышенных  мер частноправовой регламентации  и применения дополнительных мер публично-правового регулирования, в том числе путем обязательности государственной регистрации выпуска.          Значительное внимание уделено процедуре эмиссии. Анализируя законодательство о рынке ценных бумаг, регулирующее эти вопросы, общие нормы гражданского законодательства, на основе которых строятся отношения между акционерными обществами и приобретателями акций, а также ведомственные нормативные акты (преимущественно Федеральной службой по финансовым рынкам), содержащие детальную регламентацию процесса эмиссии, рассматриваются основные этапы эмиссии и значение каждого из них в общем процессе, требования, предъявляемые к его участникам и последствия нарушения таких требований.

 

 

Список использованной литературы 

  1. Рынок ценных бумаг. (Учебное пособие) Аскинадзи В.М. (МФПА, 2003)  
  2. Рынок ценных бумаг. (Учебник) Галанов В.А. (2007.)   
  3. Рынок ценных бумаг. (Учебник) Под ред. Галанова В.А., Басова А.И. (2006)  
  4. Рынок ценных бумаг. (Учебник) Под ред. Жукова Е.Ф. (2009) 
  5. Рынок ценных бумаг. (Учебное пособие) Мишарев А.А. (2007) 
  6. Рынок ценных бумаг. (Учебник для ССУЗов) Стародубцева Е.Б. (2006)   
  7. Рынок ценных бумаг и биржевое дело. (Учебник) Под ред Дегтяревой О.И, Коршунова Н.М, Жукова Е.Ф. (2004)

 


Информация о работе Эмиссия ценных бумаг. Классификация эмиссий