Экономика США

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2013 в 20:01, реферат

Описание работы

Глобализация характеризует растущую взаимосвязь и взаимозависимость отдельных национальных экономических систем. Глобализация производства под воздействием НТР создает такую ситуацию, когда практически ни одной стране уже не выгодно иметь «свое» производство. Отдельные национальные экономики все более интегрируются в мировое хозяйство.

Содержание работы

Введение.................................................................................................................................................................................... 3
Глава 1 Экономика США...................................................................................................................................................... 5
1.1 Факторы и динамика экономического развития...................................................................................................... 5
1.2 Отраслевая структура экономики............................................................................................................................... 7
1.3 Банковская система и финансовый капитал............................................................................................................. 9
1.4 Бюджетная политика США......................................................................................................................................... 13
Глава 2. США и окружающий мир.................................................................................................................................. 18
2.1 Промышленная специализация США в мировом разделении труда.............................................................. 18
2.2 Формирующаяся промышленная специализация США в мировом производстве...................................... 21
2.3 США как центр глобализации.................................................................................................................................... 26
Заключение............................................................................................................................................................................. 32
Список литературы.............................................................................................................................................................. 35

Файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 56.81 Кб (Скачать файл)

Продолжение нынешнего  экономического и бюджетного курса  должно, по расчетам, дать до 2014 года совокупный профицит размером до 4,5 трлн. долл. К 2003 финансовому году запроектировано  возрастание положительного сальдо до 83 млрд. долл. В настоящее время  для администрации США и Федеральной  резервной системы необходимо найти  возможности и экономические  рычаги, чтобы не допустить повторения кризиса 1930-х годов. Помехой могут  послужить политические факторы, которые  либо толкнут экономику США на неэффективный идеололгизированный  путь развития, либо не позволят привести нужные рычаги в своевременное действие. 
Глава 2. США и окружающий мир.

2.1 Промышленная  специализация США в мировом  разделении труда.

При сложившейся в настоящее  время специализации различных  государств в мирохозяйственных  связях весьма показателен опыт США, значительно изменивших "зону своей  ответственности" за последние 20-25 лет  под влиянием стабильно возраставшей конкуренции со стороны других индустриально  развитых стран. Очевидно, что США  давно перестали выступать как "мировая кузница", лидировавшая в мировом производстве преобладающей  машинотехнической продукции. Им не принадлежит исключительный приоритет  в производстве автомобильной, компьютерной, дорожностроительной и иной специализированной техники, электронного оборудования, товаров  нефтехимической и общехимической переработки. Перечисленная продукция  производится не менее, а зачастую более  качественно в других странах, причем нередко с более низкой себестоимостью, что ставит под сомнение конкурентоспособность  рассматриваемых американских товаров  не только на мировом, но и на внутреннем рынке. Нельзя не заметить и того, что  отнюдь не все из утерянных позиций  в мировом производстве американские производители собираются отвоевывать.  
Важнейшей особенностью с конца 1980-х и на протяжении всех 1990-х годов стал постепенный вынос традиционных промышленных производств за пределы страны. Концепция строительства так называемого постиндустриального общества предполагает перевод ресурсоемких и достаточно технологически освоенных производств в страны третьего мира, ближе к источникам природных богатств, в государства с менее строгим природоохранным законодательством и с относительно дешевой рабочей силой. Именно из-за отсутствия государственной поддержки американские производители (во всяком случае на территории США) за последнее десятилетие прекратили форсировать выпуск автомобилей, компьютеров, бытовой техники связи и т.д. Массовое производство достаточно технически сложной продукции оказалось более рентабельным в новых индустриальных странах Азии и Латинской Америки.  
Высокая степень автоматизации технологических процессов помогла пересмотреть требования к квалификации трудовых ресурсов, что позволило в конце концов выпускать вне США продукцию, ничуть не уступающую американской по качеству. Законодательная отмена в стране специальных протекционистских мер в отношении большинства номенклатуры серийной промышленной продукции привела к перенасыщению внутреннего американского рынка импортными товарами, и, соответственно, сворачиванию производства национальных аналогов. В таких условиях неравноправной конкуренции смогли выжить только те американские производители, которые выпускали либо продукцию нового, еще не освоенного мировой практикой технического уровня, либо штучные уникальные товары. Именно на этом и сфокусирована государственная технологическая политика страны. И закономерно, что в мировом экспорте продукции традиционных массовых производств удельный вес компаний США стал неуклонно снижаться (табл. 1). 
Таблица 1  
Удельный вес США в объеме мирового экспорта продукции основных отраслей обрабатывающей промышленности, %[2] 

 

1981-1985 гг.* 

1991 г. 

1994 г. 

1995 г. 

Общее и транспортное машиностроение 

17,1 

15,1 

14,4 

13,5 

Химическая промышленность в целом 

15,0 

13,3 

13,2 

13,0 

Остальные базовые  отрасли переработки 

8,5 

7,6 

7,9 

7,2 


*B среднем за период.  
Из таблицы видно, что это характерно почти для всех отраслей обрабатывающей промышленности страны. Становится все более очевидным, что отнюдь не развитие традиционных отраслей обрабатывающей промышленности и не экспорт готовых изделий соответствующих отраслей является стратегической целью страны. США почти без сопротивления, а в некоторых традиционных сферах производства и поощрительно, уступают другим странам мировое первенство в ставших уже традиционными, хорошо технологически освоенных отраслях обрабатывающей промышленности.  
Но не только в мировом экспорте удельный вес страны падает, если говорить о традиционных производствах современной обрабатывающей промышленности. Даже в структуре внешнеторгового баланса самих США доля импортируемой продукции традиционных промышленных отраслей заметно превосходит показатели по экспорту из страны за рубеж сходной продукции. Превышение объемов импорта над экспортом наблюдается с 1983 г. - до этого объем ввозимой в США продукции традиционных отраслей обрабатывающей промышленности всегда уступал объему вывозимой на зарубежные рынки и произведенной в Америке. В 1996 г. объем импорта в США продукции всей обрабатывающей промышленности превысил 728 928 млн. долл., тогда как стоимость экспорта данной продукции из страны на мировые рынки оценивалась лишь в 550 529 млн. долл.. Это объясняется тем, что, как уже отмечалось, лидирующие позиции на внутреннем рынке бытовой и профессиональной аудио- и видеотехники, точных измерительных и специальных приборов, часовых механизмов, в значительной степени легковой автомобильной и домашней техники в США занимают товары, ввезенные в страну иностранными производителями. Если специально говорить об автомобилестроении (на него приходится до 7% ВВП, произведенного в обрабатывающей промышленности страны), то торговый баланс США уже давно неблагоприятен - из страны на мировые рынки экспортируются в основном сравнительно недорогие автомобили, ибо дорогостоящие марки не находят достаточного платежеспособного спроса в других странах. В то же время США импортируют все больше дорогих (прежде всего престижных и спортивных) автомобилей из Германии, Италии, Японии, Великобритании. Приблизительно такое же положение складывается и в станочном парке, на рынке персональных компьютеров и т.д. Однако положение в указанных производствах скорее является особенностью данных отраслей, нежели закономерностью. Закономерность заключается в преимущественном количественном и, уже как следствие, в стоимостном превышении импорта над экспортом. 

2.2 Формирующаяся  промышленная специализация США  в мировом производстве

Традиционные, сравнительно старые, хорошо технологически освоенные  производства обработки перестают  иметь для Америки первостепенное значение не только в мировом разделении труда, но даже и в формировании структуры  внутреннего рынка, естественно, возникает  вопрос, с какими же производствами одна из наиболее развитых индустриальных стран выходит на мировой рынок. За исключением лишь нескольких импортеров (прежде всего России) американское продовольствие, т.е. продукция переработки  аграрного сектора, сейчас с трудом находит рынки оплаченного сбыта, и в основном поступает за рубеж  в виде безвозмездной гуманитарной помощи. Иными словами, данное производство не может рассматриваться как  значительный сегмент американского  экспорта за пределы страны. К тому же и во внешней торговле продовольствием  баланс США не в их пользу, т.е. страна ввозит больше продуктов питания  и сельхозсырья (преимущественно  из экваториальных стран), чем сама вывозит.  
Изучая статистику обрабатывающей промышленности США, видно, что в целом этот сектор экономики находится на подъеме непрерывно вот уже на протяжении минимум 10 лет. Только за последнее пятилетие реальный ВВП в национальной обрабатывающей промышленности вырос почти до 1,4 трлн. долл. Прирост в среднем за год составляет 2,8%. Среднестатистическая зарплата производственных рабочих в рассматриваемом секторе экономики (с ростом приблизительно на 3% в год), достигла к 1997 г. 13,2 долл. в час (см. табл.2). 
Таблица 2  
Динамика ВВП в обрабатывающей промышленности США, млн. долл. в текущих ценах[3] 

 

1990 г. 

1996 г. 

Всего ВВП Соединенных  Штатов 

5743837 

7636036 

Всего ВВП в  обрабатывающей промышленности 

1031425 

1332093 

В том числе 

   

- в производстве  промышленного оборудования 

114831 

150198 

- в производстве  электронного и электротехнического  оборудования 

94926 

143753 

- в автомобилестроении 

46102 

85054 

- в приборостроении 

52212 

52280 


При незначительном росте  производства в традиционных отраслях и сокращении экспорта соответствующей  продукции из США на мировой рынок  должны существовать иные подразделения  обрабатывающей промышленности страны, которые развиваются опережающими темпами, для обеспечения в целом  повышательной тенденции в данном секторе национальной экономики  и сохранения американской гегемонии  на мировом рынке промышленной продукции, для сохранения профицита государственного бюджета, обозначившегося с 1998 г. И  такие отрасли существуют.  
Прежде всего к отраслям промышленности, развитие которых идет опережающими темпами и которые уже сегодня доминируют в общем экспорте американской промышленной продукции, относятся передовые наукоемкие и сверхнаукоемкие производства. Именно степень технологической сложности и обусловливает целесообразность дальнейшего их развития в самих США. Эти производства американские компании не могут размещать в странах третьего мира - и по техническим соображениям, и по требованиям защиты производственных секретов, и только они остаются рентабельными при использовании высококвалифицированной и высокооплачиваемой американской рабочей силы. Именно в данных производствах США значительными усилиями пытаются сохранить и сохраняют мировое лидерство. Именно они становятся, если уже не стали, нишей специализации страны в мировом товарообмене. Если выше говорилось о том, что Америка более не выступает в качестве "мировой кузницы", то следовало бы обозначить ее роль на рубеже веков и тысячелетий как "мировой научно-исследовательской лаборатории и испытательного промышленного полигона".  
Замечено, что по мере освоения мировой промышленностью тех или иных производств, пусть даже сравнительно новых и высокодоходных, американские изготовители как бы теряют к ним интерес и не ведут обескровливающую конкурентную борьбу с производителями из менее развитых стран за доминирование в соответствующих секторах мирового рынка. Так, компании США почти полностью отдали преимущественно странам Юго-Восточной Азии производство бытовой домашней техники, Латинской Америке - текстильное и швейное производство, европейцам - свой внутренний рынок дорогих представительских автомобилей и парфюмерии (хотя и то и другое способно высококачественно производиться в самих Соединенных Штатах).  
В то же время США отвечают в мире почти за 42% рынка высокотехнологических видов современного вооружения, за создание уникальных приборов разнообразного назначения, за выпуск все новых модифицируемых программ для компьютеров, почти за 30% рынка летательных аппаратов, за большинство номенклатуры используемых в мировой промышленности композиционных материалов и иных материалов с заданными свойствами. Список этот можно продолжать, но совершенно очевидна закономерность: США нацелены на то, чтобы находиться на острие научно-технического прогресса и сохранять во что бы то ни стало инициативу в НИОКР (научно-исследовательских и опытно-конструкторских работах), а также в выпуске новых, не существовавших ранее промышленных изделий, являющихся результатом данных НИОКР.  
Для обеспечения устойчивого роста производства сверхнаукоемкой продукции в США создана и функционирует крупнейшая в мире, а порой и самая передовая научно-исследовательская и конструкторская база. Практически на американскую фундаментальную науку и прикладные промышленные исследования работает большая часть всего мирового потенциала, поскольку в США удалось создать наиболее благоприятные условия для изыскательской деятельности ученых, добиться наибольшего по сравнению с другими странами финансирования их деятельности, оплаты труда и его фондовооруженности. Государственная поддержка научных исследований стала в США приоритетом номер один всех послевоенных администраций. В целом по удельному весу затрат на НИОКР в ВВП Соединенные Штаты безусловно лидируют в мире, прежде всего благодаря гигантским средствам, расходуемым на научные исследования в оборонном секторе (см. табл. 3). И лишь в необоронных отраслях им серьезную конкуренцию составляют Япония и Германия. Однако фактические объемы затрат на НИОКР даже по гражданской тематике в США и других странах просто несопоставимы. По разным оценкам, на НИОКР гражданского профиля США расходуют столько же средств, сколько все остальные страны "большой семерки" вместе взятые (в данном случае Россия в экономическом отношении к "семерке" присоединена быть не может). 
Таблица 3  
Затраты на НИОКР в ВВП, 1998 г., %[4] 

 

Все НИОКР 

НИОКР необоронного характера 

США 

2,55 

2,10 

Германия 

2,26 

2,20 

Япония 

2,78 

2,74 

Франция 

2,34 

2,05 

Италия 

1,13 

1,11 

Великобритания 

2,05 

1,78 


В отличие от подавляющего большинства промышленных отраслей национальной экономики, которым никогда  не выделяется бюджетное финансирование из государственных источников (это  сфера исключительно частных  инвестиций), в производство высоконаукоемких и сверхпередовых производств государство  вкладывает значительные средства: непосредственно  или опосредованно - через финансирование научных исследований, предоставление налоговых льгот, введение эмбарго  на соответствующую продукцию иностранного производства и другие протекционистские  меры.  

2.3 США как центр  глобализации

Процесс глобализации в мировой  экономике представляет собой закономерный результат интернационализации  производства и капитала. Глобализация в значительной степени предстает  как количественный процесс возрастания  масштабов, расширения рамок мирохозяйственных  связей.  
Одним из наиболее крупных и фундаментальных вопросов конца XX в. являются взаимоотношения между США и окружающими странами, под которыми понимаются не только и не столько американский внешнеполитический курс, а вся совокупность взаимосвязей, включающая и роль окружающего мира в становлении США, как государства и мировой державы, и продолжение его воздействия на американское общество и государство на современном этапе, и обратную связь — от США к окружающему миру.  
Учитывая мощь США, их роль в международных отношениях в конце нынешнего столетия, понятно, что в данном случае речь идет о таком сильном влиянии на окружающий мир, которое вряд ли сопоставимо с чем-либо еще. Во-первых, это воздействие последней, оставшейся от эпохи холодной войны сверхдержавы, которая и сейчас ощущает себя таковой и - главное - хочет вести себя как сверхдержава. Во-вторых, это страна, которая давно, фактически со времен своего образования, привыкла ощущать себя "избранной", "особой", "наиболее любимой богом". В-третьих, США обладают крупнейшей военной силой современности, осуществляя контроль (самостоятельно или через систему союзов) практически над всеми ключевыми регионами мира. Наконец, США задали темп и вектор движения всему современному миру своей этикой, политическим мышлением, технологическими прорывами, а главное - гласным, публичным и обстоятельным разбором собственных достижений и провалов, на чем учатся остальные члены международного сообщества.  
Утверждение, что "США - единственная сверхдержава", имеет широкое хождение и в официальных заявлениях американской администрации, и во многих других странах. Практически сразу же после распада Советского Союза был высказан тезис об "однополярном мире" во главе с единственной оставшейся сверхдержавой.  
Этот тезис связан с определенным видением мира. Он свидетельствует о желании не замечать происходящих в международных отношениях глубоких перемен, вызванных окончанием холодной войны. Тезис этот отражает глубокое убеждение в том, что, несмотря на окончание эпохи конфронтации, во всяком случае старой конфронтации между Востоком и Западом, между коммунизмом и свободным миром, отношения между ними остаются основанными на силовой иерархии, на подсчете количества ракет, авианосных соединений, боеготовых дивизий и прочих силовых моментов, жестко определяющих место каждой страны в мировой табели о рангах. Наконец, тезис этот демонстрирует твердое убеждение, что двуполярная модель мира в современных условиях может эволюционировать исключительно в сторону однополярной и что распад двуполярной международной системы в глазах многих политических деятелей США воспринимался только как становление однополярной.  
Утверждение "США - единственная сверхдержава" помимо определенного видения эволюции международной системы содержит еще одну установку—о роли самих США в этой системе. Совершенно очевидно, что эта роль имеет центральный и системообразующий характер: военной силе, политическим и военным союзам, институтам, состоянию экономики и всем остальным сторонам национального могущества США придается исключительное значение как центру нового универсума, как главной оси мироздания.  
Отсюда делаем соответствующие выводы. Во-первых, об основах стабильности современной системы и ее жизнеобеспечении: ее жизнеспособность и деятельность объявляются производными от состояния американских ресурсов, политической воли и интеллекта. Разумеется, это прежде всего означает усиление степени ответственности США и их политического механизма.  
Во-вторых, выводы из концепции "единственной сверхдержавы" определяют также объем и содержание функций этой державы в современном мире и ответных обязанностей этого мира перед ней. На США и их союзников возлагается ответственность за поддержание общей международной стабильности, в связи с чем возник глубокий кризис в отношении Вашингтона к ООН. Если раньше, в условиях многополярного мира после окончания второй мировой войны, когда существовали пять приблизительно равных великих держав (СССР, США, Великобритания, Франция и Китай), или даже в условиях двуполярного мира, когда из числа великих держав выделились две сверхдержавы (СССР и США), ООН могла выступать в качестве дополнительного механизма к двусторонним механизмам согласования их интересов, то в условиях однополярного мира ситуация меняется: нет нужды согласовывать с кем бы то ни было свои интересы, а следовательно, не нужен и механизм Совета Безопасности ООН.  
В-третьих, в рамках этой концепции стали меняться, и довольно радикально, отношение к использованию силы в международных отношениях и готовность ее использовать. Исчез вынужденный контроль над собственными же планами и амбициями, существовавший в годы холодной войны в связи с опасностью противодействия другой стороны или эскалацией цены применения силы до неприемлемого уровня. Окрепло представление о своих возможностях как о стержневом механизме поддержания международной безопасности, права и ценностей с помощью авиационно-ракетных ударов, десантов спецназа и поставок вооружений. В противовес временам холодной войны, оказалось, что применение силы не просто оправданно, но и целесообразно, а также полезно, - естественно, силы американской против не-американцев, а не наоборот. "Наоборот" по-прежнему осуждалось как "отсталость" и "варварство", как нарушение "международных норм и стандартов".  
В-четвертых, концепция "США - единственная сверхдержава" связана и с продолжением углубления раздела стран на друзей и недругов Америки. Со времени начала холодной войны система взаимоотношений США с другими государствами была довольно разнообразной: союзнические связи, партнерство, дружественные, нейтральные отношения, холодность, безразличие, враждебность. Но все это при известном, хотя и трудно усваиваемом принципе уважения к суверенитету других, потому что всегда была еще одна страна, которая могла утешить всех обиженных, не понятых и не принятых Вашингтоном, как это случилось с Кубой, Северным Вьетнамом, Ираком, Ливией и т.д. После окончания холодной войны ситуация упростилась: перед каждым из государств возник вопрос о том, какие отношения строить с США - дружественные или нет? А "еще одной страны", к которой в случае чего можно было бы обратиться за помощью, уже нет в природе. Таким образом, мир становится все более одномерным" не проамериканским или просоветским, а либо проамериканским, либо антиамериканским.  
Помимо совершенно новых схем построения "мира по-американски", что само по себе может означать его сильнейшую дестабилизацию и даже повышение конфликтного потенциала.  
При возникновении идеи однополярного мира и "единственной оставшейся сверхдержавы" возникает совершенно естественное и логичное ее продолжение в виде специфических схем мирового порядка, его правил и норм, механизмов, движущих сил и контрольных средств. И с этой точки зрения идея "единственной сверхдержавы" предполагает возникновение своеобразного американоцентристского мира, в котором США будут и задавать темп развития всей совокупности современных государств, и обеспечивать его стабильность.  
Таким образом, при оценке перспектив новой международной системы, в которой США превращаются в своего рода глобальную метрополию, возникают и вопросы, и сомнения, которые в практической политике обретают форму антиамериканизма и недоверия к США, нежелания воспринимать их лидерство. Джонстон Дуглас в своей статье «Почему Америка должна служить мировым лидером» тоже говорит об этом: «На микроуровне мы потребовали …, чтобы грузинский дипломат был судим по уголовному законодательству США, но вместе с тем настаиваем, чтобы американские дипломаты обладали иммунитетом, предохраняющим их от такого же требования за рубежом. … Парагвайский гражданин был приговорен в США к смертной казни, и его даже не уведомили перед этим о своем праве проконсультироваться с представителем своего правительства; при этом мы сами настаиваем на предоставлении такого права каждому американскому гражданину, задержанному в других странах. Со временем такое эгоцентрическое поведение неизбежно подорвет международное доверие к США и их моральный авторитет.»[5]  
При этом однозначно забывается, что США – крупнейший экспортер мира, в большей степени зависящий от экспорта, чем, скажем, Япония, что заграничные филиалы американских компаний владеют преобладающей долей мирового экспорта, в сравнении с компаниями на американской земле, что четверть ВВП США зависит от мировой экономики.  

Информация о работе Экономика США