Экономическая сущность страхования, его место в системе финансовых отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 14:31, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования. Страхование - одна из древнейших категорий общественных отношений. Зародившись в период разложения первобытнообщинного строя, оно постепенно стало непременным спутником общественного производства. Первоначальный смысл рассматриваемого понятия связан со словом “страх”. Владельцы имущества, вступая между собой в производственные отношения, испытывали страх за его сохранность, за возможность уничтожения или утраты в связи со стихийными бедствиями, пожарами, грабежами и другими непредвиденными опасностями экономической жизни.

Файлы: 1 файл

Курсач.Финансы.doc

— 310.50 Кб (Скачать файл)

Инвестиционный доход – дополнительный источник прибыли страховщика, кроме  прибыли от проведения страховых операций.

В результате прибыльной инвестиционной деятельности снижается ставка дохода, закладываемая в структуру тарифной ставки, и, следовательно, уменьшается  тариф на эту сумму, в чем в  равной степени заинтересованы как  страховщики, так и страхователи.

От эффективности и надежности размещения временно свободных средств  зависит не только доход страховщика, но и его платежеспособность, т.е. возможность выплаты по всем своим  обязательствам. В связи с этим размещение страховых резервов находится  под жестким контролем со стороны государства. [7]

Страховая компания выполняет множество  функций: заключение договоров страхования, расчет тарифных ставок, сбор взносов  и принятие на себя страховой ответственности, формирование страховых резервов и  их инвестирование в целях получения дохода, обработка и оплата предъявляемых претензий. Для проведения страховой деятельности компании необходимо обладать достаточной финансовой устойчивостью к страховому, финансовому, а также инвестиционному риску. Финансовая устойчивость подразумевает способность страховщика выполнять обязательства по договорам страхования как в «нормальных», так и при неблагоприятных экономических условиях.

Финансовую устойчивость страховой  компании нельзя рассматривать на основании  какого-либо одного показателя без учета взаимосвязей с другими. В зависимости от срока страхования приоритетное значение имеет текущее финансовое положение страховщика или результаты его деятельности на перспективу.

Финансовая устойчивость страховой  компании обеспечивается:

  • размером оплаченного уставного капитала страховой компании;
  • размерами страховых резервов;
  • оптимальным портфелем размещения страховых резервов;
  • системой перестрахования;
  • обоснованностью страховых тарифов.

Величина страховых резервов должна полностью покрывать суммы предстоящих выплат по действующим договорам. Размер предстоящих выплат определяется на основе тщательного анализа операций страховщика и трудоемких математических расчетов.

Чем точнее проведены эти расчеты, тем точнее величина страховых  резервов будет соответствовать будущим выплатам по страховым случаям.

Важной гарантией финансовой устойчивости страховой компании является наличие  достаточных собственных средств. Они формируются из двух источников: за счет взносов учредителей и  за счет прибыли, получаемой в результате хозяйственной деятельности. [9]

  
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СТРАХОВАНИЯ НА ФИНАНСОВОМ РЫНКЕ

3.1 Основные проблемы  страхования

Страхование в РФ за последние годы получило существенное развитие - созданы  условия для развития системы страховой защиты имущественных интересов населения, предприятий и государства.

Вместе с тем страхование, прошедшее  процесс перехода от государственной  страховой монополии к возрождению  страхового рынка, отстает от потребностей экономики.

Положение дел на российском рынке  характеризуется низкими финансовыми возможностями национальных страховых компаний по размещению крупных страховых рисков, что обусловлено:

  • небольшими размерами уставных капиталов и страховых резервов у страховых компаний;
  • недостатком опыта проведения страхования, включая оценку страхового риска, управление риском и оценку подлежащего возмещению ущерба; [7]
  • недостаточно развитой страховой инфраструктурой и методологией расчета тарифов по нестандартным страховым рискам.

Из основных системных проблем  российского рынка страхования  можно  выделить:

  • существующий уровень платежеспособности и спроса граждан и юридических лиц на страховые услуги;
  • использование не в полной мере механизма страхования, и, в частности, неразвитость обязательного страхования, без чего не может активно развиваться рынок добровольного страхования;
  • относительно слабое развитие страховых операций (зависящее  от общего состояния экономики, совершенствования законодательства в части упорядочивания обязательных видов страхования, развития долгосрочного страхования жизни, пенсионного и взаимного страхования, налогообложения) сдерживает увеличение собственных средств и накопление страховых резервов у страховых компаний;
  • отсутствие системы вовлечения в инвестиционный процесс денежных средств населения посредством заключения договоров долгосрочного страхования жизни и пенсий;
  • отсутствие надежных инструментов долгосрочного размещения страховых резервов;
  • ограничение конкуренции в некоторых секторах рынка и на территориях, в частности, путем создания аффилированных и уполномоченных страховых организаций;
  • отсутствие системы мер по совершенствованию законодательства о налогах и сборах в сфере страхового рынка;
  • низкий уровень капитализации страховых организаций (ограниченная финансовая емкость рынка), а также неразвитость национального перестраховочного рынка, приводящие к невозможности страхования крупных рисков без участия иностранных перестраховочных компаний и необоснованному оттоку значительных сумм страховой премии за границу;
  • информационная закрытость страхового рынка, создающая проблемы для потенциальных страхователей в выборе устойчивых страховых организаций; [8
  • несовершенство правового и организационного обеспечения государственного страхового надзора. 10]

В условиях названных системных  проблем российского рынка, в  современных условиях необходимо создание целостной научной системы, обеспечивающей дальнейшее развитие и совершенствование  страхования.

Развитие страхования в РФ должно осуществляться по следующим направлениям:

  • исследование страхового законодательства;
  • комплексный анализ российских рынков страхования и перестрахования;
  • исследование видов страхования и международных страховых отношений;
  • научное обоснование и разработка практических предложений по совершенствованию  страхового законодательства и системы страхования;
  • формирование нормативно-правовой базы страхования;
  • интеграция отечественной системы страхования в международный страховой рынок;
  • создание эффективного механизма регулирования страхования;
  • научный анализ структуры страхового рынка и финансово-хозяйственной деятельности страховых организаций;
  • исследование вопросов налогообложения страховых операций;
  • научный анализ развития страхового рынка России;
  • разработка и осуществление научных программ, направленных на формирование и совершенствование страхового рынка

 
3.2 Методы государственного регулирования  страховой деятельности

Страховой рынок как часть финансово-кредитной  сферы является объектом государственного регулирования и контроля в целях  обеспечения его стабильности функционирования с учетом значимости страхования в процессе общественного воспроизводства. Повсеместно страховое дело выделяется в специальную область хозяйственного законодательства и административного контроля. Государственное регулирование страхового рынка осуществляется посредством специальной налоговой политики, принятия законов по отдельным видам предпринимательской деятельности, отражающих порядок заключения договоров страхования и решения возникающих споров. Государство также устанавливает, с учетом интересов всего общества, обязательные виды страхования.

В области государственного регулирования  страховой деятельности основной задачей  государства выступает защита прав и интересов страхователей, предотвращение их финансовых потерь вследствие неплатежеспособности страховых организаций.

Вся страховая деятельность регулируется специальным страховым законодательством. Главенствующая роль в контроле за деятельностью страховщиков и соблюдением  законодательства в этой сфере принадлежит органам государственного страхового надзора, существующим во всех странах мира и различающимся не только по своей организационной структуре, но и по степени «жесткости» проводимого контроля за страхованием.

Основные задачи текущего надзора  – обеспечение соответствия деятельности страховщика требованиям закона, соблюдение утвержденных правил страхования, обеспечение добросовестной конкуренции, устранение обстоятельств, которые угрожают благополучию страхователей.

В начале 1990-х годов в РФ была демонтирована государственная монополия на осуществление страховых операций. Развитие рынка неизбежно поставило вопрос о страховании предпринимательской деятельности, поскольку государство отказалось от своей роли единственного носителя риска. Эти функции стали выполнять различные государственные и частные страховые компании. Предпосылкой этого служит создание правовой основы существования и функционирования страхового бизнеса. ВС РФ 27.11.92 принял Закон «Об организации страхового дела в Российской Федерации», где сформулированы правовые основы взаимоотношений юридических, физических лиц и государства по вопросам страховых отношений, определены принципы государственного регулирования страховой деятельности. [5]

Закон содержит формулировки основных понятий страхования, требующих однозначного толкования, единого понимания всех участников процесса страхования: страхование, его формы (обязательная и добровольная), объекты страхования, страхователи, страховщики, страховые агенты и брокеры, страховой риск, страховая сумма, взнос, тариф и др.

Во второй главе закона рассматриваются  вопросы о договоре страхования: «Договор страхования является соглашением  между страхователем и страховщиком, в силу которого страховщик обязуется  при страховом случае произвести страховую выплату страхователю или иному лицу, в пользу которого заключен договор страхования, а страхователь обязуется уплатить страховой взнос в установленные сроки». Закон регулирует порядок заключения договора, период его действия, основные реквизиты подписываемых документов, обязанности страховщика и страхователя, порядок изменения владельца полиса. [5]

Весьма важным является правовое закрепление  вопросов обеспечения финансовой устойчивости страховых организаций. Как указывается  в ст. 25 Закона, основа финансовой устойчивости страховщиков – наличие у них оплаченного уставного капитала и страховых резервов, а также система перестрахования. Страховые резервы, образуемые страховщиками, не подлежат изъятию государством. Страховщики имеют право размещать свои свободные средства по своему усмотрению, в том числе и на инвестиционные цели.

Учет финансовых операций страхования  должен производиться в соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета  финансово-хозяйственной деятельности страховой организации.

Законом определен механизм государственного регулирования страховой деятельности, цель которого – защитить интересы страхователя и интересы тех страховщиков, которые действуют в установленных законом рамках.

Государственное регулирование страховой  деятельности включает осуществление следующих основных мер.

  1. Регистрацию страховых организаций и выдачу им лицензий на проведение определенных видов страхования. Лицензия на проведение страховой деятельности выдается в соответствии с условиями лицензирования страховой деятельности на территории РФ.

За выдачу лицензии взимается плата  в установленном порядке, которая  поступает в бюджет. При выявлении  нарушений в деятельности страховых  организаций государственный орган  по надзору за страховой деятельностью  вправе приостановить или ограничить действие лицензии либо принять решение о ее отзыве. При этом отказ в выдаче лицензии, ее отзыв, приостановка и ограничения действия могут быть обжалованы в суде.

  1. Контроль за платежеспособностью страховщика.

Последний обязан соблюдать нормативное  соотношение между активами и принятыми страховыми обязательствами, представляющее собой их разность, или свободные активы страховщика.

Под активами понимается имущество  страховщика в виде основных средств, материалов, денежных средств, а также  финансовых вложений. Обязательства характеризуют задолженность страховщика перед физическими и юридическими лицами (страховые резервы, займы и кредиты банков, иные заемные и привлеченные средства, резервы предстоящих расходов и платежей, расчетные обязательства по перестраховочным операциям и другую кредиторскую задолженность).

Размер норматива свободных  активов страховщика устанавливается  по:

    • видам страхования, иным чем страхование жизни, – 20% годовой суммы страховых взносов, поступивших по операциям страхования и перестрахования;
    • страхованию жизни – 5% резерва взносов по видам, относящимся к страхованию жизни.
  1. Установление правил размещения страховых резервов в целях обеспечения финансовой устойчивости страховых организаций.

Страховые резервы размещаются  страховщиками на принципах диверсификации, возвратности, прибыльности и ликвидности.

Порядок использования средств  страховых резервов определяется специальными правилами, утвержденными Минфином РФ.

Информация о работе Экономическая сущность страхования, его место в системе финансовых отношений