Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 09:52, реферат
По вопросу происхождения термина "финансы" существуют разные точки зрения. Одни авторы утверждают, что тот самый термин возник в XIII - XV вв. в торговых городах Италии, а в дальнейшем получил международное распространение и стал употребляться как понятие, связанное с системой финансовых отношений между населением и государством. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов. / Под ред. Г. Б. Поляка. - М.: ЮНИТИ, 2001. - с.25. Другие авторы утверждают, что это понятие было введено в обиход французским ученым Ж. Боденом, который в 1755 г. издал работу "Шесть книг о республике". Финансы. / Под ред. проф. М. В. Романовского, с. 44
ВВЕДЕНИЕ  ………………………………………………………………………  3
1. ЭВОЛЮЦИЯ  ФИНАНСОВОЙ НАУКИ ………………………………….…  5
1.1. Классическая  теория финансов …………………………………………. 5
1.2. Неоклассическая  теория финансов ……………………………………... 9
1.3. Возникновение и развитие  финансовых рынков ………………………. 11
2. РАЗВИТИЕ ФИНАНСОВОЙ НАУКИ  В РОССИИ ………………………... 17
2.1. Развитие финансовой науки  в РФ в 1861 - 1917 гг. ………………. 17
2.2. Этапы развития финансов в  СССР и РФ …………………………... 21
 ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………. 27
 СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………….. 29
В. А. Лебедев разворачивает бюджетную реформу 1862 г. в действии, оценивая состояние бюджета, кассового устройства и контроля на конец 80-х годов, подводит итоги (примерно за 27 лет) ее осуществления, что можно рассматривать как своего рода выводы. Бюджетная реформа осуществлялась в сложных условиях еле-еле раскрепостившейся системы хозяйствования. К. Головин, анализируя финансовую политику РФ за 1887 - 98 гг. в работе "Наша финансовая политика и задачи будущего", высказывает довольно резкие оценки по основным ее направлениям. К. Головин критикует методы искусственного поддержания бюджетного равновесия и особо отмечает неудовлетворительное состояние государственной системы счетоводства (бухгалтерской отчетности) в РФ, или как он говорит "отсутствие такой системы". Высказывается за стройность бюджета, которая может быть обеспечена только созданием идеальной системы бухгалтерской отчетности при исполнении государственного бюджета.
 В продолжение темы 
 В предисловии Н. П. 
 Еще большей неравномерностью 
отличается распределение 
Выделение финансовой науки в самостоятельную именно в последней трети XIX века позволяет считать, что российская наука сыграла свою особенную роль в завершении этого процесса. Анализ, систематизация, обобщение ею всего накопленного мировой финансовой наукой, дало вероятность четко определить предмет и объект финансовой науки, проанализировать и сгруппировать существующие положения по налогам, вписать новые моменты в принципы налогообложения с учетом российских условий, в принципы распределения налогового бремени, прежде всего относящиеся к теории вопроса о переходе к прогрессивному подоходному налогообложению, обобщить накопленный теоретический и практический опыт влияния налогов на народное хозяйство, и сформулировать новые задачи в этой области, исследовать малоизученные вопросы тяжести налогообложения. Значимость работ в области государственного кредита, госбюджета и госдолга определяется прежде всего их практической направленностью на решение проблем оздоровления, финансов РФ, развития ее производительных сил.
 Активная роль государства, 
направленная на развитие 
2.2. Этапы развития финансов в СССР и России
 Развитие экономики в немалой 
степени зависит от 
 Если в так называемом 
западном мире в послевоенные 
годы окончательно 
Можно выделить два основных этапа развития финансов.
Первый этап
- неразвитая форма финансов, которой был присущ непроизводительный характер, то есть основная масса финансовых средств (2/3 бюджета) расходовалась на военные цели и практически не оказывала воздействия на экономику. Кроме того, этому этапу свойственна узость финансовой системы, так как она состояла из одного звена - бюджетного, и количество финансовых отношений было ограничено. Все они были связаны с формированием и использованием бюджета.
 По мере развития товарно-
 В настоящее 
пора повсеместно, независимо 
от политического и 
. Это обусловлено многозвенностью финансовых систем, высокой степенью воздействия на экономику, большим разнообразием финансовых отношений. на этом этапе финансы становятся одним из важнейших орудий косвенного воздействия на отношения общественного воспроизводства: воспроизводства материальных благ, рабочей силы и производственных отношений.
 В зависимости 
от конкретных экономических 
и политических условий, 
 Рассмотрим 
подробнее этапы развития 
 Строительством 
социалистических финансов 
 Основными 
задачами в это пора были, с 
одной стороны, оживление 
 Экономические 
и политические условия 
Первым общегосударственным фондом стал государственный бюджет, главными источниками поступлений - налоги. Вся налоговая система была направлена на подавление частника в промышленности и торговле и кулачества в сельском хозяйстве. Эту задачу превосходно решали дифференцированные налоговые ставки. Для укрепления позиций социалистического сектора применялись пониженные ставки с доходов государственных и кооперативных предприятий и организаций, система льгот. Для частного сектора ставки платежей устанавливались, как правило, в два раза выше. Аналогичное положение было и при начислении подоходного налога с физических лиц. По положению о подоходном налоге 1924 г. Высшая прогрессивная ставка составляла 37,5 процент(ов) и распространялась на всех плательщиков. Но уже в 1926 г. ставки дифференцировали по группам плательщиков. Максимальная ставка для капиталистических элементов была повышена до 67,5 процент(ов), а с 1927 г. - до 81 процент(ов). Кроме того, в 1931 г. был введен специальный сбор на нужды культурного и жилищного строительства. С рабочих, служащих и кооперативных кустарей он взимался в виде небольшой надбавки к окладу подоходного налога; для частников эта надбавка достигла 200 процент(ов), то есть фактически изымался не только барыш частника, но и значительная часть его капитала.
Вторым по значению общегосударственным фондом финансовых средств был фонд государственного имущественного и личного страхования. Этот фонд формировался за счет обязательных и добровольных взносов страхователей. Обязательному страхованию подлежало имущество предприятий и организаций всех форм собственности, так как более того для государственных предприятий в бюджете не были предусмотрены средства на возмещение потерь, и обеспечение непрерывности процесса производства являлось функцией самого предприятия. Добровольному страхованию подлежало имущество, самочувствие и жизнь граждан.
 Третьим 
общегосударственным фондом 
 Вышеуказанная 
система финансовых отношений 
обеспечила выполнение 
Налоговая реформа 1930 - 1931 гг. обеспечила значительное сокращение количество налогов и платежей, упростила методики их расчета и порядок перечисления в бюджет. Например, налог с оборота объединил 53 ранее действующих платежа. Данный налог просуществовал до 1992 г., не меняя основополагающих признаков. Налог с оборота фиксировался в цене высокорентабельных товаров в твердых нормах и полностью поступал в государственный бюджет по мере реализации товара. Поэтому он обеспечивал регулярную и устойчивую мобилизацию финансовых ресурсов в народном хозяйстве для бесперебойного финансирования плановых заданий предприятий.
 Жесткое 
централизованное нормирование 
затрат сковывало инициативу 
предприятий, снижало 
 Стремясь 
изменить положение, держава в 
80-е годы осуществляет ряд