В структуре расходов медицинских 
учреждений превалируют расходы 
на оплату труда и коммунальные услуги, 
что так же требует реструктуризации 
и эта работа ведется.
В настоящее время законодательная 
власть и Правительство страны рассматривают 
пакет законов, который сохранив 
все положительные стороны накопленного 
опыта, будет направлен на увеличение 
эффективности использования имеющихся 
ресурсов, а, главнее, на максимально 
возможное обеспечение доступной 
и бесплатной медицинской помощи 
гражданам Российской Федерации 
на уровне современных достижений медицины.
Среди основных проблем финансирования 
здравоохранения можно выделить следующие:
  -  Недофинансирование отрасли на протяжении нескольких десятилетий в пределах 2,7 – 6,0% ВВП. В связи с этим – низкая материально-техническая база подавляющего большинства учреждений, низкая зарплата медицинских работников, недофинансирование по медикаментам, питанию, капитальному ремонту, оборудованию и т. д.
 
  -  Программа государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи финансово не покрывает потребности как отрасли, так и населения.
 
  -  Мероприятия по повышению собираемости взносов в систему обязательного медицинского страхования на неработающее население в субъектах Российской Федерации не приводят к существенному увеличению собираемых средств. 
 
  -  Имеет место практика сбора 0,8% средств из региональных фондов обязательного медицинского страхования всех регионов в федеральный фонд с целью частичного покрытия дефицита недотационных регионов, вместо прямого дофинансирования из федерального бюджета как недотационных, так и дотационных субъектов.
 
  -  Отсутствие консолидации бюджетов всех уровней, финансирование медицинских учреждений из различных источников, отсутствие единых критериев финансирования медицинских учреждений не позволяют эффективно управлять финансовыми потоками в условиях недостаточного финансирования.
 
  -  Существующая система централизованного снабжения лечебно- профилактических учреждений медикаментами и изделиями медицинского назначения сопровождается постоянным дефицитом и перебоями в их поставках. 
 
Основными направлениями 
оптимизации финансирования системы 
здравоохранения следует считать:
  - совершенствование распределения полномочий, ответственности и финансирования в области здравоохранения;
 
  - допуск всех поставщиков медицинских услуг и товаров, разных форм собственности, в т. ч. ведомственного и корпоративного здравоохранения, соответствующих установленным государством единым требованиям к предоставлению услуг, в т. ч. к выполнению программы государственных гарантий, на равной, конкурсной основе;
 
  - формирование тарифов для предоставления помощи на основе медико-экономических стандартов с учетом уровня учреждения здравоохранения и региональных особенностей;
 
  - принятие, на основе национальных проектов, экономически целесообразного единообразного механизма финансирования программ государственных гарантий медицинской помощи;
 
  - финансирование корпоративных программ здравоохранения за счет средств частного бизнеса;
 
  - разработку и внедрение системы мотивации субъектов рынка медицинских услуг и товаров, фармацевтической продукции, на решение приоритетных задач в здравоохранении;
 
  - сокращение различий в потреблении медицинской помощи между социальными группами;
 
  - осуществление мер, направленных на легализацию теневых платежей в здравоохранении;
 
  - контроль за ценообразованием, в т. ч. при закупках по импорту;
 
  - сохранение разных форм собственности поставщиков услуг и товаров здравоохранения при обеспечении права добровольного выбора гражданина, отказ от соинвестирования учреждений частных форм собственности, соблюдение запрета на приватизацию учреждений здравоохранения.