Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 15:55, дипломная работа
Целью дипломной работы является исследование и анализ рынка пластиковых карт в России.
Цель работы предопределила постановку и решение следующих  задач:
рассмотрение теоретических основ функционирования платежных систем, основанных на пластиковых картах;
анализ практики использования пластиковых крат коммерческими банками;
анализ развития российского рынка пластиковых карт;
В таблице 2 представлен анализ структуры и динамики количества эмитированных банковских карт.
Таблица 2. Анализ структуры и динамики количества эмитированных банковских карт
Показатели  | 
  2005 год  | 
  2006 год  | 
  2007 год  | 
  2008 год  | 
  Уд. вес  | |||
2005  | 
  2006  | 
  2007  | 
  2008  | |||||
Количество банковских карт, тыс. ед.  | 
  54 665  | 
  74 762  | 
  103 497  | 
  118 542  | 
  100,00  | 
  100,00  | 
  100,00  | 
  100,00  | 
Держатели – Физические лица, тыс. ед.  | 
  54 512  | 
  74 592  | 
  103 316  | 
  118 321  | 
  99,72  | 
  99,77  | 
  99,83  | 
  99,81  | 
Держатели – Юридические лица, тыс. ед.  | 
  153  | 
  170  | 
  181  | 
  221  | 
  0,28  | 
  0,23  | 
  0,17  | 
  0,19  | 
Рассматривая структуру держателей пластиковых карт каждого года, объем эмиссии платежных карт российскими банками можно сделать вывод, что в основном держателями карт являются физические лица, их удельный вес составил от 99,7% в 2005 году до 99,8% в 2008. Соответственно удельный вес юридических лиц минимален и составил от 0,3% до 0,2% за анализируемый период.
По данным Банка России, по состоянию на конец 2008 г. более половины всех эмитированных банковских карт в стране оказались «спящими». К такой категории Банк России относит карты, по которым в отчетный квартал не было проведено ни одной операции. Между тем у российских платежных систем самый высокий процент активных карт – 60-70%. Для сравнения: у системы Visa, по данным ЦБ, чуть более 55%, а у MasterCard активно всего 33,4%. Подобное соотношение объясняется довольно просто. Дело в том, что российские операторы активно продвигают именно зарплатные проекты. По понятным причинам «спящих» среди зарплатных карт относительно немного.
Можно сделать вывод, 
что насыщение банковскими 
Но в это же время можно уверенно говорить о том, что экстенсивный путь развития банковского пластика постепенно заканчивается. О снижении темпов роста этого сегмента банковского бизнеса свидетельствует следующая статистика. В 2005 г. рост численности платежных карт превысил 50%, в 2007 г., он оказался чуть выше 36%, а по итогам первого полугодия 2008 г. данный показатель составил всего 8%. Прирост валового объема эмиссии банковских карт по итогам всего 2008 г. не превысил 12%.
Интенсивный рост эмиссии, наблюдаемый в прошедшие годы, стал возможен благодаря агрессивному внедрению зарплатных расчетных проектов. В настоящее время более 80% российского рынка платежных карт по количеству и объему операций, как и по клиентской базе, занимают карты международных платежных систем Visa, MasterCard .
Таблица 3. Показатели деятельности платежных систем в России
Название платежной системы  | 
  Количество эмитированных карт на 01.01.2009, тыс. ед.  | 
  Количество клиентов на 01.01.2009  | 
  Объем операций за второе полугодие 2008 в %  | 
Visa  | 
  53 090  | 
  49 579  | 
  60,36  | 
MasterCard  | 
  43 348  | 
  43 307  | 
  25,53  | 
«Золотая корона»  | 
  5669  | 
  5129  | 
  3,96  | 
ОРПС  | 
  3199  | 
  3220  | 
  5,57  | 
STB Card  | 
  2286  | 
  2228  | 
  0,74  | 
Union Card  | 
  1509  | 
  1404  | 
  1,23  | 
Другие  | 
  3346  | 
  3224  | 
  2,6  | 
Объем операций с использованием банковских карт, совершенными физическими лицами на 01.01.2009 года составил 6,305 млрд. рублей, что на 1,962 млрд. рублей 2,443 млрд. рублей больше по сравнению с аналогичным периодом 2007 года.
Таблица 4. Анализ объема операций с использованием банковских карт
| 
   
 Показатели  | 
  01.91. 2007  | 
  01.01 2008  | 
  01.01 2009  | 
  Удельный вес, %  | 
  Изменения  | |||
2006 год  | 
  2007 год  | 
  2008 год  | 
  Млн. руб.  | 
  Темп прироста, %  | ||||
Общий объем операций с использованием банковских карт, млн. руб.  | 
  2946697  | 
  4343408  | 
  6305210  | 
  100  | 
  100  | 
  100  | 
  1961802  | 
  68,89  | 
В том числе  | 
  ||||||||
по получению наличных денег, млн. руб.  | 
  2756738  | 
  4025283  | 
  5718007  | 
  93,55  | 
  92,68  | 
  90,69  | 
  1692724  | 
  70,40  | 
По оплате товаров, млн. руб.  | 
  189959  | 
  318125  | 
  587203  | 
  6,45  | 
  7,32  | 
  9,31  | 
  269078  | 
  54,18  | 
Однако абсолютное большинство операций – это снятие наличности, а не платежи в торгово-сервисной сети. Удельный вес операций по получению наличных денег в общем объеме операций составляет на 01.01.2009 год 90,69%, что на 1,99% меньше по сравнению с предыдущим годом. Снижение этого показателя свидетельствует об увеличении объема операций по оплате товаров и положительно влияют на выполнение банковскими картами функции средства безналичного платежа.
Темп прироста общего объема операций с использованием банковских карт за анализируемый период составляет 68,89%. При этом темп прироста операций по получению наличных составил 70,40%, а операций по оплате товаров – 54,18%.
Объем операций с использованием банковских карт, совершенными юридическими лицами на 01.01.2009 года составило 274,4 млн. рублей, что на 72,9 млн. рублей больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Таблица 5. Анализ объема операций с использованием банковских карт
Показатели  | 
  01.01.2007  | 
  01.01.2008  | 
  01.01.2009  | 
  Удельный вес, %  | 
  Изменения  | |||
2006 год  | 
  2007 год  | 
  2008 год  | 
  Млн. руб.  | 
  Темп прироста, %  | ||||
Общий объем операций с использованием банковских карт, млн. руб.  | 
  122 584  | 
  201 429  | 
  274 399  | 
  100  | 
  100  | 
  100  | 
  72 970  | 
  73,41  | 
В том числе  | 
  ||||||||
по получению наличных денег, млн. руб.  | 
  39 399  | 
  69 960  | 
  100 092  | 
  32,14  | 
  34,73  | 
  36,48  | 
  30 132  | 
  69,90  | 
По оплате товаров, млн. руб.  | 
  83185  | 
  131 469  | 
  174 307  | 
  67,86  | 
  65,27  | 
  63,52  | 
  42 838  | 
  75,42  | 
По данным таблицы 5 видно, что юридические лица совершают в основном операции по оплате товаров. По получению наличных денег по пластиковым картам юридическими лицами на 01.01.2009 совершено операций на 100,09 млн. рублей, а по оплате товаров 174,30 млн. рублей. Это свидетельствует о том, что юридические лица совершают расчеты в основном в безналичной форме.
Темп прироста общего объема операций, совершаемых юридическими лицами с использованием банковских карт за анализируемый период, составил 73,41%. При этом темп прироста операций по получению наличных составил 69,90%, а операций по оплате товаров – 75,42%.
Все операции с банковскими картами разделяют на две основные категории: получение наличных денег и оплата товаров. На рисунке 5 представлены операции с банковскими картами, осуществленные юридическими и физическими лицами в 2006–2008 годах.
Динамика структуры операций с использованием банковских карт по целям использования
По данным диаграммы можно сделать вывод, что физическими лицами совершаются в основном операции по снятию наличных денег. В 2006 году они составили 93,48% от общего объема операций, совершаемых физическими лицами, в 2007 и 2008 гг. 92,57% и 90,49% соответственно.
Но, тем не менее, доля операций по оплате товаров растет, хотя и небольшими темпами. В 2007 году она составила 7,43%, а в 2008 – 9,58%.
Доля операций по получению наличных денег, совершаемых юридическими лицами, имеет тенденцию к увеличению и составляет в 2008 году 36,69% от общего объема операций, а в 2007 и 2006 гг. – 34,50% и 33,20% соответственно. Из этого следует, что доля операций по оплате товаров снижается, но, тем не менее, занимает лидирующие позиции.
Из-за несовершенства нормативной базы рынок корпоративных банковских карт развит в России очень слабо. Между тем именно данный сегмент может стать главным драйвером роста на рынке платежных карт. Более того, в настоящее время назрела необходимость принятия специального закона «О банковских картах», в котором будут решены многие «карточные» проблемы.
Проблема, связанная с эмиссией корпоративных карт, действительно стоит довольно остро. Объемы выпуска карт для юридических лиц в России за последние годы практически не увеличиваются, поэтому их доля в совокупном количестве выпущенных карточек постоянно падает. Если в конце 2004 г. доля этих продуктов составляла около 4%, то в 2005 г. она упала до 0,28% и к настоящему времени не превышает 0,2%.
Поэтому увеличение выпуска корпоративных продуктов должно способствовать не только росту отрасли и повышению доходов ее участников, но и формированию цивилизованного либерального карточного рынка в стране. Между тем, по данным Банка России, в стране только около 90 тыс. юридических лиц активно пользуются корпоративными картами. Лидирующие позиции в этом сегменте занимают Visa и отечественная система ОРПС.
Если же рассматривать рынок безналичного оборота в целом, то, по словам А. Аксакова, здесь главная проблема – отсутствие системы и комплексного подхода к развитию его отдельных сегментов.
Идея создания в стране единой национальной платежной системы, долгое время пребывавшая в латентном состоянии, сегодня вновь выносится на повестку дня.
Ее осуществление способно поставить «все сегменты рынка в определенные рамки и в определенное правовое пространство».
Планы по принятию закона о единой национальной платежной системе сегодня, как никогда, близки к осуществлению – законопроект будет внесен на рассмотрение Правительства РФ уже в ноябре 2009 г. Однако очевидно, что принятие закона еще не гарантирует успешного создания единой отечественной платежной системы. В частности, создаваемой НПС придется отвоевывать себе «место под солнцем» уже на сложившемся рынке, где ключевые позиции занимают международные платежные системы VISA и MasterCard.
Оставшуюся часть рынка делят между собой около 20 отечественных платежных систем, крупнейшие из которых – Объединенная российская платежная система и «Золотая Корона» – занимают 3 и 5% соответственно. Также важным является вопрос – где найти финансирование для огромных, по признанию самих участников рынка, затрат на создание НПС?
И как считают эксперты: «Сегодня сложно даже оценить необходимый объем финансирования данного проекта».
Сначала надо более детально определить его задачи и масштаб, разработать бизнес-план и техническое задание, определить стоимость инфраструктуры и технических работ. Проект предполагает существенное повышение объема трансакций, проводимых через НПС, при соответствующем уменьшении доли рынка у VISA и MasterCard в России. Риски проекта весьма высоки, а его окупаемость зависит от целого ряда сложно прогнозируемых факторов».
В современных условиях «пластиковый» бизнес в России – одно из основных перспективных направлений развития банковских услуг. По данным ЦБ РФ на 1 июля 2009 г., в России выпущено 123,4 млн. карт, за восемь лет их количество выросло в 12 раз. Согласно статистике, на каждые 100 человек в России приходится 87 банковских карт.
Однако большие цифры отнюдь не являются реальным показателем состояния рынка пластиковых карт в России, который находится еще на ранней стадии развития. Пластиковые карты, которые во всем мире называются платежными, в нашей стране пока не стали реальным платежным средством. А заявления платежных систем о значительно возросшем количестве транзакций в торгово-сервисной сети можно частично объяснить развитием экспресс-кредитования, которое в последние два года некоторые банки начали осуществлять посредством пластиковых карт.
Количество пластиковых 
карт, находящихся в обращении, практически 
несопоставимо с 
Информация о работе Исследование и анализ рынка пластиковых карт в России