- организациям, созданным с участием 
иностранного капитала (Республика 
Мордовия).
7. Вопросы ускоренной 
амортизации; льготные условия пользования 
землей; льготные ставки по арендной 
плате за недвижимость, за пользование 
недрами, природными ресурсами. 
8. Практика подготовки рабочей 
силы по заказам предпринимателей. Для 
инвестора обучение всегда сопряжено 
с длительностью и высокими затратами, 
особенно на ранней стадии организации 
бизнеса. Роль поставщика кадров для бизнеса 
должны брать на себя власти, формирующие 
систему образования в регионе. Так, в 
Ленинградской области ведется каталог 
организаций области, осуществляющих 
подготовку и повышение квалификации 
кадров рабочих и специалистов. В целом 
только в двух регионах выявлены предложения 
властей о готовности взять на себя часть 
задач по подготовке трудовых ресурсов 
для инвестиционных проектов. Это Ростовская 
и Самарская области.
9. Прямое участие субъектов Федерации 
в финансировании инвестиционных 
проектов, предоставление инвестиционных 
кредитов на льготных условиях за счет 
средств бюджетов субъектов РФ и местных 
бюджетов (как, например, в Республике 
Карелия, Псковской, Самарской областях); 
выпуск региональных ценных бумаг; создание 
целевых инвестиционных фондов, предоставление 
государственных гарантий субъектов Федерации 
по обеспечению исполнения обязательств 
инвесторами; создание залогового фонда 
субъектов Федерации. Так, в пяти регионах 
созданы залоговые фонды, деятельность 
которых открывает возможность предоставления 
государственных гарантий со стороны 
субъектов федерации. В Республике Коми 
действует перестраховочная компания. 
Особое значение приобретает повышение 
уровня экономического обоснования инвестиционных 
проектов на основе стандартов, заложенных 
в современные общепринятые в мире методики, 
а также выбор критериев отбора этих проектов 
с учетом приоритетных задач развития 
регионов. Для повышения уровня проработанности 
программ важно вовлечение в эту деятельность 
банков. Перспективно также составление 
так называемого инвестиционного паспорта 
региона, содержащего информацию, необходимую 
для потенциальных инвесторов.
Практика инвестиционной деятельности 
в регионах во многом зависит от того, 
насколько органично увязаны федеральное 
и региональное законодательство в этой 
области. Анализ Конституции РФ и федеральных 
законов в сфере инвестиций показывает, 
что по вопросам финансового регулирования 
и гражданско-правовым отношениям в инвестиционном 
процессе полномочия, в том числе правотворческие, 
принадлежат в основном РФ, регионы же 
осуществляют правоприменительную практику.
В целом можно утверждать, что 
на региональном уровне эти и другие конкретные 
вопросы стимулирования инвестиций прорабатываются 
лучше, нежели на федеральном, что свидетельствует 
о заинтересованном отношении властей 
к притоку капитала. Многие регионы РФ 
за короткий срок сформировали более цельную 
и последовательную, чем на федеральном 
уровне, инвестиционную политику. Однако 
качественного перелома не происходит: 
масштабного притока инвестиций нет, притом, 
что развивается довольно напряженная 
борьба между регионами за инвестора путем 
предоставления всё новых льгот, гарантий 
и т.п.
Практика показывает: для предпринимателей, 
инвестирующих средства в российские 
регионы, более важными, нежели предоставляемые 
конкретные льготы и региональные гарантии, 
являются общие для страны стабильность 
правовых и хозяйственных условий, прозрачность 
экономических процессов, в решающей мере 
определяющие надежность вложений.
Без объединения усилий федеральных, 
региональных и местных органов власти, 
государственного и альтернативного секторов 
экономики трудно рассчитывать на переход 
экономики в стадию устойчивого экономического 
роста.
4. Понятие инвестиционной 
привлекательности региона
Эффективность инвестиционной 
политики в федеральном государстве во 
многом зависит от того, насколько при 
ее формировании учтены макроэкономический 
и региональные аспекты, согласованы и 
стратегически сориентированы на достижение 
общих экономических результатов интересы 
центра и регионов.
Инвестиционная привлекательность 
региона - это совокупность факторов, определяющих 
приток в них инвестиций или отток капиталов, 
включая отток человеческого капитала
Инвестиционная привлекательность 
регионов – интегральная характеристика 
отдельных регионов страны с позиции инвестиционного 
климата, уровня развития инвестиционной 
инфраструктуры, возможностей привлечения 
инвестиционных ресурсов и других факторов, 
существенно влияющих на формирование 
доходности инвестиций и инвестиционных 
рисков. Инвестиционная привлекательность 
региона представляет собой объективные 
предпосылки для инвестирования и количественно 
выражается в объеме капитальных вложений, 
которые могут быть привлечены в регион 
исходя из присущих ему инвестиционного 
потенциала и уровня некоммерческих инвестиционных 
рисков. Уровень инвестиционной привлекательности 
выступает при этом как интегральный показатель, 
суммирующий разнонаправленное влияние 
показателей инвестиционного потенциала 
и инвестиционного риска. В свою очередь 
инвестиционный потенциал и риск — это 
агрегированное представление целой совокупности 
факторов. Наличие региональных инвестиционных 
рисков свидетельствуют о неполном использовании 
инвестиционного потенциала территории.
Инвестиционный потенциал складывается 
в виде суммы объективных предпосылок 
для инвестиций, зависящей как от разнообразия 
сфер и объектов инвестирования, так и 
от их экономического «здоровья». Инвестиционный 
потенциал включает в себя восемь частных 
потенциалов:
1)ресурсно-сырьевой (средневзвешенная 
обеспеченность балансовыми запасами 
основных видов природных ресурсов);
2)производственный (совокупный 
результат хозяйственной деятельности 
населения в регионе);
3) потребительский (совокупная 
покупательная способность населения);
4)инфраструктурный (экономико-географическое 
положение региона и его инфраструктурная 
обеспеченность); 
5) трудовой (трудовые ресурсы 
и их образовательный уровень);
6)институциональный (степень 
развития ведущих институтов 
рыночной экономики);
7) финансовый (объем налоговой 
базы и прибыльность предприятий 
региона);
8) инновационный (уровень 
внедрения достижений научно-технического 
прогресса). 
Уровень инвестиционного риска 
показывает вероятность потери инвестиций 
и дохода от них и рассчитывается как средневзвешенная 
сумма следующих видов риска:
· экономического (тенденции 
в экономическом развитии региона);
· финансового (степень сбалансированности 
регионального бюджета и финансов предприятий);
· политического (распределение 
политических симпатий населения по результатам 
последних парламентских выборов, авторитетность 
местной власти);
· социального (уровень социальной 
напряженности);
· экологического (уровень загрязнения 
окружающей среды, включая и радиационное);
· криминального (уровень преступности 
в регионе с учетом тяжести преступлений);
· законодательного (юридические 
условия инвестирования в те или иные 
сферы и отрасли, порядок использования 
отдельных факторов производства). При 
расчете этого риска учитываются как федеральные, 
так и региональные законы и нормативные 
акты, а так же документы, непосредственно 
регулирующие инвестиционную деятельность 
или затрагивающие ее косвенно.
Оценка инвестиционной привлекательности 
региона включает в себя два основных 
момента: 
1. Инвестиционную привлекательность 
самого региона. На данном этапе 
анализируется существующая нормативно-законодательная 
база, правовые аспекты, политическая 
ситуация, степень защиты прав 
инвесторов, уровень налогообложения 
и т.д. 
2. Инвестиционная привлекательность 
конкретных объектов инвестирования. 
На этом этапе анализируется 
экономическое состояние отраслей, 
предприятий и других субъектов 
хозяйственной деятельности.
Анализ и оценка степени благоприятности 
инвестиционной привлекательности регионов 
как одной из составляющих инвестиционного 
климата в стране представляет огромный 
научный и практический интерес.
5. Оценка инвестиционной 
привлекательности регионов
Инвестиционную привлекательность 
регионов России, их кредитные рейтинги, 
рейтинги муниципалитетов, организаций 
и облигаций рассчитывают национальные 
и международные рейтинговые агентства 
(«Эксперт РА», «Национальное рейтинговое 
агентство», S&P,s, Moody,s, Fitch и др.).
Инвестиционная привлекательность 
(климат) региона определяется инвестиционным 
потенциалом и интегральным инвестиционным 
риском. Методика их расчета была разработана 
специалистами агентства «Эксперт РА».
Интегральный инвестиционный 
потенциал регионов - это их потенциальные 
возможности в развитии экономики. Интегральный 
инвестиционный потенциал учитывает готовность 
региона к приему инвестиций с соответствующими 
гарантиями сохранности капитала и получения 
прибыли инвесторами. Он включает следующие 
составляющие - частные инвестиционные 
потенциалы:
инновационный (уровень развития 
фундаментальной, вузовской и прикладной 
науки, уровень информатизации региона);
производственный, тесно связанный 
с инновационным (ВВП, ВРП - валовой региональный 
продукт, промышленность и их структура);
институциональный (способность 
региона (субъекта РФ) выполнять свои функции, 
степень развития институтов рыночной 
экономики);
интеллектуальный (уровень 
и качество человеческого капитала);
финансовый (устойчивость финансовой 
системы, золотовалютные резервы, сбалансированность 
бюджетов, объем налоговой базы, прибыльность 
отраслей экономики);
потребительский (совокупная 
покупательная способность населения);
инфраструктурный (экономико-географическое 
положение страны, региона и их инфраструктурная 
обеспеченность);
трудовой (тесно связан с национальным 
человеческим капиталом, определяется 
трудовыми ресурсами и их образовательным 
уровнем);
ресурсно-сырьевой (обеспеченность 
экономики природными ресурсами).
6. Оценка инвестиционного 
риска российских регионов
Инвестиционный риск – характеристика 
более качественная, чем количественная, 
и потенциально быстро меняющаяся, так 
как в отличие от инвестиционного потенциала 
зависит от качественных составляющих 
(политической, социальной, экономической, 
экологической, криминогенной и других 
характеристик региональных условий инвестирования), 
которые, как правило, весьма динамичны.
Кризис существенно повлиял 
на мнение потенциальных инвесторов о 
значимости различных факторов риска. 
Сегодня наибольшие угрозы для инвесторов 
— криминал и система управления, третье 
место сохранил социальный риск.
Выход на первый план коррупционно-криминальной 
составляющей инвестиционного процесса 
неудивителен. В кризисных условиях добросовестный 
инвестор и предприниматель старается 
сохранить бизнес посредством его оптимизации 
и реструктуризации, сокращения расходов, 
поиска новых рынков сбыта или производства 
новых продуктов. Коммерческие структуры, 
образованные региональными чиновниками, 
менеджмент которых укомплектован преимущественно 
по родственному принципу, часто оказываются 
негибкими и нежизнеспособными при ухудшении 
внешних факторов. Это подвигает региональную 
власть на недобросовестные, включая криминальные, 
методы борьбы с  конкурентами. Выросло 
и число правонарушений экономического 
характера.
С другой стороны, «справедливая» 
система регионального управления становится 
решающим позитивным фактором привлечения 
инвестора. У значительного числа субъектов 
федерации есть разработанные стратегии 
и программы развития, позволяющие инвесторам 
вписаться в планы перспективного развития 
территории и, соответственно, получать 
господдержку. В ряде регионов созданы 
зоны особого благоприятствования для 
инвесторов как федерального, так и регионального 
уровня.
Законодательный риск утратил 
приоритетность в глазах инвесторов вследствие 
ограничения федеральной властью возможностей 
введения новых законодательных норм. 
В таких условиях некоторые субъекты федерации 
даже пошли на отмену собственных региональных 
законов об инвестиционной деятельности, 
считая, что все нормы уже прописаны в 
федеральном законе. Вместе с тем региональные 
власти стали более тщательно подходить 
к стимулированию инвесторов. Значимость 
социального риска возросла в связи с 
продолжающимся сокращением в большинстве 
регионов рабочих мест, снижением доходов 
населения, а в ряде регионов еще и из-за 
неудовлетворительного функционирования 
жилищно-коммунального хозяйства.
В десятку лучших по инвестиционному 
риску впервые вошло сразу несколько типичных 
регионов с диверсифицированной экономикой 
и выраженными агропромышленными функциями. 
В результате группа лидеров обновилась 
на 70%. Впервые в лидерской десятке оказались 
Пензенская, Воронежская, Тамбовская области. 
Вместе с Липецкой областью эти регионы 
образовали новую волну типичных инвестиционно 
привлекательных российских регионов 
— относительно небольших, экономически 
сбалансированных, несырьевых. Их секрет 
в устойчивой экономической базе, основанной 
на сельском хозяйстве и обрабатывающей 
промышленности, социальной стабильности, 
спокойной криминальной обстановке и 
грамотном управлении.
Особенно впечатляющую динамику 
снижения инвестиционного риска демонстрирует 
Воронежская область. За последние три 
года она поднялась с 68-го на 7-е место в 
рейтинге интегрального инвестиционного 
риска за счет улучшения всех параметров. 
Тамбовская область начиная с 2004 года 
переместилась с 57-го на 8-е место. В Пензенской 
области улучшились и без того неплохие 
параметры «гуманитарных» составляющих 
риска.
В стан лидеров вернулись столичные 
регионы, а также Республика Башкортостан, 
что, конечно, является положительным 
фактором, поскольку эти регионы вместе 
с Краснодарским краем и Ростовской областью 
призваны задавать стандарты инвестиционной 
привлекательности.
Впервые не попали в десятку 
лучших по инвестиционному риску Республика 
Татарстан и Белгородская область. Татарстан 
понизил свои места в рейтинге по пяти 
из семи видов риска, а Белгородская область 
— по четырем. Вышли из числа лидеров Вологодская, 
Нижегородская, Рязанская и Калининградская 
области, а также Чувашская Республика.