Характеристика первичного рынка ценных бумаг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 21:06, курсовая работа

Описание работы

Рынок ценных бумаг– это сложная структура, имеющая много характеристик. Составные части рынка ценных бумаг не только тот или иной вид ценной бумаги, но и способ торговли на данном рынке в широком смысле слова. виды рынков: первичный и вторичный; организованный и неорганизованный; биржевой и внебиржевой; традиционный и компьютеризированный; кассовый и срочный и т.д. От качества организации первичного рынка зависит решение проблемы аккумуляции и перераспределения капиталов в масштабах национальной экономики. Актуальность обосновывается в том, что в условиях развитой рыночной экономики первичный рынок ценных бумаг, сохраняя свое значение, обычно уступает их вторичному рынку по масштабам совершаемых операций.

Файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 47.86 Кб (Скачать файл)

Введение.

Рынок ценных бумаг– это сложная структура, имеющая  много характеристик. Составные части рынка ценных бумаг не только тот или иной вид ценной бумаги, но и способ торговли на данном рынке в широком смысле слова. виды рынков: первичный и вторичный; организованный и неорганизованный; биржевой и внебиржевой; традиционный и компьютеризированный; кассовый и срочный и т.д. От качества организации первичного рынка зависит решение проблемы аккумуляции и перераспределения капиталов в масштабах национальной экономики. Актуальность обосновывается в том, что в условиях развитой рыночной экономики первичный рынок ценных бумаг, сохраняя свое значение, обычно уступает их вторичному рынку по масштабам совершаемых операций. В России первичный рынок существенно преобладает над вторичным, что связано прежде всего с масштабами акционирования предприятий, широко используемого в последние десять лет в качестве метода разгосударствления собственности. Цель дать характеристику первичного рынка ценных бумаг.

Глава 1. Общая  характеристика первичного рынка ценных бумаг.

1.1.Первичный рынок  ценных бумаг и его характеристика.

На первичном рынке осуществляют эмиссию и первоначальное размещение ценных бумаг, которые впоследствии либо «осядут» у инвесторов, либо перейдут на вторичный рынок.

        Первичный рынок ценных бумаг (IPO) – это рынок, на котором эмитент выпускает и продает вновь выпущенные ценные бумаги. Продажа этих бумаг осуществляется по подписке или непосредственно для первичных покупателей.

(IPO - initial Pablic Offering) – первоначальное публичное предложение ценных бумаг для инвесторов. Это также говорит о том, что компания впервые вывела свои ценные бумаги на биржу и предлагает их широкому кругу лиц.

Именно на первичном  рынке ценных бумаг предприятие  повышает свой капитал от продажи  акций и облигаций, этот капитал  способствует улучшению финансового  положения, нужного для производственного  процесса.

Ценные бумаги, которые были выпущены вновь, называют первичным размещением или эмиссией, а компания, которая размещает  эти бумаги эмитентом. Инвестором– называют того, кто покупает эти ценные бумаги. Участник на первичном рынке ценных бумаг может являться как инвестором, так и эмитентом.

В России рынок находится  на этапе своего становления, поэтому  в силу слабого развития рыночных отношений, инфляции и т.п. он не выполняет  полноценно функции регулирования  и финансирования экономики.

Первичный рынок ценных бумаг фактически является регулятором рыночной экономики. Также, он во многом способствует поддержанию пропорциональности в хозяйстве и определяет масштабы, темпы и эффективность национальной экономики. Законодательно первичный рынок ценных бумаг определяется как отношения, складывающиеся при эмиссии или при заключении гражданско-правовых сделок между лицами, принимающими на себя обязательства по иным ценным бумагам, и первыми инвесторами, профессиональными участниками рынка ценных бумаг, а также их представителями.

Важнейшей чертой первичного рынка является полное раскрытие  информации для инвесторов, позволяющее  сделать обоснованный выбор ценной бумаги для вложения денежных средств. Вся деятельность на первичном рынке  служит для раскрытия информации:

- подготовка проспекта  эмиссии, его регистрация и  контроль государственными органами  с позиций полноты представленных  данных;

- публикация проспекта  и итогов подписки и т.д.

Особенностью отечественной  практики является то, что первичный  рынок ценных бумаг пока преобладает. Эта тенденция объясняется такими процессами как приватизация, создание новых акционерных обществ, начало финансирования государственного долга  через выпуск ценных бумаг, переоформление через фондовый рынок валютного  долга государства и т.п.

Существует две формы  первичного рынка ценных бумаг:

- частное размещение (продажей (обменом) ценных бумаг ограниченному количеству заранее известных инвесторов без публичного предложения и продажи);

- публичное предложение(размещение ценных бумаг при их первичной эмиссии путем публичных объявления и продажи неограниченному числу инвесторов).

Ценные бумаги в большинстве  случаев приобретаются для извлечения дохода не столько из процентных выплат, сколько от перепродажи.

Эмитент выводит на рынок  определенное количество своих ценных бумаг, называемое выпуском, строго соблюдая последовательность действий — эмиссию, одним из равнозначных этапов которой  является собственно сам процесс  отчуждения, т. е. размещение

1.2. Цели и задачи  первичного рынка

Первичный рынок ценных бумаг  — это место, где происходит первичная  эмиссия и первичное размещение ценных бумаг. Целью организация первичного выпуска ценных бумаг и его размещение. Задачи: I) привлечение временно свободных ресурсов; 2) активизация финансового рынка; 3) снижение темпов инфляции. Функции: • организация выпуска ценных бумаг; • размещение ценных бумаг; • учет ценных бумаг; • поддержание баланса спроса и предложения. Субъекты: эмитенты и инвесторы, инвестиционные фонды и финансовые компании, а также различные посредники: фирмы, представительства, агентства, филиалы, занимающиеся куплей-продажей корпоративных ценных бумаг. Активно работают на первичном рынке коммерческие банки. основные операции: • эмиссия; • определение основных форм размещения выпущенных ценных бумаг; • определение рыночной стоимости ценных бумаг; • оценка инвестиционного риска; • государственная регистрация выпуска; • размещение ценных бумаг; • регистрация отчета об итогах выпуска эмиссионных ценных бумаг; • назначение реестродержателя; • хранение.

1.3. Размещение  ценных бумаг и его классификации.

С точки зрения очередности  размещение принято делить на: • первичное; • вторичное. Первичное размещение — это первое размещение ценной бумаги данного эмитента на рынке. Оно имеет место, когда:• акционерное общество только учреждается;• коммерческая организация впервые выпускает свои ценные бумаги на рынок. • компания размещает какой-то новый вид ценной бумаги, который ранее она не выпускала. Вторичное размещение (вторичная эмиссия) — это повторный и все последующие выпуски тех или иных ценных бумаг данной коммерческой организации.

По способу размещения эмиссия может осуществляться путем • распределения;• подписки;• конвертации;• обмена;• приобретения.

Размещение акций может  производиться всеми перечисленными способами. Размещение облигаций производится только путем подписки на них или  конвертации в них других ценных бумаг.

Распределение ценных бумаг  — это их размещение среди заранее  известного круга лиц без заключения договора купли-продажи. Эмиссия путем  распределения возможна только для  акций, но не для облигаций.

Распределение акций имеет  место в двух случаях:

1) при учреждении акционерного  общества; в этом случае учредители  делают взносы в уставный капитал  в форме денег или имущества,  но нет юридической покупки  акций;

2) когда источником увеличения  уставного капитала акционерного  общества является его собственный  капитал (добавочный, нераспределенная  прибыль и др.). В этом случае  акционеры получают акции без  какой-либо оплаты, безвозмездно.

Подписка — это размещение ценных бумаг путем заключения договора купли-продажи (т. е. на возмездной основе). В случае акций подписка представляет собой их размещение при увеличении уставного капитала путем размещения дополнительных акций. Формы подписки:• закрытая (размещение среди заранее известного, ограниченного круга инвесторов); • открытая(среди потенциально неограниченного круга инвесторов на основе широкой публичной огласки без какого-либо преимущества одних приобретателей перед другими).

Конвертация — это размещение одного вида ценной бумаги путем ее обмена на другой вид на заранее  установленных условиях.Допускается конвертация:• облигаций в облигации, привилегированные акции и обыкновенные акции;• привилегированных акций в привилегированные акции и обыкновенные акции;• обыкновенных акций в обыкновенные акции при реорганизации акционерного общества. Не разрешается конвертация обыкновенных акций в облигации или привилегированные акции.

Обмен (как юр способ размещения) — это размещение акций акционерного общества, созданного в результате преобразования в него общества с  ограниченной ответственностью или  кооператива. Приобретение (как юр способ размещения) — это размещение акций  вновь возникшего акционерного общества в результате его выделения из другого акционерного общества или  преобразования в акционерное общество гос предприятия или некоммерческого партнерства.

Цели размещения эмиссионных ценных бумаг:• увеличение капитала эмитента;• учреждение акционерного общества;• изменение номинала ранее выпущенных ценных бумаг;• размещение ценных бумаг с новыми свойствами (правами); • обмен одних ценных бумаг на другие и т.п.

Размещение эмиссионных  ЦБ в условиях развитого рынка осуществляется путем привлечения проф участников фондового рынка, которые оказывают подобные услуги эмитентам (андеррайтерами). Андеррайтер — это проф участник на фондовом рынке, который по договору с эмитентом оказывает услуги, связанные с размещением его ЦБ на рынке, за соответствующее вознаграждение. Андеррайтер обслуживает все этапы размещения ЦБ, в частности: обоснование выпуска, выбор его параметров, подготовка необходимой документации, регистрация в гос органах, размещение среди инвесторов и т.д. Обязательства андеррайтера могут включать: - выкуп у эмитента всего выпуска по фиксированной цене и его размещение по рыночной цене. В данном случае риск возможного недоразмещения выпуска ложится целиком на самого андеррайтера; - выкуп у эмитента только недоразмещенной части выпуска, т. е. риск андеррайтера ограничен в этом случае лишь стоимостью этой части. У эмитента по-прежнему отсутствует риск, связанный с размещением ценной бумаги; - помощь в размещении выпуска. Андерррайтер оказывает разнообразные услуги эмитенту, обязуется помогать ему в размещении выпуска, но не несет ответственности за его недоразмещение. В результате весь риск недоразмещения ложится непосредственно на самого эмитента.

На российском первичном  рынке эмиссионных ценных бумаг  услуги эмитенту подразделяются на две  группы:1) по подготовке проспекта ценных бумаг;2) по размещению ценных бумаг.

Эти виды услуг могут оказываться  эмитенту либо порознь, т.е.разными проф участниками рынка, либо одновременно, т. е. одним и тем же участником рынка. Размещение эмиссионных ценных бумаг путем открытой подписки может осуществляться: 1) путем подписки, организуемой финансовым консультантом на рынке ценных бумаг; 2) на торгах, проводимых организатором торговли на рынке ценных бумаг. При этом каждодневные результаты этих торгов все равно оформляются финансовым консультантом.Российским аналогом андеррайтера является финансовый консультант, услуги которого, правда, не обособляются от услуг других профессиональных торговцев на рынке ценных бумаг.

1.4. Характеристика  первичного рынка в постсоветской  России.

Активное развитие первичного рынка ценных бумаг в постсоветской  России началось с момента массовой приватизации. Когда был выдан  первый приватизационный чек, каждый житель России получил право стать собственником. Для реализации этого права были разработаны и предложены механизмы, которые можно рассматривать  как фондовые операции с приватизационными  чеками. Содержание фондовых операций в то время было определено Инструкцией  Минфина РФ "О правилах выпуска  и регистрации ценных бумаг на территории Российской Федерации" от 3 марта 1992 г.; Инструкцией Министерства финансов РФ "О производстве и  ввозе на территорию Российской Федерации  бланков ценных бумаг" от 19 октября 1992 г.; Инструкцией Центрального банка  РФ "О правилах выпуска и регистрации  ценных бумаг коммерческими банками  на территории Российской Федерации" от 21 октября 1992 г.; Письмом Министерства финансов РФ "О порядке регистрации  выпуска акций инвестиционных фондов и об изменении порядка регистрации  выпусков ценных бумаг инвестиционных компаний" от 27 января 1993 г.;

Глава 2. Характеристика эмиссии ценных бумаг

2.1. Эмиссия ценных бумаг, ее задачи и процедура осуществления.

Эмиссия ценных бумаг  включает: определение размеров выпуска, подготовку и публикацию проспекта эмиссии, регистрацию выпуска, печать бланков ценных бумаг, публикацию объявления о выпуске. Размер выпуска акций определяется величиной УК акционерного общества и его приращением. Кол-во выпускаемых акций исчисляется делением величины уставного капитала или его приращения на номинальную цену акции. Размер выпуска долговых обязательств рассчитывается делением суммы займа на номинальную цену облигации, сертификата или финансового векселя.

Характеристика эмиссионной  ЦБ: • закрепляет совокупность имущественных и неимущественных прав, подлежащих удостоверению и безусловному осуществлению с соблюдением законодательно установленной формы и порядка; • размещается выпусками ( совокупность ЦБ данного эмитента, предоставляющих одинаковый объем прав и имеющих одни и те же условия размещения). Решение о выпуске ценных бумаг — это документ об объеме, виде, количестве, целях и сроках выпуска ценных бумаг, который принимается общим собранием акционеров акционерного общества или иным органом, имеющим соответствующие полномочия, оформляется отдельным протоколом и регистрируется в органе государственной регистрации ценных бумаг. Гос регистрация ЦБ — это присвоение ЦБ гос регистрационного номера. Все бумаги одного выпуска должны иметь один государственный регистрационный номер. Этапы эмиссии ЦБ: • принятие эмитентом решения о выпуске облигаций; • подготовка проспекта эмиссии, если регистрация выпуска должна сопровождаться регистрацией проспекта эмиссии; • государственная регистрация выпуска и регистрация проспекта эмиссии; • изготовление сертификатов облигаций; • раскрытие информации, содержащейся в проспекте эмиссии; • подписка на облигации; • регистрация отчета об итогах выпуска облигаций; • раскрытие информации, содержащейся в отчете об итогах выпуска.

Информация о работе Характеристика первичного рынка ценных бумаг