Характеристика налоговых доходов бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2014 в 08:07, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – рассмотреть налогообложение и формирование доходов бюджетной системы.
Основные задачи:
 изучить экономическое содержание налоговых доходов;
 рассмотреть особенности формирования налоговых доходов РФ;
 рассмотреть основы налогового планирования.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1.Экономическое содержание налогов и их роль в денежном обеспечении функций государства 5
1.1. Экономическое содержание и значение налогов 5
1.2. Основные признаки налогов. 7
1.3. Классификация налогов, принципиальные основы построения налоговой системы. 9
2.Налоговые доходы бюджета РФ – их состав и особенности. 14
2.1. Федеральные налоги. 15
2.2. Региональные налоги 24
2.3. Местные налоги 26
3.Планирование налоговых доходов бюджета 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 38

Файлы: 1 файл

финансы курс.docx

— 1.26 Мб (Скачать файл)

Налоговая система Российской Федерации основана на ключевых принципах, в соответствии с которыми и разрабатываются все нормативно-правовые акты в данной сфере. К принципам налоговой системы относятся (в порядке следования соответствующих положений Налогового кодекса):

1. Принцип законности  налогообложения. Каждое лицо должно  уплачивать законно установленные  налоги и сборы. Это установлено  пунктом 1 статьи 3 Налогового кодекса.

2. Принцип справедливости  налогообложения. Налоги должны  устанавливаться с учетом фактической  способности налогоплательщика  к их уплате (п.1 ст.3 НК РФ).

3. Принцип всеобщности  и равенства налогообложения (п.1 ст.3 НК РФ). Он заключается в  том, что каждое лицо несет  равные обязанности перед обществом.

4. Принцип экономической  обоснованности налогообложения. Пунктом 3 статьи 3 Налогового кодекса установлено, что налоги и сборы должны  иметь экономическое основание, и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие  реализации гражданами своих  конституционных прав.

5. Принцип единства экономического  пространства Российской Федерации.

6. Принцип установления  налогов и сборов в должном  порядке. Запрет на установление  налогов иначе как федеральным  законом прямо закреплен в  Конституции РФ.

7. Принцип определенности  налоговой обязанности. Он установлен  пунктом 6 статьи 3 Налогового кодекса. В соответствии с данной нормой  при установлении налогов должны  быть определены все элементы  налогообложения.

8. Принцип презумпции  толкования всех неустранимых  сомнений, противоречий и неясностей  в налоговом законодательстве  в пользу налогоплательщика (плательщика  сборов). [13]

К участникам отношений, формирующихся в рамках налоговой системы России и регулируемых налоговым законодательством, принято относить две категории организаций и физических лиц, обязанных уплачивать налоги и сборы, а также две категории органов государственной власти, уполномоченных контролировать данный процесс, а именно:

  • организации и физические лица, признаваемые в соответствии с НК РФ налогоплательщиками или плательщиками сборов;
  • организации и физические лица, признаваемые в соответствии с НК РФ налоговыми агентами;
  • налоговые органы;
  • таможенные органы.

Таким образом, налогообложение является атрибутом суверенитета государства, его исключительной прерогативой наряду с печатанием денег и изданием законов. Посредством налогов финансируется многообразная деятельность государства как института политической власти и как одного из основных субъектов, действующих в экономической системе общества.

 

2.Налоговые доходы  бюджета РФ – их состав и  особенности.

Основным источником доходов бюджета РФ (около 70 %) являются налоговые доходы (Рис. 1). В бюджет поступают такие виды налогов, как: налог на добавленную стоимость и акцизы, составляющие около 6,5% от общего дохода бюджета, налог на прибыль (около 21%), налог на доходы физических лиц (около 30,5%). Остальную часть образуют налог на имущество, платежи за пользование природными ресурсами, страховые взносы. [6]

 

Рис.1. Консолидированные бюджеты субъектов РФ по видам доходов в 2013 году, %

Распределение налоговых доходов между уровнями бюджетной системы:

  • в федеральный бюджет зачисляются федеральные налоги и сборы по нормативам определяемым в законе о бюджете; субсидии, передаваемые из бюджетов субъектов федеральному бюджету;

  • в бюджеты субъектов РФ зачисляются федеральные налоги по нормативам, установленным в федеральном законе о бюджете; региональные налоги и сборы в полном объеме, доходы от специальных налоговых режимов; субсидии, передаваемые из муниципальных бюджетов;

  • в местные бюджеты зачисляются отчисления от федеральных и региональных налогов и местные налоги. [4, с. 50]

 

2.1. Федеральные  налоги.

В соответствии со ст. 50 БК РФ в федеральный бюджет зачисляются:

  • налог на прибыль организаций по ставке, установленной для зачисления указанного налога в федеральный бюджет, - по нормативу 100 процентов;
  • налог на прибыль организаций - по нормативу 100 процентов;
  • налог на прибыль организаций при выполнении соглашений о разделе продукции - по нормативу 20 процентов;
  • налог на добавленную стоимость - по нормативу 100 процентов;
  • акциз на спирт этиловый из пищевого сырья - по нормативу 50 процентов;
  • акциз на спирт этиловый из всех видов сырья, за исключением пищевого, - по нормативу 100 процентов;
  • акциз на спиртосодержащую продукцию - по нормативу 50 процентов;
  • акциз на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 9 процентов - по нормативу 60 процентов;
  • акциз на табачную продукцию - по нормативу 100 процентов;
  • акциз на автомобили легковые и мотоциклы - по нормативу 100 процентов;
  • акциз по подакцизным товарам и продукции, ввозимым на территорию Российской Федерации, - по нормативу 100 процентов;
  • налог на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (газ горючий природный) - по нормативу 100 процентов;
  • налог на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (за исключением газа горючего природного) - по нормативу 100 процентов;
  • налог на добычу полезных ископаемых - по нормативу 40 процентов;
  • налог на добычу полезных ископаемых на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, за пределами территории Российской Федерации - по нормативу 100 процентов;
  • регулярные платежи за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о разделе продукции в виде углеводородного сырья (газ горючий природный) - по нормативу 100 процентов;
  • регулярные платежи за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о разделе продукции в виде углеводородного сырья (за исключением газа горючего природного) - по нормативу 95 процентов;
  • регулярные платежи за добычу полезных ископаемых (роялти) на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, за пределами территории Российской Федерации при выполнении соглашений о разделе продукции - по нормативу 100 процентов;
  • сбор за пользование объектами водных биологических ресурсов (исключая внутренние водные объекты) - по нормативу 20 процентов;
  • сбор за пользование объектами водных биологических ресурсов (по внутренним водным объектам) - по нормативу 20 процентов;
  • водный налог - по нормативу 100 процентов;
  • государственной пошлины - по нормативу 100 процентов. [1]

Рассмотрим более подробно некоторые федеральные налоги.

Налог на добавленную стоимость. НДС относится к группе налогов на потребление.

В Российской Федерации он был введен в действие с 1 января 1992 г. в ходе налоговой реформы. НДС является регулирующим федеральным налогом. Пропорции его распределения по уровням бюджетной системы устанавливаются ежегодно Федеральным законом о федеральном бюджете. В разные годы в федеральный бюджет поступало от 75 до 85% величины собираемого НДС. С 2001 г. этот налог полностью поступает в федеральный бюджет.

Налогоплательщиками НДС являются организации, индивидуальные предприниматели и лица, признаваемые налогоплательщиками НДС в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ.

Объектом налогообложения признаются следующие операции.

1. Реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ. При реализации  товаров (работ, услуг) налоговая база  определяется как стоимость этих  товаров (работ услуг) без учета  НДС.

2. Передача на территории  РФ товаров (выполнение работ, оказание  услуг) для собственных нужд, расходы  на которые не принимаются  к вычету (в том числе через  амортизационные отчисления) при  исчислении налога на прибыль  организаций.

3. Выполнение строительно-монтажных  работ для собственного потребления.

4. Ввоз товаров на таможенную  территорию РФ.

С 2001 г. применяются три ставки НДС.

По ставке 0% производится обложение товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, а также работ и услуг, непосредственно связанных с экспортом и импортом товаров. Ставка 0% установлена на реализацию работ, выполняемых в космическом пространстве, на реализацию драгоценных металлов из лома и отходов Государственному (и соответствующим фондам субъектов РФ) фонду драгоценных металлов и драгоценных камней РФ.

По ставке 10% облагается реализация продовольственных товаров, товаров для детей, периодических печатных изданий, книжной продукции и изделий медицинского назначения.

По ставке 18% производится обложение реализации в остальных случаях.

При исчислении НДС, подлежащего внесению в бюджет, следует учитывать налоговые вычеты. Налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога на суммы налога, предъявленные ему и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории РФ для осуществления производственной деятельности. Также к уменьшению следует принимать суммы налога по товарам, приобретенным для перепродажи, налога, уплаченного налоговыми агентами, и др.

По итогам за налоговый период может сложиться ситуация, когда сумма налоговых вычетов превысит сумму налога, подлежащего уплате в бюджет. В этом случае налогоплательщик может воспользоваться правом на возмещение налога за счет средств федерального бюджета.

Плательщики налога должны выделять сумму НДС отдельной строкой во всех расчетных документах.

Налоговый период по НДС составляет либо один месяц, либо один квартал. [9]

Для бюджета этот налог имеет следующие преимущества:

  • стабильный источник доходов;

  • регулярный источник доходов;

  • сложен для плательщика с точки зрения уклонения от его уплаты.

Рис.2. Динамика НДС в доходах федерального бюджета за 2009-2013 гг [6]

Поступление налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, за I полугодие 2013 года составило 978 688,9 млн. рублей или 45,0% к сумме, учтенной при формировании Федерального закона «О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов», и на 36 311,1 млн. рублей или на 3,6% меньше суммы, предусмотренной в прогнозе на I полугодие 2013 года.

На уменьшение поступления налога на добавленную стоимость за I полугодие 2013 года оказали влияние следующие факторы:

  • уменьшение налоговой базы в результате снижения доли начисленного налога с 48,1% до 47,8% к ВВП привело к уменьшению поступления НДС на 81 802,3 млн. рублей;
  • изменение структуры налоговой базы (увеличение доли НДС, предъявляемого к вычету, по ввозимым товарам с 86,6% до 92,2% и доли материальных затрат по экспортным товарам с 43,8% до 50,0%) – на 81 691,2 млн. рублей;
  • рост объемов экспорта и, соответственно, увеличение рублевых сумм налоговых вычетов по товарам, реализуемым по ставке 0 процентов – на 22 351,6 млн. рублей.

Вместе с тем увеличение объема ВВП, снижение объемов импорта, снижение курса доллара США по отношению к рублю увеличило поступление НДС на 149 534 млн. рублей.

Поступление налога на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации, за I полугодие 2013 года составило 768 979,2 млн. рублей или 39,9% к сумме, учтенной при формировании Федерального закона «О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов», и на 32 414,2 млн. рублей или на 4,4% больше суммы, предусмотренной в прогнозе на I полугодие 2013 года. [11]

Налог на прибыль организаций. Налогообложение прибыли является важнейшим элементом налоговой политики любого государства.

Налог на прибыль — значительный источник формирования доходной части бюджетов разных уровней.

Налог на прибыль представляет собой прямой, федеральный и регулирующий налог. Большая часть налога перечисляется в бюджеты субъектов РФ.

Плательщиками налога на прибыль организаций являются: российские организации; иностранные организации, которые осуществляют предпринимательскую деятельность в РФ через постоянные представительства и получают доходы от источников в РФ.

Объектом налогообложения является прибыль, полученная налогоплательщиком. Для российских организаций такой прибылью признается полученный доход, уменьшенный на величину расходов.

Для иностранных организаций, осуществляющих свою деятельность в РФ через постоянные представительства, прибыль рассчитывается как полученный этим представительством доход за вычетом произведенных им расходов.

Кроме того, организация может уменьшить налогооблагаемую прибыль на суммы отчислений в резерв по сомнительным долгам, резерв по гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию, резерв предстоящих расходов на оплату отпусков, резерв на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет, ремонтный фонд и некоторые другие резервы.

Ставка налога на прибыль с 2009 г. равна 20%, при этом в федеральный бюджет зачисляется – 2%, в бюджеты субъектов РФ – 18%. Законодательные (представительные) органы власти субъектов РФ вправе снижать для отдельных категорий налогоплательщиков налоговую ставку в части сумм налога, зачисляемых в бюджеты субъектов РФ. При этом указанная ставка не может быть ниже 13,5%. [14]

Кроме основной ставки налога на прибыль установлены так называемые специальные ставки:

  • ставки налога на прибыль на отдельные виды долговых обязательств: 0%, 9%, 15%;
  • размер налоговой ставки налога на прибыль по доходам, полученным в виде дивидендов – 0%, 9%, 15%;
  • размер ставки налога на прибыль для иностранных организаций, на доходы не связанные с деятельностью в РФ через постоянные представительства – 10%, 20%
  • ставка налога на прибыль для ЦБ РФ 0% [13]

Рис.3. Величина налога на прибыль в доходах бюджета в 2009 – 2013 гг.[6]

Поступление налога на прибыль организаций за I полугодие 2013 года составило 160 561,5 млн. рублей или 36,0% к сумме, учтенной при формировании Федерального закона «О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов», и на 25 938,5 млн. рублей или на 13,9% меньше суммы, предусмотренной в прогнозе на I полугодие 2013 года.  Уменьшение поступлений налога на прибыль организаций обусловлено снижением объемов прибыли прибыльных организаций. [11]

Налог на доходы физических лиц. В ряду налогов, уплачиваемых физическими лицами, налог на доходы физических лиц является главным налогом, а для основной массы налогоплательщиков и единственным. Это один из немногих налогов, который существовал в годы советской власти, когда в стране почти отсутствовала система налогообложения.

Информация о работе Характеристика налоговых доходов бюджета