Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 20:08, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение государственного бюджета РФ, его  функций и современного состояния.
Поставленная цель определяет задачи исследования: 1) Изучить понятийный аппарат  государственного бюджета, его  сущность и особенности; 2) Рассмотреть функции государственного  бюджета;
3) Раскрыть структуру расходов  и доходов государственного бюджета;
4) Рассмотреть бюджетный дефицит  РФ, его причины и последствия;
5) Проанализировать бюджет 2009 года  и проект бюджета на 2010 год;
6) Выявить цели бюджетной политики  в 2010-2012 годах.
Данная функция бюджета в 
разных странах реализуется по-
4. Регулирующая функция. В 
Осуществляя расходы на здравоохранение, образование, социальное обеспечение, государство регулирует социальное развитие и уровень жизни населения страны. С помощью расходов на поддержку отдельных отраслей экономики обеспечивается производство общественно-значимых товаров и услуг, которое с точки зрения рынка может быть неэффективным. Бюджет является инструментом региональной политики, поскольку за счет средств регионов-доноров осуществляется поддержке депрессивных и кризисных территорий, имеющих недостаточный экономический потенциал или испытывающих последствия чрезвычайных ситуаций.
Влияние бюджета не ограничивается государственным сектором экономики и выходит далеко за его пределы. Регулирующее влияние оказывают не только бюджетные расходы, но и налоги, стимулирующие или сдерживающие развитие отдельных отраслей или сфер деятельности.
Названные функции бюджета носят 
объективный характер и имеют 
место в любой стране мира, независимо 
от уровня развития демократических 
институтов и характера государственной 
экономической политики. Некоторые 
из них могут противоречить друг 
другу. Например, для успешной реализации 
контрольной и информационной функции 
бюджет должен быть стабильным, а регулирующая 
функция, наоборот, предполагает его 
изменение в зависимости от текущих 
условий социально-
Функции государственного бюджета как экономической категории:
1.Распределительная (
Содержание распределительной функции бюджета определяется процессами перераспределения финансовых ресурсов между разными подразделениями общественного производства. Ни одно из других звеньев финансов не осуществляет такого многовидового (межотраслевое, межтерриториальное и т.д.) и многоуровневого (федеральный, республикан-ский, краевой, городской т.д.) перераспределения средств, как бюджет.
Сфера действия распределительной функции определяется тем, что в отношения с бюджетом вступают почти все участники общественного производства. Основным объектом бюджетного перераспределения является чистый доход; однако это не исключает возможности перераспределения через бюджет и части стоимости необходимого продукта, а иногда и национального богатства.
2. Контрольная функция. 
Функции государственного бюджета как финансового плана:
1. Перераспределение ВВП. 
2. Государственное регулирование 
и стимулирование экономики. С 
помощью бюджета государство 
регулирует хозяйственную 
3. Финансовое обеспечение 
4. Контроль за образованием и 
использованием 
Таким образом, функции государственного 
бюджета условно можно 
Функции государственного бюджета осуществляются на основе использования бюджетного механизма, который является реальным воплощением бюджетной политики и отражает конкретную нацеленность бюджетных отношений на решение экономических и социальных задач.
1.3 Структура расходов и доходов государственного бюджета
Государственный бюджет - это баланс доходов и расходов государства за определенный период времени (обычно год), представляющий собой основной финансовый план страны, который после его принятия законодательным органом власти (парламентом, государственной думой, конгрессом и т.п.) приобретает силу закона и обязателен для исполнения.
Доходы бюджета выражают экономические 
отношения, возникающие у государства 
с предприятиями, организациями 
и гражданами в процессе формирования 
бюджетного фонда страны. Формой проявления 
этих экономических отношений служат 
различные виды платежей предприятий, 
организаций и населения в 
государственный бюджет, а их материально-вещественным 
воплощением - денежный средства, мобилизуемые 
в бюджетный фонд. Бюджетные доходы 
являются, с одной стороны, результатом 
распределения стоимости 
Доходы (как поступления в бюджет) 
- это обязательные безвозвратные 
платежи, поступающие в бюджет. Доходы 
подразделяются на текущие и капитальные. 
К текущим доходам относятся 
налоговые и неналоговые 
Классификация и состав доходов.
Налоговые доходы:
1. Налоги на прибыль (доход), прирост капитала;
2. Налоги на товары и услуги, 
лицензионные и 
3. Налоги на совокупный доход;
4. Налоги на имущество;
5. Платежи за пользование 
6. Налоги на внешнюю торговлю 
и внешнеэкономические 
7. Прочие налоги, пошлины и сборы.
Экономическая сущность налогов характеризуется 
денежными отношениями, складывающимися 
у государства с юридическими 
и физическими лицами. Эти денежные 
отношения объективно обусловлены 
и имеют специфическое 
Неналоговые поступления:
1. Доходы от имущества, 
2. Доходы от продажи имущества, 
находящегося в 
3. Доходы от реализации 
4. Доходы от продажи земли и нематериальных активов;
5. Поступления капитальных 
6. Административные платежи и сборы;
7. Штрафные санкции, возмещение ущерба;
8. Доходы от внешнеэкономической деятельности;
9. Прочие неналоговые доходы;
10. Безвозмездные перечисления: а) 
нерезидентов и бюджетов 
Также, доходы бюджета можно подразделить на три крупные группы:
1. Закрепленные, т.е. предписаны к тому или иному уровню бюджета;
2. Регулирующие или отчисления 
по регулирующим доходным 
Ежегодно расписывается 
3. Дополнительные источники, 
Состав бюджетных доходов, формы мобилизации денежных средств в
бюджет зависят от системы и методов хозяйствования, а также от решаемых обществом экономических задач.
Официальные трансферты. Официальные 
трансферты (в государственном бюджете) 
- это безвозмездные, невозвратные, 
необязательные поступления (имеющие 
нерегулярный, единовременный, добровольный 
характер в виде субвенций, дарений, 
репарации), полученные от других учреждении 
государственного управления (отечественных 
и зарубежных) или международных 
организаций. Поступления безвозмездных, 
невозвратных, необязательных платежей 
из негосударственных источников включаются 
в категорию доходов (например, средства 
частных организаций, направляемых 
на строительство больниц). Необходимо 
иметь в виду, что при исчислении 
дефицита (или профицита) Международный 
валютный фонд рекомендует объединять 
полученные официальные трансферты 
с категорией «доходы» и рассматривать 
их как операции, которые сокращают, 
а не финансируют дефицит. В то 
же время категория «полученные 
официальные трансферты» 
Расходы - это все невозвратные 
платежи независимо оттого, являются 
ли они возмездными или 
Расходы государственного бюджета - это экономические отношения, возникающие в связи с распределением фонда денежных средств государства и его использованием по отраслевому, целевому и территориальному назначению.