Функции государственного кредита

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2015 в 15:34, курсовая работа

Описание работы

Современная кредитная система - это совокупность различных кредитно-финансовых институтов, действующих на рынке ссудных капиталов и осуществляющих аккумуляцию и мобилизацию денежного капитала. На рынке, на ряду с такими формами кредита, как коммерческий и банковский, принимает участие и государственный кредит. Друг от друга эти формы отличаются составом участников, объектом ссуд, динамикой, величиной процента и сферой функционирования.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………… 4
1 Экономическое содержание государственного кредита…………….…...... 5
2 Функции государственного кредита…………………….………………….. 14
3 Дискуссионные вопросы сущности и функций государственного кредита.………………..………………………………………………………………..18
4. Основные направления развития государственного кредита в Республике Беларусь………………………………………………………….... 21
Заключение………………………………………………………………………23
Список использованных источников…………………………………………

Файлы: 1 файл

теория финансов.docx

— 85.31 Кб (Скачать файл)

Большую роль в стимулировании развития производства и занятости населения играют кредиты, предоставляемые за счет бюджета территорий и внебюджетных фондов. Эти кредиты обеспечивают ускоренное развитие определенных районов или необходимых направлений экономики того или иного региона.

  1. Фискальная функция

Посредством фискальной функции государство осуществляет формирование централизованных денежных фондов.

Более обоснованной точкой зрения по вопросу функций государственного кредита является мнение тех экономистов, которые признают три функции (распределительную, регулирующую, контрольную). Выделять отдельно фискальную функцию нет оснований, так как процесс формирования централизованных денежных фондов осуществляется посредством распределительной функции.

Таким образом, государственный кредит является важным звеном централизованных (общественных) финансов. Как экономическая категория он охватывает совокупность денежных отношений между государством в лице его органов власти и управления, с одной стороны, и физических и юридических лиц – с другой, при которых государство выступает в качестве заемщика, кредитора или гаранта. Наибольшее развитие во всем мире получила деятельность государства  в качестве заемщика. Объемы операций в качестве кредитора встречаются значительно реже.

Источником погашения государственных займов и выплаты процентов по ним служат бюджетные средства. Таким образом, функционирование механизма государственного кредита приводит к появлению государственного долга.

 Государственные кредиты предоставляются Республикой Беларусь иностранным государствам, международным организациям и иным нерезидентам Республики Беларусь по решению Президента Республики Беларусь.

Необходимо отметить, что по вопросу функций государственного кредита среди экономистов нет единого мнения. Отдельные экономисты считают, что государственный кредит выполняет только две функции – фискальную и регулирующую. Другая группа экономистов утверждает, что государственный кредит выполняет четыре функции – фискальную, регулирующую, распределительную и контрольную.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Дискуссионные  вопросы сущности и функций  государственного кредита

 

Существует  много  определений  финансов.  Еще  в  1962  г.  известный  экономист, профессор  Д.А.  Аллахвердян  определил  понятие  финансов  следующим  образом: «Социалистические  финансы  представляют  собой  систему  экономических  отношений, посредством  которых  на  основе  планового  распределения  и  перераспределения совокупного  общественного  продукта  и  национального  дохода  в  денежной  форме образуются  фонды  денежных  ресурсов,  используемые  на  нужды  расширенного  вос-производства и удовлетворение других общегосударственных потребностей».

Современные исследователи этой проблемы (в частности, В.М. Родионова, Н.Г. Сычев, Л.А.  Дробозина,  Н.В.  Гаретовский)  лишь  видоизменяли  подобные  определения,  не затрагивая  сущности  объекта  исследования,  т.е.  совокупности  денежных  отношений, которая  определяет  специфику  категории  “финансы”.  За  основу  данн ого  понятия ученые  предложили   принять  распределение  ВВП  и  национального  дохода.  Но  этот сущностный  признак  имеет  самый  общий  характер  и  никак  не  определяет  специфику, особенность и место финансов в распределительном процессе.

Несколько  дальше  продвинулись  В.М.  Федосов  и  С.Я.  Огородник.  Они конкретизировали  основной  признак  финансов,  рассматривая  его  как  процесс распределения (перераспределения) части стоимости ВВП.

Оригинальное определение финансов дал профессор Э.А.Вознесенский, считавший, что «финансы социализма представляют собой систему императивных денежных отношений, выражающихся  в  формах  планомерного  движения  главным  образом  чистого  дохода, образования и использования централизованных и децентрализованных денежных доходов с целью удовлетворения потребностей социалистического государства». В этом определении автор  справедливо  конкретизировал  основной  сущностный  признак  —  движение  чистого дохода.  Он  также  подчеркнул,  что  процессы  формирования  и  использования  чистого дохода контролируются и регламентируются государством, придающим таким отношениям императивный  характер.  Профессор  сделал  вывод,  что  финансовые  отношения обусловлены  функционированием  государства.  Другие  стоимостные  отношения распределения он причислил к отношениям производства и обмена. Но Э.А. Вознесенский, правильно определив сущностный  признак финансов (чистый доход),  рассматривал  лишь  одну  сторону  финансовых  отношений  —  отношения перераспределения  и  создания  централизованного  фонда  денежных  средств  государства.

Другая сторона — обеспечение расширенного воспроизводства и всего кругооборота фондов — осталась за пределами финансовых отношений.

Иным  путем  пошел  профессор  Н.В.  Гаретовский.  Избрав  объектом  исследования чистый  доход,  он  показал  его  взаимосвязь  с  процессами  как  первичного  распределения, так и перераспределения. Однако в определении финансов он не отошел от традиционных дефиниций.  Таким  образом,  до  последнего   времени  в  экономической  литературе,  к сожалению, не сформировалось единого, устоявшегося определения финансов. К  числу  дискуссионных  относится  также  вопрос  о  функциях  финансов.  Большинство экономистов  (Б.М.  Федосов,  Д.А.  Аллахвердян,  Л.А.  Дробозина,  С.Я.  Огородник,  В.М. Родионова)  считают,  что  финансам  присущи  две  функции  —  распределительная  и контрольная.  В  то  же  время  в  литературе  можно  найти  утверждения,  что  финансам свойственны  и  другие  функции:  оперативная,  стимулирующая, перераспределительная, воспроизводственная и др.

Рассматривая  функцию  как  способ  выражения  сущности  финансов,  следует определить, что является внутренним содержанием категории финансов и какие явления находятся за пределами этих отношений, но тесно связаны с их внутренним содержанием. Большинство  авторов  признают,  что  внутреннее  содержание  финансов  составляют распределительные  отношения,  и  противоречий  между  содержательными  принципами финансов  и  их  функциями  они  не  отмечают.  Первичным  процессом,  вытекающим  из сущности  финансов,  является  распределение  и  перераспределение  части  совокупного общественного  продукта.  Распределение  финансовых  ресурсов  может  как  стимулировать общественное  производство,  так  и  сдерживать  его.  Оно  субъективно  и  производно  по отношению  к  системе  распределения.  Рассматривая  финансы  как  базисную  категорию  в системе  производственных  отношений,  можно  сделать  вывод,  что  распределительные отношения  объективны  наряду  с  другими  стадиями  и  фазами  движения  ВВП,  другими свойствами финансов, опосредованными функцией распределения.

Распределительная функция финансов первична по отношению к воспроизводственной. Процесс  воспроизводства  исходит  из  процесса  распределения  чистого  дохода  с последующим направлением части его на расширенное воспроизводство, и в  этом своем качестве воспроизводственная  функция  финансов  является  производной  от распределительной.

Перераспределение  финансов  носит  субъективный  характер,  оно  может  порождать волюнтаризм  в  ускорении  развития  отдельных  регионов  и  отраслей  и  замедлять  их развитие. Распределительная функция финансов объективна, поскольку  обслуживает одну из  фаз  (стадий)  первичного  движения  ВВП,  а  функция  перераспределения  зависима  и производна от нее.

Некоторые экономисты считают, что финансам присущи 3 функции:  формирования денежных  фондов  (доходов),  пользования  денежных  фондов  (расходов)  и  контроля.

Первые  две  из  них  можно  разграничить  и  рассматривать как  самостоятельные  функции финансов. Однако расчленение распределительной функции означало бы формирование доходов  как  таковое,  без  конечной  цели  расходования.  Следовательно,  с  одной  стороны, неизвестна  целевая  установка  формирования  доходов,  а  с  другой  —  возникает  вопрос, можно  ли  расходовать  то,  что  не  обеспечено  доходами?  В  сфере  материального производства, где  создаются ВВП и национальный доход, осуществление расходов также поставлено  в  прямую  зависимость  от  формирования  доходов.  Аналогичные  выводы, подходы и зависимости возникают при осуществлении расходов на макроэкономическом уровне.

Итак, процесс формирования фондов денежных средств и их  расходование  —  единый неразрывный процесс, и он не может искусственно расчленяться. Из  разделения  распределительной  функции  на  две  части  возможен ложный вывод о том, что получение доходов является самоцелью, хотя в действительности оно подчинено удовлетворению общегосударственных потребностей.

Ряд экономистов наделяют финансы воспроизводственной функцией, и аргументом им служит то, что финансы не только  распределяют, но и обслуживают кругооборот фондов, обеспечивая воспроизводственный процесс денежными ресурсами.  Следует отметить, что кругооборот  фондов  обеспечивается  денежными  средствами  через  распределительную функцию  финансов.  Это  значит,  что  в  кругообороте  фондов  финансовые  отношения проявляются  в  функциях  распределения  ВВП  в  денежной  форме  через  распределение чистого дохода и обеспечение им процесса расширенного воспроизводства всех элементов движения  ВВП  (израсходованной  стоимости  средств  производства  и  стоимости  рабочей силы).  Отсюда  воспроизводственная  функция  является  производной  от  функции распределения финансов, и в этом качестве ее нельзя выделять в отдельную функцию.

          Финансы  государства  играют  важную  роль  в  расширенном  воспроизводстве посредством  отношений  распределения  как  необходимой  фазы  воспроизводства, органически  связанной  с  самим  процессом  производства.  Воспроизводство  зависит  от распределительной  функции  финансов,  и  это  не  дает  основания  выделять воспроизводственную функцию в самостоятельную функцию финансов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4 Основные направления развития государственного                  кредита в Республике Беларусь 
 
 
           Республика Беларусь в современных условиях выступает, как в прочем и любое современное государство, одновременно и международным кредитором, и международным должником. Это является результатом многолетнего длительного процесса заимствований на уровне национальных рынков развитых стран с рыночной экономикой и одновременно с этим кредитование ряда стран. 
          Оптимальным на данный момент методом управления внешним долгом является реструктуризация. Она, безусловно, должна проходить при особых условиях. Для возможности оплаты внешнего долга наша страна должна добиваться тех условий, при которых возможен экономический рост, так как тяжелое бремя внешних долгов неразвитое, с кризисной экономикой государство едва ли вынесет.                                                        
          “Взвешенная” бюджетная политика последних лет создала финансовую основу для снижения государственного долга. Однако, несмотря на достигнутые положительные результаты, сохраняется ряд отрицательных факторов. В частности, речь идет об отсутствии законодательного разграничения функций органов государственной власти в области управления долгом, о нерыночном характере основной доли государственного внешнего долга, об ограниченных возможностях доступа на международные рынки капитала на благоприятных для Республики Беларусь условиях. 
            Основными резервами для повышения эффективности государственного кредита являются: 
– обеспечение реальной защиты прав интересов заимодателей и вкладчиков от инфляционных потерь путем переоценки номинальной стоимости облигаций, займов и вкладов в коммерческих банках; 
– повысить доходность отдельных государственных ценных бумаг и вкладных операций с тем, чтобы кредиторы государства были уверены в получении дохода на уровне не ниже сложившегося уровня инфляции в стране; 
– активизация реального интереса физических и юридических лиц к кредитным операциям государства путем защиты интересов не только кредиторов, но и максимально разнообразить условия выпускаемых займов (по срокам, по способам выплаты дохода, по доходности ценных бумаг, по обеспечению полной ликвидности облигаций); 
– расширение круга заимодателей за счет допуска к кредитным операциям государства всех без исключения предприятий, организаций, учреждений; 
–переход при реализации государственных ценных бумаг с официального курса к рыночному, определяемому на основе реального спроса на фондовые ценности; 
– замена финансирования предприятий и организаций на предоставление им помощи преимущественно в форме казначейских ссуд; 
– отказ от прямого безвозмездного и безвозвратного использования общегосударственного ссудного фонда в бюджетных целях и осуществление привлечения ресурсов кредитных учреждений на нужды государства исключительно на началах: срочности, платности, возвратности. 
           В начале текущего века в нашей стране бюджетные расходования на обслуживания внешнего и внутреннего государственного долга, выдаче ссуд под гарантию бюджета росли наиболее высокими темпами по сравнению с другими ассигнованиями. Наиболее высокими темпами растет задолженность странам дальнего зарубежья и международным финансовым организациям. 
          По данным информационно-аналитического бюллетеня Национального банка, около 70% привлеченных иностранных кредитов были направлены на валютно- неокупаемые проекты. 
          Что же касается главных задач системы управления внешним долгом, то это прежде всего: обеспечение национальной экономики республики внешними источниками финансирования, достаточными для ее оптимального развития, осуществление контроля за эффективным использованием этих средств и за тем, чтобы их объем находился в соответствии с реальными возможностями страны обслуживать свой внешний долг. 
          В завершение главы необходимо отметить, что для успешного развития экономике Беларуси необходимы иностранные инвестиции и в частности иностранные кредиты. Кредитные ресурсы являются одним из способов повышения производительности и технологического уровня белорусских предприятий. 
          Привлечение кредитных ресурсов даст возможность обеспечить расширение воспроизводственных пропорций, повышение и конкурентоспособность выпускаемой продукции на внешнем и внутреннем рынках и как результат – более полно удовлетворить потребности народного хозяйства и населения страны в средствах производства и потребительских товарах. 
 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе проделанной работы были сделаны следующие выводы:

 

          Таким образом, государственный кредит является важным звеном централизованных (общественных) финансов. Как экономическая категория он охватывает совокупность денежных отношений между государством в лице его органов власти и управления, с одной стороны, и физических и юридических лиц – с другой, при которых государство выступает в качестве заемщика, кредитора или гаранта. Наибольшее развитие во всем мире получила деятельность государства  в качестве заемщика. Объемы операций в качестве кредитора встречаются значительно реже. Источником погашения государственных займов и выплаты процентов по ним служат бюджетные средства. Таким образом, функционирование механизма государственного кредита приводит к появлению государственного долга. Государственные кредиты предоставляются Республикой Беларусь иностранным государствам, международным организациям и иным нерезидентам Республики Беларусь по решению Президента Республики Беларусь.

  Необходимо отметить, что по вопросу функций государственного кредита среди экономистов нет единого мнения. Отдельные экономисты считают, что государственный кредит выполняет только две функции – фискальную и регулирующую. Другая группа экономистов утверждает, что государственный кредит выполняет четыре функции – фискальную, регулирующую, распределительную и контрольную.

   Финансы  государства  играют  важную  роль  в  расширенном  воспроизводстве посредством  отношений  распределения  как  необходимой  фазы  воспроизводства, органически  связанной  с  самим  процессом  производства.  Воспроизводство  зависит  от распределительной  функции  финансов,  и  это  не  дает  основания  выделять воспроизводственную функцию в самостоятельную функцию финансов.

    В завершении необходимо отметить, что для успешного развития экономике Беларуси необходимы иностранные инвестиции и в частности иностранные кредиты. Кредитные ресурсы являются одним из способов повышения производительности и технологического уровня белорусских предприятий. 
                   Привлечение кредитных ресурсов даст возможность обеспечить расширение воспроизводственных пропорций, повышение и конкурентоспособность выпускаемой продукции на внешнем и внутреннем рынках и как результат – более полно удовлетворить потребности народного хозяйства и населения страны в средствах производства и потребительских товарах. 
 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Информация о работе Функции государственного кредита