Функции финансовой системы РК

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2014 в 20:26, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – изучение финансовой системы Казахстана.
Цели работы соответствуют задачи исследования:
1. систематизировать учебный материал, посвященный экономическим особенностям функционирования финансовой системы;
2. дать характеристику финансовой системе;
3. проанализировать этапы развития финансовой системы Республики Казахстан;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ 5
1.1 Сущность и механизм финансовой системы 5
1.2 Функции финансовой системы 8
1.3 Роль и значение финансовой системы 11
2 АНАЛИЗ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН 14
2.1 Анализ структуры финансовой системы Республики Казахстан 14
2.2 Анализ финансов хозяйственных субъектов 19
2.3 Анализ финансовой политики Республики Казахстан 21
3 ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 40

Файлы: 1 файл

Функции финансовой системы РК-44.doc

— 281.50 Кб (Скачать файл)

К числу дискуссионных относится вопрос о качественных признаках, определяющих специфику финансов как экономической категории. Споры идут в основном о том, включать или не включать в определение финансов такой их признак как императивность. Причем термин ”императивность” трактуется учеными по-разному: одни видят в нем активную роль государства по организации финансовых отношений, другие причину, порождающую функционирование финансов.

Если под императивностью понимается практическая деятельность государства, направленная на организацию финансовых отношений, выработку форм их проявления и использования, то такое употребление термина не вызывает возражений, но ничего не добавляет к характеристике сущности финансов.

Однако в некоторых публикациях императивность трактуется как сущностная черта финансовых отношений. Подчеркивается, что при характеристике категории финансов без данной черты не обойтись, поскольку именно государство создает новые распределительные финансовые отношения, что непосредственной причиной возникновения и развития финансов является деятельность государства и его органов. Подобные утверждения неправомерны, ибо не сама деятельность государства, а объективные потребности общественного развития вызывают существование финансов.

 

1.3 Роль и значение финансовой системы

 

В условиях рыночной экономики роль финансов многообразна, но, тем не менее, ее можно свести к трем основным направлениям:

  1. Финансовое обеспечение потребностей расширенного производства.
  2. Финансовое регулирование экономических и социальных процессов.
  3. Финансовое стимулирование эффективного использования всех видов экономических ресурсов.

Финансовое обеспечение потребностей расширенного воспроизводства означает покрытие затрат за счет финансовых ресурсов (собственных, заемных, привлеченных).

Финансовое регулирование экономических и социальных процессов — второе направление воздействия финансов на развитие экономики. Регулирование экономики осуществляется через перераспределение финансовых ресурсов: достаточно выделить финансовые ресурсы и темпы развития отрасли или региона ускоряются или наоборот, прекращение финансирования может задушить любое производство.

Финансовое стимулирование эффективного использования всех экономических ресурсов осуществляется различными методами:

  1. через эффективное вложение финансовых ресурсов;
  2. создание поощрительных фондов (фонды потребления, фонды социальной сферы и др.);
  3. использование бюджетных стимулов (представление льгот при уплате налогов всегда носит стимулирующий характер, примером может служить освобождение от уплаты многих видов налогов сельских и фермерских хозяйств с целью обеспечения их роста и развития);
  4. использование финансовых санкций (штрафы, пени за несвоевременную уплату налогов, сокрытие доходов и имущества от налогообложения, непредставление налоговых деклараций и т.п.).

Многие экономисты считают, что финансы выполняют две функции - распределительную и контрольную. Хотя в литературе можно найти утверждения, что финансам, помимо этих двух функций, присущи и другие: производственная (разные авторы называют ее по-разному),  стимулирующая,  регулирующая и т. д. Но при этом происходит подмена вопроса о функциях финансов вопросом об их роли в общественном воспроизводстве, так как это разные, хотя и взаимосвязанные вопросы. Конечно, финансы играют важную роль в общественном воспроизводстве, с их помощью может стимулироваться эффективное использование факторов производства, регулироваться стоимостные пропорции, обеспечиваться условия для проведения режима экономии и т. д. Однако отождествлять эти результаты, достигаемые благодаря функционированию финансов, с их функциями неправомерно.

Некоторые авторы не признают распределительной функции финансов, считая, что она не выражает их специфику, поскольку процессы стоимостного распределения обслуживаются разными экономическими категориями. Но сторонники распределительной функции отнюдь не считают, что она порождена самим фактом функционирования финансов на второй стадии воспроизводственного процесса, а наоборот, они связывают ее со специфическим общественным назначением финансов, подчеркивая, что ни одна другая категория, действующая на стадии стоимостного распределения, не является столь ”распределительной”, как финансы.

Некоторые экономисты считают, что финансам присущи три функции: формирование денежных фондов (доходов), использование денежных фондов (доходов) и контрольная. Однако первые две, хотя реально существуют, но они больше напоминают механизм реализации распределительной функции, чем самостоятельный способ действия категории финансов.

Наличие дискуссионных вопросов обуславливает необходимость дальнейшей разработки теоретических проблем сущности и функций финансов. Более глубокое знание экономической природы финансов и присущих им свойств позволит активнее разрабатывать пути лучшего использования данной категории в практике хозяйствования, научно обосновывать меры, направленные на финансовое оздоровление экономики и совершенствование системы финансовых взаимосвязей.

 

2 анализ финансовой системы  республики казахстан

 

2.1 Анализ структуры финансовой системы Республики Казахстан

 

Финансовая система включает органы управления финансами, финансово-кредитные учреждения, финансовые ресурсы, законы, правила, нормы, регулирующие финансовую деятельность.

Финансовую систему составляют следующие звенья (институты):

1) бюджетная система с входящими в нее государственными (республиканскими, областными) и местными бюджетами;

2) внебюджетные целевые фонды;

3) финансы предприятий, объединений, организаций, учреждений, экономических отраслей;

4) имущественное и личное страхование;

5) кредит (государственный и банковский).

Функционирование финансовой системы обеспечивается движением наличных денежных знаков и в большей части - безналичными денежными платежами и расчетами.

 В институциональной структуре финансового сектора изменений за рассматриваемый период не наблюдалось. Доминирующим сегментом финансового сектора республики остается банковский сектор.

Как и в предыдущие годы, большая часть ресурсов сосредоточена в банках. Удельный вес банковских активов в совокупных активах финансового рынка продолжает расти, что обусловлено, в значительной степени, кредитной активностью банков второго уровня.

Высокие темпы роста кредитования обусловили более высокое отношение кредитов к ВВП в сравнении с другими показателями уровня финансового посредничества. Динамика показателей уровня финансового посредничества характеризуется сравнительным превышением над аналогичными показателями стран СНГ и Восточной Европы.

Сохраняющийся спрос на кредитные ресурсы, предъявляемый субъектами экономики, обусловил рост отношения объемов кредитования к ВВП. Вследствие высоких темпов роста кредитования банками второго уровня данный показатель вырос с менее чем 30% в 2005 году до 60% по итогам 9-ти месяцев 2008 года.

В свою очередь, вследствие увеличения уровня фондирования банков второго уровня за счет внешних источников с дальнейшим кредитованием отечественной экономики увеличился разрыв между отношением кредитов к ВВП и уровнем сбережений населения, а также более широким индикатором - уровнем монетизации экономики (Рис. 2.1).

Рис. 2.1 - «Глубина» развития финансовых отношений

 

Усиление влияния кредитования как инструмента стимулирования платежеспособного спроса и соответственно роста экономики обуславливает подверженность рискам негативного влияния на показатели экономического роста, связанные с возможным снижением устойчивости источников кредитных ресурсов, вследствие увеличения разрыва уровня кредитования и внутреннего фондирования (за счет депозитной базы резидентов).

 

Рис. 2.2 - Сравнительный анализ изменения уровня развития финансовых отношений в 2006- 2007гг. (в процентах)

 

Вместе с тем, за период с начала 2007 года по октябрь 2008 года наблюдалось увеличение активов профессиональных участников рынка ценных бумаг при снижении удельного веса активов небанковских организаций, активов накопительных пенсионных фондов и стабильной доле страхового сектора (Рис. 2.3).


 

Рис. 2.3 - Институциональная инфраструктура финансового сектора в 2007-2008 гг.

 

При этом институциональная инфраструктура финансового сектора остается стабильной (Таблица 2.1.)

Степень влияния банковского сектора на другие сегменты финансового рынка характеризуется также его присутствием на рынке корпоративных облигаций. Так, по состоянию на 1 октября 2008 года 40% от общего числа выпусков негосударственных облигаций осуществлены банками второго уровня (Рис. 4 ).

 

Рис. 2.4 – Основные инвесторы на рынке корпоративных облигаций

 

Несмотря на постоянное увеличение корпоративных облигаций в обращении, более половины общего объема находятся в портфеле нефинансовых организаций и других инвесторов. При этом удельный вес институциональных инвесторов–держателей облигаций от общего объема облигаций, выпущенных на территории Республики Казахстан, составил 43,7%.

Таким образом, нестабильность в банковской системе окажет отрицательное влияние на устойчивость всех других сегментов финансового рынка. При этом тот факт, что часть субъектов финансового сектора являются дочерними организациями банков или входят в состав банковских конгломератов, усиливает подверженность системному кризису всего финансового сектора.

Доля активов 5-ти крупнейших финансовых институтов в банковском секторе с начала текущего года незначительно снизилась при тенденции ее увеличения в накопительной пенсионной системе и страховом секторе республики. Банковский сектор и рынок пенсионных услуг остаются «умеренно концентрированными» при сохранении «низко-концентрированного» страхового сектора.

Несмотря на последние крупные приобретения зарубежными финансовыми институтами, доля активов банков с иностранным участием в совокупных активах банковского сектора наряду с долей их уставного капитала в уставном капитале банковской системы остается незначительной.

При сохранении высокой концентрации капитала и недостаточной конкуренции со стороны других игроков повышается подверженность системным рискам в финансовом секторе. Доминирование крупных банков на отечественном рынке банковских услуг является историческим. Доля активов 5-ти крупнейших банков республики в совокупных активах банковского сектора на 01.10.2008 года составила 77,9% (на 01.01.2004 года – 71,3%). При этом с начала текущего года наблюдалось незначительное ее снижение, что обусловлено, с одной стороны, усилением конкуренции, с другой стороны, некоторым замедлением активной деятельности банков из-за колебаний на глобальных рынках, вызванных американским ипотечным кризисом (Таблица 5.1.1). В накопительной пенсионной системе и страховом секторе наблюдается небольшое увеличение доли 5-ти крупнейших финансовых институтов.

В качестве совокупного показателя рыночной концентрации используется индекс Херфиндаля-Хиршмана. В соответствии с проведенными расчетами по рынку банковских услуг данный индекс составил 1 486, рынку пенсионных услуг 1 625,3, страховому сектору 745,5 (Рис. 5).

 

Рис. 5 - Концентрация сегментов финансового сектора Казахстан

 

Уровень кредитного риска в банковской системе остается высоким. Ключевое значение для финансовой стабильности банковской системы имеет качество его ссудного портфеля ввиду относительно высокой концентрации заемщиков и активного участия в секторах недвижимости и строительства.

Качество обслуживания заемщиками своих обязательств по кредитным договорам определяется их финансовым состоянием, зависящим от основных тенденций развития экономики в целом.

Американский опыт и сложившиеся тенденции должны послужить для отечественного банковского бизнеса «уроком» в части отношения к кредитному риску и качеству ссудного портфеля.

В условиях сохранения тенденций макроэкономической стабильности, повышения благосостояния населения, бурного роста строительной индустрии, а также беспрецедентного роста цен на недвижимость в 2008 году продолжилась тенденция наращивания ссудного портфеля банков, обусловленная активным притоком относительно дешевого иностранного капитала (результаты обследования качественных параметров, определявших спрос и предложение на кредитном рынке, приведены в Box 3). Приток капитала из-за рубежа по относительно низкой стоимости способствовал увеличению ресурсной базы банков второго уровня и, как следствие, активизации банковской деятельности, в особенности кредитной, что способствовало повышению степени подверженности банковского сектора определенным рискам, в частности, кредитному риску.

 

2.2 Анализ финансов хозяйственных субъектов

 

В 2006 г. отмечен значительный рост суммарного объема операций на Казахстанской фондовой бирже (KASE), достигший почти 25 млрд долл. (около 4 трлн тенге). Приведенный объем операций является самым большим годовым оборотом биржи за всю историю ее существования. При этом объем операций с государственными ценными бумагами (ГЦБ) на KASE, включая облигации местных исполнительных органов, во всех секторах рынка превысил 20 млрд долл. (3084,5 млрд тенге). Объем операций с негосударственными эмиссионными ценными бумагами (НЦБ) на KASE достиг эквивалента 767,6 млн долл. (118,6 млрд тенге). В секторе купли/продажи НЦБ наибольший объем оборота наблюдался у корпоративных облигаций, индексированных по изменению курса тенге.

Всего в заключении сделок на KASE в 2006 г. принимали участие 55 организаций, являющихся членами биржи по различным категориям.

Информация о работе Функции финансовой системы РК