Функции финансов как проявление их сущности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2013 в 19:55, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение функции финансов как проявлений их сущности.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть финансы как стоимостную категорию и содержание финансов;
- рассмотреть функции финансов как проявлений их сущности;
- изучить зарубежный опыт деятельности органов бюджетно-финансового контроля;
- рассмотреть структуру финансовой системы Республики Казахстан;
- проанализировать финансовую систему Республики Казахстан;
- дать оценку современному состоянию финансовой системы Республики Казахстан;
- рассмотреть проблемы и пути совершенствования финансовой системы в Республике Казахстан.

Содержание работы

Введение
3
1
Теоретические аспекты функции финансов
5
1.1
Финансы как стоимостная категория и содержание финансов
5
1.2
Функции финансов как проявлений их сущности
8
1.3
Зарубежный опыт деятельности органов бюджетно-финансового
контроля
12
2
Анализ финансов и финансовой системы Республики Казахстан
16
2.1
Структура финансовой системы Республики Казахстан
16
2.2
Анализ финансовой системы Республики Казахстан
19
2.3
Оценка современного состояния финансовой системы Республики Казахстан
26
3
Проблемы и пути совершенствования финансовой системы в Республике Казахстан
29

Заключение
34

Список использованной литературы
36

Файлы: 1 файл

Функции финансов как проявление их сущности курc.doc

— 455.00 Кб (Скачать файл)

 

 

Рисунок 7 - Распределение показателей доходности НПФ по группам (квартилям) в зависимости от размера НПФ в динамике

Примечательным  остается  тот  факт, что  пять  крупных  пенсионных  фондов демонстрируют  более высокую эффективность деятельности по сравнению с остальными  НПФ.  Об  этом свидетельствуют уровень средневзвешенного значения К26  за 12, 36 и 60 месяцев по пяти крупнейшим НПФ.

Динамика  рынка  ценных  бумаг  свидетельствует  о  сохраняющемся консерватизме инвесторов  и их  стремлении  снизить риски за  счет  приобретения государственных ценных бумаг.  На  биржевом  рынке негосударственных ценных  бумаг произошел рост совокупного объема торгов – за 9 месяцев 2011  г.  объем торгов  вырос до 349,8  млрд.  тенге,  что  почти  в 2  раза выше уровня аналогичного периода 2010  г. Необходимо отметить, что высокие  объемы  сделок  на  рынке  долевых ценных  бумаг  в  октябре 2010  г.  и  марте 2011 г. были связаны с проведением торгов по продаже простых акций АО «Казахмыс» и привилегированных акций АО «Разведка Добыча «КазМунайГаз».  Проведение данных  торгов  обусловило  рост капитализации рынка долевых ценных бумаг в период с декабря 2010 г. по февраль 2011  г.  Впоследствии  данный  показатель существенно  снизился (с 9,2  трлн.  тенге  в январе до 6,2 трлн. тенге в сентябре) в силу неопределенности  ожиданий  инвесторов, связанных  с  нестабильностью  ситуации  в европейских странах (Таблица 3). 

 

Таблица 3 - Капитализация и доходность рынка долевых ценных бумаг

 

 

янв.2009

дек. 2009

янв.2010

дек.2010

янв.2011

сен.2011

1-я категория

2 563,64

7 379,349

7 724,163

7 580,440

7 852,483

4 594,098

Листинг А (до сентября 2008 года)

           

2-я категория

210,07

200,296

199,837

253,930

265,191

503,031

Листинг В (до сентября 2008 года)

           

3-я категория

464,92

926,592

892,679

1 125,077

1 129,799

1 116,904

Нелистинговые ЦБ (до сентября 2008 года)

           

Всего

3 238,631

8 506,238

8 816,679

8 959,446

9 247,473

6 214,033

Значение индекса KASE Shares на конец месяца (правая ось)

622,27

1 768,26

1 838,82

1718,09

1790,97

1140,30


 

Как видно из таблицы 3, что доходность рынка ценных бумаг  в сентябре 2011 г. снизилась.

Таким образом, несмотря на некоторые понижения показателей  финансового сектора в 2011 г., современное состояние финансового рынка республики отмечено положительными данными, дальнейшее развитие которых поможет улучшить общую экономическую ситуацию как в стране, так и в регионе в целом.                 

2.3 Оценка современного состояния финансовой системы Республики Казахстан

 

В условиях углубления рыночных реформ происходит перестройка всей системы (финансовых отношений в народном хозяйстве. Государственные финансы, и, прежде всего бюджетная система, путем соответствующего направления средств должны обеспечить структурную перестройку экономики, ускорение научно-технического прогресса, повышение эффективности производства, и на этой основе рост жизненного уровня народа.

За счет централизованных фондов обеспечиваются потребности расширенного производства на макроуровне; осуществляется межотраслевое и территориальное перераспределение ресурсов для выравнивания уровня экономического и социального развития отдельных регионов.

Несмотря на резкое снижение бюджетного финансирования, условия  расширенного воспроизводства для предприятий в рыночной экономике облегчаются вследствие возросшей доли прибыли, оставляемой в хозяйстве, увеличившейся амортизации в результате переоценки основных фондов, возможностей привлечения банковских кредитов и других форм заимствования на финансовом рынке.

В недавнем прошлом в  рамках административно-командной  системы роль финансов была незначительной и сводилась, как правило, к контролю за сбором налогов. При этом вся прибыль  организаций изымалась, а при  необходимости денежные средства выделялись из государственного бюджета.

В рамках рыночных условий  роль финансов в расширенном производстве существенно возросла. Финансы стали  играть следующую роль:

- финансовое обеспечение потребностей расширенного производства, предполагающем покрытие затрат за счет финансовых ресурсов (собственных, заемных и привлеченных средств);

- финансовое регулирование социальных и экономических процессов, представляющем собой изменение темпов роста отдельных структурных подразделений с целью перестройки производства в соответствии с изменившимися потребностями общества;

- финансовое стимулирование эффективного использования всех видов экономических ресурсов, осуществляемом через эффективное вложение финансовых ресурсов, создание поощрительных фондов, использование бюджетных стимулов и финансовых санкций.

Финансовая система  строится на финансовых отношениях, охватывающих такие сферы экономических денежных отношений, которые опосредуют кругооборот  децентрализованных денежных фондов организаций  разных форм собственности, а также связанных с формированием и использованием централизованных денежных фондов, аккумулирующихся в бюджетной системе.

Финансы, являясь частью финансового механизма, тесно связаны  с процессом производства, который  существует в разных экономических формациях, непосредственно связаны с товарно-денежными отношениями и государством, представляют собой, прежде всего, стоимостную категорию, осуществляют распределение (на уровне микроэкономики) и перераспределение (на уровне макроэкономики) ВВП и национального дохода.

Большое воздействие  на финансы предприятий оказывает налоговая политика, виды налогов, их ставки, льготы. Следует отметить, что налоговая политика в настоящее время не стимулирует расширенное производство.

Финансы выступают важным элементом производства рабочей силы, в стоимость которой, помимо оплаты труда, входят также расходы на образование, здравоохранение, социальное обеспечение. Быстрая качественная перестройка производства требует постоянного изменения профессиональной структуры рабочей силы, что влечет за собой дальнейший рост расходов на образование и переквалификацию кадров.

И прекращение спада  производства, и экономический рост возможны только в условиях резкого  увеличения инвестиционных ресурсов, укрепления покупательной силы тенге, облегчения налогообложения производственных предприятий.

Основные приоритеты развития финансового сектора, а также направления и подходы к государственному регулированию отдельных его секторов нашли отражение в «Концепции развития финансового сектора Республики Казахстан на период 2007-2011 годов».

По мере развития рыночных отношений в экономике и обществе, усиливается экономическая роль банков. В их работе на первое место  взамен административно-командных  выдвигаются экономические методы. Повышается значение стоимостных инструментов банковского воздействия на экономику.

В этих условиях велика роль банков в снижении инфляции в экономике  и ее переводе на рыночные рельсы, прежде всего в приватизации и разгосударствлении собственности. При этом важнейшей задачей банковской системы являются совершенствование кредитного механизма, методов регулирования денежного обращения, ускорение расчетов и соблюдение платежной дисциплины.

Несмотря на динамичное развитие банковского сектора, казахстанские банки сегодня сталкиваются с рядом рисков. Во-первых, это риски, связанные с внешними заимствованиями банков второго уровня, во-вторых, это риски, связанные с ростом потребительского кредитования и кредитования, связанного с недвижимостью.

На сегодняшний день в Казахстане темп роста страховых премий самый высокий среди стран СНГ. И хотя уровень страховых премий по сравнению с развитыми странами является все еще недостаточным, темп роста позволяет говорить о высоком потенциале данного сектора.

Оценка развития рынка ценных бумаг неоднозначна, так как сейчас рынок ценных бумаг Казахстана еще не в полной мере выполняет свои основные функции по аккумуляции сбережений и превращению их в инвестиции. Тем не менее, имеется огромный потенциал для его развития, и в последнее время наблюдаются ощутимые сдвиги.

Глобальный финансово-экономический  кризис продемонстрировал недостатки существующих моделей финансовых отношений  как в общемировом масштабе, так  и на национальном уровне. Слабые стороны  были выявлены в структуре государственного регулирования и в деятельности самих финансовых институтов.

Проблемы финансовых институтов проявились в несовершенстве и несоответствии систем управления рисками современным тенденциям и уровню принимаемых рисков (как  по степени, так и по качеству рисков), низком уровне корпоративного управления, недостаточной прозрачности и, как следствие, неэффективности бизнес-моделей, оказавшихся чувствительными к негативным тенденциям.

Одной из отличительных  черт посткризисного периода является необходимость устранения выявленных проблем финансового сектора, исправления допущенных ошибок и обеспечения стабильного диверсифицированного роста. Необходимо продолжить работу по созданию современной, устойчивой и конкурентоспособной финансовой системы суверенного Казахстана.

Будет продолжена работа по реализации Концепции развития финансового  сектора Республики Казахстан на 2007 - 2011 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Казахстан от 25 декабря 2006 года № 1284, которая не исчерпала своего потенциала, хотя и требует доработки и усовершенствования с учетом складывающихся реалий, а также Плана развития регионального финансового центра города Алматы до 2015 года, утвержденного постановлением Правительства Республики Казахстан от 30 января 2009 года № 90.

Таким образом, приведенные  данные свидетельствуют о том, что развитие финансовой системы Казахстана все больше приближается к мировым стандартам, создавая прочную основу для вступления Республики Казахстан в 50 наиболее конкурентоспособных стран мира.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Проблемы и пути совершенствования финансовой системы в  Республике Казахстан 

 

 

Глобальный финансово-экономический  кризис, затронувший практически  все страны мира, обнажил и в  полной мере показал  недостатки  существующих  моделей  финансовых  отношений на общемировом и национальном уровнях. Вместе с тем недостатки и слабые стороны были выявлены не только в структуре  государственного регулирования, но и в деятельности  самих  финансовых  институтов. Основные  проблемы  финансовых  институтов  проявились  в  несбалансированной  политике кредитования, несовершенной системе управления рисками, неэффективности выбранных моделей ведения бизнеса в финансовом секторе, оказавшихся чувствительными к негативным тенденциям, и в недостаточном развитии корпоративного управления.

Ограниченность внешних  источников финансирования.

Глобальный  финансовый  кризис  очень  серьезно  «ударил» по мировой экономике. В результате деструктивных разрушительных  процессов обанкротился  инвестиционный  банк «Lehman  Brothers»,  произошло поглощение  «Merrill  Lynch», на грани краха оказалась крупнейшая американская страховая компания AIG.

В итоге внешние источники  финансирования, которые ранее были доступными, стали очень ограниченными  и дорогими, поэтому банки второго уровня стали испытывать серьезные трудности в привлечении финансовых ресурсов.

Ликвидность в банковском секторе снизилась, темп роста кредитного портфеля уменьшился и сегодня составляет порядка 5 %.

В поисках альтернативных источников фондирования банки второго уровня обращались за помощью к Национальному Банку Республики Казахстан, который оказывал им поддержку, используя операции Репо, валютные свопы и предоставление средств под залог «минимальных резервных требований». Сегодня приоритетным направлением  является  активизация работы по привлечению внутренних источников финансирования.

В качестве основного  источника фондирования финансового  сектора будут оставаться депозиты населения и юридических лиц  в банках второго уровня.

Высокий уровень накопленных процентных доходов.

В среднем объем накопленных  процентов по банковскому сектору  составил свыше 30 %. Естественно, это не означает, что все накопленные процентные доходы должны быть списаны, в конечном итоге большая часть этих доходов будет все же получена банками, а против другой части будут сформированы провизии. Тем не менее, эта проблема вызывает определенную озабоченность.

Причины обусловлены  не только высоким уровнем кредитного риска, снижением платежеспособности заемщиков и качества кредитного портфеля, уменьшением активов банков, но и  недостаточным  объемом  долгосрочной  ликвидности  и  низкой оборачиваемостью кредитных ресурсов.

Низкая конкуренция  в банковском секторе.

В «Концепции развития финансового сектора Республики Казахстан в посткризисный период» отмечается, что ключевым приоритетом развития  будет стимулирование  конкуренции в финансовом секторе.

Уменьшение банковских активов и снижение качества кредитного портфеля.

По  статистическим  данным Агентства Республики Казахстан по  регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций, по состоянию на 1 мая 2010 года совокупные активы банков составляли                     13762,9 млрд. тенге, на 1 мая 2009 года совокупные активы банков уменьшились до 11 938,9 млрд. тенге.

Информация о работе Функции финансов как проявление их сущности