Франчайзинг: мировой опыт и его внедрение в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2013 в 13:14, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является раскрытие сущности франчайзинга и его становления в России. Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1)Дать понятие франчайзинга и его основ.
2)Рассмотреть историю развития франчайзинга зарубежом.
3)Рассмотреть этап возникновения франчайзинга в России и перспективы его развития.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Понятие франчайзинга. 4
2. Развитие франчайзинга в зарубежных странах. 8
3.Франчайзинг в России 12
3.1 Возникновение франчайзинга в России 12
3.2 Значение и перспективы франчайзинга в России 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 17
СПИСОК ИСПОЛЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 18

Файлы: 1 файл

Франчайзинг.docx

— 61.80 Кб (Скачать файл)

Интенсивное развитие франчайзингового бизнеса пришлось на 60-70 годы прошлого века, но одновременно с этим появилось большое количество липовых франшиз – фирм с недостаточным капиталом и слабым управлением, что привело к большому количеству обманутых и разорившихся франчайзи. Это подтолкнуло к созданию Международной ассоциации франчайзинга и Европейской ассоциации франчайзинга и привело к развитию регионарных ассоциаций.

Сегодня франчайзинговые компании широко развиты более чем в 70 экономических секторах. Основными экспортерами франшиз являются США, Япония, Канада, Великобритания, Германия, Австралия и Франция.

 

3.Франчайзинг  в России

3.1 Возникновение  франчайзинга в России

 

Начало истории франчайзинга в  России можно отнести к середине 90-х годов прошлого века. Первые схемы  строились с использованием арендных отношений и включением в договоры передачи операторам прав на использование  товарного знака, принадлежащего компании. Такие схемы использовали нефтяные компании.

История франчайзинга в России связана  именно с сектором розничной продажи  нефтепродуктов, и в конце 90-х  годов основная информация о развитии франчайзинга поступала именно от нефтяных компаний. Именно в этот период времени  многие рассматривали франчайзинг  как интеграцию крупного и малого бизнеса, что конечно имеет место  быть в некоторых секторах экономики (например, продажа нефтепродуктов, осуществление пассажирских перевозок, продажа электроэнергии) и в определенной экономической ситуации, но само по себе не является приоритетом франчайзинга.

Важным этапом рождения франчайзинга в России является вступление в действие II части Гражданского Кодекса РФ в 1996 году, в главе «Коммерческая концессия» появилось правовое регулирование франчайзинга в России.  

России франчайзинг начал активно  развиваться в середине 90-х годов. На российский рынок пришли и развиваются  ряд известных западных франшизных систем (Kodak, Baskin Robbins, Subway, «McDonald’s, Coca-Cola и др.). Наряду с международным, успешно развивается и чисто российский франчайзинг. Появились и бурно развиваются такие отечественные концепции, как "Ростикс", "1С", "Теремок - Русские блины", "Перекресток" и др.

Первый договор, который может  быть квалифицирован в качестве договора о коммерческой концессии (франчайзинговый договор), зарегистрирован в Роспатенте в июне 1996 года. Это договор между компанией “КолгейтПалмолив” США (правообладатель) и АО “Колгейт-Палмолив” РФ (пользователь). Предметом договора наряду с фирменным наименованием выступало 35 изобретений, 7 промышленных образцов в области производства предметов и средств гигиены, около 60 товарных знаков, техническое, технологическое, коммерческое ноу-хау. 

В 2003 году с интервалом менее месяца в Москве прошли III конференция и  выставка Франчайзинг в России 2003 и I международная выставка по франчайзингу Buy Brand Купи Брэнд. Это обнадеживающие признаки того, что и в Россию приходит, наконец, этот самый быстро развивающийся в мире метод организации бизнеса. В США, например, он уже назван бизнес-революцией и через 1500 франчайзинговых систем обеспечивает почти 40% всех розничных продаж товаров и услуг на общую сумму около 1 трлн. долларов в год.

У наших европейских соседей  количество франчайзинговых систем поменьше около 800 в Германии и около 600 в Англии. Россия сегодня уже опередила Данию, у которой 98 систем и 2 тысячи франшизных точек операторов (или франчайзи). По разным оценкам, у нас примерно 5 тысяч операторов, основную долю которых составляют такие развитые системы как магазины Лавка жизни (около 2000), точки продаж программного обеспечения 1С (около 1,5 тыс.) и фотоуслуг Кодак (1000).

Количество организаций, заявивших о своем развитии в формате франчайзинга возросло с 50 в 2001 году до 750 в 2008, что само по себе характеризует востребованность этого формата в России. В России, впрочем, как и в других странах мира нет официальной статистики по франчайзингу. О развитии этого сектора можно судить только по той информации,  которая представлена участниками рынка в СМИ и среде Интернет. На Рисунке 1 представлены исследования по состоянию на октябрь-ноябрь 2006 и 2007, 2008 года. Наибольшее количество франшиз в 2008 году наблюдалось в секторе розничной торговли - 57%.

 

 

 

Рисунок 1. Структура рынка франшиз  в России, 2008г.

 

3.2 Значение и  перспективы франчайзинга в России

 

Перспективы развития франчайзинга в  России являются наиболее благоприятными в настоящее время. Тенденция  ускоренного развития и распространения  франчайзинга в последнее время  не может не радовать. Так, по статистике в течение последних четырех  лет в России возникло 158 франчайзинговые системы. Качество франшизных предложений, их концепции значительно улучшились, став сильными и коммерчески более выгодными. Таким образом, возникает все больше и больше положительных примеров внедрения франчайзинга в нашей стране.

Прогнозируя развитие франчайзинга в  России, необходимо отметить, что в  нашей стране в ближайшее время  следует ожидать увеличения интереса к открытию бизнеса по франчайзингу.

Интерес от физических лиц - потенциальных предпринимателей, будет обусловлен ростом реальных доходов и возможности формирования накоплений с последующим их использованием для открытия собственного бизнеса. Данное утверждение подтверждается также исследованиями социологов, согласно которым, наблюдается  стремление активной части населения стать более независимыми в своих доходах, способными обеспечить постоянный источник доходов самостоятельно, создавая собственный бизнес, а, не работая на благо работодателя. Подобное явление в макро социальном плане в ближайшем способно значительно увеличить число среднего класса, которая составляет основу предпринимателей открывающих бизнес по франшизе, что повлечет за собой изменения в структуре ВВП страны в отношении увеличения в ее доле малых и средних компаний.

По имеющимся данным, большая  часть расходов населения России, это – продукты питания и сфера  услуг, в которых присутствуют франчайзинговые компании фаст-фуда, розничной торговли и т.д.

Продолжая анализировать использование  франшизы в нашей стране, необходимо обозначить в каких сферах данный вид бизнеса будет наиболее выгодным в ближайшее время:

    • Фаст – Фуд;
    • Розничная реализация одежды и обуви;
    • Розничная торговля сувенирной продукцией и игрушками;
    • Услуги в области спорта и здоровья;
    • Услуги в сфере информационных технологий;
    • Гостиничный бизнес;
    • Туристический бизнес;
    • Услуги в области аренды, ремонта и продажи автомобилей.

Кроме того, в ближайшее время  число компаний активно использующих франчайзинг в регионах России увеличиться  в разы.

Решение многих экономических проблем  современной России требует новых  экономических механизмов. Одним  из таких механизмов является франчайзинг. Можно утверждать, что франчайзинг  в настоящее время – единственный известный инструмент, позволяющий  повысить эффективность малого бизнеса. Он дает возможность объединить достоинства  малого и крупного бизнеса.

Особая важность франчайзинга в том, что, по данным американских экспертов, в течение первых 5 лет деятельности разоряются 85% малых бизнесов, а среди франчайзи только 14-15%. Это очень хороший ориентир для российских предпринимателей.

Можно с уверенностью сказать, что, несмотря на наличие определенных проблем, франчайзинг в России неуклонно  развивается. Примером тому может служить  стабильное развитие франчайзингового бизнеса у фирм, которые были перечислены выше. Кроме того, у всех этих фирм появляются новые партнеры-франчайзи. И все они продолжают успешно работать, преодолевая огромные трудности. Схема франчайзинга привлекает все больше фирм, хотя прирост новых франчайзоров еще очень незначительный.

Еще одним важным положительным  моментом является наличие партнерских  контактов с московским правительством, которое оказывает всестороннюю поддержку Российской ассоциации развития франчайзинга.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, фанчайзинг -  это вид отношений между рыночными субъектами, когда одна сторона (франча́йзер) передаёт другой стороне (франча́йзи) за плату (роялти) право на определённый вид бизнеса, используя разработанную бизнес-модель его ведения. Это развитая форма лицензирования, при которой одна сторона предоставляет другой стороне возмездное право действовать от своего имени, используя товарные знаки и бренды франчайзера.

Франчайзинг исторически и прочно закрепился в развитых странах под  воздействием объективных потребностей экономического развития. Более того, за рубежом эту форму деятельности считают не только полезной, но и престижной. Так что если стремиться перенять у Запада все самое перспективное, можно надеяться, что франчайзинг скоро по достоинству оценят и в России. Ведь идея франчайзинга проста – если есть интересная, неординарная и перспективная концепция осуществления бизнеса, то можно на ней заработать самому и передать ее другому лицу для осуществления своей предпринимательской деятельности, получая за это использование дополнительный доход и рекламу своего бизнеса.

Франчайзинг имеет множество преимуществ. Строгая регламентированность деятельности, контроль со стороны франчайзора, несомненно повышают общую культуру ведения бизнеса, его правовую защищенность. Франчайзинг дает возможность привлечь в бизнес обширный круг лиц, не решающихся заниматься «вольным» бизнесом без поддержки и обучения. Основу потенциальных франчайзи могут составить начинающие бизнесмены и другие категории лиц, желающие и способные заниматься предпринимательской деятельностью “под руководством”.

В России развитие франчайзинга может способствовать также снижению уровня дефрагментации нашей экономики и изменит структуру ВВП в пользу увеличения доли малого и среднего бизнеса и уменьшит долю предприятий, ориентированных на экспорт сырья, что будет способствовать укреплению и развитию экономики страны.

СПИСОК ИСПОЛЗОВАННОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

 

  1. Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Книга Третья / Договоры о выполнении работ и оказании услуг. – М.: Статут, 2004 г.
  2. Кочетков Г.Б. Социальная функция франчайзинга.- Человек и труд.-2003.-№2.-с.32-36.
  3. Назаренко, Е. Текущее состояние и перспективы развития франчайзинга в России [Электронный ресурс]// Онлайн-журнал «Управление компанией». Режим доступа: http://www.rb-edu.ru/library/articles/articles_642.html
  4. Панина М. Фаза активного развития франчайзинга на российском рынке // Деньги 02/2006 г. с 9
  5. Перспективы развития франчайзинга в России [Электронный ресурс]// Сайт копании «Деловой Базар». Режим доступа: http://www.delovoybazar.ru/content/perspektivy-razvitiya-franchaizinga-v-rossii
  6. Перспективы развития франчайзинга на российском рынке [Электронный ресурс]// Онлайн-издание «Трибуна» - 07.09.2012 г.- Режим доступа: http://www.tribuna.ru/publications/razvitie-franchaizinga.html
  7. Поворин С.В. Тенденции развития франчайзинга в мировой экономике. -Маркетинг в России и за рубежом.-2003.-№3.-с.29-32.
  8. Рыкова, И. В. Франчайзинг в России [Электронный ресурс]// Сайт проекта «ТОП 100 франчайзинг». Режим доступа: http://franchisetop.ru/frajchajzing-v-rossii

 


Информация о работе Франчайзинг: мировой опыт и его внедрение в России