Формы эмиссии денег

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 14:04, контрольная работа

Описание работы

Возникновение государства предполагает, кроме всего прочего, установление определенных взаимоотношений по распределению и перераспределению создаваемых экономических благ между государством в лице верховной власти и остальными субъектами воспроизводственных отношений. Собственно, эти отношения и определялись понятием «финансы». Финансы выражают экономические отношения в связи с образованием, распределением и использованием фондов денежных средств, в процессе распределения и перераспределения национального дохода.

Файлы: 1 файл

к.р. фик.docx

— 66.45 Кб (Скачать файл)

При осуществлении эмиссии одним  РКЦ другой РКЦ может в то же время дополнительно изъять аналогичную  сумму наличных денег, поэтому общая  масса денег в обращении может  и не измениться. Сведениями о том, произошла или не произошла в  данный день эмиссия, располагает только Правление Центрального банка, где  составляется ежедневный эмиссионный баланс.

Деньги, эмитируемые РКЦ в обращение, поступят в операционные кассы коммерческих банков, откуда будут выданы клиентам этих банков, т.е. поступят или в кассы  предприятий, или непосредственно  населению. При этом деньги списываются  со счетов клиентов до востребования.

Следовательно, наличные деньги трансформируются из безналичных денег, находящихся  на депозитных счетах, и представляют собой составную часть денежной массы, созданной коммерческими  банками, в результате действия механизма  банковского мультипликатора. В  России на долю наличных денег приходится 1/3 всей денежной массы.

В России действуют следующие принципы эмиссии  наличных денег:

- принцип необязательности обеспечения (не устанавливается официальное соотношение между рублем и золотом или другими драгоценными металлами);

- принцип монополии и уникальности (эмиссия наличных денег, организация их обращения и изъятия на территории России осуществляются исключительно Банком России);

- принцип безусловной обязательности (рубль является единственным законным платежным средством на территории России);

- принцип неограниченной обмениваемости (не допускаются какие-либо ограничения по суммам или субъектам обмена; при обмене банкнот и монеты на денежные знаки нового образца срок их изъятия из обращения не может быть менее одного года и более пяти лет);

- принцип правового регулирования (решение о выпуске денег в обращение и изъятии их из обращения принимает Совет директоров Банка России).

Если наличные деньги эмитирует  только государство, то безналичные  деньги могут создавать и коммерческие банки, выдавая кредиты. Процесс  создания денег называется кредитным  расширением или кредитной мультипликацией (смотри статью Банковский мультипликатор).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Состав и структура доходов федерального бюджета

2.1 Состав и структура доходов федерального бюджета России

 До перехода на рыночные  отношения доходы государственного  бюджета СССР базировались на  денежных накоплениях государственных  предприятий. Они занимали более  90% общей суммы доходов бюджета  и в основном состояли из  двух платежей - налога с оборота и платежей из прибыли. Такая система просуществовала с 1930 по 1990 г. Введенные в 1980-е гг. нормативные платежи из прибыли в виде платы за производственные фонды, трудовые ресурсы и др. не смогли изменить систему платежей, и она продолжала ориентироваться на индивидуальные результаты деятельности отдельных предприятий.

 В условиях перехода на  рыночные механизмы доходы бюджетной  системы претерпели коренные  изменения. Основными доходами  в Российской Федерации, как  и в странах с развитой рыночной  экономикой, стали налоги.

 Налоговая реформа в Российской  Федерации была осуществлена  в соответствии с Законом «Об  основах налоговой системы в  Российской Федерации» (принят 27 декабря  1991 г.). Этот Закон определил принципы  построения налоговой системы  и ее структуру и состав, а  также права, обязанности и  ответственность плательщиков и  налоговых органов. Основополагающее  значение имеет и Закон «О  государственной налоговой службе  РСФСР» от 21 марта 1991 г., регулирующий  вопросы организации сбора и  контроля, а также ряд законов  о порядке исчисления и уплаты  отдельных налогов.

 В зависимости от органа, который взимает налог и его  использует, различают:

1)федеральные налоги;

2)региональные налоги - налоги национально-государственных и административно-территориальных образований (республик в составе РФ, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга);

3)местные налоги.

 Рассмотрим федеральные налоги. Первоначально насчитывалось 16 федеральных  налогов. Но затем произошли  изменения в налогообложении.  В 1994 г. налог на доходы банков  и налог на доходы страховых  организаций были отменены, и  они стали уплачивать налог  на прибыль, как и другие  предприятия и организации. С  1 января 1994 г. был введен специальный  налог с предприятий, учреждений  и организаций для финансовой  поддержки отдельных отраслей  народного хозяйства (в основном  угольной промышленности), который  с 1 января 1996 г. был отменен.  В 1998 г. введен налог на вмененный  доход, который распространяется  на малые предприятия вместо  единого налога, уплачиваемого предприятиями,  перешедшими на упрощенную систему  налогообложения.

 Произошли изменения и в  организации отдельных налогов.  Так, с 1 января 1996 г. при обложении  налогом на прибыль предприятий  и организаций отменено обложение  сверхнормативной оплаты труда.

 В настоящее время основные  федеральные налоги: НДС, акцизы, таможенные пошлины, налог на  прибыль предприятий и организаций,  подоходный налог с физических  лиц.

 Из этих налогов полностью  в федеральный бюджет поступают  таможенные пошлины, налог на  операции с ценными бумагами (действует  с 24 октября 1995 г.), а также платежи  за пользование природными ресурсами.

 НДС, акцизы, подоходный налог  с физических лиц — это регулирующие  доходы, которые в виде процентных  отчислений направляются также  в бюджеты субъектов Федерации  и в местные бюджеты. Налоговые  доходы составляют более 80% всех  доходов федерального бюджета.  Приведем доходы Федерального  бюджета РФ на 1999 г.

 Основное место в федеральном  бюджете занимают косвенные налоги (НДС, акцизы, таможенные пошлины). В 1999 г. на них приходится 68% общей суммы доходов федерального  бюджета.

1.Важнейшее значение принадлежит налогу на добавленную стоимость (НДС), обеспечивающему 30% всех доходов бюджета. С фискальной точки зрения это исключительно эффективный налог. Страна, вводящая НДС, сразу же получает крупные доходы. Принципиальное отличие НДС от налога с оборота и других форм универсального акциза состоит в том, что на каждой стадии производства и реализации товара (работ, услуг) выделяется добавленная стоимость.

 В Российской Федерации НДС  взимается с 1 января 1992 г. Он  заменил два действовавших налога  налог с оборота и налог  с продаж, введенный Указом Президента  СССР от 29 декабря 1990 г. Обложению  этим налогом подлежит не весь  оборот, а лишь прирост стоимости.

 Под добавленной стоимостью  понимается оплата труда работников  предприятий вместе с начислениями  плюс валовая прибыль. В соответствии с Законом РФ «О внесении изменений и дополнений в налоговую систему России» от 16 июля 1992 г. налог на добавленную стоимость представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров, работ, услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения.

 Плательщиками НДС являются все юридические лица независимо от форм собственности, включая: предприятия с иностранными инвестициями, осуществляющими производственную и иную коммерческую деятельность; индивидуальные (семейные) частные предприятия, в том числе крестьянские (фермерские) хозяйства; филиалы, отделения или другие обособленные подразделения предприятий, находящиеся на территории РФ, самостоятельно реализующие товары, (работы, услуги). С 1 января 1994 г. предприниматели без образования юридического лица освобождены от НДС.

 Официально НДС взимается  с производителей и торговцев.  Однако фактическими плательщиками  его выступают покупатели товаров,  т. е. широкие слои населения.  НДС - ценообразующий фактор. На его величину автоматически повышаются цены товаров. Объектом обложения по НДС являются обороты по реализации товаров, выполнению работ, оказанию услуг. Облагаемый оборот исчисляется на основании стоимости реализованных товаров (работ, услуг) исходя из применяемых цен и тарифов.

От НДС освобождаются: внутризаводской  оборот продукции, полуфабрикатов, работ, услуг между структурными подразделениями  одного предприятия; экспортные товары как собственного производства, так и приобретенные; квартирная плата; операции, связанные с обращением валюты, денег, ценных бумаг; товары (работы, услуги), создаваемые и реализуемые учебными предприятиями образовательных учреждений; товары (работы, услуги) собственного производства, реализуемые предприятиями, организациями, в которых инвалиды составляют не менее 50% от общего числа работников; товары, ввозимые в РФ по специальному перечню, и др.

 Установлены две ставки по  НДС: 10 и 20%. 10%-ная ставка применяется по отношению к продовольственным и детским товарам, утвержденным по специальным спискам постановлениями Правительства России. 20%-ная ставка относится ко всем остальным товарам, услугам, включая подакцизные товары.

 Кроме этих двух ставок  действуют расчетные ставки в  16, 97 и 9,09% при реализации товаров  (работ, услуг) Организации розничной  торговли при реализации товаров  по ценам с налогом в 10 и  20% производят исчисление НДС  за отчетный период (месяц, квартал)  с сумм дохода по средней  расчетной ставке. Средняя расчетная  ставка определяется как отношение общей суммы налога, приходящейся на поступившие за отчетный период товары, и их стоимости исходя из цен поставщиков, включая сумму налога.

После определения облагаемого  оборота товаров (работ, услуг) и  установления налоговых льгот подсчитывается величина налога, которая равна произведению налогооблагаемого оборота на ставку. На практике плательщик должен вносить  в бюджет разницу между суммой налога, полученной от покупателей  за реализованные товары (работы, услуги), и суммой налога, фактически уплаченной поставщиком за приобретенные материальные ресурсы, выполненные работы, оказанные  услуги, стоимость которых относится  на издержки производства и обращения.

 Сроки уплаты НДС зависят  от его размера. Крупные плательщики со среднемесячными платежами более 10 тыс. руб. вносят НДС ежедекадно исходя из фактических оборотов по реализации товаров (работ, услуг) 15, 25 и 5-го числа следующего месяца в размере 1/3 суммы налога, причитающейся к уплате в бюджет по последнему месячному расчету с последующими перерасчетами 20-го числа месяца, следующего за отчетным. Плательщики со среднемесячными платежами от 3 до 10 тыс. руб. вносят НДС ежемесячно исходя из фактических оборотов по реализации товаров (работ, услуг) за истекший месяц - не позднее 20-го числа следующего месяца; предприятия со среднемесячными платежами до 3 тыс. руб. вносят налог ежеквартально исходя из фактических оборотов по реализации товаров (работ, услуг) за истекший квартал - не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом.

2.Акцизы также взимаются в ценах товаров и услуг. Объектом обложения акцизами выступает стоимость подакцизных товаров (винно-водочные, табачные, меховые, ювелирные изделия, легковые автомобили и др.). Ставки акцизов колеблются от 5% (легковые автомашины) до 90% (спирт питьевой). Большие поступления обеспечивают акцизы на нефть и газ.

3.Таможенные пошлины действуют на основе Закона РСФСР «Об основах налоговой системы РФ» (декабрь 1991 г.) и Таможенного кодекса РФ, принятого в середине июня 1993 г. Вопросы таможенного обложения решаются Государственным таможенным комитетом РФ. Таможенные пошлины в России взимаются в соответствии с Таможенным тарифом, введенным с 1 июля 1993 г. в соответствии с Законом РФ «О таможенном тарифе».

 В России применяются следующие  виды таможенных пошлин:

- импортные таможенные пошлины, взимаемые при ввозе товаров;

- экспортные таможенные пошлины, взимаемые при ввозе товаров;

- особые пошлины (специальные, антидемпинговые, компенсационные), применяемые в целях защиты экономических интересов российских предпринимателей.

 Используются следующие ставки  таможенных пошлин:

- адвалерные - пошлины, определяемые в процентах к таможенной стоимости товаров;

- специфические - пошлины, устанавливаемые в твердой сумме за единицу товара;

- комбинированные - пошлины, сочетающие элементы адвалерных и специфических таможенных пошлин.

 В соответствии с требованием  Международного валютного фонда  по дальнейшей либерализации  внешней торговли в России  с 1 июля 1996 г. экспортные пошлины  отменены и заменены акцизами.

 Однако с 1 января 1999 г. Постановлением  Правительства РФ № 83 экспортные  пошлины на нефть и газ были  восстановлены.

 В отношении импортных пошлин  политика Правительства РФ сводится  к тому, что на некоторые ввозимые  товары таможенные пошлины будут  повышаться, на другие - понижаться.

4.Что касается прямых налогов, то в России важнейшее значение принадлежит налогу на прибыль предприятий и организаций. Этот налог взимается со всех юридических лиц независимо от форм собственности. В условиях рыночных отношений роль прибыли резко возрастает, и налог на прибыль должен выполнять не только фискальную функцию, но и действовать на повышение эффективности производства. Следует отметить, что до настоящего времени налоговая система России ориентирована на выполнение фискальной функции. Регулирующая функция налогов слабо воздействует на экономику.

 Налог на прибыль предприятий  и организаций взимается в  РФ с юридических лиц с 1 января 1992 г. Объектом обложения  является валовая прибыль предприятий,  полученная в рублях и иностранной  валюте.

 Валовая прибыль включает:

- прибыль от реализованной продукции, выполненных работ, оказанных услуг;

- прибыль от реализации основных фондов и другого имущества предприятий и организаций;

- доходы от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по ним.

 Основной элемент валовой  прибыли - прибыль от реализации продукции. Она определяется как разница между выручкой от реализации продукции (работ, услуг) без НДС и акцизов и затратами на производство и реализацию, отражаемыми в себестоимости продукции. Перечень затрат, включаемых в себестоимость продукции, установлен Положением о составе затрат на производство и реализацию продукции, включенных в себестоимость. В затраты на себестоимость входят материальные затраты, затраты на оплату труда, отчисления на социальные нужды, амортизацию основных фондов и прочие затраты.

Информация о работе Формы эмиссии денег