Формы и методы воздействия государственных финансов на отрасль химической и нефтехимической промышленности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 23:02, курсовая работа

Описание работы

Успешное функционирование и развитие экономики любого государства во многом определяется возможностью реализации государственными и муниципальными органами власти возложенных на них функций по обеспечению экономической стабильности, обороноспособности государства, развитию социальной сферы, повышению уровня жизни населения. Осуществление указанных функций невозможно без формирования финансовой базы деятельности органов власти, регулирования финансовых отношений в обществе, создания финансового механизма их реализации в соответствии с целями экономического развития.

Содержание работы

...…. ВВЕДЕНИЕ………………...…..……………………...…….

3
ГЛАВА 1.
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ХИМИЧЕСКОЙ И НЕФТЕХИМИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ……….……………….…….

4
1.1.
Химическая и нефтехимическая промышленность Российской Федерации: структура, особенности, значение.…

4
1.2.
Нормативно-правовое регулирование химической и нефтехимической промышленности в Российской Федерации.…………………………………………………….


6
1.3.
Анализ современного состояния химической и нефтехимической промышленности Российской Федерации

10
ГЛАВА 2.
ФОРМЫ И МЕТОДЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФИНАНСОВ НА ХИМИЧЕСКУЮ И НЕФТЕХИМИЧЕСКУЮ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ…………………………………………………..



15
2.1.
Формы воздействия государственных финансов на химическую и нефтехимическую промышленность в Российской Федерации……….....................................................

15
2.2.
Методы воздействия государственных финансов на химическую и нефтехимическую промышленность в Российской Федерации…..…………………………………….

20
ГЛАВА 3.
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ХИМИЧЕСКОЙ И НЕФТЕХИМИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ……………………………….…………………


25
3.1.
Основные проблемы химической и нефтехимической промышленности в Российской Федерации…………..………

25
3.2.
Перспективы развития химической и нефтехимической промышленности в Российской Федерации……….…...……..

29
………….....ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………...………......
31
…………….СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ...……...
32

Файлы: 1 файл

kursach_100500.docx

— 196.43 Кб (Скачать файл)

В соответствии с перечисленными выше документами для продукции, входящей в раздел II Единого перечня, подтверждение  безопасности (соответствия продукции Единым санитарным правилам) с 01.07.2010 г. осуществляется в форме государственной регистрации.

Следует отметить, что Единые санитарно-эпидемиологические и гигиенические требования ТС в  ряде случаев дублируют требования существующих ТР, например, для лакокрасочной  продукции, что не только вызывает затруднения  у производителей при оформлении документов на продукцию, но и препятствует эффективному регулированию ее безопасного  обращения.

Кроме того, до введения в действие Соглашения ТС соответствие продукции  санитарно-эпидемиологическим требованиям  регулировалось ФЗ № 52 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», в соответствии с которым продукция допускалась  к обращению при наличии санитарно-эпидемиологических заключений или свидетельства о  государственной регистрации (старого  образца). Согласно информации, представленной в настоящее время на официальном  сайте Роспотребнадзора, на продукцию, которая ранее подлежала санитарно-эпидемиологической экспертизе с выдачей санитарно-эпидемиологических заключений, но теперь не включена в  перечень продукции, подлежащей государственной  регистрации, будут также выдаваться документы, подтверждающие безопасность продукции, преимущественно в форме  деклараций о соответствии. Однако вопрос о порядке оформления таких  документов остается открытым. Таким  образом, основной проблемой регулирования  безопасного обращения химической продукции в РФ является несогласованность  требований действующего в этой области  законодательства.

Еще одним примером проблем подобного  рода могут служить разногласия  в существующих в РФ системах классификации  химической продукции. В России сегодня  одновременно действуют несколько  противоречащих друг другу систем классификации. Это обусловлено тем, что основные нормы и правила, содержащие требования по обеспечению безопасного обращения химической продукции, отражены в различных ведомственных нормативных документах: Ростехнадзора, Минтранса, Минздравсоцразвития, Минсельхоза, Росстандарта, а также в ряде федеральных законов РФ, таких как: ФЗ № 7, ФЗ № 116 «О промышленной безопасности», ФЗ № 52 и т.п. При этом необходимо отметить, что отсутствие закона, связывающего эти документы в единую систему, и привело к тому, что некоторые из документов вышеназванных ведомств зачастую дублируют друг друга или вступают друг с другом в противоречие. [34]

 

 

 

 

1.3..Анализ современного состояния химической и нефтехимической промышленности  Российской Федерации

В настоящие дни правительством создана «Стратегия развития химической и нефтехимической промышленности на период до 2015 года». В течение  последних двух лет Правительство  уже рассмотрело и одобрило стратегии  и комплексы мер по  развитию авиационной и автомобильной промышленности, сельхозмашиностроения,  легкой промышленности, судостроения, металлургии и других отраслей. И практика показала, что реализация  принимаемых решений является одним из стимулов ускорения промышленного роста тех или иных отраслей, одним из инструментов промышленной политики, доказавшим свою эффективность.

Рассмотрев структуру комплекса  России, можно заметить, что больше трети занимает основная химия (33,9%), за ней следом идет нефтехимическая промышленность, уступающая лишь на 5,4%. Это две наиболее крупные области, занимающие больше половины структуры комплекса. (Рис. 1)

Рис. 1. Структура химического комплекса  в России.

В 2007 г. вклад отрасли в ВВП составил 1,6%, доля в общем объеме промышленной продукции – 10,4%. В данной отрасли сосредоточено 4,5% основных фондов промышленности страны. Предприятия обеспечивают  4,6 % общероссийского объема валютной выручки.

На мировом рынке в целом  доля российского химического комплекса немногим более 1%,  но по отдельным видам достигает 15%. Например, производство аммиака – 9%. (Рис. 2)

Рис. 2. Российская химия на мировом  рынке в 2007 г.

            Производство аммиака.

Производство российского этилена же составляет всего 2,1% на мировом рынке. (Рис. 3)

 

Рис. 3. Российская химия на мировом  рынке в 2007 г.

            Производство этилена.

Отрасль приватизирована, во многих ее подотраслях достигнута достаточно высокая степень концентрации капитала. (Табл.1)

 

Таблица 1

Корпорационная концентрация производства важнейших видов продукции химического  комплекса в 2007 г., %

 

Продукция

Доля в российском производстве

             Итого по группе структур

Сибур

   Лукойл Нефтехим

Амтел

Нижнекамск нефтехимик

Татнефть

Титан

Еврохим

Акрон

Азотные удобрения

8,4

-

-

-

-

-

20,8

12,9

42,1

Метанол

-

-

-

-

-

-

17,7

3,4

21,1

Полиэтилен

17,0

29,4

-

-

-

-

-

-

45,4

Полипропилен

34,5

-

-

-

-

-

-

-

34,5

Полистирол

10,8

-

-

42,0

-

-

-

-

52,3

Химические волокна и нити

10,5

12,1

13,0

-

-

-

-

-

35,6

Изопреновые каучуки

29,8

-

-

43,8

-

-

-

-

73,6

Бутадиеновые каучуки

44,0

-

-

28,6

-

-

-

-

72,6

Бутадилен-метилстирольные каучуки

53,9

-

-

-

-

25,0

-

-

78,9

 

 
                 

Окончание табл. 1

Бутадиен нитрильные каучуки

89,9

-

-

-

-

11,1

-

-

100,0

Бутилкаучуки

33,0

-

-

67,0

-

-

-

-

100,0

Шины для грузовых автомобилей

40,6

-

18,7

-

34,9

-

-

-

94,2

Шины для легковых автомобилей

32,1

-

25,9

-

28,0

-

-

-

85,0


 

Например, в нефтехимической подотрасли 5 финансово-промышленных групп производят более 80% товарной продукции. Следует отметить и другую положительную тенденцию: предприятия нефтехимии становятся во многом продолжением нефтегазодобывающих компаний, таких как «Татнефть», «Сибур», «Лукойл» и др.

Отрасль инвестиционно активна: за 2005-2010 гг. в химический комплекс России вложено более 130 млрд. рублей.

Безусловно, государство не может  не уделять серьезного внимания химической промышленности, поскольку она является базовой, системообразующей отраслью. Спрос на ее продукцию предъявляют  практически все отрасли экономики  – промышленность, энергетика, строительство, сфера услуг, население и пр. Проиллюстрировать  потенциал спроса можно следующим  сравнением.  В последние годы на душу населения в России производится примерно 4,6 кг/год химической продукции, при среднемировом показателе – 29-32 кг/год. А потребление на душу населения по отдельным видам продукции меньше, чем в развитых странах, в 3-10 раз.

Рынки химической продукции, в особенности  – высокотехнологичной продукции, динамично развиваются, и это  является одним из основных факторов перспективного развития комплекса. Сегодня  можно констатировать увеличение спроса на химическую продукцию со стороны  практически всех отраслей-потребителей. [35]

В январе-августе 2010 года индекс химического производства составил 117,9% (к январю-августу 2009 года) (Рис. 4); резиновых и пластмассовых изделий – 121%. (Рис. 5)

Рис. 4. Индекс хим. производства

Рис. 5. Индекс производства резиновых и  пластмассовых изделий

Исходя из представленных выше графиков, сейчас можно говорить о существенном улучшении ситуации химического производства по сравнению с кризисными годами 2008-2009, соответственно спрос также увеличивается и отрасль развивается.

 

ГЛАВА..2..ФОРМЫ И МЕТОДЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ  ГОСУДАРСТВЕННЫХ  ФИНАНСОВ НА ЭКОНОМИКУ ХИМИЧЕСКОЙ И НЕФТЕХИМИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

          2.1-Формы воздействия государственных финансов на   химическую и нефтехимическую промышленность в Российской Федерации

Государственное регулирование  экономики непосредственно связано  с экономической политикой и  направлено на ее реализацию. Государство  для реализации целей своей экономической  политики использует различные формы  и методы, которые и образуют инструментарий государственного регулирования экономики.

Выбор инструментов государственного регулирования экономики, характера  и механизма их использования  не может быть случайным. Инструментарий регулирования определяется наиболее оптимально выбранными стратегиями  и путями развития экономики. Набор  инструментов государственного воздействия  на экономику может быть одним  и тем же в разных странах. [19. С. 237]

Различают две основные формы: прямое вмешательство через государственную  собственность на материальные ресурсы, законотворчество и управление производственными  предприятиями и косвенное –  с помощью различных мер экономической  политики.

Прямое вмешательство  реализуется средствами административного  и экономического влияния.  Косвенный  метод регулирования реализуется  только экономическими средствами. [20. С. 26]

Административные методы регулирования  экономики включают такие меры, как  запрещение, разрешение, принуждение.

Запрещение — это запрет какой либо деятельности, признание общественно вредными, ненужными, не допускаемыми к применению, использованию каких либо товаров и услуг и их компонентов. Например, государство может ввести запрещение транзита, то есть следование через находящуюся под его суверенитетом территорию неугодных ему лиц, грузов и транспортных средств других государств в целях обеспечения безопасности или по другим причинам. Некоторые страны проводят политику запрета внешнеэкономических связей.

Разрешение — это согласие, выданное в письменной или устной форме субъектом управления, обладающим соответствующим правом. Государство дает разрешение на ведение многих видов экономической деятельности, на ввоз и вывоз ряда товаров (лекарств, продовольствия).

Принуждение является одним из методов управления, основанным на порицании и применении мер наказания за нарушение установленных норм. Например, несвоевременная уплата налогов, уменьшение налогооблагаемой базы приводят к взиманию штрафов с налогоплательщиков.

Экономические средства. В современном обществе государственное регулирование экономикой осуществляется преимущественно на основе экономических средств. Существенные позиции среди них занимают денежно-кредитная политика, бюджетно-финансовая политика, ускоренная амортизация, государственное программирование.

Денежно-кредитная политика — это совокупность мероприятий в области денежного обращения и кредита, направленная на регулирование экономического роста, сдерживание инфляции, обеспечение занятости и выравнивание платежного баланса. Денежно-кредитная политика включает следующие инструменты регулирования:

  • регулирование учетной ставки;
  • установление и изменение размеров минимальных резервов, которые финансово-кредитные организации обязаны хранить в центральном банке;
  • операции государственных организаций на рынке ценных бумаг.

Бюджетно-финансовая политика сводится к целенаправленной деятельности государства по использованию бюджетно-финансовой и денежно-кредитной систем для реализации целей социально-экономической политики.

Ускоренная амортизация — это амортизация по повышенным ставкам по сравнению с действующими или средними ставками. Этот метод занимает особое место среди комплекса мер государственного регулирования экономики. Смысл ускоренной амортизации состоит в установлении такого уровня ежегодных списаний в амортизационный фонд, который превышает размеры фактического морального и физического износа элементов основного капитала. Ускоренная амортизация разрешает переносить существенную часть прибыли в статьи издержек производства, не облагаемых налогами. Это позволяет указанные суммы в последующем направлять в новые капитальные вложения. Таким образом, политика ускоренной амортизации способствует росту собственных финансовых возможностей предпринимателей для осуществления капитальных вложений, а также снижению доли заемных средств в процессе капитального строительства и модернизации основного капитала.

Кроме того, используя метод ускоренной амортизации, государство имеет  возможность влиять на структуру  национального хозяйства. Государство  может ускорить процесс развития отдельных отраслей экономики, введя  для них особо благоприятные  ставки амортизации. Дифференциация норм амортизационных отчислений применяется  также для изменения региональной или территориальной структуры  производства, создания новых отраслей.

Государственное программирование — это долговременное, целевое регулирование экономики. Государственное программирование экономики включает разработку не только экономических, но и социальных программ. Государственное программирование может охватывать всю экономику в целом или ее отдельные отрасли, сферы (социальная сфера), регионы, отдельные группы населения и др. Существуют различные виды государственных программ. В зависимости от использования конкретных критериев их можно подразделить на ряд видов. (Табл. 2)

Таблица 2

Классификация государственных программ

Критерий классификации

Вид государственной программы

 

Временной период программы

Краткосрочная программа

Среднесрочная программа

Долгосрочная программа

 

 

Объект программирования

Общегосударственные программы

Региональные программы

Целевые программы

Отраслевые программы

Чрезвычайные программы

Информация о работе Формы и методы воздействия государственных финансов на отрасль химической и нефтехимической промышленности