Формирование страхового рынка: проблемы и перспективы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 10:02, реферат

Описание работы

Расширение самостоятельности товаропроизводителей, Формирование рыночной инфраструктуры, договорных отношений, резкое сужение сферы государственного воздействия на развитие процессов производства и распределения материальных благ требуют новых подходов к использованию финансово-кредитного механизма в управлении экономикой. Особое значение в этой связи приобретают вопросы страхования хозяйственной деятельности, учитывающей интересы суверенных субъектов государства и направленной на создание им равных стартовых условий для перехода к рыночным отношениям.

Содержание работы

Введение

1. Социально-экономическое содержание страхового рынка
1.1 Страхование как экономическая категория
1.2 Структура страхового рынка.
2. Проблемы и перспективы развития страхового рынка России.
2.1 Общая характеристика страхового рынка.
2.2 Экономический кризис и страховой рынок
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Финансы и кредит.doc

— 164.00 Кб (Скачать файл)

2334  страховые  компании  и  страховых  брокеров.  Общее   число   филиалов

страховых компаний составляло 7000, из которых  2500  принадлежит  компаниям системы Росгосстрах. По данным Департамента страхового надзора  Министерства финансов Российской Федерации в первом полугодии 1998 г. с рынка ушло  207 отечественных страховых компаний, а по  итогам  1998г.  отчитались  о  своей деятельности (читай фактически работали на  страховом  рынке)   только  1488 страховых компаний.

         Следующим показателем, характеризующим  состояние  страхового  рынка

является величина совокупных активов  страховщиков.  По  данному  показателю страховой рынок России чрезвычайно неоднороден. Уставный капитал  в  размере 1 млн. «новых» рублей и больше на начало 1998 г. имели только 643  страховые компании, или 27,5% их  общего  числа.  По  данным  Департамента  страхового надзора   Министерства   финансов   РФ   только   150   страховых   компаний удовлетворяли  требованиям  к  минимальному  размеру   уставного   капитала, которые введены в действие, начиная с 1 января 1999г.  Совокупные  страховые резервы российских страховщиков, предназначенные для исполнения  предстоящих выплат и являющиеся  инвестиционными  ресурсами,  в  1997  г.  оценивались  в размере около 10 трлн. руб. Незначительные размеры  уставного  и  резервного капиталов  обусловливают  низкую  емкость  страхового  рынка.  Недостаточная развитость страхового рынка России привела к тому, что большинство рисков  в

экономике страны сейчас либо вообще ничем  не  обеспечено,  либо  обеспечено

крайне незначительно.

           К  показателям,  характеризующим   состояние   страхового   рынка,

относятся  также   величина  собранных  страховых  взносов  и  произведенных

страховых выплат. Данные показатели  в  абсолютном  выражении  это  выглядят

следующим образом: за 1998 г. российские страховщики собрали 47  млрд.  руб.

страховой премии. На долю личного  страхования  пришлось  около  17,3  млрд.

руб., страхования  имущества юридических и физических лиц — 8,8  млрд.  руб.,

страхования ответственности  — 1,4 млрд. руб.  По  обязательному  страхованию

взносы составили - 14,5 млрд. руб.

      За указанный период общий объем выплат национальных страховых компаний по всем видам страхования составил 32,1  млрд.  руб.,  из  которых  на  долю личного  страхования  приходится  15,6  млрд.  руб.,  страхования  имущества юридических и физических лиц – 3,0 млрд. руб.,  страхования ответственности - 0,3  млрд.  По  обязательным  видам страхования выплаты составили 13,2 млрд.руб.  Среди лидеров   отечественного   страхового   рынка   заметно выделяются московские  страховые  компании  «Спасские  ворота-Л»,  «Спасские ворота», «РОСНО»,  «Ингосстрах»,  собравшие  в  1998г.  соответственно  3,66 млрд. руб., 1,07 млрд. руб., 1,4 млрд. руб.  и  0,95  млрд.  руб.  страховых премий.

      Значительной остается доля поступлений  и выплат по обязательным  видам

страхования – 34,6% и 41,2% соответственно.

 

2.2 Экономический кризис и страховой рынок.

 

      Страховой рынок России характеризуется  рядом  проблем,  от  разрешения

которых зависит  не только  его  стабильность  сегодня,  но  и  существование

завтра. Самая  большая, на мой взгляд, проблема страхового рынка в  том,  что

государство в  лице его властных органов  до  настоящего  момента  не  желает

воспринимать  страхование  как  стратегический  аспект  развития   экономики

государства. Это  в  свою  очередь  порождает  определенные  негативные  для

развития  страхового  рынка  обстоятельства,  например  в  виде   налогового

прессинга, в  результате которого страховые  услуги  не  только  теряют  свою

привлекательность,   но   и   становятся   невыгодными.   Общее    состояние

налогообложения  в  страховой  сфере  характеризуется  отсутствием  системы,

единой  методологической  базы,  доминированием  ведомственного  подхода   к

установлению  налогов, отсутствием  стимулов  к  развитию  страхового  рынка.

Сегодня прибыль от страховой деятельности облагается по повышенной ставке  –43   %.   На   протяжении   определенного    времени    по    действовавшему законодательству страховая выплата по случаю  смерти,  как  бы  кощунственноэто не звучало, рассматривалась как доход и облагалась  подоходным  налогом.

Не секрет, что  в  большинстве  развитых  стран   средства,  направляемые  на

страхование исключаются, из налогооблагаемой базы,  а  получаемые  страховые

суммы не облагаются налогом. Естественно, что  при  таком  подходе  возможен

прогресс на рынке страховых услуг. Грамотная  политика государства  в  данной

области воспитывает  у  граждан  потребность  в  страховании,  а  государство

снимает с себя обязательства  по  возмещению  своим  гражданам  всевозможных

ущербов и убытков, экономя в конечном  итоге  значительные  средства.  Кроме

того,  поощряя  страхование,  государство  с  помощью   страховых   компаний

получает  огромные  инвестиционные  средства  для   собственной   экономики.

Непродуманная политика в области страхования  в  России  наоборот  влечет  за

собой  процветание  иждивенчества  со  стороны  большей   части   населения,

привыкшего  возмещать  все  за   счет   государства.   Стихийные   бедствия,

межнациональные конфликты и т.п.  неизбежно  приводят  к  потере  имущества,

получению  увечья,  гибели.  В  странах  с  развитой   страховой   культурой

причиненный ущерб, естественно, в подобных  случаях  возмещается  страховыми компаниями, что имеет свои  преимущества  –  во-первых,  выплаты  соразмерны причиненному ущербу, во вторых,  государство может оказать дополнительную помощь.  События  последних  лет,  когда,  к  примеру,  беженцам  из   Чечни выплачивалась компенсация  за  утраченное  имущество  явно  несоизмеримая  с причиненным  ущербом,  ясно  продемонстрировали  неспособность   государства решать подобные вопросы.

        Среди  наиболее   насущных   проблем,   стоящих   перед   российским

страхованием,  можно  выделить   также   острейшую   проблему   фактического отсутствия   адекватных   инвестиционных    инструментов,    удовлетворяющих требованиям страховщиков. Вопрос о том, каким  образом  разместить  временно свободные денежные средства страховых  компаний  —  прежде  всего  страховые резервы — стал  сейчас  настоящей  головной  болью  для  страховщиков.  Суть проблемы  в  следующем.  Порядок  размещения   страховых   резервов   строго регламентируется  государством  и  отклонение  от  установленных  правил  со стороны страховых  компаний  может  стоить  им  лицензии  на  право  занятия страховой  деятельностью.  Однако,   установив   определенные   обязательные правила, государство  не  несет  никакой  ответственности,  если  выполнение указанных   правил   приведет   к   негативным   последствиям.   Практически отсутствуют   инструменты,   обеспечивающие   гарантированные   государством условия надежности инвестирования страховщиком  страховых  резервов,  прежде

всего, в части  своевременной их возвратности  и  оговоренной  доходности.  В

качестве конкретного  примера может послужить ситуация с  ГКО.  Дело в том,

что в соответствии с установленными Правилами размещения страховых  резервов в  государственные  ценные  бумаги  должно  быть  размещено  не  менее   20% страховых   резервов,   сформированных   страховщиками   по    долгосрочному страхованию жизни. Принятие решения государством об отсрочке  погашения  ГКО поставило под  угрозу  срыва  выполнение  обязательств  страховщиками  перед своими   клиентами.   Государство,   истинный   виновник,    осталось    вне ответственности,  а  страховщики,  добросовестно  выполнявшие  установленные государством правила, оказались «крайними». Таких последствий можно было  бы избежать,  если  бы  правила  предусматривали   солидарную   ответственность государства в случае, если выполнение установленных им правил наносит  ущерб страхованию. В данном  случае,  на  мой  взгляд,  разработчики  всевозможных правил  были бы вынуждены с большей ответственностью относиться  к  решаемой

проблеме. Тогда  наивысший рейтинг среди объектов инвестирования имели бы  не государственная  пирамида  ГКО,  а  истинные  на  сегодняшний  день   лидеры инвестирования.

    К наиболее серьезным проблемам  страхового рынка относится также  введение обязательных  видов  страхования  под  патронажем  некоторых  министерств  и ведомств. Как правило, страхователи не получают никакой страховой защиты,  а министерства  или  уполномоченные  коммерческие   организации   аккумулируют средства практически на безвозмездной основе, а затем  расходуют  их  далеко не всегда в интересах страхователей. В результате  обязательное  страхование становится способом отчисления и  перераспределения  финансовых  ресурсов  в пользу отдельных министерств и ведомств.

       Во  многих  случаях  обязательное  страхование   представляет   собой

дополнительные  поборы с граждан, зачастую даже не предполагающих о том,  что

их "застраховали". В большинстве случаев такое  страхование соответствует  не

интересам государства, а интересам отдельных  страховых  компаний,  сумевших

решить в  свою пользу проведение такого  страхования.  К  примеру,  пользуясь

правовой  безграмотностью  населения,  организации   Росгосстраха,   угрожая

судом,  до  настоящего  времени  проводят   так   называемое   «обязательное

государственное страхование  имущества  граждан».  Мало  того,  что  договор

страхования   заключается   с   нарушением   действующего   законодательства

(гражданским  кодексом России предусмотрена  обязательность  письменной  формы договора  с  указанием  определенных  обязательных  атрибутов  без  указания которых  договор  страхования считается недействительным),   но   и   само страхование  противоречит   действующему   Гражданскому   кодексу,   который определяет государственное страхование как страхование за счет  государства, а  не  за   счет   граждан.   Используя   магические   слова   «обязательное государственное  страхование»  организации  Росгосстраха,   давно   уже   не представляющие  интересы  государства  пытаются  поправить  свое  финансовое положение.

      Отдельного рассмотрения заслуживает  проблема налогообложения операций,

связанных со страхованием. Специалисты в  области  страхования  неоднократно

отмечали, что  ряд положений российского налогового законодательства  создает

препятствия  развитию  страхования  в  нашей   стране.   При   этом   именно

реформирование  налогообложения  страхователей  —   потребителей   страховых услуг, на мой взгляд, является вопросом первостепенной важности.

      Существование  страхового  рынка   зависит  прежде  всего  от   наличия

потребности  предприятий  и  населения  в  страховании  и   их   способности

оплачивать   страховые   услуги.   В   настоящее    время    налогообложение

потенциальных  клиентов  страховых  компаний  настолько  нерационально,  что

большая их часть  теряет всякий интерес к заключению договора.

      Прежде всего целесообразно было бы отменить ограничение на включение в

себестоимость затрат юридических лиц на страхование. В  настоящее  время  на

себестоимость могут быть отнесены расходы на страхование, не  превышающие  в сумме  1%  от  объема  реализации  продукции  и  услуг   предприятия.   Опыт

показывает,  что  этого  явно  недостаточно.  Если  затраты  на  страхование

принципиально  признаны   производственными   затратами   и   включаются   в

себестоимость (хотя бы и в ограниченном  размере),  надо  сделать  следующий

шаг и снять  этот лимит.

      Кроме того, перечень видов страхования,  взносы по которым включаются  в

себестоимость, можно несколько расширить. В  частности, в  него  должны  быть

включены   страхование   гражданской   ответственности   по   обязательствам

вследствие  причинения вреда без каких-либо ограничений, а также  страхование

экспортных  кредитов.

      Внедрение некоторых послаблений  в вопросах  налогообложения   страховых

операций,  естественно,  приведет  к  некоторому  уменьшению  поступлений  в

бюджет. Однако эти суммы, по  моему  мнению,  не  смогут  сравниться  с  той

выгодой,  которую  получит  государство  посредством  экономии  средств   на

всевозможных  компенсирующих выплатах, так как  гражданам  будет  выгодно   за счет  своих  средств  обеспечивать  свою  страховую защиту  и,   в   случае

необходимости, компенсировать свои убытки не за счет государства, а за  счет

средств страховых  компаний, как это делается во всем цивилизованном мире.

      Особого внимания требует проблема  развития  долгосрочного страхования

жизни  в  Российской  Федерации,  так  как  оно   успешно   решает   вопросы

социального обеспечения.

      Пенсионное, в частности, страхование  позволяет получить дополнительную

к государственной  пенсию, причем не только пенсию по старости, но  и  пенсию

по инвалидности; снижает нагрузку  на  расходную  часть  бюджета,  поскольку

снижает  затраты  государства   на   социальное   обеспечение   граждан,   а

государство  сосредотачивается  на  защите   наименее   обеспеченных   слоев

населения, в  отличие  от  государственных  и  негосударственных  пенсионных

фондов  обеспечивает  страховую  защиту  в  случае  смерти  застрахованного;

позволяет  выплачивать  пенсию  не  только  от  суммы  собранных   страховых

взносов, но также  учитывать и инвестиционный доход.

      Страхование ренты обеспечивает  застрахованным дополнительный  доход, не

зависящий от выплат из бюджета.

      Страхование  жизни  позволяет   накопить  определенную  сумму   денежных

средств, а также  защищает  финансовые интересы  семьи застрахованного на

случай его  смерти.

      Следует отметить, что для   развития  долгосрочного  страхования   жизни

необходима   серьезная   государственная    поддержка.    На    деле    наше

законодательство  сдерживает развитие страхования жизни (речь  здесь  идет  о

Информация о работе Формирование страхового рынка: проблемы и перспективы