Формирование собственного капитала предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 03:04, контрольная работа

Описание работы

В составе внешних источников формирования собственных финансовых ресурсов основное место принадлежит привлечению предприятием дополнительного паевого (путем дополнительных взносов средств участников) или акционерного (путем дополнительной эмиссии и реализации акций) капитала. Для отдельных предприятий одним из внешних источников формирования собственных финансовых ресурсов может являться предоставляемая им безвозмездная финансовая помощь (как правило, такая помощь оказывается лишь отдельным государственным предприятиям разного уровня). В число прочих внешних источников формирования собственных финансовых ресурсов входят бесплатно передаваемые предприятию материальные и нематериальные активы, включаемые в состав его баланс.

Содержание работы

Введение
1.Понятие собственного капитала.
2.Принципы формирования капитала предприятия.
3.Структура и использование капитала предприятия.
Заключение.
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

ФОРМИРОВАНИЕ готово!!!!!!!!.docx

— 116.18 Кб (Скачать файл)

• прогрессивность используемого  оборудования;

• степень физического  износа оборудования;

• уровень использования  производственной мощности предприятия  и ряд других.

Поэтому более точную оценку потребности в капитале для создания нового предприятия при использовании  этого метода расчета можно получить в том случае, если для вычисления будет применен показатель капиталоемкости  продукции на действующих предприятиях-аналогах (с учетом вышеперечисленных факторов).

Расчет общей потребности  в капитале вновь создаваемого предприятия  на основе показателя капиталоемкости  продукции осуществляется по следующей  формуле:

Пк = Кп * ОР + ПРк,

где Пк — общая потребность  в капитале для создания нового предприятия;

Кп — показатель капиталоемкости продукции (среднеотраслевой или аналоговый);

ОР — планируемый среднегодовой  объем производства продукции;

ПРк — предстартовые расходы  и другие единовременные затраты  капитала, связанные с созданием  нового предприятия.

Преимуществом этого метода оптимизации общей потребности  в капитале создаваемого предприятия  является то, что он автоматически  задает показатели капиталоотдачи предприятия  на стадии его функционирования.

В системе управления формированием  капитала создаваемого предприятия  важная роль принадлежит обоснованию  схемы и выбору источников его  финансирования.

Схема финансирования нового бизнеса определяет принципиальные подходы к формированию структуры капитала, конкретные методы его привлечения, состав участников и кредиторов, уровень финансовой независимости и ряд других важных параметров создаваемого предприятия.

При формировании структуры  капитала создаваемого предприятия  рассматриваются обычно две основные схемы его финансирования:

1. Полное самофинансирование. Предусматривает формирование капитала  создаваемого предприятия исключительно  за счет собственных его видов,  соответствующих организационно-правовым  формам нового бизнеса. Такая  схема финансирования, характеризуемая  в зарубежной практике термином  «финансирование без левериджа» (unlevered), характерна лишь для первого  этапа жизненного цикла предприятия,  когда его доступ к заемным  источникам капитала затруднен.

2. Смешанное финансирование. Предусматривает формирование капитала  создаваемого предприятия за  счет как собственных, так и  заемных его видов, привлекаемых  в различных пропорциях. На первоначальном  этапе функционирования предприятия  доля собственного капитала (доля  самофинансирования нового бизнеса)  обычно существенно превосходит  долю заемного капитала (долю  кредитного его финансирования).

На выбор схемы финансирования и конкретных источников формирования капитала создаваемого предприятия  оказывает влияние ряд объективных  и субъективных факторов.

Основными из этих факторов являются:

1. Организационно-правовая  форма создаваемого предприятия.  Этот фактор определяет в первую  очередь формы привлечения собственного  капитала путем непосредственного  его вложения инвесторами в  уставный фонд создаваемого предприятия  или его привлечения путем  открытой или закрытой подписки  на его акции.

2. Отраслевые особенности  операционной деятельности предприятия.  Характер этих особенностей определяет  структуру активов предприятия,  их ликвидность. Предприятия с  высоким уровнем фондоемкости  производства продукции в силу  высокой доли вне оборотных активов имеют обычно низкий кредитный рейтинг и вынуждены ориентироваться при формировании капитала на собственные источники его привлечения. Кроме того, характер отраслевых особенностей определяет различную продолжительность операционного цикла (периода оборота оборотного капитала предприятия в днях). Чем ниже период операционного цикла, тем в большей степени (при прочих равных условиях) может быть использован заемный капитал, привлекаемый из разных источников

3. Размер предприятия.  Чем ниже этот показатель, тем  в большей степени потребность  в капитале на стадии создания  предприятия может быть удовлетворена  за счет собственных его источников  и наоборот.

4. Стоимость капитала, привлекаемого  из различных источников. В целом  стоимость заемного капитала, привлекаемого  из различных источников, обычно  ниже, чем стоимость собственного  капитала. Однако в разрезе отдельных  источников привлечения заемных средств стоимость капитала существенно колеблется в зависимости от ожидаемого рейтинга кредитоспособности создаваемого предприятия, формы обеспечения кредита и ряда других условий.

5. Свобода выбора источников  финансирования. Не все из источников  доступны для отдельных создаваемых  предприятий. Так, на средства  государственного и местных бюджетов  могут рассчитывать лишь отдельные  наиболее значимые общегосударственные  и коммунальные предприятия. Это  же относится и к возможностям  получения предприятиями целевых  и льготных государственных кредитов, безвозмездного финансирования  предприятий со стороны негосударственных  финансовых фондов и институтов. Поэтому иногда спектр доступных  источников формирования капитала  создаваемого предприятия сводится  к единственной альтернативе.

6. Конъюнктура рынка капитала. В зависимости от состояния  этой конъюнктуры возрастает  или снижается стоимость заемного  капитала, привлекаемого из различных  источников. При существенном возрастании  этой стоимости прогнозируемый  дифференциал финансового левериджа  может достичь отрицательного  значения (при котором использование  заемного капитала приведет к  убыточной операционной деятельности  создаваемого предприятия).

7. Уровень налогообложения  прибыли. В условиях низких  ставок налога на прибыль или  намечаемого использования создаваемым  предприятием налоговых льгот  по прибыли, разница в стоимости  собственного и заемного формируемого  капитала снижается. Это связано  с тем, что эффект налогового  корректора при использовании  заемных средств уменьшается.  В этих условиях более предпочтительным  является формирование капитала  создаваемого предприятия за  счет собственных источников. В  то же время при высокой  ставке налогообложения прибыли  существенно повышается эффективность  привлечения капитала из заемных  источников.

8. Мера принимаемого учредителями  риска при формировании капитала. Неприятие высоких уровней рисков  формирует консервативный подход  учредителей к финансированию  создания нового предприятия,  при котором его основу составляет собственный капитал. И наоборот, стремление получить в будущем высокую прибыль на вкладываемый собственный капитал, невзирая на высокий уровень риска нарушения финансовой устойчивости создаваемого предприятия, формирует агрессивный подход к финансированию нового бизнеса, при котором заемный капитал используется в процессе создания предприятия в максимально возможном размере.

9. Задаваемый уровень  концентрации собственного капитала  для обеспечения требуемого финансового  контроля. Этот фактор определяет  обычно пропорции формирования  собственного капитала в акционерном  обществе. Он характеризует пропорции  в объеме подписки на акции,  приобретаемые его учредителями  и прочими инвесторами (акционерами).

Учет перечисленных факторов позволяет целенаправленно избирать схему финансирования и структуру  источников привлечения капитала при  создании предприятия.

 Под собственным капиталом понимают совокупность экономических отношений, позволяющих включить в хозяйственный оборот финансовые ресурсы, принадлежащие либо собственникам, либо самому хозяйственному субъекту.

На действующем предприятии  собственный капитал представлен  следующими основными формами (рис.1.).

Рис.1. Состав собственного капитала предприятия

 

Уставный капитал — это сумма средств учредителей для обеспечения уставной деятельности. На государственных предприятиях - это стоимость имущества, закрепленного государством за предприятием на правах полного хозяйственного ведения; на акционерных предприятиях - номинальная стоимость всех видов акций; для обществ с ограниченной ответственностью - сумма долей собственников; для арендного предприятия - сумма вкладов его работников.

Уставный капитал формируется  в процессе первоначального инвестирования средств. Вклады учредителей в уставный капитал могут быть в виде денежных средств, имущественной форме и  нематериальных активов. Величина уставного  капитала объявляется при регистрации предприятия и при корректировке его величины требуется перерегистрация учредительных документов.

Добавленный капитал как источник средств предприятия образуется в результате переоценки имущества или продажи акций выше номинальной их стоимости.

Фонд накопления создается за счет прибыли предприятия, амортизационных отчислений и продажи части имущества.

Основным источником пополнения собственного капитала - является прибыль  предприятия, за счет которой создаются  фонды накопления, потребления и резервный. Может быть остаток нераспределенной прибыли, который до ее распределения используется в обороте предприятия, а также выпуск дополнительных акций.

Средства специального назначения и целевого финансирования - это безвозмездно полученные ценности, а также безвозвратные и возвратные бюджетные ассигнования на содержание объектов соцкультбыта и на восстановление платежеспособности предприятий, находящихся на бюджетном финансировании.

Заемный капитал (рис. 2) - это кредиты банков и финансовых компаний, займы, кредиторская задолженность, лизинг, коммерческие бумаги и др. Он подразделяется на долгосрочный (более года) и краткосрочный (до года).

Рис. 2. Классификация заемного капитала 

 

Используется капитал на приобретение и аренду основных средств, нематериальных активов, строительство объектов производственного и непроизводственного назначения, закупку сырья, материалов, топлива, энергии, оплату труда работников предприятия, уплату налогов, процентов за кредиты, дивидендов и т.д. То есть, он может быть вложен в долгосрочные активы и оборотные (текущие) активы (рис.3). Долгосрочные активы создаются, как правило, за счет собственного капитала и долгосрочных кредитов банка и займов. Текущие затраты финансируются за счет собственного и заемного капитала.

 

От того, как размещен капитал, в каких сферах и видах  деятельности он используется, во многом зависит эффективность работы предприятия  и его финансовое положение. Поэтому  анализ источников формирования и размещения капитала имеет очень большое  значение при изучении исходных условий  функционирования предприятия и  оценке его финансовой устойчивости. Основным источником информации для  проведения такого анализа является бухгалтерский баланс.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Как мы поняли из вышеизложенного  материала, финансовую основу предприятия представляет сформированный им собственный капитал. Под собственным капиталом понимается общая сумма средств, принадлежащих предприятию на правах собственности и используемых им для формирования активов. Стоимость активов, сформированных за счет инвестированного в них собственного капитала, представляет собой „чистые активы предприятия".

Общая сумма собственного капитала предприятия отражается итогом первого раздела „Пассива" отчетного баланса. Структура статей этого раздела позволяет четко идентифицировать первоначально инвестированную его часть (т.е. сумму средств, вложенных собственниками предприятия в процессе его создания) и накопленную его часть в процессе осуществления эффективной хозяйственной деятельности.

Основу первой части собственного капитала предприятия составляет его уставной капитал — зафиксированная в учредительных документах общая стоимость активов, являющихся взносом собственников (участников) в капитал предприятия (предприятия, для которых не предусмотрена фиксированная сумма уставного капитала, отражают по этой позиции сумму фактического взноса собственников в его уставный фонд).

Вторую часть собственного капитала представляют дополнительно  вложенный капитал, резервный капитал, нераспределенная прибыль и некоторые  другие его виды.

 Формирование собственного  капитала предприятия подчинено  двум основным целям:

1. Формированию за счет  собственного капитала необходимого  объема внеоборотных активов.  Сумма собственного капитала предприятия, авансированная в разнообразные виды его вне оборотных активов (основные средства; нематериальные активы; незавершенные строительство; долгосрочные финансовые инвестиции и др.), характеризуется термином собственный основной капитал.

2. Формированию за счет  собственного капитала определенно­го  объема оборотных активов. Сумма  собственного капитала, авансированная в разнообразные виды его оборотных активов (запасы сырья, материалов и полуфабрикатов; объем незавершенного производства; запасы готовой продукции; текущую дебиторскую задолженность; де­нежные активы и др.), характеризуется термином собственный оборотный капитал.

Информация о работе Формирование собственного капитала предприятия