Формирование, распределение и использование прибыли на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 23:15, курсовая работа

Описание работы

Прибыль – это денежное выражение основной части денежных накоплений, создаваемых предприятиями любой формы собственности.
Как экономическая категория она характеризует финансовый результат предпринимательской деятельности предприятия. Прибыль является показателем, наиболее полно отражающим эффективность производства, объем и качество произведенной продукции, состояние производительности труда, уровень себестоимости. Вместе с тем прибыль оказывает стимулирующее воздействие на укрепление коммерческого расчета, интенсификацию производства при любой форме собственности.

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 144.33 Кб (Скачать файл)

Проведем анализ экономической  рентабельности. Исходные данные приведены в таблице 11.

 

 

 

 

Таблица 11 – Исходные данные анализа рентабельности, млн. руб.

              Показатели

                    Годы

Изменение (±)

2011 г. к 2010 г.

 

2010г.

2011г.

Внеоборотные активы

74282

195325

+121043

Оборотные активы

21698

24793

+3095

Прибыль до налогообложения

4213

2128

-2085

Экономическая рентабельность

5,4

3,5

-1,9


 

Из данной таблицы 11 следует, что экономическая рентабельность уменьшилась. На экономическую рентабельность большое влияние оказывает прибыль до налогообложения. За 2010-2011 гг. прибыль до налогообложения сократилась на 2085 млн.руб. В течение анализируемого периода времени так же увеличились и активы КПУП «Гомельоблтеплосеть». Увеличение внеоборотных активов в 2011 году составило 121043 млн.руб., а оборотных активов на 3095 млн.руб.

Информационной базой  анализа рентабельности служит, прежде всего, бухгалтерская отчетность организации: форма №2 «Отчет о прибылях и убытках» и форма № 1 «Бухгалтерский баланс», на основе которых производится расчет различных показателей.

Рентабельность отражает способность предприятия генерировать прибыль на вложенный собственный  капитал и имеющиеся у организации  активы. Анализ показателей рентабельности позволяет оценить текущую хозяйственную  деятельность, вскрыть резервы повышения  ее эффективности и разработать  систему мер по использованию  данных резервов. Вполне естественно, что в целом эффективность  работы предприятия может определить лишь система показателей рентабельности. Она включает в себя четыре группы показателей: рентабельность продукции, продаж, активов, собственного капитала.

 

Таблица 12 – Рентабельность КПУП «Гомельоблтеплосеть» за 2010 – 2011 гг.

Показатели

          ГОДЫ

Изменение (+;-)

2011  от 2010

Темп изменения, %2011 к 2010

2010

2011

1

      2

      3

        4

       5

Рентабельность от реализации

8,9

1,4

-7,5

15,7

Рентабельность (убыточность) основных фондов

8,9

1,4

-7,5

15,7

Рентабельность производственных фондов

     2,9

2,7

-0,2

93,1

Балансовая рентабельность

5,4

3,5

-1,9

64,8


 

Как видно из данных таблицы 12 рентабельность производственных фондов показывает, сколько чистой прибыли приходится на каждые 100 р., вложенные в производственные фонды организации. По сравнению с 2010 годом этот показатель снижается и становится равным 2,7%.

Рентабельность текущих  затрат показывает, сколько чистой прибыли приходится на каждые 100 р. произведенных  затрат организации. Показатель снижается на 1,9% и становится равным 3,5%.

Рентабельность от реализации продукции снижается на 7,5% и становится равным 1,4%. Это связано в первую очередь со снижением прибыли.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Совершенствование практики формирования и распределения прибыли на предприятие

 

Чтобы управлять прибылью, необходимо раскрыть механизм ее формирования, определить влияние и долю каждого  фактора ее роста или снижения.

Важным фактором роста  прибыли, зависящими от деятельности организации (их называют внутренние), являются рост объема производимой продукции в  соответствии с договорными условиями, снижение ее себестоимости, повышение  качества, улучшение ассортимента, повышение эффективности использование  производственных фондов, ростов производительности труда, компетентность руководства.

Эти факторы можно условно  подразделить на три группы: производственные, коммерческие, финансовые.

Производственные факторы  связаны с объемом производства, его ритмичностью, материальной, научно-технической  и организационно-технической оснащенностью, соответственно - качественными параметрами  продукции, ее ассортиментом и структурой и т.д.

Коммерческие факторы  как бы подводят к финансовым факторам и охватывают в широком смысле понятие маркетинга: заключение хозяйственных  договоров на основе самого пристального изучения действующей и перспективной  конъюнктуры рынка, ценовое регулирование  сбыта, его направление и организационно - экономическое обеспечение.

Надежность прогноза коммерческих факторов опирается, с одной стороны, на страхование рисков (в основном рисков утраты имущества, срыва поставок, отдаления или отказа от платежа), с другой - на привлечение солидных, платежеспособных клиентов (заказчиков, покупателей), что, в свою очередь, требует  известных внепроизводственных  затрат (представительских, на рекламу).

Финансовые факторы, охватывающие и выручку от реализации продукции  и услуг, и предпринимательский  доход от всех видов деятельности, включают соответственно: формы расчетов предусматриваемые контрактом или  определяемые оперативно; ценовое регулирование  в том числе уценку в случае замедления реализации; привлечение  кредита банка либо средств из централизованных резервов; применение штрафных санкций; изучение и взыскание  дебиторской задолженности, а также  обеспечение ликвидности других активов; стимулирование и привлечение  денежных ресурсов на финансовых ресурсах, - доходов от ценных бумаг, вкладов, депозитов, аренды и финансовых вложений. Здесь немаловажен принцип «время - деньги»: чем быстрее и полнее поступление доходов, тем эффективнее  вся деятельность. Поэтому не следует  пренебрегать дифференцированной в  зависимости от сроков реализации и  прогноза насыщения рынка уценкой, в том числе сезонной, периодической  или разовой временное падение  доходов окупится высвобождением средств за счет ускорения их оборота, предпочтительной отгрузкой своей продукции наиболее надежным и быстрым плательщикам и другим мерам воздействия.


 

 

Рисунок 3 - Факторы, влияющие на величину прибыли

 

К факторам, не зависящим  от деятельности организации (внешние), относятся изменение государственных  регулируемых цен на реализуемую  продукцию, уровень налогов и  тарифов, нормы амортизируемых отчислений, влияние природных, географических, транспортных, технических условий  на производство и реализацию продукции, а также другие факторы (рисунок 3). Однако они могут оказывать существенное влияние на прибыль.

Внутренние факторы подразделяются на производственные и внепроизводственные. Производственные факторы характеризуют  наличие и использование средств  и предметов труда, трудовых и  финансовых ресурсов. В свою очередь, производственные факторы делятся  на экстенсивные и интенсивные.

К экстенсивным относятся  факторы, которые отражают объем  производственных ресурсов, например, изменение численности работников, стоимости основных фондов, их использования  о времени (изменение продолжительности  рабочего дня, коэффициента сменности  оборудования и другого), а также  непроизводительное использование  ресурсов (затраты материалов на брак, потери из-за отходов).

К интенсивным относятся  факторы, отражающие эффективность  использования ресурсов или способствующих этому (например, повышение квалификации работников, производительности оборудования, внедрения прогрессивных технологий, ускорение оборачиваемости оборотных  средств, снижение материалоемкости и  трудоемкости продукции).

В процессе осуществления  хозяйственной деятельности предприятия, связанной с производством, реализацией  продукции и получением прибыли, эти факторы находятся в тесной зависимости взаимосвязи.

Производственные факторы  воздействуют на прибыль через систему  обобщающих показателей, которые отражают, с одной стороны, объем и эффективность  использования авансированных средств, т.е. средств, полностью участвующих  в создании продукции, а, с другой, - величину и эффективность использования их потребленной части, участвующих в формировании себестоимости .

Элементом авансированных средств, участвующих в процессе создания продукции, также является живой  труд, характеризующийся системой показателей, основные из которых – наличие трудовых ресурсов и эффективность их использования.

Одни и те же элементы процесса производства, а именно средства труда, предметы труда и труд, рассматриваются, с одной стороны, как первичные  факторы управления объема промышленной продукции, а с другой факторы, определяющие издержки производства. Величина и  темпы роста прибыли зависят  от тех же факторов производства, которые  воздействуют на нее через систему  показателей объема промышленной продукции  и издержек производства. Необходимо отметить, что отдельные составляющие издержек производства (амортизация, материальные затраты или заработная плата) и  виды авансированных средств (стоимость  основных и оборотных средств, трудовые ресурсы) под влиянием одних и  тех же факторов могут изменяться по-разному, иногда в противоположном  направлении, и оказывать различное  влияние на прибыль. Например, предприятие  может добиться снижения затрат на производство продукции, при этом возможно увеличение прибыли. При нерациональном использовании основных и оборотных  средств, например при наличии неиспользуемого  оборудования, оно будет иметь  излишние запасы товарно-материальных ценностей.

Средства труда, предметы труда и трудовые ресурсы являются не только факторами формирования прибыли, но одновременно служат основой для  определения для определения  резервов ее повышения. Их рациональное и эффективное использование  способствует увеличению выпуска продукции  в натуральном выражении, повышению  качества изделий. В результате уменьшается  объем применяемых и расходуемых  средств на производство единицы  продукции, что находит отражение  в снижение материалоемкости, фондоемкости, трудоемкости, себестоимости конкретных изделий, и наоборот, нерациональное использование ресурсов приводит к  увеличению их объема на единицу вырабатываемой продукции. Это снижает показатели, характеризующие интенсивность  развития и эффективность хозяйствования.

К внепроизводственным факторам относятся: организация реализации продукции, снабжение товарно-материальными  ценностями, организация экономической  и финансовой работы, природоохранная  деятельность, социальные условия труда  и быта работников предприятия.

Перечисленные факторы влияют на прибыль не прямо, а через объем  реализуемой продукции и себестоимость, поэтому для выявления конечного  финансового результата необходимо сопоставить стоимость объема реализуемой  продукции и стоимость затрат и ресурсов, используемых в производстве.

Для того чтобы сознательно  и целенаправленно принимать  организационно-технические и хозяйственно-управленческие решения по наращиванию прибыли, необходимо, прежде всего, классифицировать факторы роста прибыли и параметры, количественная оценка которых позволяет  оценить их влияние на этот процесс.

Все факторы можно разделить: внешние (экзогенные) и внутренние (эндогенные).

К внешним относится:

         – рыночно - конъюнктурные факторы (диверсификация деятельности организации, повышения конкурентоспособности в оказании услуг, организация эффективной рекламы новых видов продукции, уровень развития внешнеэкономических связей, изменение тарифов и цен на поставляемые продукцию и услуги в результате инфляции);

         – хозяйственно - правовые и административные факторы (налогообложение; правовые акты, постановления и положения, регламентирующие деятельность организации, государственное регулирование тарифов и цен).

Под внутренними факторами  понимают:

          – материально-технические (использование прогрессивных и экономических предметов труда, применение производительного технологического оборудования, проведение модернизации и реконструкции материально-технической базы производства);

          – организационно-управленческие (освоение новых, более совершенных видов продукции и услуг, разработка стратегии и тактики деятельности и развития организации, информационное обеспечение процессов принятия решения);

          – экономические факторы (финансовое планирование деятельности организации, анализ и поиск внутренних резервов роста прибыли, экономическое стимулирование производства, налоговое планирование);

          – социальные факторы (повышение квалификации работников, улучшение условий труда, организация оздоровления и отдыха работников).

Объем реализации продукции  зависит от товарного выпуска  и остатков готовой продукции. Остатки  готовой продукции могут быть двух видов: остатки на складе и товары отгруженные, но еще не оплаченные. Ликвидация сверхнормативных остатков готовой продукции, поступление  оплаты за отгруженные товары являются резервом увеличения прибыли за счет объема реализации.

Увеличение прибыли в  результате производственной деятельности дает возможность предприятию заработать средства на производственное и социальное развитие, материальное поощрение, причем это становится функцией самого предприятия. В то же время рост прибыли на предприятии означает и увеличение отчислений в государственный бюджет.

Многие предприятия проводят разработку и реализацию научно-технических  нововведений и получают на них лицензии. В условиях развития рыночных отношений, а вместе с ними и конкуренции, предприятия предпочитают не заниматься их продажей. Однако отказ от предоставления лицензий на производство продукции другим предприятиям далеко не всегда является правильным шагом. Он лишает осуществивших нововведения предприятий крупных доходов от продажи лицензий. В условиях жесточайшей конкуренции производители могут проводить собственные исследования и разработки в таком объеме, какой им необходим для существенного улучшения свойств продукции, и сделать ее более конкурентоспособной. В результате объем реализации продукции предприятия-владельца лицензии может понизиться или повыситься в зависимости от спроса на продукцию и соответственно уменьшится или увеличится прибыль.

Итак, важнейшим принципом  выживания промышленных предприятий  в условиях рынка является следующее: производить надо то, что можно  продать, а не наоборот, продавать  то, что производит предприятие. Коммерческий успех предприятия и, в конечном итоге, его жизнь зависят от возврата вложенных средств через реализацию продукции, следовательно, эффективность  маркетинга играет важную роль в деятельности предприятия.

Информация о работе Формирование, распределение и использование прибыли на предприятии