Фонд социального страхования и перспективы его развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2012 в 16:48, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы моей работы обусловлена той ролью, которую играет страхование в жизни общества. Для современного гражданина необходимо иметь представление о том, какую роль играет страхование и каким образом его можно использовать для защиты от возможных убытков в процессе хозяйственной деятельности и в личной жизни.
Основной целью этой работы является рассмотрение сущности и особенности функционирования фонда социального страхования и перспективы его развития.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы
1. Социальное страхование в условиях перехода к рыночным
отношениям………………………………………………………………………...4
1.1. Сущность и методологические основы социального страхования…..4
1.2. Правовое положение Фонда социального страхования………………6
1.3. Механизм социального страхования в России………………………..8
1.4. Виды социального страхования………………………………………..8
1.5. Взносы по социальному страхованию………………………………...9
1.6. Выплаты по социальному страхованию……………………………...10
1.7. Выплаты по обязательному страхованию от несчастных случаев....11
1.8. Выплаты по обязательному пенсионному страхованию………........12
2. Перспективы развития социального страхования…………………….14
2.1. Актуальные проблемы социального страхования…………………..14
2.2. Пути повышения эффективности системы социального страхования……………………………………………………………………….14
2.3. Прогноз развития социального страхования в ближайшие годы…..16
Глава 2. Практическая часть
1. Структура расходов и доходов ФСС РФ……………………………….18
2. Анализ изменения структуры доходов и расходов ФСС РФ на 2008 – 2010 годы…………………………………………………………………..18
3. Анализ бюджетных показателей ФСС РФ……………………………21
Заключение…………………………………………………………………27
Список литературы………………………………………………………...29

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 276.00 Кб (Скачать файл)


 

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО «Уральский Государственный Технический Университет – УПИ

имени первого Президента РФ Б. Н. Ельцина»

Факультет Экономики и Управления

Кафедра Финансового и Налогового

Менеджмента

 

 

 

 

 

Курсовая работа

по дисциплине: Финансы

на тему: «Фонд социального страхования и перспективы его развития»

 

 

 

                                                                                                       

                                                                                                   Студент:

                                                                                                   Сумина Ю. А.

                                                                                                  Группа: ЭУ-37122                                               

                                                                                                                  Преподаватель:

                                                                                                   Моисеева Е.А.                                             

                                                                                                  

 

 

 

 

 

 

 

Екатеринбург

2010

Содержание

Введение……………………………………………………………………..3

Глава 1. Теоретические основы             

1. Социальное   страхование   в   условиях   перехода   к   рыночным
отношениям………………………………………………………………………...4

1.1. Сущность и методологические основы социального страхования…..4

1.2. Правовое положение Фонда социального страхования………………6

1.3. Механизм социального страхования в России………………………..8

1.4. Виды социального страхования………………………………………..8

1.5. Взносы по социальному страхованию………………………………...9

1.6. Выплаты по социальному страхованию……………………………...10

1.7. Выплаты по обязательному страхованию от несчастных случаев....11

1.8. Выплаты по обязательному пенсионному страхованию………........12

2. Перспективы развития социального страхования…………………….14

2.1. Актуальные проблемы социального страхования…………………..14

2.2. Пути повышения эффективности системы социального страхования……………………………………………………………………….14

2.3. Прогноз развития социального страхования в ближайшие годы…..16

Глава 2. Практическая часть

1. Структура расходов и доходов ФСС РФ……………………………….18

2. Анализ изменения структуры доходов и расходов ФСС РФ на 2008 – 2010 годы…………………………………………………………………..18

3. Анализ бюджетных показателей ФСС РФ……………………………21

Заключение…………………………………………………………………27

Список литературы………………………………………………………...29

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность темы моей работы обусловлена той ролью, которую играет страхование в жизни общества. Для современного гражданина необходимо иметь представление о том, какую роль играет страхование и каким образом его можно использовать для защиты от возможных убытков в процессе хозяйственной деятельности и в личной жизни.

Социальная защита человека в той или иной форме осуществляется в любом обществе. Она, как показывает историческая практика, составляет неотъемлемое звено системы общественных отношений. В настоящий момент к прежним задачам социальной защиты населения (пенсионное обеспечение, детские и семейные пособия и т.д.) добавились новые - помощь безработным, адресная помощь семьям, где среднедушевой доход ниже прожиточного минимума и др. И как результат - резкое снижение жизненного уровня основной массы населения, обнищание его значительной части, сокращение объема и качества социальных услуг, небывалое расслоение общества по уровню доходов, огромная дифференциация регионов по уровню жизни населения, массовая безработица. Все это обуславливает небывалый рост потребности в социальной защите населения РФ. Причем речь идет не только социально уязвимых категориях населения (пожилых людях, инвалидах, многодетных семьях и др.), но и о значительной части экономически активного населения или так называемых «новых бедных» (безработные, низкооплачиваемые категории работников бюджетной сферы - учителя, врачи, ученые, работники культуры и др.). В этих условиях социальные пособия для многих слоев населения стали единственной гарантией выживания. И хотя сами по себе социальные выплаты мизерны, не обеспечивают нормального воспроизводства рабочей силы, тем не менее, они хотя бы на минимальном уровне гарантируют населению выживание. Отмеченные обстоятельства и предопределили актуальность проблемы исследования, обусловили выбор темы, цель и задачи данной работы.

Основной целью этой работы является рассмотрение сущности и особенности функционирования фонда социального страхования и перспективы его развития.

В соответствии с этой целью были поставлены следующие задачи: определение сущности, цели, задачи, структуры и управления фонда Социального страхования, анализ путей повышения эффективности социального страхования в России, рассмотрение проблем и перспектив его развития.

 

 

1. Социальное   страхование   в   условиях   перехода   к   рыночным
отношениям

1.1. Сущность и методологические основы социального страхования

В социальной защите выделяют два основных вида:

1)         социальная  помощь,   предназначенная  для  избирательной  поддержки наиболее социально уязвимых групп населения;

2)         социальное   страхование,   ориентированное    на   социально   активное население, занятое в сфере труда.

Финансирование данной сферы осуществляется за счет средств как работника, так и работодателя. Деятельность системы социального страхования в первую очередь адресована группам трудозанятого населения. Трудоспособное население в своем большинстве — это работники по найму, и заработная плата — их единственный источник доходов, благосостояния и благополучия. На базе отчислений от заработков строится весьма эффективная система социальной защиты, в форме социального страхования, которое в определенных параметрах регулируется государством. Грамотно построенная социальная политика не только обеспечивает социальную защиту трудящихся с помощью механизма социального страхования, но и позволяет осуществлять инвестиции в сферу производства, доходы от которых идут на повышение квалификации работников и мотивации их труда, а в итоге способствуют стабилизации общества.

Говоря об основах социального страхования, нельзя не затронуть тему внебюджетных фондов. Первоначально внебюджетные фонды появились в виде специальных фондов или особых счетов задолго до возникновения бюджета. В ходе перехода к рыночной экономике произошла модернизация финансовой системы, и, прежде всего, её центрального звена — общегосударственных финансов. Один за одним возникли и выделились внебюджетные фонды - это фонды денежных средств, образуемые вне федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ и предназначенные для реализации конституционных прав граждан и удовлетворения некоторых потребностей социального и экономического характера.

В РФ созданы и действуют 3 государственных социальных внебюджетных фонда: Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ и фонды обязательного медицинского страхования. Государственные внебюджетные фонды являются составной частью финансовой системы РФ и изначально создавались с целью аккумулирования средств для реализации важнейших социальных гарантий - государственного пенсионного обеспечения, поддержки в сфере занятости, оказания бесплатной медицинской помощи, поддержки в случае потери трудоспособности, во время отпуска по беременности и родам, санаторно-курортного обслуживания и прочим. [6]

Цель социального страхования — профилактика, снижение уровня социального риска для трудового населения и компенсация при наступлении страховых случаев. В соответствии с действующим законодательством все работники (штатные, нештатные, временные, совместители, работающие по трудовому соглашению) подлежат обязательному государственному социальному страхованию независимо от характера и длительности выполняемых работ.

Механизм взаимоотношений с ФСС регулируется Инструкцией о порядке начисления, уплаты страховых взносов, расходования и учета средств государственного страхования, утвержденной постановлением ФСС РФ 02.10.96 № 162. Из средств этого фонда членам трудового коллектива выплачиваются различного рода пособия, расходы, связанные с санаторно-курортным обслуживанием работников и членов их семей и рядом других нужд социальной защиты работников. Контроль за полнотой и своевременностью начисления и уплаты страхователями страховых взносов и иных платежей осуществляется фондом совместно с Государственной налоговой службой РФ, а за правильным и рациональным расходованием этих средств на предприятиях - фондом с участием профессиональных союзов. [4]

Обязательной регистрации в качестве страхователей в отделениях ФСС (его филиалах) подлежат находящиеся на территории РФ работодатели: организации, являющиеся юридическими лицами, независимо от
организационно-правовых форм (в т.ч. иностранные организации,
осуществляющие деятельность на территории РФ через постоянные
представительства); граждане (в т.ч. иностранные), использующие труд наемных работников в личном хозяйстве; фермерские хозяйства, родовые, семейные общины малочисленных народов Севера, занимающиеся традиционными отраслями хозяйствования и обособленные подразделения организаций, которые производят начисления зарплаты, имеют отдельный баланс и счета в учреждениях банка и находятся на территории РФ.

Граждане, зарегистрированные в качестве предпринимателей, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица (индивидуальные предприниматели), частные детективы, охранники, аудиторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, регистрируются в качестве страхователей в добровольном порядке.

Средства ФСС образуются за счет: страховых взносов работодателей; страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью и обязанных уплачивать взносы на социальное страхование в соответствии с законодательством; страховых взносов граждан, осуществляющих трудовую деятельность на иных условиях и имеющих право на обеспечение по государственному социальному страхованию, установленному для работников, при условии уплаты ими страховых взносов в ФСС; доходов от инвестирования части временно свободных средств ФСС в ликвидные государственные ценные бумаги и банковские вклады.

Средства ФСС используются только на целевое финансирование мероприятий, закреплённых законодательно. Не допускается зачисление средств социального страхования на личные счета застрахованных. Средства, полученные от взимания пеней и наложения финансовых санкций (в размере 20 %), образуют фонд развития ФСС РФ. Распорядителями средств фонда являются председатель и главный бухгалтер фонда, а в региональных и центральных отраслевых отделениях ФСС - управляющий и главный бухгалтер отделения.

Выплата пособий по социальному страхованию как и финансирование других мероприятий по социальному страхованию в организациях осуществляется через бухгалтерии работодателей. Ответственность за правильность начисления и расходования средств государственного социального страхования несет администрация страхователя в лице руководителя и главного бухгалтера.

Для обеспечения контроля за правильным начислением и своевременной выплатой пособий по социальному страхованию образовываются комиссии по социальному страхованию из представителей администрации  и профсоюзов (трудового коллектива) или избираются уполномоченные по социальному страхованию. Управление фондом осуществляет председатель ФСС и его заместители, которые назначаются Правительством РФ.

 

1.2. Правое положение Фонда социального страхования

ФСС, выступая гарантом социальной защищенности трудящихся, обеспечивает граждан пособиями по временной нетрудоспособности, страхует от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, выдаёт пособия по беременности и родам, по уходу за ребенком, предоставляет санаторно-курортное лечение работникам и членам их семей, оплачивает содержание детей в оздоровительных лагерях, заботится об инвалидах и ветеранах Великой Отечественной войны.

Фонд осуществляет свою деятельность в соответствии с Положением «О Фонде социального страхования», утвержденным постановлением Правительства РФ от 12.02.94г. № 101. ФСС представляет собой финансово-кредитную систему. Денежные средства и имущество находятся в оперативном управлении фонда и являются Федеральной собственностью. Денежные средства ФСС не входят в состав бюджетов соответствующих уровней, других фондов и изъятию не подлежат. Бюджет ФСС и отчет о его исполнении утверждается Федеральным законом. [7]

В соответствии с Порядком регистрации страхователей в исполнительных органах ФСС РФ от 4 декабря 2000 г. № 119, юридические лица, осуществляющие свою деятельность на территории РФ, одновременно с регистрацией в качестве страхователей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, учитываются исполнительными органами ФСС в качестве страхователей по государственному социальному страхованию.

Информация о работе Фонд социального страхования и перспективы его развития