ФНС РФ – ее функции, задачи, необходимость

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2014 в 10:19, реферат

Описание работы

Федеральная налоговая служба (ФНС России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции, а также функции агента валютного контроля в пределах компетенции налоговых органов.

Содержание работы

1. Законодательная и нормативно-правовая база функционирования Федеральной налоговой службы России
2. Состав, структура и функции ФНС РФ
3. Структура и функции Управления ФНС по Свердловской области
4. Права, обязанности и ответственность налогового органа
5. Порядок учета налогоплательщиков
6. Цели и организация налогового контроля
7. Формы и методы контрольной работы налогового органа
8. Порядок проведения камеральных налоговых проверок
9. Порядок подготовки и проведения выездных налоговых проверок
10. Отчетность налоговых органов по налогам и сборам
11. Заключение
12. Список литературы

Файлы: 1 файл

ФНС РФ ее функции,задачи,необходимость.docx

— 51.43 Кб (Скачать файл)
 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Уральский Финансово-Юридический институт»

 

 

Реферат

по дисциплине «Введение в специальность»

тема: «ФНС РФ – ее функции, задачи, необходимость»

 

 

 

 

                                                          Выполнил: студент группы Э-0314

                                                          Комов Александр Владимирович

                                                          Проверил:

 

                         

 

 

 

 

 

 

Екатеринбург

2014

Содержание

1. Законодательная и нормативно-правовая  база функционирования Федеральной  налоговой службы России

2. Состав, структура и  функции ФНС РФ

3. Структура и функции Управления ФНС по Свердловской области

4. Права, обязанности и  ответственность налогового органа

5. Порядок учета налогоплательщиков

6. Цели и организация  налогового контроля

7. Формы и методы контрольной  работы налогового органа

8. Порядок проведения  камеральных налоговых проверок

9. Порядок подготовки  и проведения выездных налоговых  проверок

10. Отчетность налоговых  органов по налогам и сборам

11. Заключение

12. Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Законодательная и нормативно-правовая база функционирования Федеральной налоговой службы России

  Федеральная налоговая служба (ФНС России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции, а также функции агента валютного контроля в пределах компетенции налоговых органов. 
 
  Служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим представление в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам. 
 
  Федеральная налоговая служба находится в ведении Министерства финансов Российской Федерации. 
 
  Федеральная налоговая служба руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства финансов Российской Федерации, а также Положением о Федеральной налоговой службе. 
 
  Федеральная налоговая служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами, общественными объединениями и иными организациями. 
 
  Служба и ее территориальные органы - управления Службы по субъектам Российской Федерации, межрегиональные инспекции Службы, инспекции Службы по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекции Службы межрайонного уровня составляют единую централизованную систему налоговых органов.

  Впервые как самостоятельное структурное подразделений Главная Государственная Налоговая Инспекция была создана в 1990 г. в составе Министерства финансов СССР. В 1991г. была образована Государственная налоговая служба РСФСР. В 1998г. ГНС была преобразована в Министерство РФ по налогам и сборам. А с 2004г. - в Федеральную налоговую службу России.

2. Состав, структура  и функции ФНС РФ

 ФНС обладает меньшим количеством полномочий по сравнению с упраздненным МНС РФ. Функции МНС РФ по принятию нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности переданы в настоящее время Минфину России. И Минфин, и ФНС, и их структурные подразделения обязаны вести разъяснительную работу по вопросам налогов и сборов.

В настоящее время ФНС России имеет следующую структуру:

  • Центральный аппарат ФНС (26 управлений)
  • Управление ФНС России по субъектам РФ;
  • Межрайонные инспекции (МРИ) ФНС по субъекту РФ;
  • Территориальные инспекции;
  • Межрегиональные инспекции (МИ) по крупнейшим налогоплательщикам;
  • Межрегиональные инспекции (МИ) по централизованной обработке данных;

Прочие структуры:

· главный научно-исследовательский вычислительный центр ФНС (ГНИВЦ);

· государственный научно-исследовательский институт развития налогов и сборов (ГНИИРАНС);

· 5 учебно-методических центров;

· печатные издания: «Российский налоговый курьер», налоговая практика.

  В отличие от традиционных инспекций, осуществляющих контроль в зависимости от территориальной принадлежности налогоплательщика, МРИ и МИ строят свою работу исходя из категории налогоплательщика и его отраслевой принадлежности.

  Законом РФ «О Налоговых органах» дано следующее определение: Налоговые органы РФ - это единая система контроля за соблюдением налогового законодательства РФ, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и других обязательных платежей, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет платежей при пользовании недрами, установленных законодательством РФ, а также контроля за соблюдением валютного законодательства РФ, осуществляемых в пределах компетенции налоговых органов.

  На всех 3-х уровнях налогового администрирования можно выделить общие функции, которые реализуются налоговыми органами в процессе их деятельности:

1 УРОВЕНЬ - Федеральный:

1. участие в разработке  проектов новых законов о налогах  и сборах и проведение единой  налоговой политики на территории  всей страны;

2. руководство налоговыми  органами, в том числе методическое  обеспечение проводимого ими  налогового администрирования;

3. разработка и утверждение  обязательных для налогоплательщиков  форм налоговых деклараций и установление порядка их заполнения;

4. осуществление мер по  созданию информационных систем, компьютеризации налогового контроля;

5. разъяснительная и информационная  работа по применению законодательства  РФ по налогам и сборам.

2 УРОВЕНЬ - По субъектам  федерации:

1. руководство налоговыми  инспекциями, определение стратегии  инспекции в целом;

2. методическое обеспечение  сложных и спорных вопросов  камеральных и документальных  проверок отчетности предприятий  и граждан;

3. юридическое обоснование  деятельности налоговых инспекций;

4. методическое обеспечение  вопросов взаимосвязи с финансовыми  органами и банками, ведение лицевых  счетов налогоплательщиков;

5. проведение анализа  деятельности налоговых инспекций  по различным информационным  срезам и прогнозирование последствий  принятия тех или иных решений;

6. ведение централизованной  базы данных реестра налогоплательщиков.

3 УРОВЕНЬ - Местный (территориальный):

1. своевременный и полный  учет плательщиков налогов, платежей  в бюджет;

2. регистрация налогоплательщиков;

3. ведение регистрационных  дел налогоплательщиков;

4. снятие с учета налогоплательщика;

5. обеспечение правильности  исчисления платежей граждан  РФ, доведение их до сведения  граждан, контроль за поступлением этих платежей в бюджет;

6. регистрация и учет  ККМ, контроль за их использованием;

7. контроль за использованием акцизных марок;

8. передача правоохранительным  и судебным органам материалов  по фактам нарушений, за которые  предусмотрена уголовная ответственность;

9. рассмотрение заявлений, предложений, жалоб граждан, предприятий, организаций по вопросам налогообложения  и жалоб на действия должностных  лиц государственной налоговой  инспекции;

10. информирование налогоплательщиков  по вопросам налогового законодательства  и разъяснение им системы налогообложения и т.п.

3. Структура и  функции Управления ФНС по  Свердловской  области

  Управление ФНС в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет следующие основные функции:

1. осуществляет контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов, сборов и других обязательных платежей в соответствующий бюджет и государственные внебюджетные фонды и руководит работой нижестоящих налоговых органов;

2. осуществляет контроль за соблюдением законодательства о государственной регистрации юридических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей;

3. осуществляет представление  в делах о банкротстве и  в процедурах банкротства требований  об уплате обязательных платежей  и требований Российской Федерации  по денежным обязательствам;

4. обеспечивает защиту  сведений, составляющих государственную  тайну;

5. контролирует работу  нижестоящих налоговых органов  по обеспечению своевременного  и полного учета налогоплательщиков;

6. обеспечивает своевременный  и полный учет налогоплательщиков  и на его основе ведет в  установленном порядке информационные  ресурсы по учету налогоплательщиков, Единый государственный реестр  налогоплательщиков (ЕГРН) регионального  уровня, обеспечивает полноту и  достоверность включенных в него  сведений.

  Контролирует работу нижестоящих налоговых органов по осуществлению функций по государственной регистрации юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, формированию и ведению Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ). Предоставляет сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ и ЕГРН, в соответствии с законодательством Российской Федерации. Дает разъяснения законодательства по вопросам государственной регистрации юридических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей.

7. обеспечивает проведение на территории Свердловской области разъяснительной работы в отношении применения законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, бесплатное информирование налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и должностных лиц;

8. координирует проведение  совместно с правоохранительными  и контролирующими органами мероприятий  по контролю за соблюдением законодательства о налогах и сборах;

9. обеспечивает в пределах  своей компетенции валютный контроль за соответствием проводимых валютных операций законодательству Российской Федерации, за исключением валютных операций кредитных организаций, и наличием необходимых для этого лицензий и разрешений;

10. организует учет и  мониторинг крупнейших налогоплательщиков, обеспечивает реструктуризацию  кредиторской задолженности, а также  реализацию в отношении налогоплательщиков, мер принудительного взыскания  недоимки, пени, налоговых и административных  санкций, недопущению образования  у налогоплательщиков задолженности  по платежам в бюджеты;

11. обеспечивает организацию  контроля за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции, за соблюдением технологии производства указанной продукции, а также за оборотом табачной продукции;

12. обеспечивает в установленном  порядке регистрацию контрольно-кассовой  техники, используемой в организациях  в соответствии с законодательством  Российской Федерации;

13. обеспечивает контроль за соблюдением правил использования контрольно-кассовой техники, полнотой учета выручки денежных средств в организациях, обязанных использовать контрольно-кассовую технику в соответствии с законодательством Российской Федерации;

14. представляет в установленном  порядке в пределах своей компетенции  в соответствующие федеральные  органы исполнительной власти, правоохранительные  и контролирующие органы, их территориальные  органы и органы исполнительной  власти Ульяновска информацию  о выявленных нарушениях;

15. применяет установленные  законодательством Российской Федерации  санкции в случае нарушения  законодательства о налогах и  сборах, предъявляет в суды общей  юрисдикции и арбитражные суды  иски о взыскании налоговых  санкций с лиц, допустивших нарушения  законодательства о налогах и  сборах, о взыскании задолженности  по налогам, сборам и пеням, а  также в иных случаях, предусмотренных  законодательством о налогах  и сборах, рассматривает жалобы  налогоплательщиков и акты нижестоящих налоговых органов, действия (бездействие) их должностных лиц;

16. налагает штрафы на  организации и физических лиц, виновных в нарушении законодательства  Российской Федерации о применении  контрольно-кассовой техники при  осуществлении денежных расчетов  с населением, а также штрафы  за несоблюдение условий работы  с денежной наличностью и порядка  ведения кассовых операций в  Российской Федерации организациями  и физическими лицами, осуществляющими  предпринимательскую деятельность  без образования юридического  лица;

17. получает, обобщает и  анализирует отчеты нижестоящих  налоговых органов о проделанной  работе, разрабатывает предложения  по ее совершенствованию и  представляет их в ФНС;

18. анализирует отчетные, статистические данные и результаты  налоговых проверок, подготавливает  на их основе предложения ФНС  по применению законодательства  о налогах и сборах;

19. организует работу нижестоящих  налоговых органов по ведению  бухгалтерского учета, учет налоговых  поступлений и представляет в  установленном порядке в ФНС  бухгалтерскую отчетность, являющуюся  единой системой данных об  имущественном и финансовом положении  Управления, о результатах его  финансово-хозяйственной деятельности, статистическую отчетность и  другую налоговую отчетность;

20. выполняет функции получателя  и распорядителя бюджетных средств, установленные Бюджетным кодексом  Российской Федерации;

21. осуществляет в установленном  порядке управление переданным  ему в оперативное управление  государственным имуществом;

22. организует работу по  подбору и расстановке, по профессиональной  подготовке, переподготовке и повышению  квалификации кадров;

23. обеспечивает внедрение  информационных систем, автоматизированных  рабочих мест и других средств  автоматизации и компьютеризации  работы в налоговых органах;

24. обеспечивает реализацию  требований законодательных и  нормативных актов по вопросам  обеспечения безопасности деятельности  налоговых органов. Предупреждения  и пресечения должностных правонарушений  работниками налоговых органов  по Свердловской области;

25. ведет делопроизводство, учет поступающей корреспонденции  и бланков документов строгой  отчетности.

4. Права, обязанности  и ответственность налогового  органа

  Права налоговых органов определены ст. 31 Налогового кодекса РФ.

  Для осуществления эффективного налогового контроля налоговые органы должны обладать достаточно широкими правами и полномочиями.

  Налоговые органы, прежде всего, должны иметь возможность осуществлять учет налогоплательщиков и имущества, подлежащего налогообложению, контролировать правильность исчисления и уплаты налогов, получать необходимую для этого информацию и проверять эту информацию у себя или с выездом к налогоплательщику.

  В то же время при неисполнении или ненадлежащем исполнении налогоплательщиком своих обязанностей налоговые органы должны иметь возможность применить предписанные законом меры для обеспечения исполнения этих обязанностей, включая принудительное взыскание налогов, либо иначе выступать в защиту интересов государства.

  Налоговые органы вправе требовать от налогоплательщика документы по формам, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, являющиеся основанием для исчисления и уплаты налогов, а также пояснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налога. Все документы и сведения, связанные с исчисление и уплатой налогов, должны быть доступны налоговым органам, включая и сведения, составляющие коммерческую тайну.

  К вышеперечисленным полномочиям тесно примыкают права налоговых органов по осуществлению налогового контроля, получению необходимой информации и закреплению доказательств при обнаружении признаков налоговых правонарушений или уголовных преступлений.

Налоговые органы могут:

· осматривать (обследовать) любые используемые для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения производственные, складские, торговые и иные помещения и территории, проводить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества;

· изымать по акту (проводить выемку) при проведении налоговых проверок документы, свидетельствующие о совершении налоговых правонарушений, в случае, когда есть достаточно оснований полагать, что документы будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены;

· привлекать для проведения налогового контроля специалистов, экспертов и переводчиков;

· вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков и иных обязанных лиц (плательщиков сборов и налоговых агентов) для дачи пояснений в связи с уплатой ими налогов, либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах;

· вызывать в качестве свидетеля лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения налогового контроля.

  Если у налоговых органов есть основание полагать, что те или иные лица обладают необходимой информацией о поверяемом налогоплательщике, они могут не только вызвать лиц в качестве свидетелей, но и в соответствии со ст.87 Налогового кодекса РФ истребовать у них документы, относящиеся к деятельности проверяемого налогоплательщика.

  В случае отказа налогоплательщика допустить должностных лиц налогового органа к осмотру производственных, складских, торговых помещений и территорий, используемых для извлечения доходов или связанных с содержанием объектов налогообложения, либо непредставления налоговым органам необходимых для расчетов налогов документов, либо у него отсутствует учет доходов и расходов или объектов налогообложения, что не позволяет точно исчислить налоги, то налоговые органы вправе самостоятельно определить налогоплательщику подлежащие уплате суммы налога. При этом налоговые органы должны произвести соответствующие расчеты на основании имеющейся у них информации о налогоплательщике, а также данных по иным аналогичным налогоплательщикам.

Кроме того, налоговые органы имеют право:

· требовать от налогоплательщиков и иных обязанных лиц (налоговых агентов, представителей налогоплательщиков) устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах и контролировать выполнение указанных требований;

· требовать от банков документы, подтверждающие исполнение платежных поручений налогоплательщиков и иных обязанных лиц, инкассовых поручений (распоряжений) налоговых органов о списании со счетов налогоплательщиков и иных обязанных лиц сумм налогов и санкций за налоговые правонарушения;

· создавать налоговые посты в порядке, установленном Налоговым кодексом РФ;

· предъявлять в суды общей юрисдикции или арбитражные суды иски;

· взыскивать налоговые санкции с лиц, допустивших нарушения законодательства о налогах и сборах;

· признавать недействительной государственную регистрацию юридического лица или государственную регистрацию физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;

· ликвидировать организации любой организационно-правовой формы по основаниям, установленным законодательством Российской Федерации;

· досрочно расторгать договоры о налоговом кредите и об инвестиционном налоговом кредите;

· взыскивать задолженности по налогам, сборам, соответствующим пеням и штрафам в бюджеты (внебюджетные фонды), числящиеся более трех месяцев за организациями, являющимися в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации зависимыми (дочерними) обществами, с соответствующих основных (преобладающих, участвующих) обществ, когда на счета последних в банках поступает выручка за реализуемые товары (работы, услуги) зависимых (дочерних) обществ, а также за организациями, являющимися в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации основными обществами (товариществами), с зависимых обществ, когда на их счетах в банках поступает выручка за реализуемые товары (работы, услуги) основных обществ (товариществ).

ФНС России осуществляет свои полномочия как непосредственно, так и через территориальные налоговые органы, которые осуществляют функции уполномоченного органа на основании доверенностей, выданных в установленном порядке.

В соответствии со статьёй 32 НК РФ «Обязанности налоговых органов» налоговые органы обязаны:

. соблюдать законодательство  о налогах и сборах;

. осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов;

. вести в установленном  порядке учет организаций и  физических лиц;

. бесплатно информировать (в том числе в письменной  форме) налогоплательщиков о действующих  налогах и сборах, законодательстве  о налогах и сборах и принятых  в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также предоставлять формы налоговой отчетности и разъяснять порядок их заполнения;

. осуществлять возврат  или зачет излишне уплаченных  или излишне взысканных сумм  налогов, пеней и штрафов в  порядке, предусмотренном НК РФ;

. соблюдать налоговую  тайну;

. направлять налогоплательщику  или налоговому агенту копии  акта налоговой проверки и  решения налогового органа, а  также в случаях, предусмотренных  настоящим Кодексом, налоговое уведомление  и требование об уплате налога  и сбора.

. Представлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому  агенту по его запросу справки  о состоянии расчетов указанного  лица по налогам, сборам, пеням  и штрафам на основании данных  налогового органа.

Запрашиваемая справка представляется в течение пяти дней со дня поступления в налоговый орган соответствующего письменного запроса налогоплательщика, плательщика сбора или налогового органа.

  Налоговые органы несут также другие обязанности, предусмотренные НК РФ и   иными федеральными законами.

  Налоговые органы при выявлении обстоятельств, позволяющих предполагать совершение нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления, обязаны в десятидневный срок со дня выявления указанных обстоятельств направить материалы в органы внутренних дел для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

  Налоговые органы несут ответственность за убытки, причиненные налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам вследствие своих неправомерных действий (решений) или бездействия, а равно неправомерных действий (решений) или бездействия должностных лиц и других работников указанных органов при исполнении ими служебных обязанностей.

  Причиненные налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам убытки возмещаются за счет федерального бюджета в порядке, предусмотренном Налоговым Кодексом и иными федеральными законами.

  За неправомерные действия или бездействие должностные лица и другие работники органов, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

5. Порядок учета  налогоплательщиков

  В целях проведения налогового контроля организации и физические лица подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождению организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям.

  Организация, в состав которой входят обособленные подразделения, расположенные на территории Российской Федерации, обязана встать на учет в налоговом органе по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения, если эта организация не состоит на учете в налоговом органе по месту нахождения этого обособленного подразделения.

  Министерство финансов Российской Федерации вправе определять особенности постановки на учет крупнейших налогоплательщиков.

Особенности учета иностранных организаций и иностранных граждан также устанавливается Министерством финансов Российской Федерации.

  Постановка на учет организации или индивидуального предпринимателя в налоговом органе по месту нахождения или по месту жительства осуществляется на основании сведений, содержащихся соответственно в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей.

  При осуществлении организацией деятельности в Российской Федерации через обособленное подразделение заявление о постановке на учет такой организации подается в течение одного месяца со дня создания обособленного подразделения в налоговый орган по месту нахождения этого обособленно подразделения, если указанная организация не состоит на учете в налоговых органах на территории муниципального образования, в котором создано это обособленное подразделение.

  В иных случаях постановка на учет организации в налоговых органах по месту нахождения ее обособленного подразделения осуществляется налоговыми органами на основании сообщений в письменной форме, представляемых этой организацией.

  В случае, если несколько обособленных подразделений организации находятся в одном муниципальном образовании на территориях, подведомственных разным налоговым органам, постановка организации на учет может быть осуществлена налоговым органом по месту нахождения одного из ее обособленных подразделений, определяемым организацией самостоятельно.

Организация подлежит постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения недвижимого имущества, принадлежащего ей на праве собственности, праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Местом нахождения имущества признается:

1. для морских, речных  и воздушных транспортных средств - место (порт) приписки, при отсутствии  такового место государственной  регистрации, а при отсутствии  таковых - место нахождения (жительства) собственника имущества;

2. для транспортных средств, не указанных в первом пункте - место государственной регистрации, а при отсутствии такового - место  нахождения (жительства) собственника  имущества;

3. для иного недвижимого  имущества - место фактического нахождения  имущества.

Постановка на учет нотариуса, занимающегося частной практикой, осуществляется налоговым органом по месту его жительства.

Постановка на учет адвоката осуществляется налоговым органом по месту его жительства на основании сведений, сообщаемых адвокатской палатой субъекта Российской Федерации.

В случае возникновения у налогоплательщиков затруднений с определением места постановки на учет решение на основе представленных ими данных принимается налоговым органом.

Налоговые органы на основе имеющихся данных и сведений о налогоплательщиках обязаны обеспечить постановку их на учет.

Заявление о постановке на учет подается:

- в течение 10 дней после государственной регистрации организации или индивидуального предпринимателя по месту нахождения организации (по месту жительства предпринимателя);

- в течение 30 дней по месту нахождения недвижимого имущества или транспортного средства с момента регистрации имущества;

- в течение 1 месяца по месту нахождения обособленного подразделения после его создания.

Одновременно с заявлением подаются учредительные, регистрационные и иные необходимые документы, установленные налоговым законодательством.

Налоговый орган обязан осуществить постановку налогоплательщика на учет в течение 5 дней с момента подачи им всех необходимых документов и в тот же срок выдать соответствующее свидетельство.

При смене места нахождения (места жительства) осуществляется снятие с учета - в течение 5 дней с момента подачи заявления об изменении места жительства или места нахождения. При ликвидации, реорганизации организации, принятия решения о закрытии своего обособленного подразделения, прекращения деятельности индивидуального предпринимателя, снятие с учета производится в течение 14 дней со дня подачи такого заявления.

Постановка на учет в налоговых органах физического лица по месту нахождения принадлежащего ему имущества, осуществляется на основе информации, представляемой органами, осуществляющими учет и регистрацию имущества и сделок с ним. В этом случае налоговый орган обязан уведомить физическое лицо о постановке его на учет. Постановка на учет в налоговых органах физических лиц, не относящихся к индивидуальным предпринимателям, осуществляется налоговым органом по месту жительства физического лица на основе информации, предоставляемой органами, осуществляющими регистрацию места жительства физических лиц.

При постановке на учет физического лица в состав сведений об указанном лице включаются также их персональные данные:

-фамилия, имя, отчество;

-дата и место рождения;

-место жительства;

-данные паспорта или иного удостоверяющего личность налогоплательщика документа;

-данные о гражданстве.

Постановка на учет, снятие с учета осуществляется бесплатно.

6. Цели и организация  налогового контроля

Под налоговым контролем следует понимать одно из важнейших направлений государственного финансового контроля.

Основная цель налогового контроля - обеспечение исполнения налогового законодательства налогоплательщиками, налоговыми агентами и другими субъектами налоговых правоотношений. С этой основной сопряжены также другие цели налогового контроля:

1. выявление налоговых  правонарушений и преступлений  и привлечение к ответственности  виновных лиц;

2. предупреждение налоговых  правонарушений и преступлений  в будущем;

3. обеспечение неотвратимости  наступления налоговой, административной  или уголовной ответственности.

  Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверка данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных Налоговым кодексом.

  Налоговые органы, таможенные органы, органы государственных внебюджетных фондов и органы внутренних дел в порядке, определяемом по соглашению между ними, информируют друг друга об имеющихся у них материалах о нарушениях законодательства о налогах и сборах и налоговых преступлениях, о принятых мерах по их пресечению, о проводимых ими налоговых проверках, а также осуществляют обмен другой необходимой информацией в целях исполнения возложенных на них задач.

  При осуществлении налогового контроля не допускается сбор, хранение, использование и распространение информации о налогоплательщике, полученной в нарушение положений Конституции РФ, Налогового кодекса, федеральных законов, а также в нарушение принципа сохранности информации, составляющей профессиональную тайну иных лиц, в частности адвокатскую тайну, аудиторскую тайну.

7. Формы и методы  контрольной работы налогового  органа

  Формы налогового контроля подразделяются в зависимости от сроков (оперативный и периодический) и источников получения информации (документальный и фактический).

  Оперативный контроль представляет собой проверку, которая осуществляется в пределах отчетного периода по завершении контролируемой операции в соответствии с ее качественной и количественной характеристиками. Источниками данных для оперативного контроля служат плановая, оперативно-техническая, статистическая и бухгалтерская информация.

  Периодический контроль - это проверка за определенный отчетный период планов, смет, норм и нормативов, первичных документов, отчетов, записей в учетных регистрах, отчетности и других источников. Задача такой проверки установить, соблюдаются ли требования налогового законодательства, уплачиваются ли своевременно и в полной мере налоги, а также вскрыть нарушения и принять меры к их устранению.

  Документальный контроль - это проверка, при которой содержание проверяемого объекта и его соответствие регламентированному значению определяются на основании данных, содержащихся в документах.

  Фактический контроль - это проверка, при которой количественное и качественное состояние проверяемого объекта устанавливаются на основании обследования, осмотра, обмера, пересчета, взвешивания, контрольной закупки, контрольной поставки и т.д.

  Налоговый кодекс устанавливает следующие формы проведения налогового контроля (ст. 82 НК РФ):

1. налоговые проверки;

2. получение объяснений  налогоплательщиков, налоговых агентов  и плательщиков сборов;

3. проверки данных учета  и отчетности;

4. осмотр и обследование  помещений и территорий, используемых  для извлечения дохода (прибыли);

5. другие формы.

Специально-правовые методы налогового контроля представляют собой совокупность способов изучения объекта и предмета налогового контроля. К специально-правовым методам налогового контроля можно, в частности, отнести визуальный осмотр, арифметическую и формальную проверку документов, сопоставление данных, выборочный и сквозной методы проверки документов и т.д.

8. Порядок проведения  камеральных налоговых проверок.

  Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.

  Камеральная проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального разрешения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, если законодательством о налогах и сборах не предусмотрены иные сроки (ст.88 Налогового кодекса РФ).

В ходе камеральной налоговой проверки контролируется:

1. полнота представления  налогоплательщиком документов  налоговой отчетности, предусмотренных  законодательством о налогах  и сборах;

2. правильность оформления  документов налоговой отчетности (полнота заполнения всех реквизитов, четкость их заполнения и т.д.);

3. арифметическая проверка  данных налоговой отчетности;

4. своевременность представления  налоговой отчетности;

5. обоснованность применения  налоговых ставок, льгот;

6. правильность исчисления  налоговой базы.

  Камеральные проверки отчетов и расчетов налогоплательщиков проводятся по каждому конкретному виду налога в соответствии с действующими инструкциями. По результатам таких проверок возможно дополнительное начисление налога, а также применение санкций за нарушения, факты совершения которых не требуют документального подтверждения. По таким нарушениям руководители налоговых органов принимают решения на основании докладных (служебных) записок соответствующих должностных лиц инспекций.

  Налоговый орган при проведении камеральной налоговой проверки на этапе проверки правильности исчисления налоговой базы в обязательном порядке проводит:

1. проверку сопоставимости  отчетных показателей налоговой  отчетности текущего периода  с аналогичными показателями  налоговой отчетности предыдущего  отчетного (налогового) периода;

2. сопоставление показателей  проверяемой налоговой декларации  с показателями налоговых деклараций  по другим видам налогов и  бухгалтерской отчетностью;

3. оценку достоверности  показателей налоговой отчетности  на основе анализа всей имеющейся  в налоговом органе информации  о финансово-хозяйственной деятельности  налогоплательщика;

4. анализ соответствия  уровня и динамики показателей  налоговой отчетности, отражающих  объемы производства и реализации  товаров (продукции, работ, услуг), с  уровнем и динамикой показателей  объемов потребления налогоплательщиком  энергетических (электро- и теплоэнергии), водных, сырьевых и иных материальных ресурсов;

5. анализ основных показателей  финансово-хозяйственной деятельности  налогоплательщика, в том числе  их сравнительный анализ со  средними показателями финансово-хозяйственной  деятельности по группе и отдельных  аналогичных налогоплательщиков.

9. Порядок подготовки  и проведения выездных налоговых  проверок

  Выездная налоговая проверка проводится по местонахождению налогоплательщика, его филиала или представительства на основании решения руководителя (его заместителя) налогового органа.

  Выездной налоговой проверкой могут быть охвачены только 3 календарных года деятельности налогоплательщика, непосредственно предшествовавшие году проведения проверки, включая охват проверкой периодов текущего календарного года.

  Выездная налоговая проверка может проводиться как по одному, так и по нескольким видам налогов, уплачиваемых одним налогоплательщиком. В качестве объектов проверки могут фигурировать как отдельные действия, так и соблюдение налогового законодательства в организации в целом.

  При проведении тематической налоговой проверки налоговый орган имеет право, не дожидаясь истечения года со дня проведения текущей налоговой проверки, назначить выездную налоговую проверку по другим налогам. При проведении же комплексной выездной проверки право на проведение очередной проверки у налогового органа возникает только по истечении одного года с момента проведения указанной проверки.

  Налоговый орган не вправе проводить в течение одного календарного года две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период. Исключением из этого правила являются случаи, когда такие проверки осуществляются в связи с реорганизацией или ликвидацией организации-налогоплательщика либо плательщика сбора, а также в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку.

  Выездные налоговые проверки филиалов и представительств могут проводиться налоговым органом как в рамках проверки самого налогоплательщика, так и независимо от него, т.е. самостоятельно.

  Выездная налоговая проверка начинается с предъявления проверяющими руководителю предприятия, организации (либо лицу, заменяющему его) или индивидуальному предпринимателю служебных удостоверений и решения о проведении выездной налоговой проверки.

  Налогоплательщик должен ознакомиться с решением о проведении выездной налоговой проверки и подписать его с указанием соответствующей даты. Это будет дата начала проведения выездной налоговой проверки и в то же время дата н6ачала отсчета двухмесячного (или трехмесячного) срока проведения проверки.

  Длительность проведения выездной проверки включает время фактического нахождения проверяющих на территории проверяемого налогоплательщика. Выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев. Указанный срок может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях - до шести месяцев.

  Основания и порядок продления срока проведения выездной налоговой проверки устанавливаются федеральным органом исполнительной власти. Уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. Не засчитываются периоды между вручением налогоплательщику требования о представлении документов и представлением им запрашиваемых при проведении проверки документов.

 Ознакомление должностных лиц налоговых органов с подлинниками документов допускается только на территории налогоплательщика, за исключением случаев проведения выездной налоговой проверки по месту нахождения налогового органа.

  При необходимости уполномоченные должностные лица налоговых органов, осуществляющие выездную налоговую проверку, могут проводить инвентаризацию имущества налогоплательщика, а также производить осмотр производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения.

  При наличии у осуществляющих выездную налоговую проверку должностных лиц достаточных оснований полагать, что документы, свидетельствующие о совершении правонарушений, могут быть уничтожены, сокрыты, изменены или заменены, производится выемка этих документов.

  После окончания выездной налоговой проверки проверяющий составляют справку о проведенной проверке, в которой фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения. Справка свидетельствует об окончании выездной налоговой проверки.

  По результатам выездной налоговой проверки не позднее двух месяцев после составления справки о проведенной проверке уполномоченными должностными лицами налоговых органов должен быть составлен акт проверки по форме, установленной инструкцией МНС России от 10.04.2000 №60 «О порядке составления акта выездной налоговой проверки и производства по делу о нарушениях законодательства о налогах и сборах», который подписывают эти лица, а также руководитель проверенного предприятия либо его представитель. В акте указываются документально подтвержденные факты нарушения налогового законодательства, а также выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений и применению конкретных мер ответственности. Указанные в проверки вопросы должны соответствовать вопросам проверки, отраженным в решении о проведении выездной налоговой проверки. При этом вся доказательственная база по фактам нарушений законодательства о налогах и сборах должна быть собрана в ходе проведения проверки. После проведения проверки и составления справки о проведенной проверке должностные лица, проводившие проверку, уже не могут истребовать у налогоплательщика какие-либо документы, связанные с данными обстоятельствами, а также производить их выемку.

Акт проверки вручается руководителю (представителю) проверяемого предприятия под расписку или иным способом, например заказным письмом.

10. Отчетность  налоговых органов по налогам  и сборам

  Существуют следующие формы отчетности налогового органа:

 Форма№1-НОМ «Отчет о поступлении налоговых платежей и других доходов в бюджетную систему доходов в бюджетную систему РФ по основным отраслям экономики» содержит сведения о поступлениях в бюджет федеральных, региональных и местных налогов от предприятий промышленности, транспорта, связи, сельского хозяйства, строительства и т.п. Отдельно приводятся данные по НДС, налогу на прибыль, платежам за пользование природными ресурсами. Указываются важнейшие отрасли промышленности, строительства и т.п.

Форма№1-УЧ «Отчет о работе по учету налогоплательщиков» содержит:

· данные о количестве налогоплательщиков - юридических лиц, поставленных на учет и снятых с учета в отчетном периоде по разным основаниям и по организационно- правовым формам, а также по местонахождению имущества, транспортных средств и филиалов;

· сведения о нарушителях налогового законодательства о постановке на учет и санкциях, применяемых к ним в отчетном периоде;

· сведения о физических лицах;

· сведения об индивидуальных предпринимателях, нарушивших законодательство при постановке на учет в налоговой инспекции и принятых к ним мерам;

  Форма№2-НК «Отчет о результатах контрольной работы налоговых органов» является также одним из важнейших отчетов налоговой инспекции и отражает:

· результаты проверок налогоплательщиков - юридических лиц: доначисленные и взысканные в результате контрольной работы суммы налогов пеней и штрафов в каждый из бюджетов, результаты выездных налоговых проверок по видам налогов;

· сведения по налогоплательщикам - физическим лицам

· количество случаев применения административных санкций к нарушителям налогового законодательства и суммы санкций, а также случаи приостановления операций по счетам налогоплательщиков;

Форма№4-НМ «Отчет о задолженности по налоговым платежам в бюджетную систему РФ и уплате налоговых санкций и пений» - третий важнейший отчет инспекции, в котором отражается:

· задолженность по платежам в бюджетную систему РФ по федеральным, региональным и местным налогам - раздельно и в совокупности.

· задолженность по уплате пеней и налоговых санкций;

· задолженность по единому социальному налогу и по платежам в государственные внебюджетные фонды;

  Форма№4-НОМ «Отчет о задолженности по налоговым платежам и другим доходов в бюджетную систему Российской Федерацию основным отраслям экономики» содержит сведения о задолженности по налогам перед бюджетом предприятий промышленности, транспорта, связи, сельского хозяйства, строительства и т.п. Отдельно проводятся данные по федеральным налогам, в том числе по НДС, налогу на прибыль, акцизам, платежам за пользование природными ресурсами. В отчет также включается информация об отсроченной задолженности, взыскание которой приостановлено. Указываются важнейшие отрасли промышленности, строительства и т.п.

Форма№5-НБН «Отчет о базе налогообложения по основным видам налогов». В отчет включаются следующие налоги.

1. Налог на прибыль.

2. Налог на добавленную  стоимость.

3. Налог на игорный  бизнес.

4. Акцизы на водку и  ликероводочные изделия.

5. Налог на имущество  предприятий.

6. Налог на землю.

7. Платежи при пользовании  недрами.

8. Акцизы на дизельное  топливо, моторное масло и бензин  автомобильный.

9. Налог на имущество  физических лиц.

10. Налог с имущества, переходящего  в порядке наследования или  дарения.

11. Единый социальный налог.

12. Акцизы на минеральное  сырье.

 

 

 

 

 

 

3аключение

   

Российская Федерация является страной с интенсивно развивающимся налоговым законодательством, но с утраченным опытом и неординарными условиями его использования. Налоги представляют собой обязательные сборы, взимаемые государством с хозяйствующих субъектов и с граждан по ставке, установленной в законном порядке. Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождается преобразованием налоговой системы.

  Во всех тонкостях налогового дела способны разобраться только специалисты, в то же время каждый человек должен реально представлять, как складываются его отношения с государством по поводу налогообложения. Знание налоговых проблем является частью общеэкономической культуры бизнеса.

  Актуальность рассмотрения данной темы существует в связи с тем, что налоговому контролю со стороны Федеральной налоговой службы подвержены все предприятия, ведь налоговая система вводит единые (по замыслу) правила конкуренции и равную финансовую зависимость перед государством.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

12. Список литературы

1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993)

2. Налоговый Кодекс Российской  Федерации от 31.07.1998 N 146-ФЗ (по состоянию  на 15.03.2014)

3. Миляков Н.В. Налоги и налогообложение. – 2008

4.Демин А.В. Налоговое право Росси: Учебное пособие. – 2009

5. Чиненов М.В. О Российской налоговой системе . -- 2007

 


Информация о работе ФНС РФ – ее функции, задачи, необходимость