Финсовая система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 11:47, лекция

Описание работы

Как говорилось выше, финансовые отношения выражают общественные отношения и составляют экономический базис. Они прошли длительный эволюционный путь развития, приобретая все более разнообразные формы проявления.
Их разнообразие обусловлено усложнением хозяйственных связей с расширением рынка, функций и задач государства. В то же время между финансовыми отношениями сохраняется общность:
все они осуществляют распределение ВВП и национального
дохода;
участвуют в формировании фондов денежных средств и их
использовании;
контролируют и регулируют распределительный процесс;

Файлы: 1 файл

лекция 2.doc

— 74.50 Кб (Скачать файл)

2. Финсовая система

 

2.1. Финансовая система:  понятие, состав

 

Как говорилось выше, финансовые отношения выражают общественные отношения и составляют экономический базис. Они прошли длительный эволюционный путь развития, приобретая все более разнообразные формы проявления.

Их разнообразие обусловлено  усложнением хозяйственных связей с расширением рынка, функций и задач государства. В то же время между финансовыми отношениями сохраняется общность:

все они осуществляют распределение ВВП и национального 
дохода;

участвуют в формировании фондов денежных средств и их 
использовании;

контролируют и регулируют распределительный процесс;

выступают преимущественно  в денежной форме.

Имея общие черты, отдельные  финансовые отношения отличаются спецификой и выделяются из общей совокупности, образуя конкретную финансовую категорию.

Например, налоги, повторяя все общие черты финансовых отношений, становятся обособленной финансовой категорией со своими функциями, ролью и задачами. То же характерно и для других финансовых категорий — государственных расходов, государственного кредита.

Финансовые категории, обладающие определенной общностью, целями функционирования, группируются в звенья, к которым, к примеру, относятся  бюджет, финансы организаций. Бюджет как финансовое звено объединяет такие финансовые категории, как налоги, государственный кредит, государственные расходы.

Развитие производства, торговли, товарно-денежных отношений, банковского дела, международного денежного  оборота сопровождается адекватными изменениями в финансовых отношениях. Это обусловило формирование более высокой ступени развития финансовых отношений — финансовых сфер (децентрализованных и централизованных), отличающихся особыми формами формирования, использования, управления, но тесно связанных друг с другом.

Каждая финансовая сфера  управляется специальными финансовыми институтами, к которым относится государственный финансовый аппарат (Министерство финансов РФ и его финансовые органы на местах; Министерство по налогам и сборам и налоговые инспекции, Государственный таможенный комитет РФ и таможни) и финансово-бухгалтерская служба хозяйствующих субъектов.

В процессе развития и  усложнения финансовые отношения проходят путь от финансовых категорий к финансовым звеньям и, наконец, к финансовой системе (рис. 2.1).

Рис. 2.1. Развитие финансовых отношений

 

В условиях рыночных отношений  финансовая система отражает общественно-политическую и социально-экономическую стороны  жизни общества. Выступая как многоуровневая структура, она охватывает финансовые ресурсы страны в форме различных по назначению денежных фондов. Денежные фонды находятся в собственности либо государства в лице его законодательных и исполнительных органов (централизованная сфера), либо у юридических и физических лиц (децентрализованная сфера).

В процессе функционирования денежные фонды используют различные денежные средства {агрегаты): наличные деньги (банкноты, казначейские билеты), безналичные деньги (деньги на счетах в кредитных учреждениях, денежные аккредитивы, денежные сертификаты), ценные бумаги в виде акций, облигаций, векселей, опционов и др.

Денежные средства, находясь в постоянном движении, создают денежные потоки, требующие четкой организации денежных расчетов.

Денежные потоки связывают  части финансовой системы в единое целое. По сложности различают односторонние, двусторонние и многосторонние денежные потоки.

В односторонних потоках  денежные средства идут в одном направлении. Например, перечисленные средства из федерального бюджета РФ идут в Пенсионный фонд для финансирования его расходов.

Двусторонний денежный поток предполагает движение денежных средств между двумя звеньями или звеном и сферой, которая не включает данное звено, в прямом и обратном направлениях. Так, в бюджет поступают от предприятий налоги, но при определенных условиях предприятия могут получить бюджетные средства в виде субсидий или кредита.

Многосторонние потоки одновременно охватывают различные  части финансов и текут в разных направлениях. Бюджет домашнего хозяйства  формируется за счет доходов из разных источников (предприятия — глава или другой член семьи получает зарплату в данном предприятии, бюджета — трансфертные платежи); с другой стороны, домохозяйство платит налоги в бюджеты, во внебюджетные фонды.

Итак, финансовая система представляет собой совокупность финансовых отношений, выступающих в виде взаимосвязанных и взаимодействующих категорий, звеньев, сфер, которые распределяют и используют фонды денежных средств хозяйствующих субъектов, домо-хозяйств, государства.

В рамках финансовой системы осуществляется разнообразная деятельность, в том числе планирование, финансирование, инвестирование, налогообложение, страхование, финансово-бухгалтерская деятельность, аудит, финансовое инспектирование и др.

 

2.2. Характеристика сфер и звеньев  финансовой системы Российской Федерации

 

На финансовую систему оказывает  серьезное влияние тип государства: унитарное — единое и федеративное — союзное.

Унитарному государству свойственна  двухуровневая финансовая система: финансовые отношения регулируются центральной властью и муниципалитетами.

Для федеративного государства  характерна трехуровневая финансовая система, у которой появляются финансовые отношения членов федерации.

Финансовая система РФ, как любого федеративного государства, также  имеет три уровня: центра, регионов и местных органов самоуправления. Эта часть финансовой системы находится в распоряжении государства и выступает как централизованные финансы. Одновременно функционируют децентрализованные финансы.

Централизованные финансы —  важная часть финансовой системы. Они находятся в собственности государства и в соответствии с Бюджетным 
кодексом, функционирующим с 1 января 2000 г., объединяют бюджетную систему (федеральный, региональные, местные бюджеты) и внебюджетные специальные фонды. 

В 1991 г. бюджетная система Российской Федерации претерпела кардинальные изменения. До этого государственный  бюджет Российской Федерации, как и других союзных республик, включался в государственный бюджет СССР, в котором отражались все бюджеты страны, в том числе сельские и поселковые. Он состоял из союзного бюджета, государственных бюджетов 15 союзных республик и бюджета государственного социального страхования. В союзном бюджете в 1970—1990 гг. концентрировались 52—50% общего объема ресурсов государственного бюджета. На бюджеты союзных республик приходились 48—50%, из которых 35% находились в распоряжении республиканских бюджетов республик и 15% — в местных бюджетах.

Действующая бюджетная система  РФ состоит из трех звеньев. В РФ это федеральный бюджет, региональные бюджеты (по Конституции их 89, в том числе республиканские, краевые, областные, автономной области, автономных округов, Москвы и Санкт-Петербурга) и местные бюджеты (около 29 тыс., в том числе районные, городские, поселковые, сельские).

Каждый бюджет функционирует  автономно, т.е. нижестоящий бюджет своими доходами и расходами не включается в вышестоящий бюджет. Для целей планирования бюджетных ресурсов составляется консолидированный бюджет — статистический сводный бюджет, который объединяет финансовые ресурсы всех уровней бюджетной системы.

За счет финансовых ресурсов бюджетной системы обеспечивается структурная перестройка, развитие науки и техники, повышение эффективности производства, военная реформа и реформа жилищно-коммунального хозяйства. В целом это должно способствовать стабильному росту жизненного уровня населения страны.

Бюджетной системе принадлежит  решающая роль в межотраслевом и межтерриториальном перераспределении средств для выравнивания уровней экономического и социального развития регионов.

Специальные внебюджетные фонды начали функционировать с 1 января 1992 г. В начале 90-х годов  насчитывалось свыше двух десятков внебюджетных фондов, которые подразделялись на экономические (дорожные, НИОКР и др.) и социальные. Начиная с 1999 г. они были консолидированы с федеральным бюджетом (а региональные фонды консолидированы с региональными бюджетами), и в настоящее время на центральном уровне сохранилось лишь три социальных внебюджетных фонда.

Эти фонды имеют строго целевое назначение: они предназначены для расширения социальных услуг населению, стимулирования развития отсталых отраслей социальной инфраструктуры.

Среди внебюджетных социальных фондов важнейший — Пенсионный фонд. Он формируется за счет единого социального налога, дотаций из федерального бюджета и ресурсов, полученных от собственных инвестиций. Средства фонда используются на выплату пенсий по возрасту, инвалидности, по случаю потери кормильца, а также пособий на детей, пострадавших от аварии да Чернобыльской АЭС. К внебюджетным социальным фондам относятся Фонд социального страхования, предназначенный главным образом для выплаты различных пособий, и федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, призванные обеспечить охрану здоровья населения.

Федеральный бюджет и  бюджеты внебюджетных социальных фондов разрабатываются и утверждаются как федеральные законы.

Бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты региональных внебюджетных фондов также утверждаются представительными органами субъектов Федерации, а местные бюджеты — местными органами самоуправления.

Децентрализованные финансы  составляют основу финансовой системы, поскольку именно здесь, в сфере материального производства формируется преобладающая часть финансовых ресурсов страны. Они объединяют финансы предприятий (организации) и финансы домашнего хозяйства.

Финансы предприятий  как звено финансовой системы  участвуют в создании материального  источника всех денежных фондов страны — национального дохода. От состояния  финансов коммерческих организаций зависит общее финансовое положение страны и, следовательно, высокие темпы развития отраслей национального хозяйства.

В условиях рыночных отношений  предприятия осуществляют свою деятельность на началах коммерческого расчета, при котором расходы предприятия должны покрываться из собственных доходов. Главным источником производственного и социального развития трудовых коллективов становится прибыль.

Предприятия обладают реальной финансовой независимостью, самостоятельно распределяют выручку от реализации продукции, по своему усмотрению распоряжаются прибылью, формируют производственные и социальные фонды, изыскивают необходимые им средства для инвестирования, используя в том числе и ресурсы финансового рынка — кредиты банков, эмиссию, облигации, депозитные сертификаты и прочие его инструменты.

Финансовые ресурсы  коммерческих предприятий через  бюджетную систему обеспечивают средствами непроизводственную сферу.

Финансы домашнего хозяйства  — это звено финансовой системы. Финансовые отношения населения имеют исключительно важное значение в регулировании платежеспособного спроса страны. Определенная часть создаваемого ВВП в виде товаров и услуг проходит через семейный бюджет. Чем выше доходы членов общества, тем выше его спрос на производимые материальные ценности, тем устойчивее экономическое положение предприятия.

Финансовая система, ее финансовые ресурсы находят свое отражение в доходной части сводного финансового баланса. Однако этот баланс охватывает не все финансовые ресурсы страны. Полностью включены лишь централизованные фонды — бюджеты и внебюджетные фонды. Финансовые ресурсы децентрализованных фондов представлены лишь прибылью и амортизационными отчислениями. Заемные средства, привлеченные инвестиции, поступления страховых возмещений, средства от штрафных санкций, денежные доходы и сбережения (финансовые ресурсы) домохозяйств не входят в сводный финансовый баланс.

По ориентировочным  данным сводного финансового баланса, в настоящее время на долю централизованных финансовых ресурсов приходится около 60%, а на долю децентрализованных финансовых ресурсов — около 40%. Однако, если учесть доходы домохозяйств и более точные суммы финансовых средств предприятий, положение должно измениться в пользу децентрализованной сферы.

Финансовая система развитых зарубежных стран в основном ограничивается бюджетной системой с внебюджетными специальными фондами. В унитарных государствах (Великобритании, Франции, Японии) она включает государственный и местные бюджеты, а также внебюджетные специальные фонды, а в федеративных государствах (США, Германии, Швейцарии) помимо этих звеньев функционируют бюджеты субъектов федерации.

Все бюджеты изолированы друг от друга, нижестоящие бюджеты не включаются своими доходами и расходами в  вышестоящие. Так, в США местные бюджеты относительно самостоятельны по отношению к бюджетам штатов, а последние — по отношению к федеральному бюджету. Ведущую роль играет федеральный бюджет, утверждаемый как закон, формируемый главным образом за счет налоговых поступлений и используемый на общенациональные цели. Местные бюджеты, связанные с федеральным бюджетом и бюджетом штатов через систему субсидирования, обеспечивают финансами главным образом социально-экономические цели.

Информация о работе Финсовая система