Поэтому в устранении всех 
этих негативных явлений, а 
значит- в реформировании жилищно-коммунального 
хозяйства,  заинтересована прежде 
всего сама отрасль, а также 
другие отрасли и сферы хозяйства, 
органы государственной власти 
и бюджеты всех уровней.
              
В настоящее время более 90 % 
ведомственного жилья и коммунальных 
предприятий передано в муниципальную 
собственность. Министерство финансов 
Российской Федерации с учетом 
этого провело работу по изменению 
межбюджетных отношений. Большая часть дополнительных расходов 
бюджетов местных органов власти на содержание 
принятых в муниципальную собственность 
объектов жилья и коммунальной сферы компенсирована 
федеральным бюджетом. 
           Большинство 
предприятий, передавших объекты 
жилищно-коммунального хозяйства местным 
органам власти, уже освободились от несвойственных 
им непроизводственных функций, сосредоточив 
внимание на эффективности производства. 
По данным статистической отчетности, 
объем промышленного производства за 
1999-2006 гг. увеличился в целом по стране 
на 8,1 %.
Этому же способствовали 
меры по устранению перекрестного финансирования 
в условиях которого промышленность 
и другие отрасли экономики вынуждены 
были оплачивать электроэнергию и прочие 
ресурсы и услуги по завышенным тарифам.
            
Другим положительным результатом 
этой работы стал переход основной 
части жилья и коммунальных 
предприятий в муниципальную 
собственность, что в значительной 
степени позволило устранить 
негативные явления, связанные 
с ведомственной разобщенностью отрасли. Вместе с тем 
бюджеты территорий несут значительные 
дополнительные расходы по содержанию 
принятых в муниципальную собственность 
объектов, во многих случаях превосходящие 
возможности налоговой базы многих территорий. 
Возросли дотационные выплаты, увеличилось 
число дотационных бюджетов.              
Поэтому обострилась 
потребность в скорейшем решении 
основной задачи реформы - переходе предприятий 
жилищно-коммунальной сферы на самоокупаемость, 
сокращение, а затем и устранение 
ее зависимости от бюджетного финансирования.
               
Как уже отмечалось, до начала 
реформы за счет платежей населения 
покрывалось только 2-3 % затрат жилищно-коммунальной  
сферы на производство и реализацию 
услуг.
               
Пересмотр правовой основы деятельности органов государственной власти 
разных уровней, разграничение их полномочий 
предоставили право органам государственной 
власти субъектов Российской Федерации, 
а также местным органам власти самостоятельно, 
с учетом конкретных экономических и социальных 
условий постепенно повышать тарифы.
              
Концепция реформы жилищно-коммунального 
хозяйства в Российской Федерации, 
одобренная Указом Президента 
РФ от 28.04.97 № 425 уже в 1997 г. 
дала мощный импульс для продолжения 
реформы. По сравнению с 1996 г. уровень платежей населения увеличился 
с 27 до 38 %. В 1998 г. платежи населения, несмотря 
на кризис августа 1998 г., возросли до 50,4 
%.
            
В 1999 г. темпы реформы значительно 
замедлились, что было обусловлено 
снижением платежеспособного спроса населения. Однако уровень платежей 
населения увеличился еще на 6 %, достигнув 
56 %.
            
Расходы на содержание жилищно-коммунального 
хозяйства в бюджетах территорий 
уменьшились с 25,7 % в 1996 г. до 
19,5 % в 1997 г.       
            
Если учесть, что к 1999 г. эти расходы выросли примерно 
на 50 млрд. руб. за счет приемки в муниципальную 
собственность объектов жилья и коммунального 
хозяйства, то фактический уровень бюджетных 
расходов в сопоставимых условиях составил 
бы 11,5%, или снизился более чем в два раза. 
            
По экспертной оценке, относительное 
высвобождение средств бюджетов 
и финансовых ресурсов предприятий, 
министерств и ведомств составило 
около 90 млрд. руб.
            
В расчетах федерального бюджета 
в конечном итоге платежи населения 
за жилищно-коммунального хозяйства были 
предусмотрены на уровне 100% от затрат 
на их производство.  От решения этой 
задачи во многом зависит финансовое благополучие 
предприятий этой отрасли, а также, финансовые 
возможности местных бюджетов.
            Местным органам государственной власти 
отдельных территорий необходимо, по нашему 
мнению, разобраться в причинах низкой 
собираемости платежей за жилищно-коммунальные 
услуги.       
            
По данным за 2007 г., в большинстве 
регионов собираемость платежей составила 88-90. %. Однако в ряде случаев 
она оказалась значительно ниже, например 
в Республике Саха (Якутия) - всего 52,6 %, 
Республике Дагестан - 42,7, .Тульской области 
- 24,9, Республике Ингушетия - 17,8, Республике 
Алтай - 28,  Корякском АО - только 15,%.
            
Подобные результаты мало согласуются 
с соотношением среднедушевых 
доходов и величины прожиточного 
минимума населения.
Для примера: среднедушевой 
доход населения в Тверской области 
составляет 80,4 % от .величины прожиточного 
минимума, а собираемость платежей - 88 %; в Тульской 
области он на 33 % выше прожиточного минимума, 
а собираемость - менее 25 %; в Республике 
Саха (Якутия) первый показатель выше прожиточного 
минимума на 51,2 %, второй составляет 52,6 
%.
           
Таким образом, низкая собираемость жилищно-коммунальных 
платежей является следствием неудовлетворительной 
работы местных органов власти.
В связи с этим долги 
населения за жилищно-коммунальные 
услуги быстро растут, а жилищно-коммунальная 
сфера и местные органы власти 
испытывают значительные финансовые трудности. 
В ряде случаев задолженность населения 
превышает платежи за полгода.
           Например, 
в Краснодарском крае (при увеличении 
размера платежей на 10 %) она возросла 
в 2,4 раза и достигла 8,5 месяца 
- 517,5 млн. руб. В Кабардино-Балкарской 
Республике платежи населения возросли 
на 17,7 %, а долги - на 53,2 % (235 млн. руб., т.е. 
11-месячная сумма фактических платежей).
           
Опережающий рост долгов населения 
отмечается  в Свердловской, Ульяновской, 
Вологодской, Пермской, Воронежской, Орловской и ряде 
других областей. Такое положение дел 
вызовет потери ресурсов местных органов 
власти на сумму более 20 млрд. руб. в год.
Не лучше дела и 
у предприятий бюджетной и 
внебюджетной сферы. Здесь также 
местные органы власти и жилищно-коммунальное хозяйство несут 
очень большие потери.
           
Так, в Краснодарском крае  
платежи предприятий снизились 
на 209 млн. руб. При этом их 
задолженность за оказанные услуги 
составила 1608,1 млн. руб. 
           
В Тульской области платежи 
за жилищно-коммунальные услуги сократились, 
а долги составили 683,8 млн. руб. (более чем 
вдвое превысили сумму платежей за 9 месяцев).
             
По-прежнему острой проблемой 
для предприятий в ряде регионов  
остается необеспеченная финансированием 
выплата льгот населению, установленных федеральным 
законодательством. В результате потери 
отрасли составляют более 20 млрд. руб. 
ежегодно.
             
Часть льгот  была отменена, 
так как они не были обеспечены источниками финансирования, 
нередко носили дискриминационный характер 
по отношению к другим категориям граждан, 
отсутствовали их адресность, а также 
социальная оправданность, когда ими пользовались 
многие хорошо обеспеченные граждане.
             
Проведенные финансовыми органами 
обследования показали, что многие 
местные органы власти не обеспечивают 
последовательного про-ведения мероприятий 
жилищно-коммунальной реформы, одним из 
нап-равлений которой является дифференциация 
платежей населения в зави-симости от 
качества и количества услуг, месторасположения 
жилья и др.
            
В большинстве регионов гражданам, 
имеющим сверхнормативное, второе 
жилье, установлена такая же 
плата за услуги, как и за 
жилье в пределах социальной 
нормы.
              
Но не менее важно сократить 
расходы на ЖКУ, снизить их 
себестоимость. Это, как определено 
в Концепции реформы, должно 
быть первоочередным направлением 
в работе по реформированию 
отрасли.
              
Особое значение для этого 
имеет и использование опыта других территорий.
              
В 2000 г. цены производителей 
промышленной продукции возросли 
на 67,3 %, а тарифы за ЖКУ (благодаря 
устранению непроизводительных 
расходов и потерь)— только 
на 20,2 %. При этом в 15 субъектах 
Российской Федерации эти затраты снизились: в Смоленской 
области - на 9,6 %, Ненецком АО - на 10,7, Калининградской 
области - на 11,2, Кабардино-Балкарской 
Республике - на 26, Иркутской области - 
на 11,7, Республике Саха (Якутия) - на 31,1 
%.
              
Приведем лишь несколько примеров сокращения расходов 
и потерь жилищно-коммунальной сферы.
              
В Иркутской области после 
аудиторских проверок обоснованности 
затрат на производство ЖКУ 
тарифы на отдельные виды услуг 
были снижены до 70 %. В Усть-Илимске 
заменили устаревшую угольную котельную на электрическую, 
что. позволило снизить затраты на теплоэнергию 
почти в 18 раз. В Магаданской области установка 
приборов учета затрат ресурсов позволила 
на 25-30 % уменьшить расходы бюджетных организаций 
на оплату жилищно-коммунальных услуг, 
а устранение утечки воды за счет установки 
поквартирных приборов учета снизило 
ее расход более чем в 2 раза.
               
При организационно-методической 
помощи Госстроя России и Федерального 
центра энергоресурсосбережения 
в 67 субъектах Российской Федерации подготовлены региональные 
программы энергоресурсосбережения в сфере ЖКУ.
            Комплексный подход к реформированию 
отрасли, выполнение работ по ресурсосбережению 
позволяют, как показывает практика, снижать 
затраты на производство ЖКУ на 15-40 %.
             
В 11 субъектах Российской Федерации 
(Тульской, Челябинской, Томской, 
Ростовской, Ульяновской, Ярославской 
областях, Красноярском крае, Удмуртской 
Республике, Республике Коми и 
др.) созданы региональные внебюджетные 
фонды энергоресурсосбережения для финансирования 
этих работ, аккумулирующие средства бюджета, 
потребителей услуг и других источников. 
Ведутся работы по созданию таких фондов 
в других регионах. 
                
Для финансовой поддержки программ 
энергоресурсосбережения в 16 регионах затраты на эти работы включены 
отдельной строкой в местные бюджеты.
                
В Москве, Нижегородской области, 
Краснодарском крае действуют 
налоговые льготы для стимулирования 
потребителей и инвесторов, позволяющие 
активно реализовывать энергосберегающие проекты.
Значительный экономический 
эффект дают ликвидация малоэффективных 
котельных или их модернизация. В 
Волгоградской области в результате 
замены 74 морально и физически устаревших 
жаротрубных котлов с КПД 55-56 % на 
котлы отечественного производства с КПД 91-92 % он составил 
6,14 млн. руб., в Хабаровском крае благодаря 
реконструкции 69 котельных-50,6 млн. руб.
          
Большая экономия получена также 
в результате энергоаудита котельных, 
тепловых пунктов и тепловых 
сетей: в Ульяновской области - 25,5 млн. руб. в Мурманской -15,1, 
Республике Мордовия -5,0 млн. руб.
          
В результате внедрения программ 
энергоресурсосбережения наметилась 
тенденция к снижению средств 
областных и краевых бюджетов, 
направляемых в жилищно-коммунальное 
хозяйство, по предварительной оценке в 
среднем на 2-3 %. Однако расходы местных 
органов власти на содержание жилищно-коммунальной 
сферы остаются еще очень большими. А это 
значит, что проблема реформирования ЖКХ 
все еще актуальна.
           
Минфин России стремится строить взаимоотношения федерального 
бюджета с бюджетами субъектов Российской 
Федерации так, чтобы у местных органов 
власти была заинтересованность в реформировании 
ЖКХ.
             
В соответствии с методикой 
распределения Фонда финансовой 
поддержки субъектов Российской Федерации  
расходы на ЖКХ определены на основе федеральных 
стандартов. Регионам, где более высокие 
платежи населения, размеры финансовой 
помощи не уменьшаются, а где платежи ниже 
федеральных стандартов, сумма финансовой 
помощи не увеличивается. Таким образом, 
первая группа территорий получает за 
счет платежей населения дополнительные 
ресурсы, вторая вынуждена отвлекать на 
содержание жилищно-коммунальной сферы 
дополнительные средства бюджета. Например, 
в Республике Бурятия ассигнования из 
бюджета на жилищно-коммунальную сферу 
в 4 раза больше, чем платежи населения, 
в Кемеровской и Сахалинской областях, 
в Приморском крае - в 3 раза, в Мурманской 
области - в 2,5 раза. Такое же положение 
во многих других регионах.
               
Для стимулирования жилищно-коммунальной реформы 
используются также рычаги оказания временной 
финансовой помощи субъектам Российской 
Федерации, в частности при выдаче ссуд 
из федерального бюджета на кассовый разрыв, 
на погашение долгов по заработной плате 
и -другим социальным выплатам.
В рамках реализации концепции 
реформы жилищно-коммунального хозяйства 
была разработана Программа демонополизации 
и развития конкуренции в жилищно-коммунальном 
хозяйстве,  утвержденная постановлением 
Правительства РФ от 20.12.97г. №1613.