Финансы Японии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2012 в 21:24, курсовая работа

Описание работы

Развитие японской экономики в последнюю четверть ХХ века характеризуется интенсивной структурной перестройкой. Главные направления перестройки - это автоматизация производства и ресурсосбережения, развитие новых наукоемких отраслей и производств, подготовка квалифицированных кадров, совершенствование управленческо-организационных структур.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Бюджет центрального правительства Японии
1.1. Бюджетный процесс........................................................................................4
1.2. Доходы государственного бюджета..............................................................5
1.3. Расходы государственного бюджета.............................................................8
1.4. Бюджетный дефицит и государственный долг Японии............................11
2. Бюджеты местных органов власти.................................................................12
3. Специальные счета Японии
3.1. Специальные фонды......................................................................................15
3.2. Финансы государственных предприятий....................................................16
Список литературы...............................................................................................19

Файлы: 1 файл

Финансы Японии.docx

— 50.84 Кб (Скачать файл)

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное  учреждение

Высшего профессионального  образования

«КАЛМЫЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ»

 

ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И  ПРАВА

КАФЕДРА ФИНАНСЫ И КРЕДИТ

 

 

 

РЕФЕРАТ

Дисциплина: «Финансы в зарубежных странах»

 

 

 

 

 

 

                                                        Выполнила: студентка 4 курса,  ЗО

                                                            Специальность: «Финансы и кредит»

                                  Проверила: ассистент  

                                                          Даваева Е.С

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

1. Бюджет центрального  правительства Японии

1.1. Бюджетный процесс........................................................................................4

1.2. Доходы государственного  бюджета..............................................................5

1.3. Расходы государственного  бюджета.............................................................8

1.4. Бюджетный дефицит  и государственный долг Японии............................11

2. Бюджеты местных органов  власти.................................................................12

3. Специальные счета Японии

3.1. Специальные фонды......................................................................................15

3.2. Финансы государственных  предприятий....................................................16

Список литературы...............................................................................................19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Развитие японской экономики  в последнюю четверть ХХ века характеризуется  интенсивной структурной перестройкой. Главные направления перестройки - это автоматизация производства и ресурсосбережения, развитие новых  наукоемких отраслей и производств, подготовка квалифицированных кадров, совершенствование управленческо-организационных  структур.

В Японии принята и реализуется  национальная программа создания информационного  общества. Важная роль в данной программе  отводится финансовой системе.

Изучение финансовой системы  Японии представляет интерес для  российских специалистов в области  экономики и финансов.

Финансовая система Японии состоит из бюджета центрального правительства (общий счет), бюджетов местных властей и специальных  счетов, включающих как специальные фонды. Так и счета предприятий, служб, корпораций, принадлежащих центральным и местным органам власти. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Бюджет центрального правительства Японии

1.1.Бюджетный процесс

Бюджетный год в Японии продолжается с 1 апреля по 31 марта.

Доходы и расходы бюджета  имеют определенную группировку, включающую разделы, статьи и параграфы. Доходы подразделяются на 7 разделов, 11 статей и 43 параграфа, расходы - на 13 разделов, 41 статью и 242 параграфа.

Подготовка проекта бюджета  осуществляется министерством финансов и его департаментами. Другие министерства и ведомства готовят предложения  относительно объема и структуры  своих бюджетов, а также по некоторым  другим финансовым вопросам и не позднее 31 августа направляют соответствующие  документы в бюджетный департамент  министерства финансов.

С сентября по декабрь бюджетный  департамент рассматривает поступившие  материалы и на их основе разрабатывает  проект бюджета. Проект направляется для  согласования в Управление экономического планирования, а затем - на рассмотрение кабинета министров.

После внесения поправок, в  январе правительство представляет проект бюджета на рассмотрение парламента. После обсуждения в бюджетной  комиссии парламент утверждает бюджет в виде закона.

Согласно Конституции  Японии парламенту принадлежит исключительное право распоряжаться государственными финансами.

Исполнение бюджета осуществляется министерством финансов и иными  министерствами и ведомствами.

Кассовое обслуживание бюджета  производят Японский банк и его отделения. Министерства и ведомства в пределах установленных им расходов  представляют в Министерство финансов свои платежные сметы, которые министерством рассматриваются и утверждаются. Далее копии смет направляются в Японский банк и последний осуществляет соответствующие операции.

Контроль за расходованием  утвержденных ассигнований проводится поквартально в форме отчетов  министерств и ведомств. Контролеры министерства финансов изучают полученные отчеты, проверяют данные и составляют общий отчет об исполнении бюджета  по доходам и расходам.

Общий отчет представляется правительству, которое, в свою очередь, отправляет его на рассмотрение ревизионного бюро. После того. как ревизионное  бюро даст заключение, отчет утверждается правительством и передается на рассмотрение и утверждение в парламент.

1.2.Доходы государственного бюджета

Доходная часть бюджета  Японии состоит из налоговых и  неналоговых поступлений. По сравнению  с другими странами доля неналоговых  поступлений в Японии достаточно высока. Сюда входят доходы от арендной платы, продажи  земельных участков и другой недвижимости, пени. штрафы, доходы от лотерей, займы и т.п.

 

1960/61

1970/71

1978/79

1990/91

Налоги 

90,1

91,4

64,6

83,8

Неналоговые поступления 

9,9

8,6

35,4

16,2

в т.ч. доходы от государственных  предприятий и имуществ

2,0

0,2

0,1

 

займы

-

4,6

32,0

 

прочие доходы

7,9

3,8

3,3

 

ИТОГО:

100,0

100,0

100,0

100,0


 

Таблица 1. Доходы государственного бюджета Японии в 1960-1991 г.г., %

Налоговая система Японии характеризуется множественностью налогов. Их имеет право взимать  каждый орган территориального управления. Но все налоги страны зафиксированы  в законодательных актах. Всего  государственных налогов в Японии двадцать пять.

 

Налоги 

1960/61

1970/71

1778/79

1990/91

1997/98

Прямые 

54,3

66,0

69,2

73,7

63,8

в т.ч подоходный налог 

21,7

31,2

35,6

   

налог на юридических лиц 

31,8

33,0

32,0

29,3

24,3

Косвенные

45,7

34,0

30,8

26,3

36,2

в т.ч. налог на потребление 

     

7,4

16,5

ИТОГО:

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0


 

Таблица 2. Структура налогов  в Японии в 1960-1998г.г.,%

Налоги взимаются прямые  и косвенные. Основу бюджета составляют прямые налоги. В 1997/98 бюджетном году доля прямых налогов в общей сумме налоговых поступлений по сравнению с 1990/91 годом уменьшилась с 73,7 до 63,8% (см. табл.2). На это повлияло увеличение доли косвенных налогов.

К прямым налогам относятся  подоходный налог с юридических  и физических лиц, налог на имущество, на наследство, на доходы от операций с  ценными бумагами и некоторые  другие.

Крупные корпорации в 1989/90 году уплачивали налог на прибыль в  размере 40% от суммы прибыли, с 1990/91 года по настоящее время ставка составляет 37,5%. С 1 апреля 1999 года предусматривается снижение ставки до 34,5% .

Мелкие и средние корпорации в 1989/90 году уплачивали налог по ставке 29%, в 1990/91 году - 28% . Ставка для государственных корпораций составляет 27% суммы прибыли.

Физические лица уплачивают государственный подоходный налог  по прогрессивной шкале, имеющей  пять ставок - 10, 20, 30, 40 и 50% от суммы дохода. При определении необлагаемого минимума учитывается семейное положение налогоплательщика. Кроме того, от уплаты налога освобождаются средства, затраченные на лечение.

У среднестатистического  японца может освобождаться от подоходного  налога более 30% его доходов.

Налог на имущество уплачивают и юридические, и физические лица по ставке 1,4% от стоимости имущества. Переоценка имущества производится один раз в три года. В объект налогообложения входят: все недвижимое имущество, земля, проценты по банковским депозитам. При приобретении или  продаже имущества, то есть в момент перехода собственности от одного владельца  к другому, также уплачиваются налоги.

Среди косвенных налогов  Японии основным выступает налог  на потребление, который взимается  по ставке 3%.  В 1997 году налог на потребление повышен с 3  до  5% “с  целью пополнения  доходов государственного бюджета”.

Этот шаг правительства  повлиял на увеличение удельного  веса налога на потребление в 1997/98 финансовом году по сравнению с 1990/91 годом с 7,4% до 16,5% (см. табл.2).

К косвенным налогам также  относятся акцизы на спиртное, табачные изделия, нефть, газ, бензин; акцизы за услуги: за проживание в гостинице, питание в ресторанах. К этой же группе относятся таможенные пошлины.

В последние годы в Японии была провозглашена политика снижения налогового бремени. Бремя государственных  и местных налогов уменьшилось  с 21,9% ВВП в 1990/91 году до 18,0% в 1996/97 году.

В ходе реформы структуры  финансов, которая началась в Японии с 1997 года, должен пройти пересмотр  налогообложения, чтобы “снизить бремя  работающего поколения и разделить  его со всеми членами общества. Правительство обещает при этом принять необходимые меры. чтобы  не допустить большого воздействия  налоговой реформы на лиц с  низкими доходами в возрасте старше 65 лет”.

1.3. Расходы государственного бюджета

Особенность Японии заключается  в том, что показатель удельного  веса государственных расходов в  ВНП страны является одним из наименьших среди показателей развитых стран.

С 1966 года по 1991 год расходы  центрального правительства Японии увеличились в 18 раз (рассчитано по таблице 3). В этот период их удельный вес в ВНП вырос с 6,2% до 9,3% (см. табл.3).

Год

ВНП, 1000 млн иен 

Расходы центрального правительства, 100 млн иен 

Доля расходов в ВНП, %

1966

384186

23659

6,2

1971

827258

48923

5,9

1976

1711525

139146

8,2

1981

2603343

273723

10,5

1986

3396853

335332

9,9

1991

4596000

428275

9,3


Таблица 3. Удельный вес расходов центрального правительства Японии в ВНП в 1966-1991 г.г.

Огромную часть расходов государственного бюджета составляют социальные расходы. А среди них - пенсии по старости и инвалидности (см. табл.4).

 

1971-1975

1976-1980

1981-1985

1986-1990

Капиталовложения

21,2

20,1

18,1

14,0

Текущие расходы

78,8

79,9

81,9

86,0

в т.ч. · военные

2,5

2,9

3,2

3,5

· госаппарат и полиция

7,1

9,2

10,0

10,8

· %% и выплаты по госдолгу

6,8

8,1

8,6

9,1

· социальные расходы

48,4

50,9

51,1

52,6

из них: образование

14,0

12,8

11,7

11,6

здравоохранение

1,7

1,3

1,2

1,2

прочие соц. услуги

4,3

4,6

4,7

4,8

денежные выплаты населению

28,4

32,2

33,5

35,0

в т.ч. пенсии по старости и  инвалидности

21,5

24,9

27,5

29,0

· другие текущие расходы

14,0

8,8

9,0

10,0

ИТОГО:

100,0

100,0

100,0

100,0


Таблица 4. Структура расходов центрального правительства Японии в 1971-1990 г.г. (среднегодовые показатели по пятилетним периодам), %

Японское правительство  обращает большое внимание на создание достойного уровня жизни лицам пожилого возраста. Это связано с тем, что  численность данной категории постоянно  растет и к 2025 году достигнет 5,2 млн. человек против 2 млн. в 1993 году. Кроме того, из-за роста продолжительности жизни и увеличения периода трудовой активности этой категории населения, а также нехватки молодой рабочей силы пожилые люди станут важным компонентом рынка труда.

Пенсионная система Японии достаточно сложна и многослойна. Средствами государственного бюджета обеспечивается 1/3 выплат базовой пенсии. Остальное выплачивается за счет различных пенсионных фондов.

За счет бюджета финансируется  в Японии так называемое общественное вспомоществование. Оно охватывает тех, кто сам не может обеспечить минимальный уровень жизни. Такая  помощь предоставляется на основе Закона о гарантиях прожиточного минимума и выплачивается по семи номинациям: на повседневные нужды, образование, жилье, медицинское обслуживание, материнство, по безработице, на похороны. В середине 90-х годов ее получали 0,7% населения  против 2,4% в 1951 году, когда закон  был принят. К 2025 году планируется  поднять расходы на социальное обеспечение, и в частности, повысить уровень  социальной защищенности всех нуждающихся. 75% выплат по общественному вспомоществованию предоставляется из центрального бюджета, 25% - из бюджетов местных органов власти.

Информация о работе Финансы Японии