Финансы Российской Империи в середине-конце XIX в

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 20:05, контрольная работа

Описание работы

О финансах РоссииВ середине XIX в. у руля отечественных финансов последовательно стояли: Федор Павлович Вронченко в 1844-1852 гг.; Петр Федорович Брок в 1852-1858 гг.; Александр Максимович Княжевич в 1858- 1862 гг.
На посту министра Ф.П. Вронченко показал себя продолжателем системы своего предшественника - Е.Ф. Канкрина. В 1845 г. он предпринял попытку изменения таможенной политики государства, для чего внес представление об изменении некоторых статей тарифа. Вронченко обосновывал обложение пошлинами некоторых ввозимых товаров для защиты отечественных товаропроизводителей. Новый таможенный тариф вступил в силу лишь с 1851 г. Роспись товаров, подлежащих обложению, была сокращена с 1176 статей до 472. Из 89 запрещенных по тарифу 1841 г. товаров оставлено под запрещением только 25.

Файлы: 1 файл

ФИНАНСЫ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В СЕРЕДИНЕ.doc

— 136.00 Кб (Скачать файл)
  1. ФИНАНСЫ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В СЕРЕДИНЕ - КОНЦЕ XIX В.

 

5.1. Основные  направления финансовой политики

 

В середине XIX в. у руля отечественных финансов последовательно  стояли: Федор Павлович Вронченко  в 1844-1852 гг.; Петр Федорович Брок в 1852-1858 гг.; Александр Максимович Княжевич в 1858- 1862 гг.

На посту  министра Ф.П. Вронченко показал  себя продолжателем системы своего предшественника - Е.Ф. Канкрина. В 1845 г. он предпринял попытку изменения таможенной политики государства, для чего внес представление об изменении некоторых статей тарифа. Вронченко обосновывал обложение пошлинами некоторых ввозимых товаров для защиты отечественных товаропроизводителей. Новый таможенный тариф вступил в силу лишь с 1851 г. Роспись товаров, подлежащих обложению, была сокращена с 1176 статей до 472. Из 89 запрещенных по тарифу 1841 г. товаров оставлено под запрещением только 25.

Для покрытия увеличивающихся  расходов кроме заключения займов приходилось  обращаться к увеличению различных  налогов. В 1846 г. был удвоен вспомогательный земский сбор с крестьян, мещан и купцов, особое внимание обращено на питейный доход. Взамен откупной в 1847 г. Последовало уничтожение льгот, которыми пользовались 13 губерний и областей относительно продажи низших сортов табака; одновременно был увеличен бандерольный сбор на табак и введен акциз со свеклосахарного производства.

Доход от сахара по росписи на 1849 г. был исчислен в 221 тыс. руб., от табака - в 605 тыс. рублей. По представлению Вронченко за счет уравнения подати с частной золотопромышленности в зависимости от количества добываемого на приисках золота предполагалось увеличение дохода в 1849 г. на 2 млн руб. Таким образом, благодаря всем этим прибавкам средства государственного казначейства увеличивались на 3,5 млн руб.

Однако расходы  значительно превысили доходы. Во многом на это повлияли Венгерская военная кампания и строительство Николаевской железной дороги. В результате поднялись цены на хлеб и другие продукты питания. Реальный дефицит за период с 1848 по 1850 г. составил 150 млн руб. Лишь с окончанием Венгерской кампании финансовое положение государства несколько улучшилось.

Финансовые  мероприятия Брока диктовались  главным образом тяжелыми условиями  Крымской кампании 1853-1856 гг. Роспись доходов и расходов на 1853 г., составленная Броком, сведена была со сравнительно небольшим дефицитом - 9,4 млн руб. Однако начавшаяся Восточная война повлияла на финансовое положение, и дефицит бюджета в 1853-1854 гг. составил уже 178 млн руб. Николай I повелел пересмотреть все сметы и перейти в режим «жесткой экономии» вплоть до сокращения штатов чиновников. Таким образом, «секвестры» начались уже тогда.

Во время  Крымской войны была проведена реорганизация  налоговой системы. Было заключено  несколько внешних займов, в результате общая сумма госдолга в 1855 г. достигла 1198 млн руб. Значительный дефицит госбюджета, образовавшийся во время войны, с 1853 по 1856 г. увеличился с 57 до 307 млн руб., став причиной эмиссии большого количества кредитных билетов. До 1853 г. их было выпущено на 311,4 млн руб. с металлическим покрытием в 39,7%, а в 1858 г. эта сумма возросла до 735,5 млн руб. с покрытием всего в 16,2%. В 1854 г. правительство вынуждено было прекратить их свободный размен на золото, а в 1858 г. - на серебро. Кредитные билеты из кредитных денег, опиравшихся на государственный кредит, превратились в неразменные бумажные деньги. Денежная система, созданная в результате реформы 1839-1843 гг., перестала существовать. В России начался длительный период обращения кредитного рубля с резко колеблющимся валютным курсом.

Для поддержания  курса был запрещен вывоз золота за границу, ограничена (25 тыс. руб.) его  выдача в одни руки в обмен на кредитные билеты. Подобными мерами курс кредитного рубля был поднят, но попытка Брока восстановить свободный  размен кончилась неудачей, а спустя несколько месяцев снова пришлось прибегнуть к ограничительным мерам. Накопившиеся за годы войны вклады в кредитных Учреждениях побудили Министерство финансов понизить проценты по ним с 4 до 3, с целью заставить свободные капиталы обратиться к производственному назначению, в том числе и на железнодорожное строительство. Но начался такой отлив вкладов, что во избежание банкротства кредитных учреждений пришлось ассигновать из государственного казначейства 77 млн руб., а также сделать внешний заем в 12 млн фунтов стерлингов, консолидировать часть вкладов и приостановить учреждение новых акционерных компаний.

После Крымской войны финансовое положение России оказалось бедственным. В 1858 г. министром  финансов был назначен A.M. Княжевич. Он сразу заговорил о бережливости, но это оказалось тщетно, смету одного только военного ведомства увеличили на 16 млн руб.

В очередной  раз пришлось обратиться к займам и усилению налогов. Выросли цены на гербовую бумагу, повышен акциз  на табак, увеличены подушная и оброчная подати. Большую часть налогов, как и прежде, платили крестьяне. Накануне реформы 1861 г. низшие податные слои покрывали 175 млн руб. из общей суммы прямых налогов в 191 млн руб. В 1860 г. был выпущен 4,5%-ный заем, но реализовали его только в 1863 г. Старые кредитные учреждения набрали вкладов на сумму в 1,3 млрд руб., но неудачно их разместили: 500 млн руб. - на казенные надобности, свыше 400 млн руб. - в долгосрочные ссуды помещикам. К тому же по правительственным долгам банка был снижен процент. Уменьшение доходов банков повлекло за собой и понижение процентов, выплачиваемых по вкладам (с 4 по 3%). Востребование вкладов пытались задержать их консолидированием. Выпустили 4%-ные облигации с предложением обращать в них вклады, позднее эти облигации заменили 5%-ными билетами. Вместе с тем вытесненным деньгам некуда было деваться. Они ринулись в разные сомнительные предприятия, следствием чего было разорение массы людей.

В результате всех этих перипетий назрела необходимость  переустройства кредитных учреждений. В 1859 г. была создана специальная комиссия для обсуждения мер по совершенствованию банковской и денежной систем в России, которая подготовила записку «Соображения к лучшему устройству банковской и денежной системы». В целях осуществления данной программы указом Александра II от 31 мая 1860 г. бывший Коммерческий банк был преобразован в Государственный банк. Одновременно с учреждением Государственного банка был утвержден его Устав. Основной капитал, первоначально выделенный ему из казны, составлял 15 млн руб., резервный - 3 млн руб. Государственный банк стал важнейшим звеном государственной системы, органом проведения экономической политики правительства. Являясь в соответствии с Уставом банком краткосрочного коммерческого кредита, он был крупнейшим кредитным учреждением страны. Кредитование торговли и промышленности Государственный банк осуществлял через сеть своих контор и отделений, а также через коммерческие банки. В нем сосредоточились все кредитные операции за исключением долгосрочных ссуд под недвижимость. Переустройство банков было произведено, однако, не без ошибок. Проекты земских и городских банков не были им осуществлены, в результате долгосрочный кредит был уничтожен.

С деятельностью  Княжевича связывают и ошибки в таможенной политике. Им были отменены давние запреты по провозу в Россию чугуна и железа. Разрешение их свободных поставок для железных дорог, железнодорожных, механических заводов и судостроения сделали собственную металлургию делом излишним.

Значительной  была роль Министерства финансов в проводимой правительством крестьянской реформе. Оно занималось организацией выкупной операции, так как земля передавалась крестьянам не даром, а за выкуп. Поскольку погасить весь выкуп (342 руб.) самостоятельно крестьяне не могли, то правительство пошло на следующий шаг. За полученный надел крестьяне выплачивали непосредственно помещику 20% суммы выкупа. Остальные 80% помещикам возмещало государство ценными бумагами под 5%-ный годовой доход, а крестьяне обязывались вернуть их государству в течение 49 лет. Процесс выкупа земель принес государству немалый доход, так как оно при расчетах с помещиками удержало с них все накопившиеся долги по заложенным в казне имениям на сумму около 400 млн руб., в то время как общий размер выкупной суммы составил 867 млн руб.

К заслугам Княжевича  относится поднятый им вопрос о гласности  государственной росписи. В результате этого в 1862 г. состоялось повеление  о публикации бюджета. Во время руководства  Княжевича была проведена винная реформа, в ходе которой откупа были заменены акцизами. В 1860 г. винные откупщики заплатили в казну 128 млн руб., а их собственные доходы от продажи вина были в несколько раз больше.

Эпоха Александра II дала России легендарного государственного Деятеля - В.А. Татаринова. Основываясь на опыте изучения работы контрольно-счетных учреждений европейских стран, тот предложил проект реформы государственного контроля, в которой были развиты идеи независимости финансового контроля. Далеко не все из предложенного им было реализовано на практике. Лишь к концу XIX в. в России сложилась эффективная система контроля, в основу которой легли идеи реформатора. Началом этих преобразований явилось наведение должного порядка в системе государственной отчетности, а именно введение единства бюджета и единства кассы, закрепленных законом в 1862 г. Введение новой контрольно-ревизионной системы позволило создать в губерниях независимые от местных властей контрольные палаты. Постепенно общественное мнение по-новому стало воспринимать значение контрольного финансового органа для улучшения управления финансами и предотвращения финансовых нарушений.

 

    1. Деятельность М.Х. Рейтерна на министерском посту

 

Михаил Христофорович  Рейтерн родился 12 сентября 1820 г. в  семье боевого генерала. Получив  начальное домашнее образование, продолжил его в Александровском лицее, который окончил в 1839 г. с серебряной медалью. 20 января 1840 г. поступил в министерство финансов в особую канцелярию по кредитной части. В 1843 г. перешел в департамент Министерства юстиции, а в 1854 г. назначен старшим чиновником для особых поручений при начальнике Главного морского штаба. С 1855 по 1858 г. находился за границей. С 1858 г. - управляющий делами Комитета железных дорог. С 1859 г. - член Совета Министерства финансов, с января 1860 г. - управляющий делами Комитета финансов. В 1862 г. стал членом Государственного совета. 23 января 1862 г. назначен управляющим Министерством финансов, а с 6 декабря того же года - министром финансов, в качестве которого прослужил до 7 июля 1878 г. После восшествия на престол Александр 111 лично пригласил Рейтерна на должность председателя Комитета министров, которую тот занимал с 1881 по 1886 г. В январе 1890 г. Рейтерн был произведен в графское достоинство.

Положение отечественных  финансов на момент вступления Рейтерна в должность министра было неблагополучное. Каждый год заканчивался с дефицитом, долги, как процентные, так и беспроцентные, росли, покрывая недостаток средств на текущие расходы. Упорядочение государственных расходов Рейтерн начал с внесения в управление финансами принципов либерализма - гласности, законности и большего административного контроля. Уже в первый год своего управления он приступил к обнародованию государственных росписей. Были выработаны новые правила о составлении, утверждении и исполнении финансовых смет министерством, одновременно введено единство кассы. Сверхштатные ассигнования при нем были снижены с 35 до 9-15 млн руб. Начиная с 1868 г. наряду с обнародованием росписей ежегодно стали публиковаться и отчеты об их исполнении.

С 1872 г. Рейтерн стал сводить росписи с превышением доходов над расходами, почти не прибегая при этом к помощи государственного кредита для бюджетных целей. Лучшее средство для увеличения государственных доходов он видел в развитии производительных сил страны. Для этого следовало устранить два препятствия: громаднейшие расстояния и отсутствие частного кредита.

При Рейтерне железнодорожная  сеть увеличилась на 20 тыс. верст, что  дало большой толчок развитию хлебной  торговли и расширению сбыта мануфактурных  изделий. А всего с 1861 по 1891 г. протяженность железных дорог в России возросла с 1,5 тыс. до 28 тыс. верст. Рейтерн не был сторонником казенного хозяйства, при нем строились частные железные дороги, а имевшиеся государственные продавались (Одесская, Киево-Брестская, Московско-Курская).

До Рейтерна частный кредит в России существовал  только в виде ростовщического и  дисконтного. Благодаря поддержке  министра стали создаваться акционерные  коммерческие банки, возникли частные  земельные банки, начали зарождаться  ссудосберегательные товарищества, в результате этого в 60-х гг. XIX в. в России сформировалась капиталистическая банковская система.

Однако при  этом железнодорожные концессии  и банковское грюндерство породили массу злоупотреблений и биржевую игру, повлекшую за собой ряд кризисов. Среди прочих мероприятий крупное значение имело уничтожение нефтяного откупа на Кавказе (1872), служившего непреодолимым препятствием к развитию национальной нефтяной промышленности, а также отмена в 1863 г. всех вывозных пошлин. В результате этого казначейство потеряло 1,2 млн руб., зато еще больше выиграла отечественная заграничная торговля.

Государственный банк большую часть своих ресурсов в 1860- 1870 гг. вкладывал в государственные и гарантированные ценные бумаги. Кроме того, он выдавал краткосрочные и долгосрочные ссуды Государственному казначейству. К 1879 г. долг Казначейства Государственному банку составил 478,9 млн руб. Погашение долга, начавшееся в 1881 г., закончилось в 1901 г.

В конце 1860-х - начале 1870-х гг. в России разгорелась настоящая учредительская горячка. До реформы в стране насчитывалось всего 78 акционерных компаний с общим капиталом в 72 млн руб. За годы так называемой учредительской горячки было создано 357 акционерных компаний с капиталом в 1116 млн руб. Правда, многие из этих компаний, возникших на волне биржевого ажиотажа, оказались дутыми и лопнули. Процесс концентрации крупных российских капиталов, как и в других странах, начался преимущественно в сфере железнодорожного строительства. Из всего совокупного капитала в промышленность было вложено лишь 14%, тогда как в железнодорожный транспорт - более 60%, что сыграло существенную роль в бурном росте данной отрасли.

Информация о работе Финансы Российской Империи в середине-конце XIX в