Финансы предприятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2012 в 16:17, курсовая работа

Описание работы

Местное самоуправление - обязательный компонент демократического государственного строя. Оно осуществляется самим населением через свободно избранные им представительные органы. Для выполнения функций, возложенных на местные представительные и исполнительные органы, они наделяются определенными имущественными и финансово-бюджетными правами.

Файлы: 1 файл

кур.docx

— 160.88 Кб (Скачать файл)


 

Рис.7. - Структура расходов бюджета городского округа Нефтекамск, %

Таким образом, анализ структуры  доходной части бюджета с выделением таких видов доходов, как налоговые  поступления, неналоговые поступления, безвозмездные поступления позволил сделать следующий вывод: за период 2009-2011гг. снижаются доли налоговых и неналоговых доходов, возрастает доля безвозмездных поступлений. Анализ структуры расходной части бюджета позволяет сделать вывод о том, что в структуре расходов преобладают расходы на образование, расходы на жилищно-коммунальное хозяйство, расходы на здравоохранение и спорт. При этом за анализируемый период структура расходов изменяется незначительно, за исключением роста расходов на жилищно-коммунальное хозяйство.

2.3 Анализ финансовой самостоятельности бюджета

 

Анализ финансовой самостоятельности  бюджета городского округа Нефтекамск проведем по следующим направлениям: оценка исполнения бюджета городского округа Нефтекамск; анализ профицитности (дефицитности) и дотационности бюджета городского округа Нефтекамск.

Оценка исполнения бюджета  подразумевает анализ поступления  налогов и других видов доходов  по каждому источнику, а также  анализ финансирования расходов в пределах утвержденных сумм9. В таблице 6 приведена оценка исполнения доходной части бюджета городского округа Нефтекамск за 2009-2011гг. Анализ таблицы позволяет сделать вывод о том, что за анализируемый период доходная часть в целом была исполнена не в полном объеме: процент исполнения бюджета колеблется на уровне 99,65-99,99%. Следует также отметить, что в каждом из годов анализируемого периода не исполняются в полной мере план по безвозмездным поступлениям, которые имеют весомую долю в доходной части бюджета, что, безусловно, влияет на итоговый процент исполнения бюджета по доходам.

Таблица 6 - Динамика исполнения доходной части бюджета го г. Нефтекамск, тыс. руб.

Показатель

2009г.

2010г.

2011г.

План

Факт

Исполнение бюджета, %

План

Факт

Исполнение бюджета, %

План

Факт

Исполнение бюджета %

Налоги на прибыль, доходы

266463

268683

100,83

341330

343774

100,72

280045

286349

102,25

Налоги на совокупный доход

78292

78554

100,33

88005

88201

100,22

83761

83794

100,04

Налоги на имущество

12203

12302

100,81

16124

16268

100,89

30650

30849

100,65

Государственная пошлина

11297

11371

100,66

14123

14177

100,38

13757

13797

100,29

Задолженность по отмененным налогам, сборам

384

389

101,30

3285

3289

100,12

97

96

98,97

Доходы от использования имущества

73041

73193

100,21

101944

102750

100,79

78113

78237

100,16

Платежи при пользовании природными ресурсами

3750

3761

100,29

2840

2845

100,18

1802

1818

100,89

Доходы от оказания платных услуг

5466

5475

100,16

6216

5989

96,35

4569

4581

100,26

Доходы от продажи материальных и нематериальных активов

43784

43804

100,05

95019

95100

100,09

9615

4090

42,54

Штрафы, санкции, возмещение ущерба

16812

16989

101,05

21251

21343

100,43

22033

22127

100,43

Прочие неналоговые доходы

987

1016

102,94

504

478

94,84

448

462

103,13

Безвозмездные поступления

365731

359606

98,33

501389

497672

99,26

717826

716181

99,77

Всего доходов

878210

875143

99,65

1192030

1191886

99,99

1242716

1242381

99,97


 

Оценка исполнения расходной  части бюджета городского округа Нефтекамск за 2009-2011гг. приведена в таблице 7.

Уровень исполнения бюджета  по расходной части (97,61-99,01) также  позволяет судить о неполном объеме ее исполнения. Следует также отметить низкий уровень расходов на социальную политику в каждом из годов анализируемого периода.

Таблица 7 - Динамика исполнения расходной части бюджета го г. Нефтекамск, тыс. руб.

Показатель

2009г.

2010г.

2011г.

План

Факт

Исполнение бюджета, %

План

Факт

Исполнение бюджета, %

План

Факт

Исполнение бюджета, %

Общегосударственные вопросы

38166

38152

99,96

56263

56110

99,73

32570

31852

97,80

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность

13386

13386

100,00

19182

19182

100,00

15104

15104

100,00

Национальная экономика

2184

2184

100,00

51

51

100,00

2257

1241

54,98

Жилищно-коммунальное хозяйство

158872

158872

100,00

284955

284945

100,00

384097

384097

100,00

Образование

488607

488337

99,94

600132

598373

99,71

663020

638293

96,27

Культура, кинематография и средства массовой информации

25888

25869

99,93

48417

48413

99,99

26625

26625

100,00

Здравоохранение и спорт

107847

107427

99,61

130664

130404

99,80

100408

99930

99,52

Социальная политика

51908

34009

65,52

66527

56772

85,34

66798

62910

94,18

Всего расходов

886858

868236

97,90

1206191

1194250

99,01

1290879

1260052

97,61


 

Видно, что практически по всем статьям расходов за три года наблюдается увеличение расходов.10 Так, например, значительно увеличились расходы на образование. Это связано с реформированием данной сферы и передачей больших расходных полномочий с областного бюджета на городской. Также значительно возросли расходы, по сравнению с 2009г. в 2010гг. на жилищно-коммунальное хозяйство. Это связано с многочисленными реформами и нововведениями в области жилищно-коммунального хозяйства с 2009года. Можно увидеть также планомерное увеличение расходов с 2009г. в 2011гг. на здравоохранение и спорт, общегосударственные вопросы, культуру и средства массовой информации.

Для анализа профицитности (дефицитности) бюджета городского округа Нефтекамск сопоставим его доходную и расходную части11 (таблица 8).

Таблица 8 - Динамика профицитности (дефицитности) бюджета го г. Нефтекамск, тыс. руб.

Показатель

2009г.

2010г.

2011г.

Доходы бюджета

875143

1191886

1242381

Расходы бюджета

868236

1194250

1260052

Профицит (дефицит) бюджета

6907

-2364

-17671


 

Анализ таблицы 8 позволяет сделать вывод о том, что за анализируемый период бюджет переходит от профицитной к дефицитной форме формирования (рисунок 8).

 


 

Рис.8 - Сопоставление доходов и расходов бюджета городского округа Нефтекамск, тыс. руб.

Важнейшей характеристикой  бюджетной независимости и самостоятельности  муниципальных бюджетов является его  дотационность12. На сегодняшний день дотационность бюджетов большинства муниципальных образований является проблемой бюджетной системы России.

Оценим степень дотационности  бюджета городского округа Нефтекамск за 2009-2011гг. (таблица 9, рисунок 9).

Таблица 9 - Динамика дотационности бюджета городского округа Нефтекамск, тыс. руб.

 

Показатель

2009г.

2010г.

2011г.

Безвозмездные поступления

359606

497672

716181

Всего доходов

875143

1191886

1242381

Уровень дотационности

0,41

0,42

0,58


 

Рис.9. - Уровень дотационности бюджета городского округа Нефтекамск

Оценка степени дотационности  бюджета городского округа Нефтекамск за 2009-2011гг. позволяет сделать вывод о том, что за анализируемый период происходит рост уровня дотационности бюджета. Таким образом, в данной главе была изучена бюджетная финансовая самостоятельность городского округа Нефтекамск по следующим направлениям:

  • анализ доходов и расходов бюджета городского округа Нефтекамск;
  • анализ финансовой самостоятельности бюджета городского округа Нефтекамск.

Анализ динамики доходов  бюджета позволил сделать следующие  выводы:

1) по сравнению с 2009г. общий объем доходов бюджета в 2010г. возрос на 316743 тыс. руб. (темп роста 136, 19%), причиной чего стали рост безвозмездных поступлений, увеличение поступлений от налога на прибыль и доходы, а также рост доходов от продажи материальных и нематериальных активов;

2) в 2011г. объем доходов бюджета по сравнению с 2010г. возрос в относительном выражении незначительно - на 4,24% (в абсолютном отношении рост составил 50495 тыс. руб.).

Анализ структуры доходной части бюджета с выделением таких  видов доходов, как налоговые  поступления, неналоговые поступления, безвозмездные поступления позволил сделать следующий вывод: за период 2009-2011гг. снижаются доли налоговых и неналоговых доходов, возрастает доля безвозмездных поступлений.

Анализ динамики расходов бюджета позволил сделать следующие  выводы:

1) в 2010г. по сравнению  с 2009г. наблюдается рост расходов бюджета на 326014 тыс. руб. (темп роста 137,55%), при этом происходит рост по всем видам составляющих расходов, за исключением расходов на национальную экономику;

2) по сравнению с 2010г.  в 2011г. в относительном выражении расходы бюджета выросли незначительно (на 5,51%), в абсолютном выражении рост составил 65802 тыс. руб.

Анализ структуры расходной  части бюджета городского округа Нефтекамск позволяет сделать вывод  о том, что в структуре расходов преобладают расходы на образование, расходы на жилищно-коммунальное хозяйство, расходы на здравоохранение и  спорт. Анализ финансовой самостоятельности бюджета городского округа Нефтекамск позволил сделать следующие выводы:

1) за анализируемый период  бюджет переходит от профицитной  к дефицитной форме формирования;

2) происходит рост уровня  дотационности бюджета, снижается  финансовая самостоятельность бюджета.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Основой бюджетно-финансовой самостоятельности местного самоуправления выступает муниципальный бюджет, который представляет собой форму  образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения  задач и функций, отнесенных к  предметам ведения местного самоуправления. 13

Принятие в 2003 г. Федерального закона «Об общих принципах организации  местного самоуправления» и целого ряда других федеральных и региональных актов позволило заметно повысить роль местного самоуправления в жизни  российского общества. Эффективность  местного самоуправления определяется, прежде всего, материальными и финансовыми  ресурсами, имеющимися в распоряжении местного сообщества. 14

В работе были рассмотрены  финансовые ресурсы муниципального образования на примере города Нефтекамск. Можно сказать, что на сегодняшний  день финансовые ресурсы формируются  в основном за счет налоговых источников.15 Анализ структуры расходной части бюджета городского округа Нефтекамск позволяет сделать вывод о том, что в структуре расходов преобладают расходы на образование, расходы на жилищно-коммунальное хозяйство, расходы на здравоохранение и спорт. Анализ финансовой самостоятельности бюджета городского округа Нефтекамск позволил сделать следующие выводы: за анализируемый период бюджет переходит от профицитной к дефицитной форме формирования и также происходит рост уровня дотационности бюджета, снижается финансовая самостоятельность бюджета. Именно от того, насколько развита экономика, которая не может развиваться без развития науки, зависит размер доходной части муниципального бюджета, необходимость в заимствованиях и т.д., а от этого и зависит то, насколько эффективно будет проводиться финансирование социальной сферы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ.

 

  1. Конституция Российской Федерации. Принята на всенародном голосовании 12.12.1993 (с изм. и доп. на 30.12.2006). - М.: Юридическая литература, 2007.
  2. Бюджетный Кодекс Российской Федерации от 31 июня 1998г. №145-ФЗ [принят Гос. Думой Фед. Собрания 16.07.98г.] [ред. от 17.04.2010г.] // СПС КонсультантПлюс. Версия Проф [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - [М., 2010].
  3. Налоговый Кодекс Российской Федерации от 31 июня 1998г. №146-ФЗ [принят Гос. Думой Фед. Собрания 16.07.98г.] [ред. от 09.03.2010г.] // СПС КонсультантПлюс. Версия Проф [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - [М., 2010].
  4. Закон Российской Федерации от 6 октября 2003г. № 167-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" [принят Гос. Думой Фед. Собрания 16.10.2002г.] [ред. от 07.02.2010г.] // СПС КонсультантПлюс. Версия Проф [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - [М., 2010].
  5. Александров, И.М. Бюджетная система Российской Федерации: учебник / И.М. Александров. - 2-е изд. - М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К°", 2007. - 486с.
  6. Финансы / под ред.Г.Б. Поляка. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. - 703с.
  7. Николаева, Т.П. Бюджетная система РФ. //Т.П, Николаева - М.: Изд-во Московского международного института эконометрики, информатики, финансов и права//Т.П, Николаева, 2009.
  8. Бобкова О.В., Борисов М.С., Колпаков Р.В., Гатин А.М. Комментарий к Бюджетному кодексу Российской Федерации. - М.: ЭКЗАМЕН XXI, 2009. - С. 321.
  9. Соколова, А.А. Актуальные вопросы реформы местного самоуправления в Российской Федерации / А.А. Соколова [электронный ресурс] // http://www.ncstu.ru
  10. Валентей, С.Д., Хабриева, Т.Я. Проблемы формирования местных бюджетов и муниципальной собственности / С.Д. Валентей, Т.Я. Хабриева // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. - 2008. - №1. - С.49-57.
  11. Захарченко, А. А. Реформирование муниципальных финансов в условиях реорганизации местного самоуправления / А. А. Захарченко. -  2008. - №11.
  12. Леонтьев, В.Е. «Финансы. Деньги, кредит и банки». / В. Е. Леонтьев. - М., 2003 год.
  13. Государственные и Муниципальные финансы: Учебное пособие для студентов вузов / Н.Б. Ермасова, М.Г. Миронов, Е.А. Ермакова и др.; Под редакцией академика Г.Б. Поляка. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 303 с.
  14. "О бюджете городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан на 2009г. ": Решение Совета городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан.
  15. "О бюджете городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан на 2010г. ": Решение Совета городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан.
  16. "О бюджете городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан на 2011г. ": Решение Совета городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан.

Информация о работе Финансы предприятий