Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2012 в 11:07, курсовая работа
Российская экономика переживает трудности: остановился рост валового внутреннего продукта, продолжается спад инвестиций, уменьшается собираемость налогов и других государственных сборов и платежей, растут расходы по обслуживанию внутреннего и внешнего долга. Сложное положение в социальной сфере, снижаются доходы населения, а значит, и уровень потребления.
Введение           3
Глава 1. Доходы государственного бюджета     6
Доходы бюджета: состав и формирование     6
Роль налогов в формировании государственного бюджета  10
Различия формирования налогами доходной части бюджета
России и капиталистических  стран      18
Формирование государственного бюджета за счет государственных займов          11
Основные направления бюджетной политики в образовании
доходной части бюджета 2000 г.      25
Глава 2. Основные показатели государственного бюджета России  30
Формирование доходной части бюджета 1994-1998 гг.  30
Проблема укрепления бюджета федерации    33
Заключение           36
Используемая литература        38
Таким образом, 100%-ное выполнение бюджетных обязательств, а в определенном бюджете это гарантировано, дает в конечном итоге возможность использовать средства предприятий по их прямому назначению – закупать сырье, материалы, топливо и энергию, производить транспортные расходы, т.е. запускать производство.
Четвертое. Бюджет развития. Он в текущем году практически не заработал. Прошедшее время было истрачено на формирование механизмов его функционирования. Но теперь они есть. А, следовательно, есть и уверенность в том, что в 1999 г. будет восполнено отставание.
Предлагаемый проект федерального бюджета на 2000 год определился так:
по доходам – 340 млрд. руб.
по расходам – 472 млрд. руб.
дефицит составляет 132 млрд. руб.
Доходы федерального бюджета 2000 года составляют 12,36% к ВВП. В общем объеме доходов основной удельный вес занимают налоги – 85,1%, или 289,4 млрд. руб. Анализ структуры налогов показывает, сто она претерпела существенные изменения по сравнению с 1998 и 1999 годами.
На 62% по сравнению с действующими условиями сокращается налог на прибыль, несколько сокращаются акцизы. На 18% возрастает НДС, ресурсные платежи, таможенные и прочие налоги практически не изменяются. Такая структура налогов позволит увеличить их собираемость в федеральный бюджет.
Остановимся несколько подробнее на особенностях формирования прогноза поступлений по основным видам налоговых доходов.
Налог на добавленную стоимость – наиболее крупный налог, за счет которого будет собираться более половины всех налоговых доходов. Рассчитан с учетом отмены действующей в настоящее время ставки на отдельные виды продовольственных товаров и товаров для детей в размере 22%. При этом зачисление налога предполагается производить в доходы бюджетной системы по ставке 19% с сохранением действующих в настоящее время нормативов распределения этого налога между федеральным бюджетом (75%) и бюджетами субъектов РФ (25%). По ставке 1% - в Пенсионный Фонд и по ставке 1% - в территориальные дорожные фонды.
Изменение ставок отчислений в государственные внебюджетные социальные фонды, отмена целого ряда налогов и сборов увеличивает прогнозируемую сумму прибыли на 79 млрд. руб. В расчетах налога сохранена консолидированная ставка в размере 35%, в том числе в федеральный бюджет – 13%.
Кроме поступления налога на доход предприятий, учтены поступления налога на доходы от капитала, получаемые физическими и юридическими лицами в виде дивидендов и процентов, в общей сумме 9,8 млрд. руб. с зачислением его полном объеме в федеральный бюджет.
Акцизы на минеральное сырье (нефть и природный газ) прогнозируются в общей сумме 49,2 млрд. руб., в составе которых дополнительные поступления, связанные с проведением Правительством РФ работы по улучшению собираемости налоговых доходов в этом секторе экономики – 5,1 млрд. руб. (более 10%). Кроме того, в сумме акциза на нефть дополнительно предусмотрены доходы от увеличения облагаемой базы на объем услуг по перекачке нефти в сумме 2 млрд. руб.
При формировании доходов федерального бюджета на 2000 год сохранен действующий в 1999 г. порядок централизации на федеральном уровне 30% земельного налога для финансирования Государственной программы повышения плодородия почв и ведения земельного кадастра. Общая сумма поступлений в бюджет централизуемых средств земельного налога, включая средства от арендной платы за землю, предусматривается на 2000 г. в 2,6 млрд. руб.
В связи с введением уже в текущем году налога на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте, в прогнозе доходов бюджета учтено поступление указанного налога в сумме 1,6 млрд. руб., из которых в федеральный бюджет по нормативу 60% поступит 1 млрд. руб.
В составе неналоговых 
доходов бюджета основной удельный 
вес занимает доходы от использования 
и продажи имущества, находящегося 
в государственной 
Проектом Программы приватизации государственного имущества в РФ, представленном на рассмотрение Государственной Думы в пакете документов к проекту федерального бюджета на 2000 г., объем доходов от продажи государственного имущества в 2000 г. прогнозируется в сумме порядка 30 млрд. руб. Однако, учитывая складывающиеся тенденции в приватизации, возможные сроки продажи государственной собственности и поступления средств от этих операций в 2000 г., реальный прогноз поступления доходов в федеральный бюджет по этому источнику оценен в сумме в 6,1 млрд. руб.
В 2000 г., так же как и в текущем году, основными источниками поступления доходов от внешнеэкономической деятельности останутся доходы от взимания импортных таможенных пошлин и доходы от реализации на внешнем рынке драгоценных металлов и драгоценных камней, учтенные в прогнозе доходов федерального бюджета в сумме 25,6 млрд. руб. Средневзвешенная ставка таможенных пошлин в 2000 г. рассчитана с учетом действующей системы преференций Российской Федерации и положений, содержащихся в Заявлении Правительства и Центрального банка РФ от 10 марта 1995 г., других программных документов Правительства по внешнеэкономической деятельности со снижением против сложившейся на 5%. Вместе с тем в расчете импортных пошлин не предусмотрены потери доходов федерального бюджета в связи с существующими в настоящее время льготами по таможенным платежам, предоставленным отдельным хозяйствующим субъектам и регионам Российской Федерации законодательными актами и указами Президента РФ (2 трлн. руб.), поскольку Правительством внесены предложения по их отмене.
Общий объем доходов, направляемых в федеральные целевые бюджетные фонды, предусмотрен в сумме 24,9 млрд. руб. (0,9% к ВВП). В их составе предусматривается образование Федерального экономического фонда, Государственного фонда борьбы с преступностью и другие фонды.12
 
Глава 2. Основные показатели государственного бюджета России
2.1. Формирование доходной части бюджета
Российская экономика 
Сложное положение в социальной сфере, снижаются доходы населения, а значит, и уровень потребления. В результате ухудшения конъюнктуры на мировом рынке сократились доходы России от продажи нефти, газа, цветных металлов в ощутимых размерах.
Таблица 2.1.1.
Бюджетные доходы и расходы в 1994-1998 гг.13
1994  | 
  1995  | 
  1996  | 
  1997  | 
  1998  | |
Обыкновенные:  | 
  |||||
доходы  | 
  2526  | 
  2781  | 
  2952  | 
  3106  | 
  3315  | 
расходы  | 
  2451  | 
  2473  | 
  2999  | 
  3722  | 
  3970  | 
Чрезвычайные:  | 
  |||||
доходы  | 
  163  | 
  54  | 
  3  | 
  2  | 
  13  | 
расходы  | 
  456  | 
  424  | 
  340  | 
  449  | 
  285  | 
Общее сальдо  | 
  -218  | 
  -92  | 
  -221  | 
  -1063  | 
  -872  | 
В цифрах бюджета складывается глубокий кризис: расходы ежегодно превышают доходы. В целом они выражают беспокойство и неустойчивость.
Одним из условий достижения экономического роста является наличие свободных финансовых ресурсов. Но в динамике роста бюджета наблюдается дефицит этих средств (рис. 2.1.1).
5000
4000
3000
2000
1000
1994 1995 1996 1997 1998
Рис. 2.1.1. Динамика роста доходов и расходов бюджета за 1994-1998 гг.14
В целях достижения намеченных экономических результатов, Правительству РФ необходимо принять меры для уменьшения государственного долга России.
Таблица 2.1.2.
Государственный долг Российской Федерации.
1993  | 
  1994  | 
  1995  | 
  1996  | 
  1997  | 
  1998  | 
4997  | 
  5944  | 
  6275  | 
  6652  | 
  9055  | 
  9724  | 
 
10000
8000
6000
4000
1993 1994 1995 1996 1997 1998
Рисунок 2.1.2. Динамика роста государственного долга РФ
В 1998 г. размер государственного долга в расчете на одного жителя России составлял – 258 млн. руб. В составе внешних источников финансирования дефицита бюджета прогнозируется привлечь МВФ, МБРР, от размещения евробондов в следующих размерах:
Таблица 2.1.3.
Состав внешних источников финансирования дефицита бюджета на 1999 и 2000 гг. (прогноз) млрд. долл. США
Привлечение средств  | 
  1999 г.  | 
  2000 г.  | 
МВФ  | 
  2,8  | 
  1,8  | 
МБРР  | 
  1,3  | 
  2,0  | 
Евробонды  | 
  4,0  | 
  4,0  | 
Всего  | 
  8,1  | 
  7,8  | 
Общий объем чистых внешних источников финансирования дефицита федерального бюджета на 1999 г. оценивается в 1,3 млрд. долл. США, в 2000 г. в 0,2 млрд. долл. США.15
 
2.2. Проблема укрепления бюджета федерации
Путь реформирования межбюджетных отношений в России чрезвычайно труден. Резкие повороты на этом пути чреваты тяжелыми последствиями. Необходима очень гибкая, взвешенная политика, осторожное введение новых бюджетов, терпеливое приспособление действующих механизмов к новым условиям функционирования.
Среди множества бюджетных проблем следует, прежде всего, выделить три:
Формирование бюджетных 
Таблица 2.2.1.
Распределение налоговых поступлений по уровням бюджетной системы (в %, 1999 г.)
Налоги  | 
  Всего  | 
  Федераль-ный бюджет  | 
  Бюджеты субъектов Федерации  | 
  Бюджеты местных органов власти  | 
Все налоги  | 
  100  | 
  47,4  | 
  26,7  | 
  25,9  | 
Налог на прибыль  | 
  100  | 
  35,1  | 
  39,3  | 
  25,5  | 
НДС на товары, произведенные в России  | 
  100  | 
  71,0  | 
  16,5  | 
  12,4  | 
Подоходный налог с населения  | 
  100  | 
  8,9  | 
  24,2  | 
  66,8  | 
Акцизы  | 
  100  | 
  73,0  | 
  21,1  | 
  5,8  | 
Эти четыре вида налогов составили 70,3% налоговых доходов федерального бюджета, 77% - региональных бюджетов и 71% местных бюджетов (табл. 2.2.2)
Таблица 2.2.2
Структура налоговых доходов (в %, 1999 г.)
Налоги  | 
  Федеральный бюджет  | 
  Бюджеты субъектов Федерации  | 
  Бюджеты местных органов власти  | 
Налог на прибыль  | 
  24,0  | 
  47,8  | 
  32,1  | 
НДС на товары, произведенные в России  | 
  35,3  | 
  14,6  | 
  11,3  | 
Подоходный налог с населения  | 
  0,6  | 
  9,2  | 
  26,2  | 
Акцизы  | 
  10,4  | 
  5,3  | 
  1,5  | 
Прочие налоговые поступления  | 
  29,7  | 
  23,1  | 
  28,8  |